Тематическое планирование Кружка математики 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит».

Пояснительная записка.

Актуальность

Начинать формировать математическую культуру необходимо в начальных классах. Младший школьный возраст сензитивен для формирования компонентов учебной деятельности и развития логического мышления. Раннее приобщение ребёнка к математике имеет ряд положительных сторон в плане, как развития его личности, так и последующего изучения математики в школе, облегчая социализацию ребёнка, вхождение его в информационное общество.

Основные научные идеи, цели кружка:

Программа строится с учётом требований природосообразности в обучении младших школьников, механизмов поэтапного формирования умственных действий Гальперина-Талызиной.

Приоритетные цели кружка:

  • Развитие внимание, памяти, логические, коммуникативные учебные действия.

  • Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.

  • Формировать умения и навыки самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования и успешности.

Задачи:

· привлечение творчески одаренных детей к самостоятельной учебной деятельности;

· формирование коммуникативной компетенции учащихся;

· развитие культуры публичной дискуссии;

· формирование умений и навыков научного общения;

· создание творческих лабораторий в целях дальнейшего развития у учащихся ключевых образовательных компетентностей.

Обучающие:

  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления при подготовки к олимпиадам;

Развивающие:

  • повышать интерес к науке, через работу в различных видах деятельности;

  • развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

  • развивать пространственное воображение через решение задач.

Воспитательные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в кружке;

  • воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение декады Математики, подготовку и представление докладов, решение задач;

  • формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах на занятиях кружка.

  • стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1час в неделю.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

  • доступности,

  • преемственности,

  • перспективности,

  • развивающей направленности,

  • учёта индивидуальных способностей,

  • органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся начальных классов, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Нормативные документы, лежащие в основе ведения кружка

Программа кружка составлена в соответствии с требованиями ФГОС-2НОО.

Возраст обучающихся

Кружок рассчитан на реализацию в 3-м классе общеобразовательной школы в рамках общего интеллектуального направления внеурочной деятельности.

Результаты прохождения кружка внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-обучающие осознают, что математика важный учебный предмет в учёбе и в межпредметной связи с другими науками;

Метапредметные результаты:

-у обучающихся развиваются основные приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация, моделирование, обобщение;

-формируются коммуникативные учебные действия, компоненты учебной деятельности. Предметные результаты: У обучающихся формируются представления: - о множестве и его элементах и о действиях над множествами; - о моделях, о моделировании задач ; - об алгоритме решения задач, как последовательности действий и способах его представления; - выполнять простые алгоритмы решения задач; - об исполнителе и системе своей группы или команды; - о проекте, как творческом представлении своего мнения. Условия реализации программы курса Для реализации образовательной программы курса необходимо наличие следующих компонент: - авторские дидактические материалы в форме ТПО для учащихся «Умникам и умницам. 3 класс»; - учебный класс, соответствующий нормам СанПиНа; - методическая система развивающих, обучающих и диагностических математических программ, соответствующих психолого-педагогическим требованиям; - учет специфики работы учителя с данной возрастной категорией обучающихся. При организации учебного процесса важно использовать здоровьесберегающие технологии (необходимо выполнить гимнастику для глаз; учитель должен предусмотреть частую смену видов деятельности на занятии).

Формы контроля:

№п/п

Контроль

Форма контроля

Решение задач

Участие в школьных и городских олимпиадах, всероссийских дистанционных интеллектуальных олимпиадах, конкурсах «ЭМУ», «Кенгурёнок», «Познание и творчество», vot-zadachka.ru, и др

    Проекты, исследовательские работы

    Участие в конференции НПК «Гости из будущего».

      Разработка викторин, интеллектуальных конкурсов для начальной школы, математических праздников, математических марафонов и т.д.

      Декада математики.

      Результаты по итогам года.

      Календарно-тематический план

      Программой курса предусмотрено проведение: - практических работ (15 минут) - 35ч.; - проектных работ - 1; - проверочных работ - 2.

      План работы кружка «Эрудит»

      № занятия

      Тема занятия

      Количество часов

      Примечание

      1-2

      Вводное занятие. Задачи-шутки.

      Правила поведения и техника безопасности в классе и школе.

      2

      Стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.

      3-4

      Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых(выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию).

      2

      Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и связи математики с другими предметами в подготовки к олимпиадам.

      5

      Решение комбинаторных задач способом перебора.

      Способы получения информации в современном мире.

      1

      Формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление.

      6-7

      Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д.

      Виды переработки и сокращения текста при решении задач.

      2

      Учить работать с книгой - источником знаний и информации. Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиад Формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах .

      9-10

      Решение логических задач с помощью таблиц и графов (подготовка к олимпиаде)

      Разработка и проведение математической игры.

      2

      Организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка.

      11-12

      Декада Математики.

      Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов.

      Разработка и оформление буклета «Математическая викторина» к неделе науки.

      2

      Составление математических задач самими участниками кружка. Оформить буклеты на математическую тему в компьютерном классе.

      13

      Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»).

      Сценарий праздника «Юный математик»

      1

      Разрабатывают праздничное мероприятие посвящённое Декаде математики.

      14-16

      Логические задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. Алгоритм решения задач .Способы представления алгоритма.

      3

      Учить быть последовательным при обсуждении решения задач.

      17-18

      Решение задач разными способами, определение рационального способа решения.

      Разработки и проведение математической игры.

      Всероссийские олимпиады (Весенний тур).

      2

      Для математической игры организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка.

      Всероссийские олимпиады: Интеллект - экспресс, Познание и творчество, Сайт: vot-zadachka.ru. «ЭМУ», «Кенгурёнок» и др.

      19

      Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств.

      Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача».

      1

      Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе.

      21-22

      Решение простых задач на движение. Математика в весёлых и занимательных задачах.

      2

      Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.

      23-24

      Встречное движение и движение в противоположном направлении.

      Логические задачи в сказках.

      2

      Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать.

      25-27

      Движение вдогонку Моделирование задач

      3

      Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное.

      28-30

      Движение с отставанием Математические раунды в 3 этапа «Самый быстрый и умный»

      3

      Развивать мыслительную деятельность учащихся через игру.

      31-33

      Задачи на переправы, переливания, взвешивания Судьба и слава великих учёных математиков.

      3

      Для сбора информации организовать посещение в детскую и городскую библиотеки и на уроках рас казать о полученной информации в виде презентаций. Учебно-методическое обеспечение кружка Учебно-программные материалы:

      1. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО второго поколения;
      2. Авторские тетради на печатной основе Соколова Н.В «Умникам и умницам . 3класс»
      3. Дополнительные:
      4. Соколова Н.В. Учебные тетради № 1, 2 «Умникам и умницам. 3 класс». - СПб: Питер, 2010.
      5. ПервоЛого: справочник. - М. ИНТ, 2010.
      6. Столярова Н.Н., Волкова С. Развитие познавательных способностей: учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 1994.
      7. Горячев А.В. Методические рекомендации, учебные тетради. М.: Баласс, 2010.
      8. Журналы «Информатика и образование» за 2005-2010 гг.; раздел «Информатика в начальной школе».
      9. Журналы «Начальная школа» за 2008-2012 гг.
      10. Учебно-практические материалы:
      11. Программное обеспечение курса (см. таблицу).
      12. Зыкина О.М. Компьютер для детей: хрестоматия. - М.: Эксмо, 2006.
      13. Симонович С. Веселая энциклопедия по информатике: хрестоматия. - СПб.: Питер, 2005.




      © 2010-2022