- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему: Деление вида 48: 2
Конспект урока на тему: Деление вида 48: 2
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефлютина И.А. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока математики в 4 классе по УМК «Перспектива» Подготовила: Ефлютина И. А. учитель начальных классов, МБОУСОШ № 71
Тема: Деление вида 48:2
Тип урока: Изучение нового материала. Цели урока: познакомить учащихся с приёмом деления двузначного числа на однозначное вида 48 : 2; учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически мыслить, воспитывать интерес к математике, развивать творческое воображение.
Задачи урока:
предметные: - дидактическая: познакомить учащихся с приёмом деления двузначного числа на однозначное вида 48 : 2, продолжить работу по закреплению знаний таблицы умножения и деления;
- развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, математическую речь учащихся, познавательный интерес;
- воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, самостоятельность, умение работать в коллективе.
метапредметные:
РУУД: фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; способствовать выполнению пробного учебного действия; создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
ПУУД: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; помочь выделить и сформулировать познавательную цель; развивать умение работать с разными видами информации; продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу; работать над использованием знаково-символичных средств; способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке; умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
КУУД: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им); помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).
ЛУУД: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; понимать и следовать в деятельности нормам эстетики; работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; следовать установке на ЗОЖ и ее реализации в реальном поведении; способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; следовать в поведении моральным и этическим требованиям; способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности; работать над осознанием ответственности за общее дело.
Методы обучения: словесные (объяснение), наглядные (демонстрация рисунков, учебных схем), практические (выполнение заданий самостоятельно и коллективно), связаны с содержанием учебного материала и особенностями школьников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебник Г. В. Дорофеев, Т.Н. Миракова « Математика» 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса «Математика» 2 часть, методическое пособие, электронная презентация, наглядный и раздаточный материал, электронная физмиинутка.
Деление вида 48:2
Урок «открытия» нового знания.
-
Этап мотивации или самоопределение к деятельности (организационный момент)
Организационный момент. (Положительный настрой) - Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Его проведу у вас я. Зовут меня Ирина Анатольевна. Также у нас на уроке гости. Поприветствуем, друг друга улыбкой, и улыбкой поприветствуйте гостей. Повернитесь к ним. Садитесь за парты. - Сейчас я вам задам несколько вопросов, а вы ответьте на каждый из них одним словом.(Игра «Доскажи словечко») - Кто с работой дружен, нам сегодня нужен? - Да! - А кто с учебой дружен, нам сегодня нужен? - Да! Нужен! - А с математикой кто дружен, нам сегодня нужен? - Нужен! - А таким ребятам, конечно, хвала и честь, а такие ребята в классе есть? - Есть! - Здорово, ребята!
2. Актуализация знаний. - Сегодня на уроке мы должны с вами открыть новые знания. А, как известно, каждое новое знание, связано с тем, что мы уже изучили, поэтому, начнем с повторения. 1. - У вас на партах лежат карточки (карточка № 1). Вы будете работать в парах. Внимательно прочитайте задание и приступайте.
-
92
74
49
14
47
65
76
67
93
32
81
56
39
56
29
18
63
53
99
94
- - Возьмите № 2. Вам нужно решить примеры, а каждую букву, которая соответствует примеру внести в таблицу, в графу с правильным ответом. Если вы правильно выполните задание, то вы прочтете в таблице имя великого ученого, который будет нас сопровождать весь сегодняшний урок. (Архимед)
Слайд
Х (40+16) : 7=
М (11+10) : 7=
А (12+4) : 8 =
Е (13+14) : 3=
И (19+17) : 6=
Д (11+17) : 4 =
Р (14+11) : 5=
2
5
8
6
3
9
7
(слайд) -Ребята, а кто из вас знает, кто такой Архимед.
-Архимед -это древнегреческий математик, физик, инженер, ему принадлежит большое количество открытий, он автор ряда важных изобретений. Именно Архимед нашел наиболее общий способ вычисления площади фигур, что нам с вами сейчас и предстоит сделать. Открыли свои тетради и записали число, классная работа.
