Планирование ФГОС по ИЗО

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детское объединение

«Изостудия»

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет

Срок реализации -4 года



















Автор-составитель:

Нагрецкая Ирина Николаевна

педагог дополнительного образования

МОУ СОШ №22

(Новая редакция - 2008)



Самара

2004

  1. Пояснительная записка


Художественная деятельность, т.е. создание произведений гра­фики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона­ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях разви­тия, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важ­ные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспита­ния, не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи­рование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узна­вать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспи­тательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправлен­нее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе не­повторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлени­ях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 6-13 лет и состоит из следующих этапов: - ознакомительный, 1 год обучения, 6-7 лет; - развивающий, 2 год обучения, 8-10 лет; - исследовательский, 3-4 год, 11-13 лет. Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возраст­ной группы. Цель данной программы - раскрыть и развить потенциальные спо­собности, заложенные в ребенке. 1
Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности. 2. Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу. 4. Воспитывать стремление к разумной организации своего сво­бодного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. 5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. 6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия в груп­пе первого года проходят 1 раза в неделю по 1 часу. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия - 1 раза в неделю по 1 часа. В группы первого года принимаются все поступающие. Специ­ального отбора не производится. В группу второго года могут посту­пать и вновь прибывающие после специального тестирования и опро­са при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Третий год обучения предполагает работу с одаренными детьми. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу, и в данном случае больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Образовательный процесс включает в себя различные методы обу­чения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - эвристический (проблема формулируется детьми, ими и пред­лагаются способы ее решения). В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объе­динения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстра­тивного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации вни­мания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок - куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импро­визации, занятия - образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия - праздники, занятия - эксперименты. Отчет о ра­боте проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

  1. Содержание деятельности.

Ознакомительный этап: 6-7 лет Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны занятия изобразительным искусством, леп­кой, художественным конструированием. Для ребенка 6-7 лет необходим определенный уровень графических навыков, важно на­учиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с пластическими материалами. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение. Для развития двигательной ловкости и координации мелких дви­жений рук проводятся упражнения на рисование линий разного ха­рактера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам про­водятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.







Разделы программы № № Тема Кол-во часов 1 Радужный мир 10 2 Чудеса из бумаги 10 3 Игрушки делаем сами 10 4 Выставки, экскурсии, рисование на воздухе 3 Итого: 33

Тематическая разработка занятий с детьми 6-7 лет (1 год обучения)
1. Радужный мир Теоретическая часть. - Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. - Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. - Художественный язык изобразительного искусства: линия, пят­но, штрих, мазок, точка. Практические занятия. № п/п Тема Всего часов В том числе





теор. практ. 1 «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в обра­зовательную программу) «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок


1


0,5

0,5 2 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема: проведение непрерывных кра­сочных линий «Разноцветные шарики».Акварель, отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».


1


0,5

0,5 3
«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема: примакивание ки- сти боком. Ход работы: от светлого к темному. Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала «Грустный дождик». Образ дождя, ограничен- ная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал



1








0,5






0,5



4
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гу- ашь. Отработка приема: смешение цвета с бели- лами «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши



1

0,5

0,5


5 «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одеж- де. Контраст теплых и холодных цветов. Урок- игра: общение по телефону.


1


0,5

0,5

6 «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома - линия зигзаг


1


0,5

0,5 7 «Елочка-красавица». Впечатления о прошедшем

1

0,5

0,5 празднике. Творческая работа. Свободный вы-




бор материала
8 «Золотая рыбка». Гуашь. Отработка приема - 1 0,5 0,5 волнистые линии. Закрепление навыка - при- макивание кистью. Беседа с показом иллюстра- тивного и природного материала 9 «Веселый поезд». Ритм цветовых геометрических 1 0,5 3,5 пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поем 10 «Цветы и травы». Изобразительные свойства гра- 1 0,5 3,5 фических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы - гномики» Всего часов:

10
2. Чудеса из бумаги Теоретическая часть: Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные компози­ции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объем.
Практические занятия. № п/п Тема Всего часов В том числе


теор. практ.


