Формирование регулирующих УУД учащихся начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Формирование регулирующих УУД учащихся начальной школы

Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В связи с этим перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), которые открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, т.е. существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора выступает умение учиться.

Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. По замыслу авторов стандарта выпускники школы овладеют всеми типами регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». Поэтому перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать комплект ресурсных тетрадей по развитию и мониторированию универсальных учебных действий обучающихся в предметной и надпредметной областях, издаваемый Нижегородским центром непрерывного образования. Комплект представлен тремя тетрадями «Учусь мыслить», «Я учусь», «Мои успехи». Данный комплект полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Книги «Учусь мыслить» и «Я учусь» предлагаются в помощь педагогам начальных классов и предназначены для организации индивидуальной или групповой тренировочной работы учащихся по формированию и развитию универсальных учебных действий на занятиях. Рассмотрим приёмы формирования регулятивных УУД, заложенные в этот комплект. Начнём с действий целеполагания и планирования. Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема - это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока. Формирование целеполагания проходит в несколько этапов. Первоначально цель ставит учитель, учащиеся учатся принимать учебную задачу и удерживать ее. Затем учащиеся выбирают цель из набора предложенных и постепенно учатся самостоятельно ставить цели.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. Не менее важным моментом целеполагания, наряду с пониманием цели, является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?».

В ресурсных тетрадях «Я учусь» и «Учусь мыслить» для формирования целеполагания используются следующие приёмы: ​ Приём принятия практической задачи: «Повторите задание. Что нужно выполнить?» ​ Определите цель предстоящей работы. Выберите ее из набора предложенных. ​ Для чего мы будем выполнять это задание? С какой целью? ​ Чему мы учились, выполняя это задание? Над чем еще нужно поработать? ​ Определите, в чем заключается проблема. Что нам необходимо открыть на сегодняшнем уроке? ​ Определите цель предстоящей работы, для этого продолжи предложение. Например (тетрадь «Я учусь» автор Дигина А. Г., 1 класс) Подчеркни нужные высказывания. Для чего нужно уметь ставить ударение в словах? (Обведи номера ответов). Для того, чтобы: 1) правильно произносить слова 2) тебя понимали

3) была громкая речь 4) уметь правильно переносить слова Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» - это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом, графическим планом, словесным планом, планом (алгоритмом, инструкцией). (Тетрадь «Учусь мыслить» автор Киселёва О. В., Венидиктова Д. Н.) Ребятам было дано задание сравнить два шнурка по длине. Рассмотри рисунки. Установи порядок действий выполнения задания ребятами. Поставь порядковый номер в клетке. Формирование регулирующих УУД учащихся начальной школы. (Тетрадь «Я учусь» автор Дигина А. Г., 1 класс) Докажи, что первый звук в словеФормирование регулирующих УУД учащихся начальной школы. согласный, используй алгоритм в таблице.

1) проговариваю слово Формирование регулирующих УУД учащихся начальной школы. 2) произношу первый звук в слове Й 3) определяю, есть преграда (губы, зубы, язык, нёбо) или нет есть (язык и нёбо) 4) делаю вывод о звуке согласный Позднее ведётся работа с деформированным планом (расставить пункты плана в нужной последовательности, убрать лишние, дополнить план). (Тетрадь «Учусь мыслить» автор Киселёва О. В., Венидиктова Д. Н.) Дано задание построить отрезок длиной 3 см. Определи порядок своих действий. Для этого из приведённого списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. Предлагаемые действия: проведу линию; соединю две точки: начало и конец отрезка;

подточу карандаш; отмечу точкой начало отрезка; приложу линейку так, чтобы точка совпала с делением у числа 0; нахожу на линейке число 3, ставлю точку, начерчу отрезок. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Не менее важные компоненты учебной деятельности - контроль и оценка. С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны дорисовать рисунок с соответствующим настроением на лице Формирование регулирующих УУД учащихся начальной школы. и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Оценочная самостоятельность - самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений. Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу, по определённым критериям: (аккуратно - неаккуратно, сложно - несложно). Учитель, если согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы. Несоответствие оценки ученика и оценки учителя - повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах следующим образом: ​ сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. ​ ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Так учащиеся начальной школы делают первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики дают себе самую высокую оценку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно. Чтобы научить самоконтролю и самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его: «Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить? Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными?» и другие. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершённых ошибок. Обучение самоконтролю начинается с взаимоконтроля или самопроверки по образцу или заданному способу. (Тетрадь «Я учусь» автор Дигина А. Г., 1 класс) На следующем этапе формирования самоконтроля идёт поиск, исправление ошибок и комментирование выполняемых действий. (Тетрадь «Учусь мыслить») Уже в 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. (Тетрадь «Учусь мыслить») Ученикам 2 класса было дано задание: «Начерти ломаную из трёх звеньев. Укажи длину каждого звена. Найди длину ломаной». Подчеркни в условии задания слова, которые помогут проверить работы детей. Проверь работы Юры, Матвея и Наташи. Поставь «+» или «-» в пустой клетке. Формирование регулирующих УУД учащихся начальной школы. (Тетрадь «Я учусь» автор Дигина А. Г., 1 класс) Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться. Не секрет, что результативность и успешность деятельности учащихся в процессе обучения зависят от умения критически оценить свои знания, обнаружить пробелы, недоработки, ошибки, провести анализ причин их возникновения и внести коррективы в свою деятельность.

Развитие же у учеников умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять свои ошибки является особенно важным в практике школьного обучения на этапе начального обучения (тем более в процессе адаптации), так как отметка может стать постоянной психотравмирующей ситуацией.

Конец формы

© 2010-2022