(слайд с изображением прямоугольника 6 на 8, и прямоугольника 10 на 8 , внутри которого прямоугольник 3 на 5.дописать про площадь - Возьмите карточку № 3. То вы видите? Посмотрите на фигуры. Что заметили? ( Стороны у маленьких прямоугольников одинаковые) - Вам нужно найти площадь закрашенной фигуры.Сейчас каждый для себя выберите то задание, которое вам больше нравится. Запишите в тетрадьрешение.
3 см
5 сма) б) 3 см 8 см 5 см
10см - - Поднимите руки кто уже выполнил задание первое задание? Как находил площадь?(а) S= 6˟8=48;(слайд) -Кто находил площадь, кто второй? Как? б)S1=8˟10=80, S2=3˟5=15, S1-S2=80-15=65)
- Можно сказать, что решение задач связаны между собой? Как?
3. Выявление места и причины затруднений или постановка учебной задачи.
(На доске записаны выражения) 18: 3 39:3 27:9 48:2
- Что вы видите на доске? Как это называется? (Числовые выражения) -. Разделите эти выражения на две группы. По которому вы это сделали? - На какие две группы можно их распределить? - По какому принципу распределили? (В первой группе табличные случаи деления, а во второй - не относятся к табличным случаям). - Выражения, из какого столбика нам легче решать? (Из первого). - Решение, каких выражений может вызвать затруднение? (Из второго) - Почему? (Это не табличный случай деления) - Да, решение данных примеров для нас создает проблему, и я предлагаю сейчас разобраться в решении данной проблемы и найти другой способ решения. - Ребята, кто из вас сформулирует тему нашего урока? (Деление двузначного числа на однозначное данного вида)
- Давайте с вами ребята побудем Архимедами и попробуем открыть новые знания.
Постановка учебной задачи.
- Скажите, какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (научиться делить двузначные числа на однозначное не табличного случая)
-
Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие нового знания».
-Сейчас я вам предлагаю объединиться в группы (ДВЕ ПАРТЫ). Я раздаю вам эти выражения на карточках 4. Вам нужно найти способ деления двузначного числа на однозначное такого вида, найти значение выражения, а еще и вывести алгоритм, деления такого вида. Пробуйте.
- Какая группа сможет выйти к доске и записать решение на доске, которое получились. Кто-то есть несогласный?(Выходит 2 группа, если по-другому) - Какая группа сформулировала правило деления двузначного числа на однозначное данного вида. Как вы нашли решение? (Например: 48 : 2 = (40 + 8) : 2 = 40 : 2 + 8 : 2 = 20 + 4 = 24. ) (на слайд)
- алгоритм рассказать - Расскажите алгоритм вычисления числового выражения 39 : 3. Алгоритм вычисления вида 39 :3 Для того чтобы вычислить выражение вида 39 :3, надо: 1) разложить делимое на сумму разрядных слагаемых; 2) разделить каждое слагаемое на делитель; 3) сложить полученные частные; 4) оформить результат вычисления.
- А теперь откройте учебник на с.32, и прочитайте правило. Давайте посмотрим, все ли верно у нас получилось. Правильно ли мы с вами сформулировали правило?
-Молодцы!
-
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Ну что ж, давайте попробуем применить новые знания на практике.
на доске два примера - с проговариванием
96 :3=(90+6):3= 90:3+6:3= 30+2=32 письменно
88 : 4= (80+8):4= 80:4+8:4= 40+2= 42
42:2= устно
84:4=
-Сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно, для этого предлагаю выполнить задания на карточке № 5 с устным проговариванием (Вычисли значение выражения).
1 вариант: 26:2= 2 вариант:46:2=
82:2= 55:5=
99:3= 64:2=
Взаимопроверка.
- Кто справился?
- Кто допустил ошибки? Какие? (Если есть ошибки, разобрать)
-Ой, молодцы какие, уже решили!
- Сейчас предлагаю вам выполнить № 2 на странице 32 учебника. Что нам известно из условия задачи? (Высота куста садовой розы - 64 см, а высота комнатной розы в 2 раза меньше).
- Что обозначает число 62? 2?(64- высота садовой розы, а 2 - во столько раз комнатная роза меньше садовой)
- Что мы должны найти? (Высота куста комнатной розы).
