- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование ФГОС по ИЗО
Планирование ФГОС по ИЗО
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Левченко Л.И. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Детское объединение
«Изостудия»
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет
Срок реализации -4 года
Автор-составитель:
Нагрецкая Ирина Николаевна
педагог дополнительного образования
МОУ СОШ №22
(Новая редакция - 2008)
Самара
2004
-
Пояснительная записка
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 6-13 лет и состоит из следующих этапов: - ознакомительный, 1 год обучения, 6-7 лет; - развивающий, 2 год обучения, 8-10 лет; - исследовательский, 3-4 год, 11-13 лет. Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы. Цель данной программы - раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. 1
Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. 2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. 4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. 5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. 6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия в группе первого года проходят 1 раза в неделю по 1 часу. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия - 1 раза в неделю по 1 часа. В группы первого года принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Третий год обучения предполагает работу с одаренными детьми. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу, и в данном случае больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения). В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок - куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия - образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия - праздники, занятия - эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
-
Содержание деятельности.
Ознакомительный этап: 6-7 лет Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны занятия изобразительным искусством, лепкой, художественным конструированием. Для ребенка 6-7 лет необходим определенный уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с пластическими материалами. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы № № Тема Кол-во часов 1 Радужный мир 10 2 Чудеса из бумаги 10 3 Игрушки делаем сами 10 4 Выставки, экскурсии, рисование на воздухе 3 Итого: 33
Тематическая разработка занятий с детьми 6-7 лет (1 год обучения)
1. Радужный мир Теоретическая часть. - Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. - Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. - Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка. Практические занятия. № п/п Тема Всего часов В том числе
теор. практ. 1 «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу) «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок
1
0,5
0,5 2 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий «Разноцветные шарики».Акварель, отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
1
0,5
0,5 3
«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема: примакивание ки- сти боком. Ход работы: от светлого к темному. Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала «Грустный дождик». Образ дождя, ограничен- ная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал
1
0,5
0,5
4
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гу- ашь. Отработка приема: смешение цвета с бели- лами «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши
1
0,5
0,5
5 «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одеж- де. Контраст теплых и холодных цветов. Урок- игра: общение по телефону.
1
0,5
0,5
6 «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома - линия зигзаг
1
0,5
0,5 7 «Елочка-красавица». Впечатления о прошедшем
1
0,5
0,5 празднике. Творческая работа. Свободный вы-
бор материала
8 «Золотая рыбка». Гуашь. Отработка приема - 1 0,5 0,5 волнистые линии. Закрепление навыка - при- макивание кистью. Беседа с показом иллюстра- тивного и природного материала 9 «Веселый поезд». Ритм цветовых геометрических 1 0,5 3,5 пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поем 10 «Цветы и травы». Изобразительные свойства гра- 1 0,5 3,5 фических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы - гномики» Всего часов:
10
2. Чудеса из бумаги Теоретическая часть: Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объем.
Практические занятия. № п/п Тема Всего часов В том числе
теор. практ.
1
Знакомство с чудо-помощниками: ножницами, клеем, кисточкой. Условия безопасной работы. Отработка навыка аккуратного и экономного от- резания: полоска, квадрат, треугольник «Коврик для котика». Орнамент в квадрате. От- работка навыка аккуратной работы. Ритм цвето- 1 0,5 0,5
2 «Путешествие-полет в геометрическую страну». 1 0,5 0,5
Развитие воображения. Выклейка плана местно-
сти с полями и озерами. Коллективная работа
4 Перышки для сказочной птицы. Воспитание чув- 1 0,5 0,5
ства ритма. Отработка приема: надрезание. Кол-
лективная работа
5 «Осеннее очарование». Букет осенних листьев. Коллективная работа. Отработка навыка: вырезание путем складывания. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение 1 0,5 0,5 6 «Бабочки». Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием: выделение главного. Цветная бумага. Черный или белый фон. Контраст 1 0,5 0,5 7 «Первый снег». Полуобъемная композиция. Бумага белая, серая, гофрокартон. Элементы мозаики. Коллективная работа 1 0,5 0,5 8 «Дерево чудес». Закрепление навыка: вырезание путем сложения. Декорирование бабочек. Полуобъемная композиция. Коллективная работа 1 0,5 0,5 9 «Сказочные домишки». Коллективная композиция, составленная из вырезанных фигур простых геометрических форм. Воспитание чувства цветовой гармонии. Элементы полуобъема «Смешные человечки». Составление фигурок животных, людей из простых геометрических фигур. Развитие воображения 1 0,5 0,5 10 Превращение прямоугольника в цилиндр. Игрушка на основе цилиндра. Индивидуальная работа. Воплощение образа 1 0,5 0,5 Всего часов: 10
3. Игрушки делаем сами Теоретическая часть: - Знакомство с различным материалом: пластилином, глиной, бумагой. - Воспитание художестве мира, его форм, фактуры - Понятия - рельеф, объем.
