Рабочая программа по окружающему миры. ПНШ (2ласс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему миры. ПНШ (2ласс)

Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, концепции «Перспективная начальная школа», авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой. Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

  • Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 2 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 год
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига /Учебник, 2012 год
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига /Учебник 2012 год
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012 год
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» - 40 ч., «Человек и общество» - 24 ч., «Правила безопасной жизни» - 4 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир» Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс

Человек и природа (40ч) Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля. Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений. Человек и общество (24ч) Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева. Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды. Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского). Правила безопасного поведения (4ч) Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» В результате изучения раздела «Человек и природа» Обучающийся научится: характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Обучающийся получит возможность научиться: использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество» Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» Обучающийся научится:

понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

выполнять правила безопасного поведения в природе.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

п/п

Тема урока (страницы учебника, тетради)

Кол-во

часов


Решаемые проблемы


Понятия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

Домашнее задание


Дата проведения


Предметные результаты

УУД



Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

1

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам.

Как взаимодействует живая и неживая природа?

Живая природа

Неживая природа

Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Нарисовать экол. знак

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы

1

Как воздействует человек на природу?

Живая природа

Неживая природа

Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности.

С.9-10 чит. з.1,2, с.2 (Р.т.)

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших..

1

Как воздействует человек на природу?

Живая природа

Неживая природа

Научиться различать объекты неживой и живой природы.

С.11-12 чит.з.3,4 с.3 (Р.т.)

4

Где и как найти ответы на вопросы

1

Как взаимодействует живая и неживая природа?

Живая природа

Неживая пр ирода

Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

С.13-16 чит. з.5-6, с4 (Р.т.)

5

Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике.

1

Ищем ответы на вопросы в учебнике.

Опыт

Наблюдение

Научиться работать с книгой как с источником информации.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

Задание на с. 15

6

Опыт и наблюдение.

1

Чем отличается опыт от наблюдения?

Опыт

Наблюдение

Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану.

Задание на с.16

Планеты и звёзды (5 часов)

7

Земля. Модель Земли.

1

Как выглядит наша Земля?

Глобус

Ось

Экватор

Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

С.17-19 чит, отв. на вопр.

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

Почему на Земле день сменяется ночью?

Глобус

Ось

Экватор

Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.

С.20-23 чит., з. 9-12 с.7-8 (Р.т.)

9

Звёзды и созвездия

1

Ориентация по звёздам

Полярная звезда

Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела.

С.23-26 чит., з.14,15, с.9 -10 (Р.т.)

10

Планеты

1

Какие планеты Солнечной системы существуют?

Солнечная система

планеты

Иметь представления о планетах Солнечной системы.

С.29-32 чит. , з.16,17 (Р.т.)

11

Движение Земли вокруг Солнца.

1

Какова причина смены времён года?

Солнечная система

планеты

Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца.

С.33 - 34 чит., з.19 (Р.т.)

Неживая и живая природа Земли (2 часа)

12

Как связаны живая и неживая природа?

1

Как связаны живая и неживая природа?

Живая природа

Неживая природа

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.35-38 чит.

13

Условия жизни на планете Земля

1

Одно из важных условий жизни человека?

С.41-44 чит.

Свойство воздуха и воды (4 часа)

14

Свойство воздуха

1

Какие свойства у воздуха?

Газообразные вещества

Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе.

Л.:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.45-49 чит.з.23,24 (Р.т.)

15

Кому и для чего нужна вода?

1

Кому и для чего нужна вода?

Круговорот воды в природе

Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе.

С.50-52 чит.,з.26 с.28

16

Вода и её свойства

1

В каком состоянии бывает вода?

С.52-58 чит.з.29,30 (Р.т.)

17

Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха»

1

Что узнали о свойствах воды и воздуха?

Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе.

С.59-60 чит.

Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа)

18

Условия, необходимые для развития растений.

1

Какие условия необходимы для развития растений?

Теневыносливые

Светолюбивые

Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.

