Конспект урока Буква Ф (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока Буква Ф(1 класс)Конспект урока Буква Ф(1 класс)Конспект урока Буква Ф(1 класс)Конспект урока Буква Ф(1 класс)Конспект урока Буква Ф(1 класс)Конспект урока Буква Ф(1 класс)Конспект урока Буква Ф(1 класс)Конспект урока Буква Ф(1 класс)Конспект урока Буква Ф(1 класс)ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 1 классе Учитель Борисенко Ирина Алексеевна Образовательная система «Школа 2100» Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Учебник: «Букварь», авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Тема урока: звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф. Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цели урока: создать условия для знакомства с новыми звуками [ф] [ф'] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение. Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу. Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Формирование УУД: умение обобщать и конкретизировать при построении ответа на вопрос, четко и правильно выражать свои мысли, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, умение следовать инструкции учителя при выполнении задания, работать с различными источниками информации: учебником, наглядными пособиями, использовать ленту букв, дополнять ответ одноклассника, работать в группе, в паре. Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Оборудование: рисунок фокусника, предметные картинки, карточки со словами (нос, голова и т.д.), таблица со слогами (названия цветов), таблица «Звуки речи», «звуковички» не раскрашенные, карточки для вычеркивания букв (18 шт.), шнурки, алфавиты, сигнальные карточки, билеты в цирк с написанными буквами, таблица с буквами Ф, ф; таблица со слогами и словами с буквой ф, магнитные буквы, 2 звуковые схемы слов.
Ход урока.
  1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
  1. Актуализация знаний, постановка проблемы. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
    1. Игра «Доскажи словечко»
    Каждая группа приготовила по 2 вопроса другой группе.

























    2.Постановкапроблемы. - Назовите звук, который является парным звуком для согласного (в) и охарактеризуйте его. - Наша речь состоит ….(из предложений). - Звуки бывают … (гласные и согласные). - При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду). - Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие). - Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные). - Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука). - Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда (твердые). - Звуки [й'], [ч'], [щ']-всегда (мягкие). - Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).
    Затруднение. Попытка найти ответ Коммуникативные. Самоопределение
  2. Мобилизующий этап.
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД - Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь, о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
шляпа голова кудри брюки улыбка карты нос руки плащ тапочки волшебная палочка чудо - Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок? (Показываю картинку с изображением фокусника). - А теперь? Как его можно по-другому назвать? - Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

На доске поочередно появляются карточки со словами, ученики их читают. По данным словам пытаются догадаться, о ком идет речь.


















- Маг, чародей, иллюзионист, волшебник. - Фокусника можно встретить в цирке, в театре и т.д. Он показывает разные фокусы . Универсальные логические действия. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД - Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву, и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания. - Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник. (Выставляю предметные картинки): картофель флаг фламинго телефон графин дельфин фен жирафы фазаны фиалки
- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока. - Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? - Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока. Познакомиться с ….. Учиться отличать …. Учиться читать ….. Научится писать….























- О звуках [ф], [ф'].






- Познакомиться с новым звуком и новой буквой. - Учиться отличать от других звуков и букв. - Учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. - Научиться писать новую букву. Коммуникативные УУД. Поиск информации.

V. Открытие нового знания. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Групповая работа (исследование звуков) 1 группа и 3 группа. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (флаг, фламинго, телефон, фазаны). 2 группа и 4 группа. - Исследуйте картинки (фея, финиш, фен), выделите первый звук, охарактеризуйте его. 2.- Поделитесь своими открытиями.











3. Давайте «оденем звуковичка». Вспомните все, что говорили ребята.


Проверка. - Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?



Вывод.


4. Посмотрите внимательно на картинки, которые принес фокусник. На какие группы их можно разделить?

- Докажите, что дельфин, фламинго, жираф, фазаны одушевленные предметы.
- На какие группы их ещё можно разделить?

5.- Наш фокусник что-то заскучал. Попробуем его угостить чем-то вкусненьким. Он любит есть только те вкусные продукты, в которых есть звуки[ф], [ф'].Придумайте «вкусные» слова с новыми звуками, они могут стоять и в начале слова, и в середине, и в конце. -- А я хочу угостить нашего гостя мороженым. Можно ему его съесть? Почему?





Рассматривают картинки, выделяют первый звук, дают ему характеристику.


Исследуют слова со звуком [ф'] и дают ему характеристику.



1 группа называет слова, выделяет первый звук. 2 группа дает характеристику. - Звук [ф] - согласный, парный глухой, твердый. Аналогично 2 и 4 группы со звуком [ф'].- Звук [ф'] - согласный, глухой, мягкий.
Работают со «звуковичками». Один учащийся у доски выбирает из предложенных «звуковичков» нужного.
Тапочки раскрасили в синий и зеленый цвет, потому что звук может быть твердым и мягким, нарисовали шляпу, потому что звук глухой. - Звук согласный, парный, глухой, может быть твердым [ф] и мягким [ф'].


- Одушевленные (дельфин, фламинго, жираф, фазаны). - Неодушевленные - все остальные. - Эти слова отвечают на вопрос кто? А остальные - на вопрос что?

