Практическая ситуация из личной жизни

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Практическая ситуация из личной жизни.Практическая ситуация из личной жизни.Практическая ситуация из личной жизни.Практическая ситуация из личной жизни.Практическая ситуация из личной жизни.Практическая ситуация из личной жизни. Практическая ситуация из личной жизни.



Физическая боль.










Эмоциональная боль.










Пояснительная записка.

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого ещё не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться - в наших силах. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

Программа социально-эмоционального развития детей среднего школьного возраста «Я, ты, он, она» поможет придать педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер, и обеспечить позитивные результаты в развитии личностного потенциала ребёнка, его индивидуальности. Она может носить как профилактический, так и коррекционный характер. Базовой ступенью создания данной программы послужила коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет «Уроки добра» С. И. Семенака, а также программа социально-эмоционального развития детей 7-10 лет «Мы с друзьями - целый мир» М. Д. Маханевой, С. В. Рещиковой.

Цель программы: сформировать физически и психически здорового ребёнка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме и характеризующегося достаточной самостоятельностью.

Основные задачи программы:

  • Создание благоприятной развивающей образовательной среды.
  • Знакомство детей со спектром и характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

  • Развитие эмоциональной произвольности, отзывчивости, эмпатии.

  • Формирование коммуникативных навыков в общении «ребёнок - ребёнок», «ребёнок - взрослый».

  • Обучение конструктивным способам управления собственным поведением (снятию напряжения, избавлению от злости, раздражительности, разрешению конфликтных ситуаций и др.).

  • Совершенствование навыков совместной деятельности.
  • Программа основана на принципах:
- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований; - рациональности сочетания разных видов детской деятельности (адекватном возрасту, балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования); - обеспечения психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей; - развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и к самоусовершенствованию); - демократизма в объединении взрослого и ребёнка, соблюдении равноправия; - отражения и вербализации педагогом чувств и переживаний ребёнка в максимально точной и понятной ему форме.

В качестве основных методов и приёмов используются:
  • имитационные игры;
  • социально-поведенческий тренинг;
  • психогимнастика;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • просмотр и анализ фрагментов мультипликационных и художественных фильмов с последующим моделированием новых версий;
  • дискуссии;
  • диагностика эмоционального состояния и отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из неё;
  • выражение своего эмоционального состояния в музыке, рисунке;
  • эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения;
  • игнорирование нежелательного поведения;
  • поддержка ребёнка в ситуации неудачи, одобрение поведения, создание ситуации успеха, комплимент, констатация успеха;
  • анализ игровой ситуации, обмен мнениями, рефлексия занятия;
  • прослушивание аудиозаписей, музыки для релаксации.

Основной формой педагогической деятельности является развивающее занятие. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе, а также авторские находки. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность - 35-40 минут, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей среднего школьного возраста данного учебного заведения. Занятие носит комплексный характер и строится достаточно гибко. Задания, игры, упражнения, входящие в программу, вводятся постепенно, а затем усложняются на любом этапе.

Ожидаемые результаты:

  • коммуникабельность и раскрепощённость в общении;
  • умение решать конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаясь с мнениями и взглядами окружающих;
  • умение сопереживать детям и взрослым;
  • преобладание положительных эмоций, исчезновение агрессивных тенденций;
  • способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
Тематика занятий может быть дополнена и расширена в зависимости от проблем конкретных детей. Предлагаемая серия коррекционно-развивающих занятий рекомендуется воспитателям, учителям и всем тем, кто заинтересован в сохранении эмоционального благополучия, в формировании эмпатийного поведения детей. Программа социально эмоционального развития «Я, ты, он, она» предполагает годичное обучение.



© 2010-2022