Знать условия, необходимые для развития растений.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

- осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

С.6163 чит.з.34,35 (Р.т.)

19

Корень, стебель и лист.

1

Какое значение играют в жизни растений корень, стебель и листья?

Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений.

С.63-66 чит.,з.38(Р.т.)

20

Питание растений

1

Как и чем питаются растения?

Фотосинтез

Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений.

С.67-70 чит.з.40 (Р.т.)

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»

1

Что мы узнали о воздухе, воде и …. растениях?

Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

С.71-72 чит.

Разнообразие растений (4 часа)

22

Цветковые и хвойные растения

1

Какие растения относятся к цветковым и к хвойным?

Цветковые

Хвойные

Научиться определять группы растений по их характерным признакам.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.73-75 чит., з.42 (Р.т.)

23

Папоротники, мхи и водоросли

1

Места обитания дикорастущих растений?

Дикорастущие

Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.

С.76-80 чит. З.46 (Р.т.)

24

Красная книга России. Правила поведения на природе.

1

Какие растения находятся под угрозой исчезновения?

Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России.

С.81-85 чит.з.49 (Р.т.)

25

Обобщение по теме «разнообразие растений»

1

С какими видами растений познакомились?

Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.

С.86 отв. на вопр.

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

Для чего люди выращивают культурные растения?

Культурные растения

Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.87-91 чит.з.54 (Р.т.)

27

Какие части культурных растений используют люди?

1

Какие части культурных растений используют люди?

С.92-93 чит.

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

Рассада

Сеянцы

Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена.

С.94-97чит.

З.56,57 (Р.т.)

29

От чего зависит урожай зерновых?

1

От чего зависит урожай зерновых?

Зерновые культуры

Знать важность зерновых культур в жизни человека.

С.97-100 чит. З.60 (Р.т.)

30

Растения сада

1

Как ухаживать за садовыми растениями?

Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.100-102 чит.

31

Сколько живут растения?

1

Сколько живут растения?

Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

С.102-104 чит., з.63 (Р.т.)

32

Размножение растений своими частями.

1

Один из способов размножения

растения .

Черенок

Отросток

Семя

Плод

Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений.

С.105-106 чит.

33

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

Что узнали о культурных растениях?

Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу.

С.107-108 отв.на вопр.

Грибы (3 часа)

34

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

П.:

-Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

С.109-112 чит., з.67 (Р.т.)

35

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

1

Какие грибы съедобные, а какие несъедобные?

Знать отличительные признаки съедобных грибов.

С.113-115 чит.

36

Как правильно собирать грибы?

1

Как правильно собирать грибы?

Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности.

С.115-116 чит

Животные (8 часов)

37

Разнообразие животных

1

Какие особенности внешнего вида и жизни животных?

Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.5-8 чит.,з.3-4,с.3

38

Насекомые

1

Какие отличительные признаки насекомых?

Растительноядные

Хищные

Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы.

С.9-11 чит.,з.8

39

Рыбы

1

Какие отличительные признаки рыб?

Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.12-14 чит.,з.11,12 (Р.т.)

40

Земноводные

1

Какие отличительные признаки земноводных?

Амфибии

Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма.

С.15-17 чит.,з.16(Р.т.)

41

Пресмыкающиеся

1

Какие отличительные признаки пресмыкающихся?

Научиться правилам поведения со змеями.

Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей.

18-20 чит.,з.20 (Р.т.)

42

Птицы

1

Какие отличительные признаки птиц?

Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

С.21-23 чит.,з.26(Р.т.)

43

Звери

1

Какие отличительные признаки млекопитающих?

Млекопитающие

Научиться определять млекопитающих среди других животных.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

С.24-25 чит.,з.28 (Р.т.)

44

Как животные защищаются

1

Как животные защищаются?

Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

С.26-28 чит.з.33 (Р.т.)

Человек и животные (6 часов)

45

Домашние животные

1

Какие особенности домашних животных?

