- Преподавателю
- Начальные классы
- Система оценки результатов ФГОС
Система оценки результатов ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Константинова А.Д. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Система оценки - это инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ и учебных программ по отдельным предметам. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - система оценки), ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования, для оценивания метапредметных, предметных и личностных результатов, для стимулирования дальнейшего формирования основных компетенций, для контроля учебной деятельности и для мониторинга готовности перехода обучающихся с первой ступени на вторую ступень обучения. Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить: 1) комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); 2) использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; 3) оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; 4) оценку динамики образовательных достижений учащихся; 5) сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; 6) использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; 7) уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; 8) использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;9)использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. Внешняя оценка- оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами. Внутренняя оценка- оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, администрацией)
Описание системы оценки результатов ФГОС
-
Оцениванию подлежат результаты предметные, метапредметные и личностные.
- Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
-
Количество отметок определяется по числу решённых задач
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
-
Оценки и отметки накапливаются таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»
Таблицы образовательных результатов - составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
-
за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год - обязательно),
-
за предметные контрольные работы (один раз в четверть - обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
-
за любые другие задания (письменные или устные) - от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
-
Отметки ставятся:
-
текущие - по желанию (не менее 1 оценки в неделю);
-
за тематические проверочные работы - обязательно.
-
Критерии оценивания (по признакам трёх уровней успешности):
-
необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания .Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
- повышенный уровень (программный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации , либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
- Определение итоговых оценок/отметок
Пакет работ Отдельные виды работ
Ответственные Оценивание метапредметных результатов Входной мониторинг: разработка карты; проведение мониторинга; анализ; построение плана работы.
Оценивание предметных результатов Итоговые комплексные контрольные работы
Оценивание личностных результатов Входной мониторинг: разработка карты; проведение мониторинга; анализ; построение плана работы.
УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС
- Различие оценки и отметки
- Самооценка
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» (см. Приложение 1)
- Одна задача - одна оценка
- Таблицы результатов и «Портфель достижений» используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:
- в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено),
- в 24 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
- по уровням;
- по этапам достижения результатов;
- интегрировано или дифференцировано;
- в зависимости от поставленных целей и задач.
Результаты
Стартовый
Текущий
Промежуточный
Итоговый Метапредметные 2-4 класс Сентябрь
1кл.-1раз в четверть,2-4 класс Декабрь 1-4 класс Май Предметные 2-4 класс сетябрь
1 класс - II полугодие 2-4 класс - по четвертям 1-4 класс Май Личностные 2-4 класс Сентябрь
1-4 класс Декабрь 1-4 класс Май
- Уровни успешности ( используется частично)
- Итоговые оценки (используется частично)
Формы контроля и учета достижений обучающихся В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга. Перечень процедур, регламентированных внутришкольной системой оценки качества начального образования, существенно расширяется за счет нестандартизированных процедур (наблюдения, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности: проект, портфолио и т.д.). Значительная часть этих процедур (например, оценка сформированности компонентов учебной деятельности) должна выполняться самим учителем и учеником как субъектом оценочной деятельности (самооценка и взаимоценка), а также родителями учащегося. Результаты этих оцениваний фиксируются и накапливаются наряду с фиксацией внеучебных достижений (накопительная оценка)
Формы и методы контроля достижений текущая аттестация
(обязательная) Итоговая (четверть, год) аттестация (обязательная) урочная деятельность внеурочная деятельность - устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - изложение - доклад - творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения - диагностическая - контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения
Письменный и устный опрос, тестовые задания, самостоятельные, практические и лабораторные работы, экскурсии.
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, конференциях;
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет - портфолио, карта успеха - анализ психолого-педагогических исследований
Границы применения системы оценивания 1) постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. 2) понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. 3) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов; 4) ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». 5) обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений. Оценка личностных результатов Оценка личностных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований. Методы контроля: наблюдение, тестирование, проектирование, метод «Потфолио». Методики: карта успеха, творческая книжка, профиль умений. Формы контроля: устный и письменный опрос; индивидуальный, групповой, фронтальный Инструментарий контроля: тест, карта наблюдений или карта мониторинга, лист самооценки или дневник самооценки.
Личностные результаты
Уровни
1 уровень
2 уровень
3 уровень самоопределение Формирование внутренней позиции Становление гражданской позиции Формирование внутренней позиции Становление гражданской позиции Способность адекватно оценивать себя, свои результаты, выделять сильные и слабые стороны своей личности Смыслобразование Поиск и установление смысла учения Установление границ между «что я знаю» и «что я не знаю»
Преодоление разрыва между «что я знаю» и «что я не знаю» Морально-этическая ориентация Знание моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Понимание и принятие основ моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации. Развитие этических чувств; способность к оценке своих поступков и действий других людей людей с точки зрения соблюдения моральной нормы Достижения личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. Формы оценки личностных результатов не должны представлять угрозы личности, не должны нарушать психологическую безопасность и эмоциональный статус обучающегося.
