Шергин - музыка северной души!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению в 3 классе. Региональный компонент. Тема « Борис Шергин - музыка северной души!»

Данный урок разработан с целью ознакомления учащихся с жизнью и деятельностью северного писателя Б.В. Шергина, родившегося в нашем Архангельском крае. Это знакомство с писателем, прославившим наш край, наш трудолюбивый северный народ, который испокон веков меет не только трудиться, но и отдыхать. Так как его произведения не только для взрослых, но и для детей. Предлагается детям познакомится с произведением Б.Шергина « Наш пострел везде успел». Данное произведение взято из серии « Сказки о Шише».

Урок проходит интересно, звучит детский смех, дети слышат слова, ранее употребляемые в речи людьми северными.

Цели:

-познакомить с жизнью и деятельностью северного писателя Бориса Викторовича Шергина.

-познакомить с с произведением Б.Шергина « Наш пострел везде успел» из серии « Сказки о Шише».

На экране « Мои воспоминания, мой впечатления детства меня на всю жизнь обогатили» Б.В. Шергин ( портрет)

Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с творчеством и личностью нашего земляка. Речь пойдет о Борисе Викторовиче Шергине.

Может кто - то уже сейчас нам может рассказать об этом человеке?

В Архангельске, нашем областном центре, родился и провел свои детские и юношеские годы Б.В.Шергин.

Однако судьба сложилась так, что большую часть жизни он прожил вдали от Севера. И все же не случайно, когда речь заходито писателях - северянах, имя Шергина неизменно называют в числе первых. Всей своей жизнью, всем своим творчеством он был неразрывно связан с родным архангельским краем.

Родился Б.В. Шергин 28 июля 1893года.

Отец его еще с детства жил в Архангельске. Всю свою жизнь он провел в служении морю. С 15 лет ходил в море ,работая на промысловых судах. Любовь к механике сочеталась у него с любовью к слову и любовью к художеству. Виденное и пережитое, слышанное и читанное он умел пересказать так, что оно навсегда оставалось в памяти детей.

« Двери, ставни, столы, крышки сундуков в нашем доме, -рассказывает Б.Шергин, -были расписаны его рукой. В живописи отец предпочитал одну и ту же тему « Корабли на волнах».

По материнской линии все были коренными архангелогородцами.

У семьи Шергиных было много друзей. Они часто собирались у них дома и поэтому из уст в уста передавали будущем писателю то, с чем сроднились с малых лет, т.к. знали много северных сказок, песен, баллад, песен.

Подражая взрослым, он сшивал тетради и печатными буквами списывал туда то, что казалось ему любопытным. Эти самодельные книжицы он иллюстрировал собственноручными рисунками.

С малых лет приглядывался Шергин и к тому, как северные мужики вырезали из дерева птиц, солонки, ложки и многое другое. Постройки привлекали юного Шергина, все вызывало любовь Шергина к деревянному зодчеству. Он делал модели кораблей,старинных северных церквей.

В дальнейшем он поступил в художественное училище в Москве.

Шергин отличался рисованием, но еще его больше знали как сказочника. На вечерах он выступал со своими собственными рассказами, часто еще не успевшими быть написанными на бумагу.

С 1924 года начали выходить книги Шергина. Он писал не только для взрослых, но и для детей.

Сегодня творчество Б.В. Шергина знают и любят во всех уголках нашей страны.

Умер Б.В. Шергин 31 октября 1973г. в Москве.

Но мы знаем и чтим память нашего земляка, прославившего наш Север в своих рассказах. По его произведениям ставятся кинофильмы. Но особый отклик остается в сердцах северян, т.к. о нас он сказал: « О, Архангельская страна, в которой древо жизни моей поется!»

К ак вы думаете, почему эпиграфом к этому уроку я взяла эти строки Шергина?

Знакомство с новым произведением

Сегодня мы познакомимся с небольшим произведением Б.Шергина « Наш пострел везде успел» из серии « Сказки о Шише».

Целевая установка

Ознакомившись с данным произведением, определите, о ком идет речь и где происходили события, описанные автором.

Чтение сказки учителем или подготовленным учеником

- ответы учащихся на поставленные вопросы.

Словарная работа ( ответы детей)

1.На каком месте стоял дом?

2. « Как саврас без узды», как понимаете это выражение.

3. «Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет - другое готово.»

4. « Шиш на них давно немилым оком смотрел»

5. « … дернет его по плеши..»

6. « Ужо я вам улью щей на ложку!»

Самостоятельное чтение текста учащимися

Каким вы представляете себе Шиша?

Найдите и зачитайте отрывок, как автор описывает Шиша.

Чтение по ролям

Определите в тексте действующих лиц.

Итог урока

С творчеством какого северного писателя мы сегодня познакомились?

Понравилась ли вам сказка? Чем?

Какой он ( Шиш) персонаж: положительный или отрицательный?

Какие черты характера ему присущи?

Захотелось ли вам прочитать еще произведения про Шиша?

© 2010-2022