Практические занятия. № п/п Тема Всего часов В том числе
теор. практ.
1 Вводное занятие. Беседа: «Условия безопасной работы». Знакомство с материалами. Урок-игра «Как наполнить корзины с фруктами». Формообразование: шар, овал, колбаска и т.д. 1 0,5 0,5
2
«Лебединое озеро». Формообразование, соблюдение последовательности, сгибание детали, создание объемных форм. 1 0,5 0,5
4
«Сад динозавриков». Формообразование, работа с пластилином. Лепка от целого куска ЛЯ лей. Отработка приема: вытигивание. 1 0,5 0,5
5 Бумажная пластика. «Деревья». Работа по методу проекта. Условия работы с ножницами. Создание сада. 1 0,5 0,5 6 «Мишка очень любит мед». Отработка приема: целое из частей. Работа со стеки, палочкой. 1 0,5 0,5 7 Орнамент в круге. Рельеф. Растительные материалы: семена. Основа - пластилин на картоне, геометрия, ритм. 1 0,5 0,5 8 Рельеф «Парусник». Отработка навыка рисование иглой. Основа - пластилин на картоне. 1 0,5 0,5 9 «Подарок маме». Творческая работа. Предложить на выбор: рельеф «Корзинка с цветами», «Цветы и бабочка». Глина, обжиг, декор: рукопись орнаментального края ангобом, гуашью 1 0,5 0,5 10 Аттестационная работа: «Абракадабрик - фантастическое существо». Рельеф. Применение приемов: процарапывание, прищипывание, использование штампиков, шликера для декорирования деталями. Обжиг, декор ангобом 1 0,5 0,5 Всего часов: 10
Выставки, экскурсии, рисование на воздухе 3 ИТОГО: 33
Развивающий этап: 8-9 лет (второй год обучения) Изобразительное искусство, художественное конструирование - наиболее применимые области эмоциональных сфер ребенка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными и техническими средствами позволяет ребенку самовыразиться. Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу.
Разделы программы
№ п/п Предметы Кол-во часов 1 1 Основа художественной грамоты 10 2 2 Графика 10 3 3 Пластика, керамика 10 44 Экскурсии, выставки 6 Итого: 36
1. Основы художественной грамотности Теоретическая часть. - Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь. - Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. - Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. - Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. - Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. - Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. - Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки в городе, на природе. Выставки, праздничные мероприятия.
Практические занятия № п/п Тема
Всего часов
В том числе
теор.
практ. 1 Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости
1
0,5
0,5 2 Натюрморт из трех предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка
1
0,5
0,5 4 Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага
1
0,5
0,5 5 Холодные цвета. Стихия - вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций
1
0,5
0,5 6 Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон. Природная форма - лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель
1
0,5
0,5 7 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.
1
0,5
0,5 8 «Дворец снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорции человеческого лица.
1
0,5
0,5 9 «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстрированный материал.
1
0,5
0,5 10 «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорции человеческой фигуры.
1
0,5
0,5
Всего часов:
10
2. Графика Теоретическая часть. - Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо-ручка, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними. - Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. - Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. - Монотипия, творческие композиции с применением приемов монотипии. - Гравюра на картоне. - Прикладная графика. Открытка, поздравление. Шрифт. - Связь с рисунком, композицией, живописью. Практические занятия В том числе
Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Вводное занятие, введение в тему. Условия бе-
1
0,5
0,5 зопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлени ями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо 2 «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
1
0,5
0,5 3 «Осенние листья» - композиция и использова- ние живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия - тушь, перо.
1
0,5
0,5 4 Натюрморт - набросочный характер рисунков с разных положении, положение предметов
1
0,5
0,5 в пространстве. Свет и тень - падающая, собственная. 5 «Город» - цветовой фон в технике монотипии.
1
0,5
0,5 Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения 6 «Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской
1
0,5
0,5 архитектуре с использованием иллюстр. материала
7 Поздравление. Использование шаблона и тра-
1
0,5
0,5 фарета. Штрих. Выделение главного 8 Открытка-поздравление. Использование аппли-
1
0,5
0,5 кации, орнаментики. Шрифт. Творческая ра- бота 9 Творческая аттестационная работа. Свободный
1
0,5
0,5 выбор техники и материалов Всего часов: 10
- Пластика. Керамика
В том числе
Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Введение в тему. Материалы, инструменты, оборудование. Условия безопасной работы. Формообразование в работе с глиной, пластилином, биомассой.
