Программа работы классного руководителя с социально неадаптированными детьми «Первоклассник»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа работы классного руководителя с социально неадаптированными детьми «Первоклассник»
Обоснование актуальности программы «Первоклассник» Адаптация первоклассников к образовательно-развивающей среде начальной школы - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую он активно включается, наконец, изменяется весь уклад его жизни. Адаптация является одним из универсальных способов преодоления кризисных явлений и подготовки к деятельности в новых социальных условиях, поэтому необходимо расширение педагогического кругозора их психологических позиций (адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде), и педагогических позиций (вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи). Адаптация младших школьников зависит от многих внешних, внутренних, биологических, социальных, зависящих и не зависящих от учителя и начальной школы факторов, ее следует рассматривать как процесс активного освоения ребенком социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие ребенка в данной среде. Поэтому необходимо создавать школьнику условия для саморазвития и самореализации, считая его субъектом собственной деятельности. Если у старшего дошкольника не сформирована готовность к обучению в школе на морфофункциональным, умственном и личностном развитии, то его адаптация к условиям образовательной среды будет проходить сложно. При возникновении проблем адаптации младших школьников необходимо выяснить, каковы степень обучаемости и адаптационная направленность ребенка. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения, это длительный многоаспектный процесс, решающую роль в успешности которого играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Педагогу необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе обучать его конструктивному решению своих трудностей, цивилизованному выражению возникающих чувств, создавать ситуации успешности обучения. Система адаптации детей к условиям образовательно-развивающей среды концентрирует методологический и методический инструментарий помощи детям в принятии новых жизненных условий, налаживании позитивных коммуникаций с одноклассниками, достижении успехов в учении, уверенности в себе, умений толерантными способами решать возникшие проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхами, гневом, обидой, способности к эмпатии, что, в конечном итоге, что позволит укрепить психическое и физическое здоровье детей, научит их жить в мире с собой и окружающими. Цель программы: помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль и адаптироваться к школьной жизни. Задачи программы: - формирование представления о важности и необходимости соблюдения в школе школьных правил, правил этикета, толерантных отношений к другим людям; - формирование устойчивого интереса к знаниям; - совершенствование условий для развития личности первоклассника; - создание условий социальной защищенности первоклассника. Ожидаемые результаты: Портрет первоклассника:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • умеющий соблюдать правила ученика;
  • толерантно относится к другим людям;
  • уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Мероприятия по реализации программы:

Основные направления работы классного руководителя

Содержание деятельности классного руководителя

Задачи

Ответственные

Сроки Диагностика первоклассников Анкетирование, изучение школьной документации «Социальное благополучие обучающихся» Выявление социально неадаптированных детей Кл. рук 1-я неделя сентября Встречи-беседы с родителями учащихся о трудностях в воспитании ребенка Оказание педагогической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании ребенка Кл. рук. 2-я неделя сентября Оказание психологической помощи Включение в содержание изучения предметов материала развивающего характера Развитие познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка Кл. рук. В теч. уч. года Тестирование психо-эмоциональной сферой личности ребенка Изучение психического своеобразия учащихся Психолог сентябрь Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей Формирование толерантных отношений к другим людям Психолог В течение уч. года Педагогическая поддержка учащихся Создавать на уроке ситуацию успеха Формирование положительной мотивации к учению Учителя В течение уч. года Способствовать успешному принятию исполнению роли ученика Создание благоприятных условий для школьной адаптации Кл.рук., учителя Сентябрь Создание условий для саморазвития и самореализации личности первоклассника Помогать в выборе жизненного пути Создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности учащегося Кл.рук., психолог, учителя В течение уч. года Поддерживать в различных жизненных ситуациях Изучение семьи ребенка Кл.рук., соц.педагог В теч. уч. года Расширение познавательных и творческих способностей обучающегося Использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей, стимулирования их самоопределения, саморазвития Вовлечение учащихся в кружки по интересам Обучающиеся, родители, педагоги-организаторы. В течение уч. года

© 2010-2022