- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миры. ПНШ (2ласс)
Рабочая программа по окружающему миры. ПНШ (2ласс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукьянова Т.Н. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, концепции «Перспективная начальная школа», авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой. Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
- Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 2 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 год
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига /Учебник, 2012 год
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига /Учебник 2012 год
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012 год
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир» Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс
Человек и природа (40ч) Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля. Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений. Человек и общество (24ч) Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева. Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды. Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского). Правила безопасного поведения (4ч) Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» В результате изучения раздела «Человек и природа» Обучающийся научится: характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Обучающийся получит возможность научиться: использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество» Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» Обучающийся научится:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№
п/п
Тема урока (страницы учебника, тетради)
Кол-во
часов
Решаемые проблемы
Понятия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)
Домашнее задание
Дата проведения
Предметные результаты
УУД
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)
1
Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам.
Как взаимодействует живая и неживая природа?
Живая природа
Неживая природа
Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам.
Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
Нарисовать экол. знак
2
Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы
1
Как воздействует человек на природу?
Живая природа
Неживая природа
Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности.
С.9-10 чит. з.1,2, с.2 (Р.т.)
3
Мир живой и неживой природы. Советы старших..
1
Как воздействует человек на природу?
Живая природа
Неживая природа
Научиться различать объекты неживой и живой природы.
С.11-12 чит.з.3,4 с.3 (Р.т.)
4
Где и как найти ответы на вопросы
1
Как взаимодействует живая и неживая природа?
Живая природа
Неживая пр ирода
Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)
С.13-16 чит. з.5-6, с4 (Р.т.)
5
Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике.
1
Ищем ответы на вопросы в учебнике.
Опыт
Наблюдение
Научиться работать с книгой как с источником информации.
Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.
Задание на с. 15
6
Опыт и наблюдение.
1
Чем отличается опыт от наблюдения?
Опыт
Наблюдение
Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану.
Задание на с.16
Планеты и звёзды (5 часов)
7
Земля. Модель Земли.
1
Как выглядит наша Земля?
Глобус
Ось
Экватор
Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
С.17-19 чит, отв. на вопр.
8
Почему на Земле день сменяется ночью?
1
Почему на Земле день сменяется ночью?
Глобус
Ось
Экватор
Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.
С.20-23 чит., з. 9-12 с.7-8 (Р.т.)
9
Звёзды и созвездия
1
Ориентация по звёздам
Полярная звезда
Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела.
С.23-26 чит., з.14,15, с.9 -10 (Р.т.)
10
Планеты
1
Какие планеты Солнечной системы существуют?
Солнечная система
планеты
Иметь представления о планетах Солнечной системы.
С.29-32 чит. , з.16,17 (Р.т.)
11
Движение Земли вокруг Солнца.
1
Какова причина смены времён года?
Солнечная система
планеты
Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца.
С.33 - 34 чит., з.19 (Р.т.)
Неживая и живая природа Земли (2 часа)
12
Как связаны живая и неживая природа?
1
Как связаны живая и неживая природа?
Живая природа
Неживая природа
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты.
Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.35-38 чит.
13
Условия жизни на планете Земля
1
Одно из важных условий жизни человека?
С.41-44 чит.
Свойство воздуха и воды (4 часа)
14
Свойство воздуха
1
Какие свойства у воздуха?
Газообразные вещества
Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе.
Л.:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.45-49 чит.з.23,24 (Р.т.)
15
Кому и для чего нужна вода?
1
Кому и для чего нужна вода?
Круговорот воды в природе
Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе.
С.50-52 чит.,з.26 с.28
16
Вода и её свойства
1
В каком состоянии бывает вода?
С.52-58 чит.з.29,30 (Р.т.)
17
Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха»
1
Что узнали о свойствах воды и воздуха?
Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе.
С.59-60 чит.
Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа)
18
Условия, необходимые для развития растений.
1
Какие условия необходимы для развития растений?
Теневыносливые
Светолюбивые
Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.
Знать условия, необходимые для развития растений.
Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
- осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
С.6163 чит.з.34,35 (Р.т.)
19
Корень, стебель и лист.
1
Какое значение играют в жизни растений корень, стебель и листья?
Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений.
С.63-66 чит.,з.38(Р.т.)
20
Питание растений
1
Как и чем питаются растения?
Фотосинтез
Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений.
С.67-70 чит.з.40 (Р.т.)
21
Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»
1
Что мы узнали о воздухе, воде и …. растениях?
Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений.
Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
С.71-72 чит.
Разнообразие растений (4 часа)
22
Цветковые и хвойные растения
1
Какие растения относятся к цветковым и к хвойным?
Цветковые
Хвойные
Научиться определять группы растений по их характерным признакам.
Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.73-75 чит., з.42 (Р.т.)
23
Папоротники, мхи и водоросли
1
Места обитания дикорастущих растений?
Дикорастущие
Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.
С.76-80 чит. З.46 (Р.т.)
24
Красная книга России. Правила поведения на природе.
1
Какие растения находятся под угрозой исчезновения?
Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России.
С.81-85 чит.з.49 (Р.т.)
25
Обобщение по теме «разнообразие растений»
1
С какими видами растений познакомились?
Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.
С.86 отв. на вопр.
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)
26
Для чего люди выращивают культурные растения?
1
Для чего люди выращивают культурные растения?
Культурные растения
Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.87-91 чит.з.54 (Р.т.)
27
Какие части культурных растений используют люди?
1
Какие части культурных растений используют люди?
С.92-93 чит.
28
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
1
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
Рассада
Сеянцы
Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена.
С.94-97чит.
З.56,57 (Р.т.)
29
От чего зависит урожай зерновых?
1
От чего зависит урожай зерновых?
Зерновые культуры
Знать важность зерновых культур в жизни человека.
С.97-100 чит. З.60 (Р.т.)
30
Растения сада
1
Как ухаживать за садовыми растениями?
Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада.
Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.100-102 чит.
31
Сколько живут растения?
1
Сколько живут растения?
Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.
С.102-104 чит., з.63 (Р.т.)
32
Размножение растений своими частями.
1
Один из способов размножения
растения .
Черенок
Отросток
Семя
Плод
Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений.
С.105-106 чит.
33
Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»
1
Что узнали о культурных растениях?
Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу.
С.107-108 отв.на вопр.
Грибы (3 часа)
34
Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?
1
Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?
Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
П.:
-Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Р.:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
С.109-112 чит., з.67 (Р.т.)
35
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
1
Какие грибы съедобные, а какие несъедобные?
Знать отличительные признаки съедобных грибов.
С.113-115 чит.
36
Как правильно собирать грибы?
1
Как правильно собирать грибы?
Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности.
С.115-116 чит
Животные (8 часов)
37
Разнообразие животных
1
Какие особенности внешнего вида и жизни животных?
Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.5-8 чит.,з.3-4,с.3
38
Насекомые
1
Какие отличительные признаки насекомых?
Растительноядные
Хищные
Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы.
С.9-11 чит.,з.8
39
Рыбы
1
Какие отличительные признаки рыб?
Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде.
Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.12-14 чит.,з.11,12 (Р.т.)
40
Земноводные
1
Какие отличительные признаки земноводных?
Амфибии
Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма.
С.15-17 чит.,з.16(Р.т.)
41
Пресмыкающиеся
1
Какие отличительные признаки пресмыкающихся?
Научиться правилам поведения со змеями.
Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей.
18-20 чит.,з.20 (Р.т.)
42
Птицы
1
Какие отличительные признаки птиц?
Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц.
Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
С.21-23 чит.,з.26(Р.т.)
43
Звери
1
Какие отличительные признаки млекопитающих?
Млекопитающие
Научиться определять млекопитающих среди других животных.
Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
С.24-25 чит.,з.28 (Р.т.)
44
Как животные защищаются
1
Как животные защищаются?
Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
С.26-28 чит.з.33 (Р.т.)
Человек и животные (6 часов)
45
Домашние животные
1
Какие особенности домашних животных?