1
Знакомство с чудо-помощниками: ножницами, клеем, кисточкой. Условия безопасной работы. Отработка навыка аккуратного и экономного от- резания: полоска, квадрат, треугольник «Коврик для котика». Орнамент в квадрате. От- работка навыка аккуратной работы. Ритм цвето- 1 0,5 0,5


2 «Путешествие-полет в геометрическую страну». 1 0,5 0,5


Развитие воображения. Выклейка плана местно-


сти с полями и озерами. Коллективная работа


4 Перышки для сказочной птицы. Воспитание чув- 1 0,5 0,5


ства ритма. Отработка приема: надрезание. Кол-


лективная работа


5 «Осеннее очарование». Букет осенних листьев. Кол­лективная работа. Отработка навыка: вырезание путем складывания. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение 1 0,5 0,5 6 «Бабочки». Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием: выделе­ние главного. Цветная бумага. Черный или бе­лый фон. Контраст 1 0,5 0,5 7 «Первый снег». Полуобъемная композиция. Бу­мага белая, серая, гофрокартон. Элементы мо­заики. Коллективная работа 1 0,5 0,5 8 «Дерево чудес». Закрепление навыка: вырезание путем сложения. Декорирование бабочек. По­луобъемная композиция. Коллективная работа 1 0,5 0,5 9 «Сказочные домишки». Коллективная компози­ция, составленная из вырезанных фигур простых геометрических форм. Воспитание чувства цве­товой гармонии. Элементы полуобъема «Смешные человечки». Составление фигурок животных, людей из простых геометрических фигур. Развитие воображения 1 0,5 0,5 10 Превращение прямоугольника в цилиндр. Иг­рушка на основе цилиндра. Индивидуальная ра­бота. Воплощение образа 1 0,5 0,5 Всего часов: 10

3. Игрушки делаем сами Теоретическая часть: - Знакомство с различным материалом: пластилином, глиной, бумагой. - Воспитание художестве мира, его форм, фактуры - Понятия - рельеф, объем.
Практические занятия. № п/п Тема Всего часов В том числе


теор. практ.


1 Вводное занятие. Беседа: «Условия безопасной работы». Знакомство с материалами. Урок-игра «Как наполнить корзины с фруктами». Формообразование: шар, овал, колбаска и т.д. 1 0,5 0,5


2

«Лебединое озеро». Формообразование, соблюдение последовательности, сгибание детали, создание объемных форм. 1 0,5 0,5


4

«Сад динозавриков». Формообразование, работа с пластилином. Лепка от целого куска ЛЯ лей. Отработка приема: вытигивание. 1 0,5 0,5


5 Бумажная пластика. «Деревья». Работа по методу проекта. Условия работы с ножницами. Создание сада. 1 0,5 0,5 6 «Мишка очень любит мед». Отработка приема: целое из частей. Работа со стеки, палочкой. 1 0,5 0,5 7 Орнамент в круге. Рельеф. Растительные материалы: семена. Основа - пластилин на картоне, геометрия, ритм. 1 0,5 0,5 8 Рельеф «Парусник». Отработка навыка рисование иглой. Основа - пластилин на картоне. 1 0,5 0,5 9 «Подарок маме». Творческая работа. Предложить на выбор: рельеф «Корзинка с цветами», «Цве­ты и бабочка». Глина, обжиг, декор: рукопись орнаментального края ангобом, гуашью 1 0,5 0,5 10 Аттестационная работа: «Абракадабрик - фанта­стическое существо». Рельеф. Применение при­емов: процарапывание, прищипывание, исполь­зование штампиков, шликера для декорирования деталями. Обжиг, декор ангобом 1 0,5 0,5 Всего часов: 10
Выставки, экскурсии, рисование на воздухе 3 ИТОГО: 33
Развивающий этап: 8-9 лет (второй год обучения) Изобразительное искусство, художественное конструирова­ние - наиболее применимые области эмоциональных сфер ребен­ка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изоб­разительными и пластическими материалами, знакомится с миро­вой культурой. Более свободное владение различными художественными и техническими средствами позволяет ребенку самовыразиться. Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу.