Метапредметные результаты
Уровни 1 уровень 2 уровень 3 уровень Регулятивные
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок
Приобретения навыка саморегуляции Познавательные
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Коммуникативные
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;
владение монологической и диалогической формами речи;
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую
Предметные результаты
Уровни
1 уровень
2 уровень
3 уровень Система предметных знаний Овладение понятийным аппаратом учебных предметов Освоение опорной системы знаний по предметам и способность воспроизвести их в стандартных учебных ситуациях. Способность использовать знания при решении учебно-позновательных и учебно-практических задач. Система предметных действий Правильное выполнение действий в рамках заданного предметом диапазона задач. Осознанное и произвольное выполнение предметных действий, перенос их на новые классы объектов. Способность решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно- практических задач.
Перевод оценки по уровням успешности в предметную отметку
Не достигнут необходимый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача
«2» (или 0)
ниже нормы,
неудовлетворительно
0-49%
Необходимый (базовый) уровень
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания
«3»
норма, зачёт, удовлетворительно.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
50-64%
«4»
хорошо.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
65-74%
Повышенный (программный) уровень
Решение нестандартной задачи, где потребовалось
либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации
«4+» близко к отлично.
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
75-89%
«5» отлично.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
90-100%
Максимальный
(необязателый) уровень
Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались
либо самостоятельно добытые новые знания,
либо новые, самостоятельно усвоенные умения
«5+»
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
Отдельная шкала:
50-69%
«5 и 5» превосходно.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Отдельная шкала:
70-100%
Формы представления образовательных результатов: Формы представления результатов: проект, лист самооценки, исследовательская работа, реферат, табель успеваемости по предметам, результаты психолого-педагогических исследований, динамика личностного качества обучения и УУД Критерии системы оценивания: динамика предметных результатов, динамика формирования УУД, соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов к результатам ФГОСТ Система оценивания ориентирована на повышение качества обученности, на стимулирование мотивации обучения. Итоговая оценка за ступень начальной школы это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей: 1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» совокупность всех образовательных результатов); 2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний - через решение задач); 3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями). На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:
Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующей ступени)
Показатели
(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)
Комплексная оценка
(данные «Портфеля достижений»)
Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа) 1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня 2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально» Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня 3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня
Итоговая оценка является основанием для перехода ребенка из одного класса в другой, с одной ступени обучения на другую, показывая динамику качества обученности.
Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Алгоритм самооценки в первом классе
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Алгоритм самооценки во 2-4 классах
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5.Как мы различаем отметки и оценки?
6.Какую себе поставишь отметку?
Приложение 2
«Портфель достижений ученика»
это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».
Приложение 3
Лист оценки результатов обучения учащихся ______ класса МОУ ____________________________ по теме: __________________________________________________________________ дата: ______________________ № Ф. И. Умение 1 Умение 2 Умение 3 Умение 4 Умение 5 Умение 6 Итог
Выводы: ________________________________________________ Качество освоения темы _____________________
Оценочный лист ученика -_______ класса МОУ
Умения, проявленные на работе Самооценка(прогнозируемая, Ретроспективная) Оценка учителя Выводы,рекомендации Определять согласный звук на конце слова 5(11) 4
Определять орфограмму и проверять её
Грамотно списывать слова
Аккуратно оформлять записи +
Итог:
Приложение 4
Модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты
Субъективные методы оценки(инструментарий, процедуры и критерии)
Проекты
Практические работы
Портфолио
Письменный или устный опрос
Стартовый, текущий и итоговый контроль
Тестирование (стандартизированное)
Анкетирование (стандартизированное)
- Аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательных учреждений
Мониторинговые исследования
Приложение 5
Внутренняя оценка
Внешняя оценка
Механизмы обеспечения качества оценки: -Реалистичность требований -Уровневые требования к результатам образования -Открытость требований ,процедур и критериев -Сочетание внешней и внутренней оценки
Основные группы пользователей(учащиеся ,родители, управленцы ,,представители общественности)
Цели использования результатов(принятия решений):
-переход на другую ступень обучения( в основную школу); -оценка качества образования; -реформирование содержания
Риски:
-Искажение результатов оценки за счёт неразработанности объективных критериев и процедур -Увеличение времени на оценку за счёт активного времени обучения -Натаскивание на содержание проверки -Перегруженность учителей и учащихся -Другие