Разработка урока музыки на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 классе по теме: «Картины природы в музыке»

Цель урока: Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие

1.Познакомить с творчеством русского композитора - М. П. Мусоргского, норвежского композитора- Э Грига;

2.Показать живописность музыкальных произведений, которые могут рождать в нашем сознании образы природы. 3.Выявить общее/контрастное в произведениях Э. Грига и М. Мусоргского.;

Развивающие - 1.Развитие умений слушать исполнение классической музыки и представлять картины природы. 2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; 3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи; 4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления; 5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Воспитательная - 1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки М.П.Мусоргского, Э.Грига; 2.Воспитание патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины, любви и бережного отношения к природе; 3.Обогащение духовного мира учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал:

Э.Григ «Утро», М. П. Мусоргский Вступление «Рассвет на Москве - реке» к опере: «Хованщина», г. Гладков "Песня о картинах". Дополнительный материал: Стихотворение С. Есенина «Восход солнца», компьютерная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. - На прошлом уроке с творчеством какого композитора мы с вами познакомились? (М.П. Мусоргский) -Какое музыкальное произведение слушали и анализировали? ("Картинки с выставки") - А с творчеством какого художника?(Гартман) - А сейчас ребята сдайте пожалуйста свои рисунки с портретом Бабы Яги.

3. Постановка темы урока. -Как звучит тема 3 четверти? (Можем ли мы увидеть музыку?) - Сегодня мы продолжим наблюдение за темой четверти, знакомясь с новыми произведениями уже известных вам композиторов.

Вступительное слово учителя. - На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими? (Литературой, театром, изобразительным искусством.) - Послушайте стихотворение С.Есенина

Восход солнца
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

(С. Есенин) - Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о природе) Беседа по теме урока. - Совершенно верно. Тему нашего сегодняшнего урока (Слайд 2) «Картины природы в музыке». (На доске). Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. - Цель нашего урока постараться найти связь музыки и изобразительного искусства через погружение в мир природы, т.е. посвятим урок картинам природы в музыке. Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А каждому человек дорога его Родина. И каждый художник, писатель, поэт и композитор в своих творениях передают красоту своей родной природы. - Посмотрите на репродукции картин известных русских художников Г.Г. Ниский "Подмосковье . Февраль." и Ф.Я. Алексеев "Красная площадь в Москве." (на доске) Что мы видим в них? (природу). -А можем ли мы увидеть музыку? Как? (Да, мы можем представить себе ее образы по характеру мелодии, увидеть внутренним зрением в уме, вообразить.) - Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников. Давайте вспомним и назовем эти «Краски музыки». (Слайд 2) - Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? (ответы детей, словарь). (Слайд 3) - Музыкальная картина - это произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей. - А ЖАНР ЖИВОПИСИ ИЗОБРАЖАЮЩИЙ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ - пейзаж. - В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы сегодня будем наблюдать. (Слайд 4) - Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. - А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе? (Чайковский, П.И. Римский - Корсаков) Слушание Утро Э. Григ. - Что это за произведение и кто его создал?

  1. Беседа после слушания - 2 мин.

- Это «Утро» Эдварда Грига. (Слайд 5) - С творчеством норвежского композитора 19 века Э.Грига вы знакомились в 3 - 4 классах. Например: «Утро», «В пещере горного короля», « Песня Сольвейг», «Заход солнца». Это части из музыкальной сюиты к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт . Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность», «чередование») - циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких больших частей. - Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством норвежского композитора Э. Грига (Слайд - портрет). Э́двард Хагеруп Григ 15 июня 1843, Берген, Норвегия - 4 сентября 1907, Берген,Норвегия) норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. -Норвежский композитор Эдвард Григ так говорил о музыкальном пейзаже, о своём музыкальном произведении "УТРО": «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака». - Как вы думаете, какая тема является главной в творчестве Э.Грига? - Тема природы. - Можно назвать это произведение живописным? Почему? (Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, шелест листвы, широкую реку.) ( Слайд 6, 7, 8 природа Норвегии) Беседа о М.П. Мусоргском. - Многие композиторы обращались к теме природы. И русский композитор М. П. Мусоргский - один из них. (Слайд 8 портрет Мусоргского) О М. П. Мусоргском мы с вами говорили на прошлом уроке. Сегодня мы продолжим знакомится с его творчеством. - Сегодня мы обратимся к его позднему творчеству, к опере «Хованщина». Название оперы происходит от фамилии бояр Хованских. Эта опера о начале правления Петра I. Мы послушаем оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москве реке». - Но прежде мы обратимся к главной теме этого вступления. Учитель наигрывает мелодию. - Каков характер этой мелодии? - Песенная, мелодичная и необычайного благородства и чистоты, совсем почти как русская песня, правда? - Какое чувство возникло у вас в душе от этой темы? (Взволнованное, щемящее, лирическое). - Что передает музыка вступления, о чём хотел рассказать композитор? Пробуждение природы, рассвет, рождение нового дня. Композитор любуется, восхищается красотой родной природы. - Можно назвать это произведение живописным? Почему? Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, крик петухов, звон колоколов, шелест листвы, широкую реку, ночь, которая не хочет отступать, борьбу дня и ночи. - Что же изобразил М.Мусоргский в увертюре оперы «Хованщина»? Картины природы. - А теперь приготовьтесь, мы будем слушать целиком все оркестровое вступление «рассвет на Москве-реке». Мы услышим, какая музыка вырастет из этой главной темы, какими изобразительными подробностями обогатит свое произведение сам Мусоргский. - Сядьте поудобнее. Так мы будем слушать это произведение, чтобы лучше увидеть уже нашим внутренним зрением всю картину рассвета. Слушание Анализ произведения - Что услышали, что увидели? Какие изобразительные подробности здесь звучали? (рассвет) - Данному оркестровому вступлению Мусоргский придал характер жанровой картины. - Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающей картины природы? (Пейзаж). - Только ли природу нарисовал М.П.Мусоргский? Борьбу дня и ночи, рассвет в жизни всего русского государства, рождение нового дня и новой жизни для русского народа. Борьбу старого и нового мира: противостояние бояр Хованских и стрельцов реформам Петра 1 о распространении культуры, света знаний, науки и искусства. Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздается колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Однако. Данное вступление - не просто пейзаж. Его содержание значительно сложнее: о рассвете в жизни всего русского государства в конце 17 века, накануне реформ Петра I. Обобщение темы урока. - В чём созвучие музыки М.П.Мусоргского и Э.Грига? Что общего и различного в данных произведениях? Сейчас сравним их, заполнив таблицу. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. Оба композитора нарисовали утро, рассвет своей родной природы, передали красоту и восхищение, восторг, используя особенности своей национальной музыки, в духе той народной музыке, к народу которой принадлежат сами. Произведения разных видов искусства перекликаются по своим темам, так как рассказывают о жизни. Домашнее задание - Все, о чем говорили, все, что представили, слушая эти музыкальные произведения, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание) Вокально - хоровая работа - К теме искусства обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники. Один из таких композиторов, который написал много песен для детей Григорий Гладков. Слайд 9 Мы начнем разучивать одну из его песен "Песня о картинах". Слушание песни. Работа над разучиванием всей песни. 3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ. - С какой темой познакомились на уроке? - Что нового узнали? Что такое музыкальный пейзаж? - Музыку каких композиторов слушали? - Что общего в этих произведениях? - Произведения каких искусств отражали тему нашего урока? Почему они перекликаются? Композиторы, художники, поэты независимо друг от друга своими выразительными и изобразительными средствами передали пробуждение природы, утро и рассвет нового дня, любовь к родной земле.
© 2010-2022