Урок русского языка Родительный падеж имени существительного

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: формировать представление детей об именах существительных в родительном падеже, развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении, в словосочетании, познакомить с предлогами, которые употребляются с именами существительными в родительном падеже; развивать память, внимание; прививать любовь к природе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (упр. 75)

- назовите в каждом предложении подлежащее. В каком падеже стоит подлежащее?

- что мы ещё знаем об именах существительных в именительном падеже?

II. Повторение пройденного.

Блиц опрос. (дети, если согласны с высказыванием, поднимают руки. Если не согласны, руки - на парте. Затем называют правильный ответ)

  1. Имя существительное - это часть речи.

  2. Имена существительные обозначают признак предмета.

  3. Имена существительные отвечают на вопросы какой? какая? какие?

  4. Имена существительные отвечают на вопросы кого? чего?

  5. Имена существительные бывают одушевлённые и неживые.

  6. Имена существительные бывают мужского, женского и детского рода.

  7. В русском языке 7 падежей.

III. Актуализация знаний.

1. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

2. Запись в тетрадях (19 февраля, Классная работа)

3. Минутка каллиграфии (пишем строчку Рр)

- что мы знаем о звуке, который мы произносим и слышим, когда видим и пишем букву Р?

4. Актуализация знаний.

- на доске: дер..во, р..ка, со..нце, тр..ва. Какое правило надо знать, чтобы правильно вставить буквы? Какое слово лишнее? (надо знать правило: правописание безударной гласной в корне слова. Лишнее слово - солнце, Орфограмма: непроизносимый согласный в корне слова).

Записываем слова, вставляя пропущенные буквы.

- Если бы мы писали текст, используя эти слова, о чём бы был этот текст? (о природе).

- Как нужно людям относиться к природе?

- Деревья, река, солнце, трава - это всё природа. Из всего этого состоит природа. А из каких частей состоят слова? (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс).

- Подберите однокоренные слова к слову трава и разберите их по составу.(Трава- травушка, травяной).

IV. Изучение нового материала.

- Одна грамматическая задача решена. Решим ещё две. (Слайд 2).

(физминутка - повторение падежей имён существительных).

- на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? В родительном падеже? (Слайд 3).

(выполнение упр. 77 учебника «Русский язык». Списываем словосочетания без вопросов, находим имена существительные, определяем падеж).

- почему к одним именам существительным ставим вопрос кого?, а к другим чего?

- Один мальчик тоже любил природу, но немного забыл о родительном падеже.

Давайте послушаем о нём стихотворение. (Слайд 4).

- Почему мальчик забыл об уроках?

(Называем выделенные предлоги, которые употребляются с именами существительными в родительном падеже). (Слайд 5).

- (Слайд 6, 7 - изображение ивы). Что вы знаете об этом предмете? К слову ива подберите синоним (верба).

Есть легенда , почему иву называют плакучей. Девушка и парень любили друг друга и всегда встречались у реки, возле ивы. Парня убили разбойники. А девушка всегда приходила на то место, где они встречались. И превратилась в дерево, которое свои ветви опускает к воде. С тех пор иву стали называть плакучей. А река - это её слёзы.

Задания:

1 группа получает задание для самостоятельной работы: составить своё предложение так, чтобы слово «дерево» стояло в родительном падеже. Можно употреблять предлоги со слайда 5. Сделать вывод: каким членом предложения является это имя существительное?

2 группа работает с учителем. Под диктовку (1 ученик - у доски):

Около реки росла плакучая ива.

- найти существительные, определить падеж.

- подчеркнуть главные члены предложения.

Делаем вывод: каким членом предложения является имя существительное - реки? (второстепенным членом предложения)

Задание 2 группе: записать, какое это предложение по цели высказывания, по интонации, простое или сложное)

В это время учитель проверяет, как выполнили задание ученики 1 группы.

Затем проверка выполненного задания 2 группы.

Делаем вывод: каким членом предложения является имя существительное, стоящее в родительном падеже? (Слайд 8).

Задание для всех. Под диктовку: Из-за туч выглянуло солнце.

- Найти существительные, определить падеж.

- Запомнить. (Слайд 9).

V. Итог урока.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Называем предлоги, с которыми могут употребляться имена существительные в родительном падеже.

- Каким членом предложения являются имена существительные, стоящие в родительном падеже?

- Что мы знаем о правописании имён существительных множественного числа в родительном падеже, которые оканчиваются на шипящий?

Донецкая общеобразовательная

школа І-ІІІ ступеней № 89Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики







Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Родительный падеж имён существительных»




Учитель: Скорищенко И.В.


Донецк 2016

© 2010-2022