- Как мы это сделаем? (Мы 64 должны разделить на 2).
- И что получим? (32 см высота комнатной розы)
-Теперь перейдем к №3 на странице 32 учебника. Выполним его самостоятельно по вариантам. 1 вариант - первая задача, второй вариант - вторая.
(Проверка по слайду)
1 вариант: 63: 3=21 квартира ученик
2 вариант: 84:4=21
-У кого-то получились другие ответы? Молодцы!Мы заработали отдых. Все встали.
Физминутка.
- Все отдохнули и продолжаем нашу работу. Сегодня на уроке мы с вами вспомнили Архимеда. Мы с вами уже знаем, что он автор многих изобретений, одно из которых катапульта (слайд). Кто из вас знает, что это такое?(предположения учащихся)
- Молодцы! Катапульта - то метательная машина, которая метает тяжелые камни или ядра. Она использовалась для обороны своего города или крепости.
- На своих столах вы видите карточку № 6. Вам сейчас предстоит решить задачу, которая как раз, и связана с нашей метательной машиной. Лиза, прочти задачу. Во время войны римляне защищали свою крепость при помощи катапульты. В первый день они выпустили 88 огненных ядра. Во второй день они метнули в 4 раза меньше, чем в первый. А в третий день они выпустили в 2 раза меньше, чем во второй.
- Что вы заметили необычного в этой задаче? (Нет вопроса).
- Правильно! Послушайте меня внимательно! Сейчас мы разделимся на две группы: группу мальчиков и группу девочек, но каждый выполнять задание будет индивидуально. Девочкам нужно будет поставить к задаче такой вопрос, чтобы она решалась в 2 действия. А мальчишкам нужно поставить такой вопрос, чтобы задача решалась в 3 действия.
-Девочки, какой вопрос вы поставите к задаче? (сколько ядер метнули во второй день?)
- Мальчики, а у вас как будет звучать вопрос? (сколько всего ядер метнули за три дня?)
- Всем понятно задание?
- Кто хочет попробовать решить это задачу на доске?
- Тогда Лиза и Паша будут решать задачу у доски, а вернее за доской, а остальные самостоятельно в тетради. Приступили.
Девочки:
Вопрос: сколько ядер метнули в тритий день?
-
88: 4=22(яд.)- метнули во 2 день.
-
22:2=11 (яд.)- метнули в 3 день.
Мальчики:
Вопрос: сколько ядер всего метнули за три дня?
-
88: 4=22(яд.)- метнули во 2 день.
-
22:2=11 (яд.)- метнули в 3 день.
-
88+22+11=121(яд.)- всего метнули за 3 дня.
- Давайте проверим решение Лизы. Паши.
-
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А сейчас я хочу посмотреть, справитесь ли вы со следующим заданием. Поработаем снова в парах (парты). Выберите в своей маленькой команде капитана, он будет тянуть задание и отвечать за всю команду. (Капитан выходит к доске и объясняет решение примера)
Карточка № 7. Объясни и напиши, как выполнить деление.
369:3
6684:2=
- Остальные команды внимательно слушают, все ли верно говорят их соперники.
7.Рефлексия деятельности. Итог урока.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научиться делить двузначное число на однозначно не табличного случая)
- Удалось ли решить поставленную задачу? (Да, удалось)
- Какие получили результаты? (Мы теперь умеем делить двузначное число на однозначное не табличного случая)
- Где можно применить новое знание?(При решении примеров, задач)
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу по пятибалльной шкале. Начертите отрезок длиной 5 см. каждый сантиметр - это балл от 1 до 5. Обведите в кружок тот балл, который, по вашему мнению, вы сегодня заслужили. ( Чертеж на доске и отметка детей в тетради.)
- Домашнее задание:(№4, № 6 в учебнике, с.32, рабочая тетрадь с.24 № 2)проговариваем
- Теперь скажите, о ком сегодня мы узнали на уроке? ( Об Архимеде)
- У кого-то еще появилось желание узнать, что еще нового открыл Архимед, какие изобретения ему принадлежат?(Катапульта, понятие площадь)
- Где можно найти информацию об этом? (справочники, энциклопедии)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка № 1
Заштрихуйте квадратик с правильным ответом.
