Конспект к уроку Почему радуга разноцветная?1 класс окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска»











Методическая разработка урока. Окружающий мир. 1 класс

Тема:

«Почему радуга разноцветная?»







Учитель начальных классов:

Албутова Галина Михайловна







2015-2016

Тема урока № 49: «Почему радуга разноцветная?»

Дата проведения: 16.03. 2016г. Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. - М.:«Просвещение», 2015г. Цель урока: Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока: Образовательные: 1. Создать условия для усвоения новых знаний. 2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность. 3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. Развивающие: 1. Обогащать словарный запас детей. 2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления. 3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы. Воспитательные: 1. Воспитывать бережное отношение к природе. 2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя. 3. Формировать самооценку школьников. Формирование универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД: 1. Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности. 2. Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей. 3. Развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения. Регулятивные УУД: 1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. 2. Вырабатывать способность различать способ и результат действия. 3. В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные УУД: 1. Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок. 2. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. Коммуникативные УУД: 1. Адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации. 2. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; 4. Оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности. Оборудование и материал:

-Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир»;

-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;

-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.

-комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, клей, цветные карандаши.

-тест Учебные действия: -Пересказывать и понимать тексты о природе. Использовать естественно-научные тексты, видеофрагмент, с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний. -Описывать явление неживой природы, выделять её признаки. -Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги. -Создавать простейшую модель радуги. Планируемые образовательные результаты: Личностные: 1. Интерес к изучению явлений природы 2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга" 3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор. Метапредметные: 1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики.
Регулятивные: 1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. 2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги. Познавательные: 1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. 2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(видео, текст, таблица, иллюстрация и др.). 3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий 4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций 2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Предметные: 1. Узнать, как образуется радуга. 2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. 3. Запомнить последовательность цветов радуги. Основные методы: -Исследовательский; -Деятельностный.
Время реализации урока - 40минут

Структура урока.
№этапа Название этапа Продолжительность этапа 1 Организационный момент. 1 минута 2 Проверка домашнего задания. 4 минуты 3 Рефлексия. 1 минута 4 Изучение нового материала. 13 минут 5 Промежуточный контроль. 6 минут 6 Физкультурная минутка. 2 минуты 7 Творческая работа 5 минут 8 Работа в группе 5 минут 9 Творческое задание на дом. 1 минута 10 Рефлексия. 2 минута

1. Организационный момент
Сейчас урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу. (слайд)

2. Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке -
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работать старательно,
Слушать внимательно!

-Кто согласен с таким настроем на урок хлопните в ладоши.
3. Проверка изученных знаний - А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?(слайд) - Почему звенит звонок? - Как возникают звуки ? -как распространяются? Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое. Прослушивание звукового ролика.(отгадывание звуков -слайд)

4. Актуализация знаний
-Ребята с нами на уроке как всегда Мудрая Черепаха, и Муравьишка вопросик они нам принесли очень интересное задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.
Начнём наш урок со сказки.
«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь (Почему идёт дождь?) и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто - то запел тоненьким голоском:

- Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве..
- Кто ты? - спросил Муравьишка.
-А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? - спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! - ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо - красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
-Как же так? - удивился Муравьишка. - Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
-Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал, убежал на небо

5. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о радуге).

Откройте учебник стр 40 как звучит тема нашего урока

- Что бы вы хотели узнать о радуге? (Что такое радуга? Почему радуга разноцветная? Из каких цветов состоит радуга? Как и когда она появляется?) (слайд)

- От какого слова происходит слово радуга? (радость, дуга).

- Какое настроение у вас бывает, когда вы видите радугу? (радостное)

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.(слайд) 6. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала. До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В одних трусиках! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит: - Радуга! Смотрите - радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? -Почему в воздухе возникло такое чудо? -Кто строитель? -Давайте разбираться вместе(слайд) - Ребята, когда в небе появляется радуга?(Когда светит солнце и идёт дождь) -Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. - Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.) -На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя) -Что при этом образуется?(Радуга).(слайд) Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. 7. Физминутка(слайд) Я на радугу-дугу Полюбуюсь побегу, Разноцветную. цветную На лугу подстерегу.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Стихотворение читает ученик)(слайд)

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце, -

Семицветная дуга.

Заслонила облака

8. Проблемная ситуация.

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

- А почему именно семицветная?

-Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?

9.Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

а)- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.) Что при этом образуется? (Радуга).

(слайд) Причина тому что радуга разноцветная это солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма(Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги) Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. -Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалки».(слайд) « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

«Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки» 10. Практическая работа.(слайд) Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Девочки у доски,а мальчики на своих местах расположите цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги. Проверим работы Чтение стихотворения Н. Михайловой: Солнце светит и смеётся , А на Землю дождик льётся. И выходит на луга Семицветная дуга. Как много радуг в классе, а в природе-(слайд) Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна! 11. Творческая работа(слайд) Радуга- природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах. -Радугу можно увидеть в лужах на асфальте… -В брызгах фонтана… -Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… -Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

12. Практическая работа«Радуга на мыльном пузыре»(слайд) Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу». - Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов - спектром.
13. Проверка изученного материала(слайд) У каждого ученика - полоска бумаги с кружочками (бусы). Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают "да - нет"; Ответ "да" - кружок закрашивается в зелёный цвет; Ответ "нет" - кружок закрашивается в красный цвет.(2 уч-ся у доски) 1-У радуги 7 цветов? 2- В радуге есть коричневый цвет? 3- Все цвета расположены в определённом порядке? 4-В радуге оранжевый цвет идёт после синего? 5-Появиться радуге на небе помогают люди? 6- Строители радуги - солнце и дождь?(слайд-проверка)

14. Рефлексия. Итог урока.(слайд)

- Ребята, давайте вернемся к началу урока и посмотрим, какие цели мы поставили перед собой на уроке и были ли они нами достигнуты?

- Что такое радуга? (солнечное свечение)

- Почему радуга разноцветная? (Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

- Из каких цветов состоит радуга? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

- Ребята, а кто же «мастерит радугу»? (солнышко и дождик)

-Молодцы!

- Осталось лишь только оценить себя.

-Вот смайлик, Ротик вы пририсуете сами, как у наших смайликов (слайд)

15.Домашнее задание по выбору.

Поискать загадку про радугу.

Выучить стихотворение о радуге.

Выучить фразы-подсказки.

Провести опыты

© 2010-2022