Разделы программы
№ п/п Предметы Кол-во часов 1 1 Основа художественной грамоты 10 2 2 Графика 10 3 3 Пластика, керамика 10 44 Экскурсии, выставки 6 Итого: 36






1. Основы художественной грамотности Теоретическая часть. - Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: ак­варель, гуашь. - Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цве­та. Основные сочетания в природе. - Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художе­ственный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. - Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с нату­ры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигура­ми людей, животных. - Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асим­метрия», «уравновешенная композиция». Основные компози­ционные схемы. - Создание творческих тематических композиций. Иллюстриро­вание литературных произведений. - Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натур­ные зарисовки в городе, на природе. Выставки, праздничные мероприятия.
Практические занятия № п/п Тема

Всего часов

В том числе





теор.

практ. 1 Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаменталь­ная композиция. Организация плоскости

1

0,5

0,5 2 Натюрморт из трех предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка

1

0,5

0,5 4 Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага

1

0,5

0,5 5 Холодные цвета. Стихия - вода. Акварель. Ри­сование по методу ассоциаций Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. Ри­сование по методу ассоциаций

1

0,5

0,5 6 Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон. Природная форма - лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель

1

0,5

0,5 7 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

1

0,5

0,5 8 «Дворец снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорции человеческого лица.

1

0,5

0,5 9 «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстрированный материал.

1

0,5

0,5 10 «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорции человеческой фигуры.

1

0,5

0,5
Всего часов:

10





2. Графика Теоретическая часть. - Художественные материалы. Свойства графических материа­лов: карандаш, перо-ручка, тушь, воск, мелки и приемы ра­боты с ними. - Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение ли­ний разного характера. Изобразительный язык графики: ли­ния, штрих, пятно, точка. - Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. - Монотипия, творческие композиции с применением приемов монотипии. - Гравюра на картоне. - Прикладная графика. Открытка, поздравление. Шрифт. - Связь с рисунком, композицией, живописью. Практические занятия В том числе

Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Вводное занятие, введение в тему. Условия бе-

1

0,5

0,5 зопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлени ями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо 2 «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

1

0,5

0,5 3 «Осенние листья» - композиция и использова- ние живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия - тушь, перо.

1

0,5

0,5 4 Натюрморт - набросочный характер рисунков с разных положении, положение предметов

1

0,5

0,5 в пространстве. Свет и тень - падающая, собственная. 5 «Город» - цветовой фон в технике монотипии.

1

0,5

0,5 Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения 6 «Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской

1

0,5

0,5 архитектуре с использованием иллюстр. материала




7 Поздравление. Использование шаблона и тра-

1

0,5

0,5 фарета. Штрих. Выделение главного 8 Открытка-поздравление. Использование аппли-

1

0,5

0,5 кации, орнаментики. Шрифт. Творческая ра- бота 9 Творческая аттестационная работа. Свободный

1

0,5

0,5 выбор техники и материалов Всего часов: 10


  1. Пластика. Керамика
Теоретическая часть. - Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина, биомасса. - Воспитание художественно-пластического видения, простран­ственного воображения. - Отличительные свойства разных глин. Особенности формооб­разования. - Средства и способы изображения в пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор. - Композиция в пластике. Работа над образом. Связь с рисун­ком, декоративным рисованием. - Работа индивидуальная и коллективная. Создание творческих работ. - Беседы по истории керамики с использованием иллюстратив­ного материала. Практические занятия
В том числе

Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Введение в тему. Материалы, инструменты, оборудование. Условия безопасной работы. Формообразование в работе с глиной, пластилином, биомассой.

1

0,5

0,5
2
«Лев». Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема - наращивание по частям. Образы животных в русском зодчестве

1


0,5

0,5


3 Посуда для куклы. Образный строй русской керамической посуды. Беседа с показом иллюстративного и предметного материала. Лепка.

1

0,5

0,5 4 «Диковинная птица». Мелкая пластика. Беседа «Русская керамическая игрушка». Глина, декорирование ангобом. Отработка приема: лепка из целого куска с добавлением деталей.

1

0,5

0,5 5 Рельеф «Цветы и травы». Глина. Фактурное разнообразие: оттиск холстом. Рисование иглой, применение штампиков. Индивидуальная работа

1

0,5

0,5 6 «Знак года». Создание коллективной, декоративной композиции по методу проекта.

