- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование Кружка математики 3 класс
Тематическое планирование Кружка математики 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шабанова В.А. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа дополнительного образования кружка «Эрудит».
Пояснительная записка.
Актуальность
Начинать формировать математическую культуру необходимо в начальных классах. Младший школьный возраст сензитивен для формирования компонентов учебной деятельности и развития логического мышления. Раннее приобщение ребёнка к математике имеет ряд положительных сторон в плане, как развития его личности, так и последующего изучения математики в школе, облегчая социализацию ребёнка, вхождение его в информационное общество.
Основные научные идеи, цели кружка:
Программа строится с учётом требований природосообразности в обучении младших школьников, механизмов поэтапного формирования умственных действий Гальперина-Талызиной.
Приоритетные цели кружка:
-
Развитие внимание, памяти, логические, коммуникативные учебные действия.
-
Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.
-
Формировать умения и навыки самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования и успешности.
Задачи:
· привлечение творчески одаренных детей к самостоятельной учебной деятельности;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся;
· развитие культуры публичной дискуссии;
· формирование умений и навыков научного общения;
· создание творческих лабораторий в целях дальнейшего развития у учащихся ключевых образовательных компетентностей.
Обучающие:
-
учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления при подготовки к олимпиадам;
Развивающие:
-
повышать интерес к науке, через работу в различных видах деятельности;
-
развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
-
развивать пространственное воображение через решение задач.
Воспитательные:
-
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в кружке;
-
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение декады Математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
-
формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах на занятиях кружка.
-
стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1час в неделю.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
-
доступности,
-
преемственности,
-
перспективности,
-
развивающей направленности,
-
учёта индивидуальных способностей,
-
органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся начальных классов, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Нормативные документы, лежащие в основе ведения кружка
Программа кружка составлена в соответствии с требованиями ФГОС-2НОО.
Возраст обучающихся
Кружок рассчитан на реализацию в 3-м классе общеобразовательной школы в рамках общего интеллектуального направления внеурочной деятельности.
Результаты прохождения кружка внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-обучающие осознают, что математика важный учебный предмет в учёбе и в межпредметной связи с другими науками;
Метапредметные результаты:
-у обучающихся развиваются основные приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация, моделирование, обобщение;
-формируются коммуникативные учебные действия, компоненты учебной деятельности. Предметные результаты: У обучающихся формируются представления: - о множестве и его элементах и о действиях над множествами; - о моделях, о моделировании задач ; - об алгоритме решения задач, как последовательности действий и способах его представления; - выполнять простые алгоритмы решения задач; - об исполнителе и системе своей группы или команды; - о проекте, как творческом представлении своего мнения. Условия реализации программы курса Для реализации образовательной программы курса необходимо наличие следующих компонент: - авторские дидактические материалы в форме ТПО для учащихся «Умникам и умницам. 3 класс»; - учебный класс, соответствующий нормам СанПиНа; - методическая система развивающих, обучающих и диагностических математических программ, соответствующих психолого-педагогическим требованиям; - учет специфики работы учителя с данной возрастной категорией обучающихся. При организации учебного процесса важно использовать здоровьесберегающие технологии (необходимо выполнить гимнастику для глаз; учитель должен предусмотреть частую смену видов деятельности на занятии).
Формы контроля:
№п/п
Контроль
Форма контроля
Решение задач
Участие в школьных и городских олимпиадах, всероссийских дистанционных интеллектуальных олимпиадах, конкурсах «ЭМУ», «Кенгурёнок», «Познание и творчество», vot-zadachka.ru, и др
Проекты, исследовательские работы
Участие в конференции НПК «Гости из будущего».
Разработка викторин, интеллектуальных конкурсов для начальной школы, математических праздников, математических марафонов и т.д.
Декада математики.
Результаты по итогам года.
Календарно-тематический план
Программой курса предусмотрено проведение: - практических работ (15 минут) - 35ч.; - проектных работ - 1; - проверочных работ - 2.
План работы кружка «Эрудит»
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Примечание
1-2
Вводное занятие. Задачи-шутки.
Правила поведения и техника безопасности в классе и школе.
2
Стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.
3-4
Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых(выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию).
2
Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и связи математики с другими предметами в подготовки к олимпиадам.
5
Решение комбинаторных задач способом перебора.
Способы получения информации в современном мире.
1
Формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление.
6-7
Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д.
Виды переработки и сокращения текста при решении задач.
2
Учить работать с книгой - источником знаний и информации. Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиад Формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах .
9-10
Решение логических задач с помощью таблиц и графов (подготовка к олимпиаде)
Разработка и проведение математической игры.
2
Организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка.
11-12
Декада Математики.
Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов.
Разработка и оформление буклета «Математическая викторина» к неделе науки.
2
Составление математических задач самими участниками кружка. Оформить буклеты на математическую тему в компьютерном классе.
13
Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»).
Сценарий праздника «Юный математик»
1
Разрабатывают праздничное мероприятие посвящённое Декаде математики.
14-16
Логические задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. Алгоритм решения задач .Способы представления алгоритма.
3
Учить быть последовательным при обсуждении решения задач.
17-18
Решение задач разными способами, определение рационального способа решения.
Разработки и проведение математической игры.
Всероссийские олимпиады (Весенний тур).
2
Для математической игры организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка.
Всероссийские олимпиады: Интеллект - экспресс, Познание и творчество, Сайт: vot-zadachka.ru. «ЭМУ», «Кенгурёнок» и др.
19
Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств.
Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача».
1
Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе.
21-22
Решение простых задач на движение. Математика в весёлых и занимательных задачах.
2
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
23-24
Встречное движение и движение в противоположном направлении.
Логические задачи в сказках.
2
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать.
25-27
Движение вдогонку Моделирование задач
3
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное.
28-30
Движение с отставанием Математические раунды в 3 этапа «Самый быстрый и умный»
3
Развивать мыслительную деятельность учащихся через игру.
31-33
Задачи на переправы, переливания, взвешивания Судьба и слава великих учёных математиков.
3
Для сбора информации организовать посещение в детскую и городскую библиотеки и на уроках рас казать о полученной информации в виде презентаций. Учебно-методическое обеспечение кружка Учебно-программные материалы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО второго поколения;
- Авторские тетради на печатной основе Соколова Н.В «Умникам и умницам . 3класс»
- Дополнительные:
- Соколова Н.В. Учебные тетради № 1, 2 «Умникам и умницам. 3 класс». - СПб: Питер, 2010.
- ПервоЛого: справочник. - М. ИНТ, 2010.
- Столярова Н.Н., Волкова С. Развитие познавательных способностей: учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 1994.
- Горячев А.В. Методические рекомендации, учебные тетради. М.: Баласс, 2010.
- Журналы «Информатика и образование» за 2005-2010 гг.; раздел «Информатика в начальной школе».
- Журналы «Начальная школа» за 2008-2012 гг.
- Учебно-практические материалы:
- Программное обеспечение курса (см. таблицу).
- Зыкина О.М. Компьютер для детей: хрестоматия. - М.: Эксмо, 2006.
- Симонович С. Веселая энциклопедия по информатике: хрестоматия. - СПб.: Питер, 2005.