1
0,5
0,5
2
«Лев». Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема - наращивание по частям. Образы животных в русском зодчестве
1
0,5
0,5
3 Посуда для куклы. Образный строй русской керамической посуды. Беседа с показом иллюстративного и предметного материала. Лепка.
1
0,5
0,5 4 «Диковинная птица». Мелкая пластика. Беседа «Русская керамическая игрушка». Глина, декорирование ангобом. Отработка приема: лепка из целого куска с добавлением деталей.
1
0,5
0,5 5 Рельеф «Цветы и травы». Глина. Фактурное разнообразие: оттиск холстом. Рисование иглой, применение штампиков. Индивидуальная работа
1
0,5
0,5 6 «Знак года». Создание коллективной, декоративной композиции по методу проекта.
1
0,5
0,5
7 Народная игрушка. Обращение к образному строю дымковской и филимоновской игрушки.
1
0,5
0,5
8 «Ярмарка». Работа по методу проекта. Иллюст ративный материал.
1
0,5
0,5 Художники: Кустодиев, Рябушкин. Стилевое единство, масштаб 9 «Мои любимые животные». Лепка по зарисовкам детей. Метод исследования.
1
0,5
0,5
Всего часов: 10
4. Бумажная пластика Теоретическая часть - Пластические свойства бумаги. Формообразование в бумажной пластике. - Ребро жесткости. - Плоские и объемные композиции. - Категории композиции: ритм, симметрия, движение, статика. - Беседы о сценографии, макетировании. - Материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы, клей.
Практические занятия
В том числе
Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Введение в тему. Материалы, инструменты, оборудование. Условия безопасной работы.
1
0,5
0,5
2
Кукольный антураж. Диванчик и стулья. Отработка приема: сгибание, разгибание, разрезание
2
0,5
0,5
3 Ребро жесткости. Заборчик и лесенки. Криволинейные сгибы.
1
0,5
0,5 4 Архитектурная композиция. Работа по методу проекта. Связь с живописью, графикой
2
0,5
1,5 5 Новогодние маски. Трансформация плоскости в объем. Декорирование. Связь с живописью, графикой
2
0,5
1,5 6 Новогодняя игрушка-сувенир
2
0,5
0,5
Всего часов: 10
Выставки, посещение выставок, экскурсии 6 ИТОГО: 36
Исследовательский этап: 10-13 лет (3-й год обучения)
На данном этапе важной становится цель - научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение. Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно-прикладного творчества. Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.
Практические занятия
Часы
Раздел программы
Предметы п/п
1 Основы изобразительной грамоты.
Композиция Графика Цветоведение
4
3
3
2
Пластика
Бумажная пластика. Керамика
4
6 3 Декоративно-прикладное искусство Прикладная графика Батик Флористика. Цветоделие
2
3
3
2 44 Экскурсии, выставки
6 Всего часов:
36
1. Основы изобразительной грамоты
Теоретическая часть - Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь - свободное владение ими. - Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной. - Графика. Материалы - тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. - Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. - Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. - Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам; б) соблюдение закона ограничения; в) основа живой и статичной композиции; г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками; д) подчеркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «законом сцены»). - Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Практические занятия
В том числе
Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок-тест «Впечатление о лете». Фломастеры
1
0,5
0,5 2
«Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура
1
0,5
0,5
3 Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель
1
0,5
0,5 4 Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиции
1
0,5
0,5 5 Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Теплая цветовая гамма. Гуашь, акварель
1
0,5
0,5 6
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа - иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт
1
0,5
0,5
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа - иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт
7 Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь черная, заостренные палочки.
1
0,5
0,5 8
«Зимние, забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь .
1
0,5
0,5 9 «Цветы и травы весны». Свободный вы бор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природ- ных форм и линий. Беседа с обращени- ем к иллюстративному материалу, нату- ральный материал
1
0,5
0,5 10 «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры Творческая работа по предварительным рисункам.
1
0,5
0,5
Всего часов:. 10
2. Пластика. Бумажная пластика. Керамика Теоретическая часть - Художественное конструирование. Формообразование в бумажной пластике. Объемная и рельефная пластика. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы. - Этапы работы дизайнера над проектом. Архитектурные фантазии. Предметная среда. Творческие групповые разработки проектов. - Особенности формообразования в глиняной пластике. Объем и рельеф в керамике. Виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись ангобо, гуашью. - Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная. - Беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстративного материала. Обращение к предметам народного быта. Использование керамики в современных интерьерах. - Экскурсии на тематические выставки.