1

0,5

0,5




7 Народная игрушка. Обращение к образному строю дымковской и филимоновской игрушки.

1

0,5

0,5
8 «Ярмарка». Работа по методу проекта. Иллюст ративный материал.

1

0,5

0,5 Художники: Кустодиев, Рябушкин. Стилевое единство, масштаб 9 «Мои любимые животные». Лепка по зарисовкам детей. Метод исследования.

1

0,5

0,5
Всего часов: 10
4. Бумажная пластика Теоретическая часть - Пластические свойства бумаги. Формообразование в бумажной пластике. - Ребро жесткости. - Плоские и объемные композиции. - Категории композиции: ритм, симметрия, движение, статика. - Беседы о сценографии, макетировании. - Материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы, клей.
Практические занятия

В том числе

Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Введение в тему. Материалы, инструменты, оборудование. Условия безопасной работы.

1

0,5

0,5
2
Кукольный антураж. Диванчик и стулья. Отработка приема: сгибание, разгибание, разрезание

2


0,5

0,5


3 Ребро жесткости. Заборчик и лесенки. Криволинейные сгибы.

1

0,5

0,5 4 Архитектурная композиция. Работа по методу проекта. Связь с живописью, графикой

2

0,5

1,5 5 Новогодние маски. Трансформация плоскости в объем. Декорирование. Связь с живописью, графикой

2

0,5

1,5 6 Новогодняя игрушка-сувенир

2

0,5

0,5




Всего часов: 10
Выставки, посещение выставок, экскурсии 6 ИТОГО: 36

Исследовательский этап: 10-13 лет (3-й год обучения)
На данном этапе важной становится цель - научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение. Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применя­ются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучаю­щий компонент делается в разделе декоративно-прикладного творчества. Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последова­тельностью работы над проектом.
Практические занятия

Часы

Раздел программы

Предметы п/п


1 Основы изобразительной грамоты.

Композиция Графика Цветоведение


4

3

3



2
Пластика

Бумажная пластика. Керамика




4

6 3 Декоративно-прикладное искусство Прикладная графика Батик Флористика. Цветоделие

2


3

3

2 44 Экскурсии, выставки

6 Всего часов:

36

1. Основы изобразительной грамоты
Теоретическая часть - Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь - свобод­ное владение ими. - Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упраж­нения набросочного характера. Передача пространства на плос­кости, представление о перспективе - линейной, воздушной. - Графика. Материалы - тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. - Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использова­нием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. - Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цве­товых отношений. - Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам; б) соблюдение закона ограничения; в) основа живой и статичной композиции; г) группировка элементов, обеспечение свободного простран­ства между группировками; д) подчеркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «законом сцены»). - Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстратив­ного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Практические занятия
В том числе

Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Вводное занятие. Материалы, инструмен­ты. Условия безопасной работы. Рисунок-тест «Впечатление о лете». Фломастеры

1

0,5

0,5 2
«Деревья». Пленэрные зарисовки. Аква­рель, гуашь. Принцип «от общего к час­тному». Воздушная перспектива. Фор­ма, структура

1

0,5

0,5


3 Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Ак­варель

1

0,5

0,5 4 Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палоч­кой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиции

1

0,5

0,5 5 Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Теплая цветовая гамма. Гуашь, акварель

1

0,5

0,5 6

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоциональ­ного состояния. Творческая работа - ил­люстрация прочитанных стихотворений, личный опыт

1

0,5

0,5

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоциональ­ного состояния. Творческая работа - ил­люстрация прочитанных стихотворений, личный опыт




7 Монотипия. «Отражение в воде». Ин­терпретация явлений природы: акварель, тушь черная, заостренные палочки.

1

0,5

0,5 8

«Зимние, забавы». Движение в компози­ции. Ритм цветочных пятен. Фигура че­ловека в движении. Личный опыт. Гуашь .

1

0,5

0,5 9 «Цветы и травы весны». Свободный вы бор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природ- ных форм и линий. Беседа с обращени- ем к иллюстративному материалу, нату- ральный материал

1

0,5

0,5 10 «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры Творческая работа по предварительным рисункам.

