Окружающий мир/ краеведение/классный час

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Герасимова Т.В.

Окружающий мир/краеведение (4класс)

«Великая Отечественная война.

Вклад тружеников тыла рязанской области в дело Победы».


Метапредметная тема: «Простое и сложное».

Цели: формировать знания детей о Великой Победе;

Воспитывать любовь к родной земле и гордость за дела своих предков;

Развивать познавательный интерес детей, стимулировать их к изучению истории своей родины, истории своей семьи.

Задачи:

1. Вызвать интерес к изучаемой теме.

2. Провести сравнительную характеристику понятий - фронт, трудовой фронт.

3. Дать знания о вкладе тружеников тыла рязанской области, конкретных предприятий и организаций в дело защиты Родины.

4. Организовать самостоятельную работу детей в парах и группах по изучению истории Ермишинского края в годы Великой Отечественной войны.

1. Организационный момент.

2. Сообщение метапредметной темы.

- Одна из тем нашего урока - «Простое и сложное». Как вы сами можете объяснить эти понятия? (просто - значит легко, сложно - трудно). На уроке мы узнаем и другое значение этих понятий. 3. Первичное закрепление. - А теперь приготовьте ладошки и ножки. Если моё утверждение верное, хлопайте в ладоши, если нет, топайте ногами. Вы - ученики 3-его класса, Вы - ученики 4а класса, Вы - серьёзные взрослые люди, Победить в олимпийских играх просто Считать до 100 для вас сложно, Решать задачи по химии вам легко, просто, Вы - жители Америки, Вы - граждане России, Вы любите Рязанский край и нашу страну - великую Россию (слайд 2- Рязанский Кремль, природа нашей местности, весёлые дети, школа и класс, в котором проводится урок). Вы знаете стихи о Ермиши

4. Актуализация знаний.

1. Прочтём стихотворение нашего земляка Владимира Меньшова «В атласе мира…»

(1 слайд - карта Ряз. Обл.)

а) - Садится тот, кто сообщит нам какие-нибудь сведения о нашем родном посёлке.

- В каком году образовался? (1628)

- Почему имеет такое название? (неск. версий) 2. А знаете, дети, если бы 66 лет назад не произошло одно великое событие, то мы с вами могли бы и не встретиться. Может быть, не было бы этой школы, не было нашего замечательного посёлка, не было счастья, не было радости, не было нас… Что это за событие? (Что произошло 9 мая 1945 года?). (слайд 3- 9 мая 2010 гг. - 65 лет Победе Советского народа в Великой Отечественной войне). Память об ужасах этой войны, о её героях, о нашей Победе живёт в людских сердцах и должна жить вечно. Я уверена, что вы многое знаете об этой войне. Давайте проверим?! - Когда началась В.О.в.? (встаньте те, кто тоже это знал). - Кто напал на нашу страну? (фашистская Германия) - Что означает слово «фашистская»? (обсудите в парах!) - Проверим по учебнику - стр.46. - Как вам нравится такое учение? Вы хотели бы быть его сторонниками? - Сколько продолжалась война? (4 года) - Кто победил в этой войне? (Советский Союз, Россия) - Когда это произошло? (9 мая 1945 года) - Легко ли далась победа нашему народу? Просто ли было победить? - Как вы думаете, жители нашей родной рязанской земли сделали что-нибудь для Победы? - встаньте те, чьи родственники воевали с оружием в руках… - встаньте те, чьи родственники трудились в тылу во время войны… - Гордитесь ими, дети!
Определите тему нашего урока!

Ещё одна тема нашего урока: «Великая Отечественная война. Вклад наших земляков в дело Победы» 5. Работа над новой темой. (запись песни «Вставай, страна огромная») 1. 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну (слайд 5 - Гитлер, немецкие солдаты). Представляете, ребята, какой приказ был дан фашистским солдатам?! «…Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.» (слайд) Весь народ поднялся на борьбу с завоевателями. Более 300 тысяч рязанцев с оружием в руках ушли защищать свою родину. 8 тысяч из них - ермишинцы. Били врага на земле, на море и в воздухе (слайд 5 - картины боя). Ожесточённые бои шли на всех фронтах. А что такое «фронт»? (слайд 6 - «фронт-это территория, на которой ведутся боевые действия»). Солдаты делали своё дело…Они воевали. А кто же им помогал? Что нужно солдату на войне? Кто всё это делал для воинов? Всё это делали мирные жители там, куда не докатилась война, или на освобождённой от врагов территории - жители тыла (слайд 7 - «Тыл - территория позади фронта»). (на доску вывешиваются карточки со словами - фронт, тыл). 2. -Как вы думаете, ребята, где было легче - проще, а где сложнее? Отметьте картинками - гиря, пёрышко. Перышко нужно поместить туда, где было легче по-вашему, проще. Какое слово заменит гиря? (дети отмечают, объясняют). 6.Групповая работа. 1.- А давайте сравним. Только как? По каким критериям мы будем сравнивать? Подумайте в группах и запишите на листочке - что мы должны сравнит, что бы ответить на этот вопрос. (работа в группах) 2. Обсуждение вариантов. 3. Открываю критерии для сравнения. Обсуждение в группах (детям сравнительные таблицы) 7. Проверка . Итак, участники (слова на карточках на доске). - Кто воевал на фронте? (солдаты, офицеры (слайд 8)) - Кто трудился в тылу? (женщины, дети, старики, учёные, конструкторы…) (слайд9) - Герои…На фронте множество героев. На экране вы видите наших земляков - героев ермишинцев: Чарыков, Мясников, Ванюшкин, Козырев. Знакомы вам эти фамилии? (улицы, названные в их честь). Кто - нибудь из вас живёт на этих улицах? - В тылу так же множество людей, награждённых «За доблестный труд в годы В.О.войны». Только в нашей области таких 256000 человек. Дарья Гармаш - руководитель женской тракторной бригады, которая несколько лет подряд занимала первое место среди всех механизаторов страны. Девушка, севшая за руль трактора на тяжёлую мужскую работу. За один военный год она делала столько, сколько в мирное время - за пять лет. Просто ей было это делать? - Много потерь нёс наш народ. От чего были потери на фронте? (враг) - Потери в тылу? (бомбёжки, голод, болезни, вражеский десант) -Оружие. Чем воевали на фронте? (автоматы, пулемёты, танки, самолёты, пушки…) Причём, наши конструкторы и учёные думали над созданием более мощного, более сложного оружия. (Начинали воевать однозарядными ружьями, потом появились автоматы, «Катюши»- артиллерийские установки). Но были и такие моменты, когда патроны кончались, снарядов не было. Шли солдаты на врага с голыми руками. Попался камень под руки - простой, и он становился оружием… - А что в тылу? (топоры, лопаты, швейные иглы, спицы…) Труд. Тяжёлый труд. Труд - главное оружие жителей тыла. 8. Итог первого этапа. - Где же легче? Вывод: тяжело, сложно было всем. «Здесь не было войны, что б жгли дома и хаты. Здесь не было войны, что б падали солдаты. Но здесь была война - великая и правая. Но здесь была война - не легче той, кровавой… Но здесь была война, где женщины косили. Но здесь была война, где громко голосили. Но здесь была война, где пацаны пахали. Но здесь была война, где тоже умирали…» Почему же тыл называли вторым фронтом?

