- Преподавателю
- Начальные классы
- Шергин - музыка северной души!
Шергин - музыка северной души!
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова Т.В. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по литературному чтению в 3 классе. Региональный компонент. Тема « Борис Шергин - музыка северной души!»
Данный урок разработан с целью ознакомления учащихся с жизнью и деятельностью северного писателя Б.В. Шергина, родившегося в нашем Архангельском крае. Это знакомство с писателем, прославившим наш край, наш трудолюбивый северный народ, который испокон веков меет не только трудиться, но и отдыхать. Так как его произведения не только для взрослых, но и для детей. Предлагается детям познакомится с произведением Б.Шергина « Наш пострел везде успел». Данное произведение взято из серии « Сказки о Шише».
Урок проходит интересно, звучит детский смех, дети слышат слова, ранее употребляемые в речи людьми северными.
Цели:
-познакомить с жизнью и деятельностью северного писателя Бориса Викторовича Шергина.
-познакомить с с произведением Б.Шергина « Наш пострел везде успел» из серии « Сказки о Шише».
На экране « Мои воспоминания, мой впечатления детства меня на всю жизнь обогатили» Б.В. Шергин ( портрет)
Объявление темы и целей урока.
Сегодня мы познакомимся с творчеством и личностью нашего земляка. Речь пойдет о Борисе Викторовиче Шергине.
Может кто - то уже сейчас нам может рассказать об этом человеке?
В Архангельске, нашем областном центре, родился и провел свои детские и юношеские годы Б.В.Шергин.
Однако судьба сложилась так, что большую часть жизни он прожил вдали от Севера. И все же не случайно, когда речь заходито писателях - северянах, имя Шергина неизменно называют в числе первых. Всей своей жизнью, всем своим творчеством он был неразрывно связан с родным архангельским краем.
Родился Б.В. Шергин 28 июля 1893года.
Отец его еще с детства жил в Архангельске. Всю свою жизнь он провел в служении морю. С 15 лет ходил в море ,работая на промысловых судах. Любовь к механике сочеталась у него с любовью к слову и любовью к художеству. Виденное и пережитое, слышанное и читанное он умел пересказать так, что оно навсегда оставалось в памяти детей.
« Двери, ставни, столы, крышки сундуков в нашем доме, -рассказывает Б.Шергин, -были расписаны его рукой. В живописи отец предпочитал одну и ту же тему « Корабли на волнах».
По материнской линии все были коренными архангелогородцами.
У семьи Шергиных было много друзей. Они часто собирались у них дома и поэтому из уст в уста передавали будущем писателю то, с чем сроднились с малых лет, т.к. знали много северных сказок, песен, баллад, песен.
Подражая взрослым, он сшивал тетради и печатными буквами списывал туда то, что казалось ему любопытным. Эти самодельные книжицы он иллюстрировал собственноручными рисунками.
С малых лет приглядывался Шергин и к тому, как северные мужики вырезали из дерева птиц, солонки, ложки и многое другое. Постройки привлекали юного Шергина, все вызывало любовь Шергина к деревянному зодчеству. Он делал модели кораблей,старинных северных церквей.
В дальнейшем он поступил в художественное училище в Москве.
Шергин отличался рисованием, но еще его больше знали как сказочника. На вечерах он выступал со своими собственными рассказами, часто еще не успевшими быть написанными на бумагу.
С 1924 года начали выходить книги Шергина. Он писал не только для взрослых, но и для детей.
Сегодня творчество Б.В. Шергина знают и любят во всех уголках нашей страны.
Умер Б.В. Шергин 31 октября 1973г. в Москве.
Но мы знаем и чтим память нашего земляка, прославившего наш Север в своих рассказах. По его произведениям ставятся кинофильмы. Но особый отклик остается в сердцах северян, т.к. о нас он сказал: « О, Архангельская страна, в которой древо жизни моей поется!»
К ак вы думаете, почему эпиграфом к этому уроку я взяла эти строки Шергина?
Знакомство с новым произведением
Сегодня мы познакомимся с небольшим произведением Б.Шергина « Наш пострел везде успел» из серии « Сказки о Шише».
Целевая установка
Ознакомившись с данным произведением, определите, о ком идет речь и где происходили события, описанные автором.
Чтение сказки учителем или подготовленным учеником
- ответы учащихся на поставленные вопросы.
Словарная работа ( ответы детей)
1.На каком месте стоял дом?
2. « Как саврас без узды», как понимаете это выражение.
3. «Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет - другое готово.»
4. « Шиш на них давно немилым оком смотрел»
5. « … дернет его по плеши..»
6. « Ужо я вам улью щей на ложку!»
Самостоятельное чтение текста учащимися
Каким вы представляете себе Шиша?
Найдите и зачитайте отрывок, как автор описывает Шиша.
Чтение по ролям
Определите в тексте действующих лиц.
Итог урока
С творчеством какого северного писателя мы сегодня познакомились?
Понравилась ли вам сказка? Чем?
Какой он ( Шиш) персонаж: положительный или отрицательный?
Какие черты характера ему присущи?
Захотелось ли вам прочитать еще произведения про Шиша?