Домашние животные

Научиться раскрывать особенности домашних животных.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

С.29-31 чит., з.36,37 (Р.т.)

46

Живой уголок

1

Какие обитатели могут поселиться в живом уголке?

Живой уголок

Научиться ухаживать за обитателями живого уголка.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

школе;

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

С.32-34 чит.,з.41,42 (р.т.)

47

Урок-экскурсия на станцию юннатов

Живой урок в музей.

1

Юннаты

Научиться правилам поведения и обращения с животными

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к ш Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

коле;

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

48

Значение диких животных

1

Каково значение диких животных в жизни человека?

Дикие животные

Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

С.35-38 чит.,з.44 (Р.т.)

49

Человек в ответе не только за тех, кого приручил

1

Как человек заботится о дикой природе?

Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

С.39-40 чит.з.46 (р.т.)

50

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

1

Какие заповедники есть в нашем краю?

Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае.

Научиться правилам поведения в походах.

С.41-42 отв. на вопр.

Человек и общество (4часа)

51

Общение со старшими и сверстниками.

1

Человек - существо социальное, член общества.

Живое существо

Научиться работать с дополнительными источниками знаний

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

С.43-48 чит., з.50 (Р.т.)

52

Семья. Родословная.

1

Взаимоотношения в семье. Традиции.

Родословная

Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

школе;

П.:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Составить родословную

53

Младший школьник и классный коллектив

1

Отношения между школьниками

Совместная учеба.

Внеурочная деятельность

Научиться работать с дополнительными источниками знаний

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Составить рассказ о классе

54

Человек как член общества

1

Взаимосвязь человека с другими людьми

Уважение к чужому мнению.

Профессии людей

Научиться работать с дополнительными источниками знаний

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

школе;

П.:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

С.49-53 чит., з.51, 52 (Р.т.)

Правила безопасного поведения(5 часов)

55

Режим дня

1

От кого зависит твой режим дня?

Личная гигиена

Полезная пища

Разнообразная пища

Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.66-70 чит.з.61 (Р.т.)

56

Расти здоровым.

Питание и здоровье

1

Режим питания

Охрана и укрепление здоровья

С.56-59, правила здорового питания чит.,з .59 (Р.т.)

57

Чистота - залог здоровья.

Берегись простуды

1

Как уберечь себя от беды?

Чистые руки.

Простуда

Правила предупреждения заболеваний.

Л.:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

С.70-79 чит.,

Отв. на вопр.

З.66, 67 (Р.т.)

58

Твоя безопасность на улице

1

Какие правила безопасности нужно соблюдать на улице?

Научиться соблюдать правила безопасности на улице.

С.80-85 чит.,з. 68м(Р.т.)

59

Твоя безопасность дома

1

Какие правила безопасного поведения мы должны соблюдать?

Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома.

Л.:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

С.86-90 отв. на вопр.

Человек и общество (9часов)

60

Имя города, села, посёлка.

1

Россия - наша Родина

Родина

Научиться работать с различными источниками информации.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

С.93-97 чит.,з.72, 73 (Р.т.)

61

Государственные символы России

1

Что такое государственные символы?

Герб, гимн, флаг

Знать государственные символы

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

Составить рассказ о символах

62

История Московского Кремля.

1

Москва - столица России

Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой.

С.98-102 чит.

63

Экскурсия в город

1

Предприятия, обслуживающие жителей города

Научиться анализировать полученную информацию.

С.103-106 чит.,з.76 (Р.т.)

64

Общий дедушка

1

Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

С. 107-109 чит., з.79 (Р.т.)

65

День победы

1

Государственные праздники

Государственная символика

Научиться приводить примеры основных государственных праздников.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

С.110-113 чит.

66

День Конституции

1

С.114-117 чит., з..84 (Р.т.)

67

Итоговая проверочная комплексная работа

1

1

Научиться работать с различными источниками информации.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

68

Обобщение по теме «В родном краю!

Россия - наша Родина


© 2010-2022