1

0,5

0,5
Всего часов:. 10



2. Пластика. Бумажная пластика. Керамика Теоретическая часть - Художественное конструирование. Формообразование в бумаж­ной пластике. Объемная и рельефная пластика. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы. - Этапы работы дизайнера над проектом. Архитектурные фанта­зии. Предметная среда. Творческие групповые разработки про­ектов. - Особенности формообразования в глиняной пластике. Объем и рельеф в керамике. Виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись ангобо, гуашью. - Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная. - Беседы по истории дизайна с демонстрацией ил­люстративного материала. Обращение к предметам народного быта. Использование керамики в современных интерьерах. - Экскурсии на тематические выставки.

Практические задания.
В том числе

Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Введение в тему. Красота и пластика бу­маги. Условия безопасной работы. Реб­ро жесткости по прямой, по кривой

1

0,5

0,5 2
«Лето». Пластика природных форм. Раз­нообразие приемов: сгибание, разреза­ние, вырезание. Рельеф на картоне. Ра­бота по методу проекта

1

0,5

0,5


3 Архитектурные фантазии. Ритм геометри­ческих и растительных форм. Контраст и гар­мония прямых и пластичных линий. Рель­еф на картоне. Работа по методу проекта

1

0,5

0,5 4 «Маски» - стилизация в декоративном искусстве. Разнообразие и выразитель­ность мимики. Декор - тушь, перо. Связь с графикой

1

0,5

0,5 5 Новогодняя композиция. «Знак года». Ра­бота по методу проекта. Свободный выбор материалов. Соединение разных техник

1

0,5

0,5 6

Творческий модуль. Ритмическая орга­низация плоскости. Бумажная пластика, аппликация

1

0,5

0,5

Упаковка для подарка. Кубик. Использова­ние творческого модуля для декора упаковки




7 «Любимые животные» - керамика, объемная пластика

1

0,5

0,5 8

Декоративная подставка для цветочной композиции. Керамика. Использование штампиков в декоре

1

0,5

0,5 9 «Мать и дитя» - выражение внутреннего мира в круглой скульптуре мелких форм

1

0,5

0,5 10 Рельеф керамический по темам народных сказок. Элементы народной орнаменти­ки в декоре. Игрушка-сувенир. Творческая аттестаци­онная работа

1

0,5

0,5
Всего часов: 10



3. Декоративно-прикладное искусство. Теоретическая часть. - Декоративно-прикладное искусство - художественно выпол­ненные изделия, имеющие утилитарное назначение. - Техники создания изделий: кистевая роспись, батик, приклад­ная графика, цветоведение, флористика. - Декоративная переработка природных форм, связанная с худо­жественным конструированием, композицией, живописью. - Беседы по декоративно-прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу. - Посещение выставок.

Практические задания.
В том числе

Тема Всего п/п часов теор. практ. 1 Введение в тему. Планирование работы Знакомство с новым материалом, инструментом.

1

0,5

0,5 2
«Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приема - кистевая роспись Беседа «Голубая сказка Гжели».

1

0,5

0,5


3 «Цветы и травы». Декоративная роспись. Асимметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.

1

0,5

0,5 4 «Цветы и бабочки» - декоративная рос пись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.

1

0,5

0,5 5 Плакат - вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах

1

0,5

0,5 6 Новогодние поздравления. Эскиз. Рабо-

1

0,5

0,5 та с материалом в подгруппах, использо вание знаний по композиции, живописи, графике. Применение приемов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи




7 Холодный батик - особенности его как вида декоративно-прикладного искусст­ва. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при ра­боте с резервирующим составом «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных за­рисовок

1

0,5

0,5 8 «Туманный день». Интерпретация явле­ний природы. Свободная роспись по тка­ни без резерва. Связь с живописью, ком­позицией

1

0,5

0,5 9 Цветоведение. Несложные цветы из тка­ни. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком

1

0,5

0,5 10 Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий

1

0,5

0,5
Всего часов: 10


Выставки, посещение выставок, экскурсии 6 ИТОГО: 36
Прогнозируемые результаты .