Домашние животные
Научиться раскрывать особенности домашних животных.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
С.29-31 чит., з.36,37 (Р.т.)
46
Живой уголок
1
Какие обитатели могут поселиться в живом уголке?
Живой уголок
Научиться ухаживать за обитателями живого уголка.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
школе;
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
С.32-34 чит.,з.41,42 (р.т.)
47
Урок-экскурсия на станцию юннатов
Живой урок в музей.
1
Юннаты
Научиться правилам поведения и обращения с животными
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к ш Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
коле;
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
48
Значение диких животных
1
Каково значение диких животных в жизни человека?
Дикие животные
Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края.
Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
С.35-38 чит.,з.44 (Р.т.)
49
Человек в ответе не только за тех, кого приручил
1
Как человек заботится о дикой природе?
Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными.
Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
С.39-40 чит.з.46 (р.т.)
50
Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»
1
Какие заповедники есть в нашем краю?
Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае.
Научиться правилам поведения в походах.
С.41-42 отв. на вопр.
Человек и общество (4часа)
51
Общение со старшими и сверстниками.
1
Человек - существо социальное, член общества.
Живое существо
Научиться работать с дополнительными источниками знаний
Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
С.43-48 чит., з.50 (Р.т.)
52
Семья. Родословная.
1
Взаимоотношения в семье. Традиции.
Родословная
Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
школе;
П.:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
Составить родословную
53
Младший школьник и классный коллектив
1
Отношения между школьниками
Совместная учеба.
Внеурочная деятельность
Научиться работать с дополнительными источниками знаний
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Составить рассказ о классе
54
Человек как член общества
1
Взаимосвязь человека с другими людьми
Уважение к чужому мнению.
Профессии людей
Научиться работать с дополнительными источниками знаний
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
школе;
П.:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
С.49-53 чит., з.51, 52 (Р.т.)
Правила безопасного поведения(5 часов)
55
Режим дня
1
От кого зависит твой режим дня?
Личная гигиена
Полезная пища
Разнообразная пища
Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия.
Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.66-70 чит.з.61 (Р.т.)
56
Расти здоровым.
Питание и здоровье
1
Режим питания
Охрана и укрепление здоровья
С.56-59, правила здорового питания чит.,з .59 (Р.т.)
57
Чистота - залог здоровья.
Берегись простуды
1
Как уберечь себя от беды?
Чистые руки.
Простуда
Правила предупреждения заболеваний.
Л.:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
С.70-79 чит.,
Отв. на вопр.
З.66, 67 (Р.т.)
58
Твоя безопасность на улице
1
Какие правила безопасности нужно соблюдать на улице?
Научиться соблюдать правила безопасности на улице.
С.80-85 чит.,з. 68м(Р.т.)
59
Твоя безопасность дома
1
Какие правила безопасного поведения мы должны соблюдать?
Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома.
Л.:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Р.:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
С.86-90 отв. на вопр.
Человек и общество (9часов)
60
Имя города, села, посёлка.
1
Россия - наша Родина
Родина
Научиться работать с различными источниками информации.
Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
С.93-97 чит.,з.72, 73 (Р.т.)
61
Государственные символы России
1
Что такое государственные символы?
Герб, гимн, флаг
Знать государственные символы
Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.
Составить рассказ о символах
62
История Московского Кремля.
1
Москва - столица России
Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой.
С.98-102 чит.
63
Экскурсия в город
1
Предприятия, обслуживающие жителей города
Научиться анализировать полученную информацию.
С.103-106 чит.,з.76 (Р.т.)
64
Общий дедушка
1
Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками
Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
С. 107-109 чит., з.79 (Р.т.)
65
День победы
1
Государственные праздники
Государственная символика
Научиться приводить примеры основных государственных праздников.
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
С.110-113 чит.
66
День Конституции
1
С.114-117 чит., з..84 (Р.т.)
67
Итоговая проверочная комплексная работа
1
1
Научиться работать с различными источниками информации.
Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
68
Обобщение по теме «В родном краю!
Россия - наша Родина