7 дес. 4 ед. = 4 дес. 9 ед. =
6 дес. 5 ед. = 8 дес. 1 ед.=
Сумма разрядных слагаемых 90 и 9
2 дес. 9 ед. = 3 дес. 2 ед. =
Сумма разрядных слагаемых 50 и 3
-
92
74
49
14
47
65
76
67
93
32
81
56
39
56
29
18
63
53
99
94
*****
Карточка № 2.
Заполни таблицу и прочитай зашифрованное слово.
Х (40+16) : 7=
М (11+10) : 7=
А (12+4) : 8 =
Е (13+14) : 3=
И (19+17) : 6=
Д (11+17) : 4 =
Р (14+11) : 5=
2
5
8
6
3
9
7
*****
Карточка № 3 Найдите площадь одной из закрашенных фигур.
3 см
5 сма) б) 3 см 8 см 5 см
10см
*****
Карточка № 4
39:3=
48:2=
*****
Карточка № 5
Выполните задания на карточке № 5 с подробной записью (Вычисли значение выражения).
1 вариант: 26:2= 2 вариант:46:2=
82:2= 55:5=
99:3= 64:2=
***** Карточка № 6. Реши задачу. Во время войны римляне защищали свою крепость при помощи катапульты. В первый день они выпустили 88 огненных ядра. Во второй день они метнули в 4 раза меньше, чем в первый. А в третий день они выпустили в 2 раза меньше, чем во второй.
*****
Карточка № 7. Объясни и напиши, как выполнить деление.
369:3=
4826:2=
6684:2=
484:4=
2846:2=
339:3=
8844:4=
425:5=
*****
Самоанализ урока
Тема: «Деление вида 48:2».
Тип: Изучение нового материала
Цели: познакомить учащихся с приёмом деления двузначного числа на однозначное вида 48 : 2; учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически мыслить, воспитывать интерес к математике, развивать творческое воображение. По теме: «Деление вида 48:2» запланировано 2 урока, этот урок- первый. Цели урока формировались с учетом программных требований - урок изучения нового материала, содержания материала урока. Также, в определении задач урока учитывался уровень подготовленности класса, прогноз на конечный результат обучения. Использовались словесные методы работы (беседа, рассказ), наглядные методы (показ на доске, оформление доски, иллюстрации в учебнике), практические (составление графических моделей чисел, выполнение самостоятельной работы, работа с комментированием), деятельностный метод обучения. Опираясь на деятельностный метод постаралась обеспечить максимальное включение детей в деятельность, построить коллективный диалог (форма работы - в парах, ученик- ученик). Эта форма работы обеспечивает усвоение учебного материала на уровне личностной адаптации. Это прослеживается на этапе открытия детьми нового знания, проведения самостоятельной работы (самопроверка и взаимопроверка). Таким образом, можно предположить, что прохождение всех этапов усвоения понятий существенно увеличило прочность знаний учащихся. Примером является успешно выполненная самостоятельная работа. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. (создание «ситуации успеха») С учетом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовала большое количество наглядности : графические модели чисел, цветные фишки, а также «эффект неожиданности», игровой момент, чтобы с помощью него вовлечь детей в процесс познания нового, интересного для них материала. Считаю, что все этапы урока были выдержаны, соединены логическими связками, переходами, соответствовали требованиям, предъявляемым к урокам математики по программе Л.Г.Петерсон. Во время обсуждения старалась актуализировать знания ребят, выслушивала различные точки зрения, задавала вопросы, которые заставляли снова возвращаться к тексту, вспоминать, думать. Также на уроке стараюсь использовать математические термины и выражения: «графическая модель», возрастание, убывание, контролирую, как учащиеся разделяют по смыслу понятия «число» и «цифра», т.е. работаю над формированием математической культуры, интереса к предмету. Чтобы не допустить переутомления на уроке была проведена физминутка - на 20 минуте урока. Считаю, что все выбранные формы и методы работы были использованы целесообразно - это послужило реализации всего запланированного на уроке, выполнению поставленных целей и задач. В целом считаю, что урок удался, все намеченные цели и задачи, объем материала урока выполнены.