- Преподавателю
- Начальные классы
- Практическая ситуация из личной жизни
Практическая ситуация из личной жизни
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кочергина Н.Е. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Физическая боль.
Эмоциональная боль.
Пояснительная записка.
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого ещё не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться - в наших силах. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Программа социально-эмоционального развития детей среднего школьного возраста «Я, ты, он, она» поможет придать педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер, и обеспечить позитивные результаты в развитии личностного потенциала ребёнка, его индивидуальности. Она может носить как профилактический, так и коррекционный характер. Базовой ступенью создания данной программы послужила коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет «Уроки добра» С. И. Семенака, а также программа социально-эмоционального развития детей 7-10 лет «Мы с друзьями - целый мир» М. Д. Маханевой, С. В. Рещиковой.
Цель программы: сформировать физически и психически здорового ребёнка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме и характеризующегося достаточной самостоятельностью.
Основные задачи программы:
- Создание благоприятной развивающей образовательной среды.
-
Знакомство детей со спектром и характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
-
Развитие эмоциональной произвольности, отзывчивости, эмпатии.
-
Формирование коммуникативных навыков в общении «ребёнок - ребёнок», «ребёнок - взрослый».
-
Обучение конструктивным способам управления собственным поведением (снятию напряжения, избавлению от злости, раздражительности, разрешению конфликтных ситуаций и др.).
- Совершенствование навыков совместной деятельности.
- Программа основана на принципах:
В качестве основных методов и приёмов используются:
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных и художественных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния и отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из неё;
- выражение своего эмоционального состояния в музыке, рисунке;
- эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения;
- игнорирование нежелательного поведения;
- поддержка ребёнка в ситуации неудачи, одобрение поведения, создание ситуации успеха, комплимент, констатация успеха;
- анализ игровой ситуации, обмен мнениями, рефлексия занятия;
- прослушивание аудиозаписей, музыки для релаксации.
Основной формой педагогической деятельности является развивающее занятие. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе, а также авторские находки. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность - 35-40 минут, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей среднего школьного возраста данного учебного заведения. Занятие носит комплексный характер и строится достаточно гибко. Задания, игры, упражнения, входящие в программу, вводятся постепенно, а затем усложняются на любом этапе.
Ожидаемые результаты:
- коммуникабельность и раскрепощённость в общении;
- умение решать конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаясь с мнениями и взглядами окружающих;
- умение сопереживать детям и взрослым;
- преобладание положительных эмоций, исчезновение агрессивных тенденций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);