Обучаемые 1 года обучения Должны знать: , - название основных и составных цветов; - понимать значение терминов: краски, палитра, компози­ция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, шликер, обжиг, роспись, лепка, керамика; - изобразительные основы декоративных элементов; - материалы и технические приемы оформления; - названия инструментов, приспособлений. Должны уметь: - пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палит­рой; - полностью использовать площадь листа, крупно изображать пред­меты; - подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; - владеть основными навыками использования красного, желто­го, синего цветов, их смешением; - моделировать художественно выразительные формы геометри­ческих и растительных форм; - пользоваться материалами; - лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки; - применять различные способы лепки: от целого куска, прима-зывание частей, заглаживание поверхности.



Обучаемые 2 года обучения Должны знать: - особенности материалов, применяемых в художественной дея­тельности; - разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм; - творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, ТА. Мавриной-Лебедевой; - основы графики; - правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне; - особенности материалов и техники малых скульптурных форм. Должны уметь: - пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; - пользоваться графическими материалами и инструментами (пе­рья, палочки); - различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; - рисовать кистью элементы растительного орнамента; - выполнять орнамент в круге, овал, ленту; - выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного нзо&-ражения путем наращивания объема; - лепить по заранее подготовленным эскизам; - передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению; - проявлять творчество в создании изделий.
Обучаемые 3 года обучения Должны знать: - разнообразие возможных выразительных средств изображе­ния; - значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы; - различные виды декоративного творчества: батик, флористи­ка, цветоделие; - основы дизайна; - творчество мастеров русского искусства: А. К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестеро­ва, К.Е. Маковского; - правила создания экспозиций, основы прикладной графики. Должны уметь: - работать в определенной цветовой гамме; - добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы; - передавать пространственные планы способом загоражива­ния; - передавать движения фигур человека и животных; - сознательно выбирать средства выражения своего за­мысла; - свободно рисовать кистью орнаментальные композиции расти­тельного характера; - самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения выразительности образа; - решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.










Срез творческих и эстетических знаний и умений

учебной группы 1 года обучения объединения «Изостудия»


Фамилия, имя обучаемого Оценка Организация рабочего места
Основы цветоведения
Умение пользоваться инструментами и приспо­соблениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр.
Владение разнообразными видами линий
Подбор красок в соответствии с настроением, замыслом рисунка
Овладение основными навыками работы с раз­личными материалами: акварелью, гуашью
Основы композиции, использование всей пло­щади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу
Моделирование художественно-выразительных форм из глины, пластилина
Использование приспособлений для лепки из глины, стеков, штампиков. Понятия: обжиг, роспись, шликер, рельеф, объем
Основы декоративной живописи, понятие «ор­намент», условность подбора красок в декора­тивной живописи
Система оценок: «3» - 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)



















Срез творческих и эстетических знаний и умений

учебной группы 2 года обучения объединения «Изостудия»


Фамилия, имя обучаемого Оценка Организация рабочего места
Свободное владение инструментами и приспособ­лениями Владение художественными материалами: гуашью, ту­шью, акварелью, перьями, карандашом, кистями
Умение пользоваться инструментами и приспособ­лениями: кистью, мольбертом, планшетом, каран­дашом, палитрой, ножницами и пр. При­менение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии
Умение компоновать растительный и геометричес­кий орнаменты в ленте, круге, овале.
Освоение перспективного рисунка, передача в ри­сунке ближних и дальних предметов, прием заго­раживания.
Умение пользоваться эскизом.
Умение использовать знание пропорций человечес­кого лица, фигуры в разных положениях, движе­нии.
Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций.
Проявление творчества и фантазии в создании работ.
Стремление к совершенству и законченности в ра­боте
Система оценок: «3» - 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)


















Срез творческих и эстетических знаний и умений

учебной группы 3 года обучения объединения «Изостудия»