9. Физ. пауза.

А сейчас давайте представим себя детьми той тяжёлой военной поры. Послушаем и покажем движениями то, о чём говорится…

Простыми солдатами

В пешем строю

Папа и брат мой

Ушли на войну (ходьба на месте).

Долго мы с мамой

Смотрели им вслед.

Скоро ль вернутся они

Или нет? (ладонь к глазам, встать на носочки, повороты туловища)

Гадать понапрасну мы больше не стали.

Вновь в поле вернулись,

Где хлеб убирали. (наклоны вперёд)

Может быть, хлеб

Из вот этих колосьев

Папе и брату

Достанутся после! (поднимать плечи, разводить руками)

Потрудиться чтоб успешно,

Нужно сильным быть, конечно.

Буду руки укреплять

1-2-3-4-5.

Про наклоны не забуду

В поле всех быстрей я буду.

Чтоб телят собрать всех в стадо,

Очень быстро бегать надо.

На заводе, в поле - всюду

Помогать я фронту буду. 10. Вклад жителей тыла рязанщины в общее дело Победы.

- Много заводов, фабрик, хозяйств было на территории Рязани и области до войны. Все они выпускали мирную продукцию - удобную обувь, красивую одежду, мебель, продукты… Но в их жизнь ворвалась беда. «Всё для фронта, всё для Победы!». Эти слова стали девизом и наших с вами земляков - рязанцев. (слайд). Вы сейчас попробуете догадаться, что стали производить заводы и фабрики в военное время.

Рассмотрите таблички. На них названия предприятий и рисунки их продукции. В конвертах - рисунки того, что необходимо было нашим воинам на фронте. Какие предприятия могли выпускать всё это?

(дети работают в парах, затем рассказывают о результатах всему классу) 11. Обобщение 2-ого этапа.

1) Обобщение с помощью компьютера.

«Расскажите одноклассникам о том, что вы узнали». Выходите парами. Один говорит, что выпускало предприятие в мирное время, а второй - то, что стали выпускать в военное время.

12. Раскроем ещё один секрет простого и сложного. Среди предприятий Рязани было такое - Рязсельмаш. Не очень понятное слово, правда? А образовалось оно из нескольких простых слов. Из них взяли по части и соединили. Получилось сложное слово. Сложное - составленное из нескольких частей. 12. Ермишь в годы войны 1.А что же наш родной посёлок, его жители, наши земляки? - У вас на листах информация о жизни посёлка в годы войны. Изучите её внимательно и составьте кластер.
13. Итог урока 1. Как могучие реки начинаются с маленьких ручейков, так Большая Победа складывалась по крупинке, каждая из которых - огромный труд ваших родных, живших в то время. Мы живы благодаря им.… Помните об этом, дети. Будьте благодарны тем, кто сражался на фронте и в тылу. Тем, кто просто жил в это трудное время… Если можно ещё, дарите им свою любовь и заботу, согревайте их своим теплом. Помните о погибших. Они живы, пока мы помним! 2)Чтение стихотворения. Спасибо вам за всё, отцы и деды! Тем, кто врага штыком и пулей брал! И тем, кто, приближая День Победы, Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах Осиротевших сёл и деревень. Спасибо Вам за праздник наш счастливый, За этот трудный и прекрасный день!
3) Что вы чувствуете сейчас? Что бы вы хотели сказать людям, благодаря которым мы живём и радуемся? У вас на партах листы. Напишите… (под музыку «День Победы») (по времени - если его нет, то - как задание на дом). 4) Как вы поняли тему «Простое и сложное»?



© 2010-2022