- Предметы, которые стоят в единственном числе и во множественном числе.












- Финики, вафли, фисташки, кефир, конфеты, зефир, фрукты. - Нет, потому что нет звука [ф].

Коммуникативные УУД. Поиск информации. Простейший логический анализ.





Коммуникативные. Универсальные логические действия. Обнаружение особенностей звуков.
VI. Знакомство с новой буквой. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД 1. Упражнения на узнавание буквы. - Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться? Работа в группах. 1и 3 группа получает билеты в цирк. На них написано несколько букв («афиша»)- слово рассыпалось. - Соберите слово. Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф']. Обведите ее. 2 и 4 группа находит в «Прописях» образец буквы, анализирует элементы, объясняет написание.
- Давайте на алфавите найдем эту букву. Назовите её соседей. - Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф). - На что она похожа? - Для чего нужна заглавная буква Ф?





- Какое имя может быть у нашего фокусника? - Послушайте стихотворения про букву Ф. Филин - два огромных глаза - Букву Ф напомнит сразу, Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат. Физминутка. Федя ходит Руки в боки. Видно, выучил уроки. - Давайте встанем и изобразим эту букву.
2. Упражнение на концентрацию внимания. - Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. - Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача - найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали. УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ Взаимопроверка. - Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными. - Сколько раз она встретилась?
4. ФИЗМИНУТКА. - Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки [в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий - глухой». - Если в слове есть звуки [ф], [ф'], то хлопаем, если нет - приседаем. Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.


- Надо познакомиться с новой буквой. - Получилось слово «афиша», в нем встретилась новая буква, она называется буква «эф».
1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах. Называют её соседей.
Предположения детей. - Чтобы писать имена, фамилии, названия городов, рек, улиц. - Федя, Фома, Филипп, Филька.



Заучивание наизусть, выполнение движений.






Индивидуальная работа на листочках, подсчет букв.





Проверяют друг у друга.

- 5раз. Простейший логический анализ. Коммуникативные. Универсальные логические действия. Обнаружение особенностей буквы. Универсальные логические действия. Подведение под понятие: формирование понятия «буква - знак для звука» посредством сопоставления разных обозначений звуков. VII. Чтение слогов и слов с новой буквой. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД - Давайте порадуем фокусника своим чтением.(стр. 142) 1. Каждая группа читает слоги, в которых встречается буква ф, находит слоги, соответствующие своей схеме.











  1. Чтение слов.
Каждая группа читает свой столбик слов и выполняет своё задание.



















- А теперь 2, 3 и 4 группы работают со словами ниже.

3. Чтение текста.














4.Физминутка. - Фокусник предлагает отправиться на прогулку, а свежее дыхание ветерка поможет перенестись на лесную полянку.









5. Чтение предложения.

6. Вопросы на понимание. - Найдите на нашей лесной полянке то, что можно отнести к флоре и то, что можно отнести к фауне. - Сколько красивых цветов на этой волшебной поляне! А какие это цветы, мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на цветах, составьте слова. 5. Игра в превращения слов. - Хотите стать на минутку фокусниками? - Попробуйте слово фантик превратить в то, что носят девочки. - Молодцы, первые фокусы вам удались.
1группа читает и находит слоги, соответствующие схеме
2группа читает и находит слоги, соответствующие схеме
3 группа читает и находит слоги, соответствующие схеме
4 группа читает и находит слоги, соответствующие схеме


1группа читает первый столбик слов, делит слова на слоги, находит в толковом словаре значение непонятных слов (фауна, фуфайка). 2 группа читает 2 столбик слов, находит лишнее слово, зачитывают слова, в которых [ф']. 3 группа читает 3 столбик слов, находит лишнее слово, зачитывает слово, в котором звуков больше, чем букв. 4 группа читает 4 столбик слов, находит лишнее слово, значение непонятных слов находят в толковом словаре. Дети читают слова, поясняют их лексическое значение.
1группа читает текст на стр.143 и кратко рассказывает другим группам, о чем этот текст.


Дети закрывают глаза, нараспев, раскачиваясь, произносят волшебные слова. Ой, ты, вольный ветерок,
Мчись скорее на восток,
В дальний лес лети, лети,
Нас с собою захвати! Дети читают сначала про себя, а потом вслух Находят на слайде нужные изображения.


Дети составляют слова: фиалки, флоксы, фикусы, шафран.


Дети меняют первую букву и получают слово «бантик» Коммуникативные. Поиск и выделение необходимой информации: работа над значениями слов.






































Коммуникативные. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с целью поиска нужных строчек.
















Поиск и выделение необходимой информации.


VIII. Итог урока,рефлексия. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД - Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет). 1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему? 2. Звук [ф] - глухой. 3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. 4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук. 5. В слове фуфайка только одна буква «ф». - С какой буквой познакомились? - Какие звуки она обозначает? - Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания. - Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? - Если вам урок понравился и вы считаете, что работали хорошо, то поднимите зеленую карточку, а если недостаточно хорошо работали и не все получалось, то красную карточку. Работа детей с сигнальными карточками.

© 2010-2022