Урок по русскому языку на тему: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями употребления существительных в предложном падеже и правописание окончаний.

  2. Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах.

  3. Привлечь внимание детей к красоте зимней природы.

  4. Способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.

  5. Совершенствовать умения отбирать нужные для описания слова.


Ход урока: 1. Оргмомент и сообщение целей урока. - Прочитайте на доске: В деревне, о снеге, в лесу, на дереве, на крыльце. - В каком падеже данные существительные? (в предложном). - Что вы знаете о предложном падеже? (Родоначальником нашего нынешнего предложного падежа был древний местный падеж. Летописи так и пестрили им: Во городе во Смоленске и т.п. Теперь потомок местного падежа, падеж предложный, служит у нас для обозначения времени, места, как в старину, а также того, о ком (или о чём) мы ведём речь. А предложным он называется за выработанную веками привычку не употребляться без предлогов.) - Сформулируйте тему нашего урока. (Безударные окончания имён существительных в предложном падеже).
2. Работа по теме урока. - Прочитайте загадку и отгадайте её.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка). - Разберите по членам предложения. - Назовите имена существительные, которые встречаются в данной загадке. - Задайте вопрос к существительным в воздухе, на ладошке. а) Работа с таблицей. - Посмотрите, в каком падеже существительные отвечают на вопросы: О ком? О чём? ( В предложном падеже). - Почему падеж так назван? (Существительные в предложном падеже без предлогов не употребляются). - Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже. (О, ОБ, В, НА, ПРИ). - Какое окончание у существительных в предложном падеже 1 склонения? (-Е); 2 склонения? (-Е); 3 склонения? (-И). - Существительные, какого склонения в предложном падеже имеют одинаковое окончание? (1-го и 2-го склонения). Чтение вывода на странице 96-97 учебника. б) Упражнение «Предложный падеж». Учитель показывает предметные картинки. Учащиеся должны записать существительные в предложном падеже. Первый ряд записывает в предложном падеже имена существительные 1 склонения, второй ряд - 2 склонения, третий ряд - 3 склонения. БЕРЁЗА, ДУБ, РЕКА, ЛЕС, ЛОШАДЬ, ВОРОНА, СНЕГ, ВЕТВЬ, СОЛНЦЕ, ДЕВОЧКА, РАДОСТЬ.
3. Словарно-орфографическая работа. а) Упражнение «Однокоренные слова» - Подберите и запишите к слову СНЕГ однокоренные слова. (Снежинка, снеговик, снежный, подснежник, снегоходы, снегопад, Снегурочка, снеговичок). Подчеркните безударные гласные в корне слова. б) - Упражнение «Безударные гласные». - Запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова к теме «Снег идёт». Для выполнения этого задания вам помогут карточки, которые лежат у вас на партах. (Полетели, снежинки, красивые, зима, холодные, лежат).
4. Повторение. Выборочное письмо. - Прочитайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй». - Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте. - Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? - А теперь из текста выпишите согласованные словосочетания и определите в них главные слова. - К какой части речи относятся ваши главные слова. Определите их склонение и падеж.
6. Физкультминутка. С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки). А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Потягивания - руки в стороны). Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. ( Ходьба на месте, колени высоко поднимаются). Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте). Ну, а мы идём, идём (Ходьба на месте). И к себе приходим в дом. (Дети садятся за парты).
7. Знакомство с картиной Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». - Какое время года изобразил художник? - Почему вы догадались, что это начало зимы? - Какое время суток изображено? Как вы догадались? - Кого изобразил художник на переднем плане? - Что можно сказать, глядя на выражение их лиц? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? - А вы какие чувства испытываете при виде первого снега? - Напишите об этом в своей тетради. (Дифференцированные карточки).
8. Домашнее задание. Упражнение 218, стр. 98
9. Итог урока. - Какие открытия сделали сегодня? - Существительные какого склонения в предложном падеже имеют окончание -И? ( 3СКЛ.), -Е? (1СКЛ. И 2СКЛ.)

© 2010-2022