Фамилия, имя обучаемого Оценка Свободное владение приспособлениями, инст­рументами для живописи, графики, работа с пластическими материалами (глина, пластилин, бумага, картон), росписи по ткани
Знание и применение законов линейной и воз­душной перспектив
Умение работать в определенной цветовой гам­ме: ограниченной, заданной или выбранной
Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией
Умение передавать характер движения фигур че­ловека и животных
Умение решать художественно-творческие зада­чи, пользуясь эскизом, техническим рисунком
Обращение к литературным и иллюстрирован­ным источникам в работе над творческим зада­нием, замыслом.
Свободное, творческое комбинирование различ­ных техник, средств художественной выразитель­ности в своих работах.
Знание особенностей художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направлений)
Система оценок: «3» - 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)


















В последующем работа может строиться на основе методики кол­лективных творческих дел: - определение задачи; - ее обсуждение; - воплощение в материале; - анализ работы. Так выполняются рельефные композиции и поздравления, посвя­щенные праздничным датам, сувениры для друзей и родных, раз­личные маски. При работе по методу проекта особенно важно обеспечение моти­вации, настрой на тему - заранее, как бы невзначай. Чтобы идея шла как бы от детей. Они должны хотеть сделать это.
Порядок работы по методу проекта
1. Возникновение идеи. 2. Работа в микрогруппах над эскизом. 3. Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материа­ла, техники исполнения. 4. Распределение объема работы индивидуально. 5. Индивидуальная работа с педагогом в технике бумажной плас­тики. 6. Коллективная сборка-монтаж композиции, обсуждение, со­творчество. 7. Добавление деталей, «заселение» персонажами. 8. Анализ выполненного проекта. При выполнении работ по методу проекта используются ранее полу­ченные знания и навыки: многоцветная заливка акварелью, орнамен­тика, элементы графики. При работе над проектом у детей появляет­ся побуждение обращаться к книгам, альбомам по искусству.
Необходимые материалы и инструменты: - бумага рисовальная или чертежная; - клей ПВА; - резак (надрезы, прорези); - шило (прокалывание отверстий, протяжка полосок бумаги для получения спиралей); - спицы вязальные (завитки, пружинки, спиральки); - ножницы (разрезание бумаги, выполнение выкроек, надре­зов, просечек); - циркуль; - линейки, угольники (метал).



















Список литературы для педагога.


  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.
  3. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
  5. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение №1,2 /Курс художественного воспитания. - М.: Советский художник. 1998.
  6. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989.
  7. Костерин Н.П.Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980.
  8. Этюды об изобразительном искусстве: 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994.
  9. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: - М.: Просвещение, 1991.
  10. Вольфганг Брун, Макс Тильке. История костюма от древности до нового времени. - М.: ЭКСМО, 1995.
  11. Михайлов А.М.Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство,1995.
  12. Постникова Т.В. История искусства для детей. Античность.- М.: Росмэн, 2002.
  13. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат.- М.: Плакат,1977.
  14. Ростовцев И.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение,1984.
  15. Логвинская Э.Я. Интерьер в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1971.
  16. Аксенова М., Храмов Г. Современная энциклопедия «Мода и стиль».- М.: Аванта+, 2002.
  17. Фаворский В.А. «Об искусстве, о книге, о гравюре».- М.: Книга, 1986.
  18. Гутнов А., Глазылев В. Мир архитектуры. - М.: Молодая гвардия, 1990.
  19. Алпатов М.В., Ростовцев Н.И. Искусство. - М.: Просвещение, 1987.
  20. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. - М.: Изобразительное искусство, 1986.
  21. История русского искусства. Академия наук СССР.- М.: Изобразительное искусство, 1979.
  22. Чубова А.П., Копькова Г.И., Давыдова Л.И.Античные мастера. - М.: Искусство, 1986.
  23. Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.
  24. Зименко В.М. Гуманизм искусства. - Л, 1971.
  25. Искусство стран Востока. - М.: Просвещение, 1986.
  26. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979.
  27. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М.: Академия, 2000.
  28. Ростовцев И.Н. История методов обучения рисованию.- М.: Просвещение, 1981.
  29. Ковтун Е. Как смотреть картину.- М.: Просвещение, 1960.
  30. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине.- М.: Просвещение, 1978.
  31. Концепция художественного образования в Российской федерации. - М.: 2001.

Список литературы для обучающихся.


  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.- Обнинск: Титул, 1996.

  2. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980.

  3. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М.: Просвещение, 1977.


© 2010-2022