Программа взаимодействия семьи и школы Школа + семья = успех ученика

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа



«Школа + семья =

успех ученика»





Автор: учитель высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 24»

Гуляева Антонина Анатольевна





ГО Краснотурьинск

2015 год

Пояснительная записка.

Изменения в системе образования, принятие основополагающих документов: ФГОС начального и основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проекта нового закона «Об образовании в РФ», определяют необходимость тесного взаимодействия родительской общественности с образовательными учреждениями.

В материалах новых стандартов впервые в нормативных документах встречаются такие понятия, как «ориентация на принятие ценностей семьи и нравственных устоев семьи», «ответственность перед семьёй». Среди основных результатов воспитания рассматривается такое направление развития личности, как семейная культура.

Рабочая программа взаимодействия семьи и общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность создания программы

Современная социальная ситуация, которая характеризуется изменением общественных отношений, оказала серьёзное воздействие на функционирование семей, их размеры, структуру, демографическое поведение. Семья приобретает всё большую ценность как малая социальная группа, как одна из важнейших жизненных ценностей индивида.

Серьёзное влияние на семью оказывает информационное пространство. Но вместе с положительными тенденциями, связанными с тем, что информатизация общества открывает большие возможности для совершенствования семейного и школьного воспитания, происходит отчуждение детей от семьи и школы, погружение в коммуникационные сети.

Возникают конфликты нового типа между сферой личной жизни и трудовыми отношениями. Работа родителей вторгается в семейное пространство, вызывает «размывание границ между ними». Квартира или дом превращаются в «домашний офис» из-за постоянного использования мобильных телефонов, электронной почты, интернета, что нарушает семейные отношения, совместный досуг детей и взрослых, ведёт к утрате семейных ценностей и традиций.

Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства(ФГОС) и запросам общества.

Взаимодействие с семьями обучающихся является важным направлением деятельности школы, педагогов, других специалистов. В условиях внедрения новых образовательных стандартов возрастает значимость взаимодействия семьи и школы, что связано :

  • с ростом запросов родителей к качеству образования детей;

  • развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых;

  • педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания;

  • социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания.

Мониторинг по изучению семей показал, что большинство родителей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Результаты опроса родителей «По каким направлениям, на ваш взгляд, может осуществляться взаимодействие семьи и школы» распределились таким образом:

1. формирование мотивации ребёнка к обучению;

2. формирование здорового образа жизни;

3. духовно- нравственное воспитание;

4.воспитание семейной культуры;

5. развитие творческих способностей.

Идея программы.

Создать целостный процесс согласования целей, действий, методов, взаимного влияния семьи и школы, интеграцию усилий в воспитании с целью благополучного бытия ребёнка, его комфорта в семье, в школе, в социуме. Для этого необходимо выстроить единое педагогическое поле с равноправными участниками - ребёнком, педагогами, семьёй. Этим полем стала программа «Школа + семья =успех ученика».

Цель: создание условий для эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании успешного ребёнка.

Задачи

1. Использовать диагностические методики для изучения семьи, для определения её запросов.

2.Расширить круг интерактивных форм и технологий взаимодействия семьи и школы.

3.Развивать педагогическую культуру родителей.

4.Повысить уровень коммуникативных навыков детей и взрослых.

5.Презентовать позитивные семейные традиции и достижения.

6.Привлечь отцов к активному участию в воспитательном процессе своихдетей.

Основные направления

1. Изучение семьи ребёнка, её воспитательных возможностей.

2.Психолого- педагогическое просвещение родителей.

3. Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс.

4 . Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, библиотекаря.

Принципы программы

Программа выстроена с учётом принципов:

  • системность - предполагает выстраивание системы совместной деятельности педагогов, детей и родителей на основе упорядоченных и взаимосогласованных элементов в соответствии с общими целями и задачами семейного и школьного воспитания;

  • ценностно - смысловое самоопределение детей и взрослых - предполагает развитие совместной деятельности и отношений друг к другу на основе национальных культурных, семейных и социальных ценностей;

  • дифференцированность - предполагает индивидуальный подход к взаимодействию с различными категориями семей учащихся (проблемными, многодетными, семьями мигрантов, ассоциальными) в соответствии с особенностями и способами решения их социально - педагогических проблем;

  • социальное партнёрство - предполагает педагогическое сотрудничество субъектов образовательного процесса(педагогов, учащихся и родителей) на основе диалога с целью выработки единой стратегии совместных действий;

  • технологичность - предполагает использование педагогических технологий, включающих взаимосвязанные этапы деятельности в соответствии с целями взаимодействия педагогов, детей и родителей;

  • единое информационное пространство - предполагает формирование упорядоченной совокупности потоков социально- педагогической информации, способствующей результативному решению проблем взаимодействия семьи и школы.

Эти принципы реализуются через различные методы, формы и модели взаимодействия семьи и школы.



Методы и формы совместной деятельности Методы работы:

  • информирование;
  • обмен опытом;
  • совместная деятельность;
  • индивидуальная деятельность родителей;
  • исследования;
  • стимулирование родителей.

Методы изучения семьи:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • деловая игра;

  • анализ детских рассказов, рисунков о семье.

Формы работы


Коллективная:

  • родительское собрание;
  • лекция;
  • конференция;
  • круглый стол;
  • обучающий семинар;
  • практикум;
  • презентация семейного воспитания;
  • день открытых дверей.


Групповая:
  • педагогический тренинг;
  • психологический тренинг;
  • дискуссия;
  • клуб по интересам;
  • мастер - класс;
  • родительский комитет.


Индивидуальная:
  • телефон доверия;
  • консультация;
  • почтовый ящик;
  • беседа;
  • посещение на дому.

Организация взаимодействия семьи и школы осуществляется через:

  • формы познавательной деятельности- смотры знаний, открытые уроки.

  • формы трудовой деятельности- оформление кабинета, трудовой десант.

  • формы досуга- праздники, концерты, спектакли, соревнования, конкурсы, экскурсии, походы.

Критерии оценки эффективности взаимодействия школы с родителями:

  • наличие организационной структуры в работе с родителями;

  • конкретные дела родителей, помощь школе и классу;

  • наличие традиций сотрудничества школы с родителями;

  • обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;

  • положительная динамика состояния здоровья обучающихся;

  • сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия,уважительное отношение к педагогическому коллективу.

План реализации программы

1. Родительские собрания - 1 раз в четверть.

2. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.

3. Консультации (индивидуальные, групповые) - 1 раз в месяц.

4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса - 1 раз в четверть.

5. Другие формы взаимодействия с родителями - 1 раз в месяц.

6. Организация работы классного родительского комитета.

7. Организация родителей для участия в работе Управляющего Совета школы.

8. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.

Прогнозируемые результаты

Реализация программы «Школа + семья = успех ученика» позволит:

  • сформировать активную позицию родителей в управлении жизнедеятельностью класса;

  • создать партнёрские отношения между родителями, учителем и учениками;

  • создать комфортную обстановку для развития познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей, их здоровья и эмоционального благополучия;

  • реализовать творческий потенциал детей и родителей;

  • повысить уровень коммуникативных навыков детей и взрослых, бесконфликтного стиля поведения всех участников образовательного процесса;

  • развить социально - активную жизненную позицию учащихся ;

  • сформировать понимание ценности семьи, её значимости в жизни человека.

Модель эффективного взаимодействия семьи и школы.Программа взаимодействия семьи и школы Школа + семья = успех ученика.









Велика ответственность родителей и учителей в воспитании ребёнка. Но, если они становятся единомышленниками, коллегами, это обязательно даёт положительный результат.















© 2010-2022