Практические задания.
В том числе
Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Введение в тему. Красота и пластика бумаги. Условия безопасной работы. Ребро жесткости по прямой, по кривой
1
0,5
0,5 2
«Лето». Пластика природных форм. Разнообразие приемов: сгибание, разрезание, вырезание. Рельеф на картоне. Работа по методу проекта
1
0,5
0,5
3 Архитектурные фантазии. Ритм геометрических и растительных форм. Контраст и гармония прямых и пластичных линий. Рельеф на картоне. Работа по методу проекта
1
0,5
0,5 4 «Маски» - стилизация в декоративном искусстве. Разнообразие и выразительность мимики. Декор - тушь, перо. Связь с графикой
1
0,5
0,5 5 Новогодняя композиция. «Знак года». Работа по методу проекта. Свободный выбор материалов. Соединение разных техник
1
0,5
0,5 6
Творческий модуль. Ритмическая организация плоскости. Бумажная пластика, аппликация
1
0,5
0,5
Упаковка для подарка. Кубик. Использование творческого модуля для декора упаковки
7 «Любимые животные» - керамика, объемная пластика
1
0,5
0,5 8
Декоративная подставка для цветочной композиции. Керамика. Использование штампиков в декоре
1
0,5
0,5 9 «Мать и дитя» - выражение внутреннего мира в круглой скульптуре мелких форм
1
0,5
0,5 10 Рельеф керамический по темам народных сказок. Элементы народной орнаментики в декоре. Игрушка-сувенир. Творческая аттестационная работа
1
0,5
0,5
Всего часов: 10
3. Декоративно-прикладное искусство. Теоретическая часть. - Декоративно-прикладное искусство - художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение. - Техники создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика. - Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью. - Беседы по декоративно-прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу. - Посещение выставок.
Практические задания.
В том числе
Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Введение в тему. Планирование работы Знакомство с новым материалом, инструментом.
1
0,5
0,5 2
«Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приема - кистевая роспись Беседа «Голубая сказка Гжели».
1
0,5
0,5
3 «Цветы и травы». Декоративная роспись. Асимметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.
1
0,5
0,5 4 «Цветы и бабочки» - декоративная рос пись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.
1
0,5
0,5 5 Плакат - вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах
1
0,5
0,5 6 Новогодние поздравления. Эскиз. Рабо-
1
0,5
0,5 та с материалом в подгруппах, использо вание знаний по композиции, живописи, графике. Применение приемов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи
7 Холодный батик - особенности его как вида декоративно-прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок
1
0,5
0,5 8 «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией
1
0,5
0,5 9 Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком
1
0,5
0,5 10 Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий
1
0,5
0,5
Всего часов: 10
Выставки, посещение выставок, экскурсии 6 ИТОГО: 36
Прогнозируемые результаты .
Обучаемые 1 года обучения Должны знать: , - название основных и составных цветов; - понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, шликер, обжиг, роспись, лепка, керамика; - изобразительные основы декоративных элементов; - материалы и технические приемы оформления; - названия инструментов, приспособлений. Должны уметь: - пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; - полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; - подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; - владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением; - моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; - пользоваться материалами; - лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки; - применять различные способы лепки: от целого куска, прима-зывание частей, заглаживание поверхности.
Обучаемые 2 года обучения Должны знать: - особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; - разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм; - творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, ТА. Мавриной-Лебедевой; - основы графики; - правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне; - особенности материалов и техники малых скульптурных форм. Должны уметь: - пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; - пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки); - различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; - рисовать кистью элементы растительного орнамента; - выполнять орнамент в круге, овал, ленту; - выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного нзо&-ражения путем наращивания объема; - лепить по заранее подготовленным эскизам; - передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению; - проявлять творчество в создании изделий.
Обучаемые 3 года обучения Должны знать: - разнообразие возможных выразительных средств изображения; - значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы; - различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие; - основы дизайна; - творчество мастеров русского искусства: А. К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, К.Е. Маковского; - правила создания экспозиций, основы прикладной графики. Должны уметь: - работать в определенной цветовой гамме; - добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы; - передавать пространственные планы способом загораживания; - передавать движения фигур человека и животных; - сознательно выбирать средства выражения своего замысла; - свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера; - самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения выразительности образа; - решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Срез творческих и эстетических знаний и умений
учебной группы 1 года обучения объединения «Изостудия»
Фамилия, имя обучаемого Оценка Организация рабочего места
Основы цветоведения
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр.
