Разработка урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

По страницам Красной книги.

Оборудование: макет Красной книги, карточки с заданиями, карточки с названиями отделов.

Ход занятия:

1.Ведущий: Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам Красной книги. Вероятно, каждый из вас слышал о ней, но не многие знают её историю. Наш урок пройдёт в виде конференции. Все вы будете представлять «Комитет по охране природы».

(открывается надпись на доске)

А каждая группа учеников - отдел по охране природы.

Сегодня будут работать:

1)отдел по охране зверей

2)отдел по охране птиц

3) отдел по охране насекомых

4) отдел по охране растений.

(читают таблички на столах, выдаются карточки с заданиями).

Ведущий: Вам придётся самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определённом запрещающем знаке.

Помните, что в данный момент вы решаете серьёзную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия , пренебрежительности людей.

2. Работа по Красной книге (макет).

Ведущий: А сейчас давайте послушаем историю Красной книги.

1 ученик: Красная книга- это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплёта книги, как красный сигнал светофора, предупреждает «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.

2 ученик: В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов . Это была первая Красная книга.

3 ученик: В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка была красная, а страницы- разноцветные.

На Красных листах даются сведения об исчезающих видах животных и птиц, и о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Этих животных осталось на земле очень мало, и их численность продолжает сокращаться.

4 ученик: На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко. Либо потому, что их всегда было мало на Земле, либо потому, что живут они на ограниченных территориях.

5 ученик: Зелёные страницы говорят о животных, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена настолько, что они находятся уже в не опасности. К сожалению, зелёных листов мало. Среди восстановленных видов- лоси, бобры, соболь.

6 ученик: Но есть ещё и Чёрная книга. В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица земли, в исчезновении большинства видов виноват человек. Так с территории нашей страны исчезли туры, тарпаны, нет на земле сумчатого волка. Список этот можно продолжать.

7 ученик: Красная книга- документ временного действия, потому что условия обитания животных и растений меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.

8 ученик: Хранится Красная книга в швейцарском городе- Морже. Мы- будущее поколение нашей планеты. Оттого, насколько мы будем образованными, как хорошо будем знать нашу природу, зависит будущее нашей планеты.

Ведущий: Теперь мы откроем нашу книгу и прочитаем, о чём будем говорить.

ЗВЕРИ

Животные играют огромную роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться по Земле.

Необходимы животные и людям. Они очень красивые и интересные. Мы употребляем их в пищу. У некоторых животных ценный мех.

Вырубая леса, загрязняя реки, моря-люди губят множество животных.

Для животных леса, поля, реки, озёра- это их дом.

А теперь заслушаем отчёт « Отдела по охране зверей»

Ведущий: Перевернём ещё одну страницу. Что вы видите?

ПТИЦЫ

Я расскажу о журавлях. В нашей стране обитает 7 видов журавлей: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый, японский. Всего в мире 14 видов журавлей. Японский, даурский, чёрный и белый журавли- все указаны на страницах Красной книги. Эти птицы находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, журавлей надо спасать.

Отчёт « Отдела по охране птиц»

Ведущий: Следующая страница Красной книги

НАСЕКОМЫЕ

На нашей планете живёт 2 миллиона видов насекомых, более чем всех растений и животных вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе- везде.

Самое большое насекомое- бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Её длина более 30 см.

Наряду с великанами есть и крошки. Так длина жука орнистерика равна лишь 1/3 части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания и кишечник.

Свой отчет представляет « Отдел по охране насекомых»

Ведущий: Откроем ещё одну страницу Красной книги. Мы будем говорить о растениях.

Растения также как и животные, необходимы на Земле. Без них не было бы кислорода.

Давайте посмотрим экологическую сказку «Шмель и цветок»

Свой отчёт представляет « Отдел по охране растений»

Итог

Ведущий: Какое решение вы приняли для себя по отношению к растениям и животным?

Дети: Есть одна планета- сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! (Я.Аким)

Песня «Воробей»



Карточка №1

Отдел по охране зверей.

  1. Отгадайте загадку.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь

Это зверь - лесной ….(медведь)



  1. Расскажите об этом животном по плану:

А) внешний вид

Б) место обитания

В) убежище

Г) чем питается

Д) почему человек истребляет

3. Проинсценировать

«Заяц и Крот» Н.Сладков.

- Сколько лет, сколько зим! Ты ли это брат Заяц?

- Я, Крот, я. Как видишь.

-В то-то и дело, Косой, что ничегошеньки-то я не вижу. Глаза у нас, кротов, совсем никудышные.

-А как же ты тогда меня узнал?

- По запаху узнал: мокрой шёрсткой пахнет, горькой осинкой. Вот радостная встреча. Прямо носу своему не верю, прямо не нанюхаюсь на тебя!

4. Составить правило (а) защиты зверей. Нарисовать знак (и), запрещающие вредить зверям.



Карточка №2

Отдел по охране птиц.

  1. Отгадайте загадку.

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек (утка).



  1. Расскажите об этой птице по плану:

А) внешний вид

Б) место обитания

В) есть ли у этой птицы особенности, какие

Г) чем питается

Д) почему истребляется человеком

3. Проинсценировать

«Воробей и Синица» Н.Сладков.

- Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь- чистишь их, что ли?

-Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью три тысячи перьев, а к весне осталось всего две тысячи шестьсот.

-Четыреста перьев за зиму потеряла?

-Подумаешь, за зиму. Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю! Как из подушки летят! Чего их жалеть! Есть чем наготу прикрыть и ладно!

4. Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак (и), запрещающие вредить птицам.



Карточка №3

Отдел по охране насекомых.

  1. Отгадайте загадку.

Не птичка,

А с пёстрыми крыльями (бабочка).



  1. Расскажите об этом насекомом по плану:

А) внешний вид

Б) место обитания

В) чем интересно насекомое

Г) чем питается

Д) почему истребляется человеком



  1. Проинсценировать

Семья муравья. Г.Ладонщиков

Кузнечик встретился в лесу

С рабочим муравьём.

Он нёс такой огромный сук,

Что не поднять вдвоём.

-Давай попрыгаем с тобой!-

Кузнечик предложил.

-Нет, не могу, спешу домой.

-А где твой дом, скажи?

-Наш дом под ёлкой, возле пня,-

Ответил муравей.

-А какова у вас семья?

-На свете нет, дружней!

-И много вас?

-Не сосчитать.

Наверно, тысяч двадцать пять

Работников и воинов

У нас под крышей хвойною.

4. Составить правила защиты насекомых. Нарисовать знак (и), запрещающие вредить насекомым.

Карточка №4

Отдел по охране растений.

  1. Отгадайте загадку.

Что летом и зимой

В рубашке одной (ель).


  1. Расскажите об этом растении по плану:

А) внешний вид

Б) где растёт

В) чем интересно растение

Г) как человек использует

3. Проинсценировать

«Дуб и Ветер» Н.Сладков.

- Ну, Дуб, и вымахал же ты братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?

- От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх, какой любопытный. Помню, только ещё их жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там дальше, за травой скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там, за кустами?» Ни днем, ни ночью покою не было: так и хотел узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся- эвон какой вымахал!»

4. Составить правила защиты растений. Нарисовать знак (и), запрещающие вредить растениям.



© 2010-2022