Конспект урока по литературному чтению А. П. Чехов Ванька

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

4 класс

Учитель Гуль Л.В.

Тема: А. П. Чехов «Ванька».

Цель урока:

1. Учить анализировать текст по вопросам, выделять идею автора через отношение самого автора к написанному.

2. Развивать речь, логическое мышление, формировать навык осознанного выразительного чтения.

3. Воспитывать у детей нравственные качества, вызывать чувство сострадания к ближнему, к чужим бедам.

4.Учить детей работать в парах, в группах, самостоятельно добывать знания.

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поэтому давайте начнём наш урок с приветствия гостям. Сядьте ровно, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми. На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками - внимательными, думающими и исследователями.

- Сегодня мы продолжим работать над произведением А.П.Чехова «Ванька».

- Посмотрите на доску и выберите цели, которые подойдут к нашему уроку.

2. Постановка цели на уроке.

1.Познакомиться с произведением А.П.Чехова «Ванька»

2.Учиться анализировать текст по вопросам.

3.Выяснить смысл непонятных и устаревших слов.

4.Учиться читать осознано и выразительно.

5.Развивать свою речь, внимание, наблюдательность, культуру общения.

6.Учиться исследовать, работать в группе, добывать информацию из разных источников.

- Теперь давайте проверим правильно ли вы выбрали цели.

3. Проверка исследовательской деятельности.

- Дорогие ребята, наш сегодняшний урок откроет нам интересный путь в мир одного из гениальных писателей мировой литературы, имя которого А.П.Чехов. В рассказе, который мы прочитали с вами, А.П.Чехов рассказывает нам о мальчике, нашем сверстнике, Ваньке. Вы дома провели небольшую исследовательскую работу, в которой познакомились с жизнью детей, ваших ровесников, живших 100 лет назад. Узнали вы о них через работы художников, через произведения других писателей, познакомились и с другой информацией. И мне очень хочется узнать об этом.

Ученик 1 - биография А.П.Чехова

Ученик 2 -

1.А.П.Чехов

2.Писатели и художники о жизни наших сверстников в далеком прошлом.

Художник Н.В.Невров «Торг»

Маковский «Свидание»

Перов «Тройка»

Н.Аргунов «Портрет мальчика семьи Шереметьевых»

Г.Сенкевич «Янко - музыкант»

А.П.Чехов «Ванька»

Мамин - Сибиряк «Вертел»

- В какой картине вам хотелось бы оказаться? Почему?

3.Рассказ о жизни детей.(учение 3)

Прочитав рассказы А.П.Чехова «Ванька», «Вертел», «Янко - музыкант». Я захотела узнать больше о том, как жили мои сверстники в прошлом веке и познакомить моих одноклассников с моим исследованием. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.

4. Изучение нового материала.

- Ребята, а какие у всех этих детей общие проблемы?(бесправие, тяжелый труд, атмосфера хамства, грубость и даже смерть)

- Какие права детей нарушены?(бесплатное медицинское лечение, неприкосновенность, образование, счастливое детство)

- Чтобы понять это, писатели в своих текстах используют разные слова. Ими они рисуют перед нами картины, образы через которые мы можем почувствовать наше отношение к герою, отношение автора к нему. Словами писатели подчеркивают характерные черты своих героев. Вот такие приметы мы попробуем с вами отыскать в отрывках из рассказа «Ванька».

-Мы работаем в группах перед вами путевые листы с заданиями.(Называются задания групп)

5. Путевые листы.

Группа - 1.

Чтение шепотом.

1.Найти и прочитать описание дедушки Макаровича. Затем составить словесную характеристику и выпишите в путевые листы.

Физкультминутка

- А кто главный герой в этом рассказе? Давайте сейчас продолжим работу с текстом этого рассказа.

2.В каких словах описано отчаяние Ваньки?

- Составьте синквейн «Ванька»

3.Синквейн.

1.Написать героя.

2. Написать 2 прилагательных.

3.Написать 3 глагола.

4. Написать основную мысль рассказа(4 слова)

5. Назвать по-другому героя.

Пример:

Ванька

внимательный, душевный

пишет, любит, надеется

надежды, мечты, светлые воспоминания

Любящий внук

Группа - 2.

Чтение шепотом

1.Найти и прочитать, как автор описывает ночь в деревне? Затем выпишите в путевые листы.

2.На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?

3.Синквейн

Группа - 3

Чтение шепотом

1.Найти и прочитать. Какой предстает перед Ванькой Москва? Затем выпишите в путевые листы.

2.Найдите и прочитайте, их чего состоит «учение Ваньки»?

3.Синквейн

5. Индивидуальная работа.

- А сейчас поработайте самостоятельно. С вопросами викторины, которые находятся у вас на парте.

Викторина «Вопрос - ответ»

1.Сколько лет Ваньке?

2.Какое время он живет у сапожника?

3.Почему Ванька не мог убежать в деревню сам?

4.Как звали собак деда?

5.До какого числа умел считать Ванька?

6.Какой танец умел танцевать?

7.Любимое занятие Константина Макарыча?

8.Какой гостинец просит Ванька у барыни с елки?

9.На кануне какого праздника пишет письмо Ванька?

- Давайте проверим. Поставьте себе оценки.

6. Итог урока.

Любой человек - это мир.А у каждого свой мир. Писатели, поэты - особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть эта тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть творчество А.П.Чехова найдет в вашей душе скромное место.

- Давайте подведём итоги нашего урока.

- Какое настроение вызвало у вас рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

- Хотелось бы вам помочь Ваньке?

- Почему Ванька так промахнулся с адресом?

- Какое выражение стало крылатым?

- Почему рассказ заканчивается многоточием?

- Мы хорошо, я думаю, потрудились. Давайте оценим свою работу.

7. Рефлексия. Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я (мне):

  • научился…

  • понял…

  • было интересно…

  • было трудно…

В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.



© 2010-2022