Владение разнообразными видами линий
Подбор красок в соответствии с настроением, замыслом рисунка
Овладение основными навыками работы с различными материалами: акварелью, гуашью
Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу
Моделирование художественно-выразительных форм из глины, пластилина
Использование приспособлений для лепки из глины, стеков, штампиков. Понятия: обжиг, роспись, шликер, рельеф, объем
Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи
Система оценок: «3» - 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)
Срез творческих и эстетических знаний и умений
учебной группы 2 года обучения объединения «Изостудия»
Фамилия, имя обучаемого Оценка Организация рабочего места
Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии
Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале.
Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания.
Умение пользоваться эскизом.
Умение использовать знание пропорций человеческого лица, фигуры в разных положениях, движении.
Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций.
Проявление творчества и фантазии в создании работ.
Стремление к совершенству и законченности в работе
Система оценок: «3» - 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)
Срез творческих и эстетических знаний и умений
учебной группы 3 года обучения объединения «Изостудия»
Фамилия, имя обучаемого Оценка Свободное владение приспособлениями, инструментами для живописи, графики, работа с пластическими материалами (глина, пластилин, бумага, картон), росписи по ткани
Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив
Умение работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной
Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией
Умение передавать характер движения фигур человека и животных
Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком
Обращение к литературным и иллюстрированным источникам в работе над творческим заданием, замыслом.
Свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах.
Знание особенностей художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направлений)
Система оценок: «3» - 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел: - определение задачи; - ее обсуждение; - воплощение в материале; - анализ работы. Так выполняются рельефные композиции и поздравления, посвященные праздничным датам, сувениры для друзей и родных, различные маски. При работе по методу проекта особенно важно обеспечение мотивации, настрой на тему - заранее, как бы невзначай. Чтобы идея шла как бы от детей. Они должны хотеть сделать это.
Порядок работы по методу проекта
1. Возникновение идеи. 2. Работа в микрогруппах над эскизом. 3. Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения. 4. Распределение объема работы индивидуально. 5. Индивидуальная работа с педагогом в технике бумажной пластики. 6. Коллективная сборка-монтаж композиции, обсуждение, сотворчество. 7. Добавление деталей, «заселение» персонажами. 8. Анализ выполненного проекта. При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки: многоцветная заливка акварелью, орнаментика, элементы графики. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам, альбомам по искусству.
Необходимые материалы и инструменты: - бумага рисовальная или чертежная; - клей ПВА; - резак (надрезы, прорези); - шило (прокалывание отверстий, протяжка полосок бумаги для получения спиралей); - спицы вязальные (завитки, пружинки, спиральки); - ножницы (разрезание бумаги, выполнение выкроек, надрезов, просечек); - циркуль; - линейки, угольники (метал).
Список литературы для педагога.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
- Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
- Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение №1,2 /Курс художественного воспитания. - М.: Советский художник. 1998.
- Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989.
- Костерин Н.П.Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980.
- Этюды об изобразительном искусстве: 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: - М.: Просвещение, 1991.
- Вольфганг Брун, Макс Тильке. История костюма от древности до нового времени. - М.: ЭКСМО, 1995.
- Михайлов А.М.Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство,1995.
- Постникова Т.В. История искусства для детей. Античность.- М.: Росмэн, 2002.
- Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат.- М.: Плакат,1977.
- Ростовцев И.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение,1984.
- Логвинская Э.Я. Интерьер в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1971.
- Аксенова М., Храмов Г. Современная энциклопедия «Мода и стиль».- М.: Аванта+, 2002.
- Фаворский В.А. «Об искусстве, о книге, о гравюре».- М.: Книга, 1986.
- Гутнов А., Глазылев В. Мир архитектуры. - М.: Молодая гвардия, 1990.
- Алпатов М.В., Ростовцев Н.И. Искусство. - М.: Просвещение, 1987.
- Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. - М.: Изобразительное искусство, 1986.
- История русского искусства. Академия наук СССР.- М.: Изобразительное искусство, 1979.
- Чубова А.П., Копькова Г.И., Давыдова Л.И.Античные мастера. - М.: Искусство, 1986.
- Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.
- Зименко В.М. Гуманизм искусства. - Л, 1971.
- Искусство стран Востока. - М.: Просвещение, 1986.
- Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М.: Академия, 2000.
- Ростовцев И.Н. История методов обучения рисованию.- М.: Просвещение, 1981.
- Ковтун Е. Как смотреть картину.- М.: Просвещение, 1960.
- Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине.- М.: Просвещение, 1978.
- Концепция художественного образования в Российской федерации. - М.: 2001.
Список литературы для обучающихся.
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.- Обнинск: Титул, 1996.
-
Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980.
- Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М.: Просвещение, 1977.