Конспект урока по математике Решаем задачи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 1 классе

Тема: «Решаем задачи»


Цель: Закрепить известные знания о задаче; формировать умение самостоятельно обосновывать её решение; рассмотреть задачи на сложение и вычитание; закрепить навыки счёта в пределах 20; развивать математические способности, мыслительные операции, речь, внимание; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, уважения к товарищам, самостоятельность.

Ход урока:


  1. Организационный момент. Мотивация.


  1. Психологическая установка на работу.

- Улыбнёмся друг другу (стоя).

- Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.

- Повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас начну учиться.

Я радуюсь этому (пауза).

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно (пауза).

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

Математика пришла.

Занимай свои места.

Найди для головы полезное занятие!

Чтоб от безделья не зевать!

Полезно голову ломать!


- Как вы понимаете выражение «ломать голову»? - Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Я предлагаю вам проверить свои математические способности, проявить свою смекалку, рассудительность. Итак

  1. Игра «морской бой» (индивидуальные папки).

1А 3 (14+5)

2В 3 (6+6)

1Г 5 (6+9)

4В 4 (12-6)

3Д 3 (17-8)

5А 3 (15+2)

5В 1 (11-5)

Молодцы!


  1. Слайд 1. - Найдите закономерность, назовите следующее число.

  2. Слайд 2. - Назовите закономерность, назовите предыдущее число.

  3. Слайд 3. - Примеры (состав слова).

  4. Отгадайте мои загадки и по первым буквам узнаете тему урока (слайд 4 - Решаем задачи).


Я предлагаю задание на внимание. - Коля, Маша и Алёша занимаются математикой: какое задание выполняет каждый из них, если Алёша решает не задачи, и не примеры, а Маша не умет решать задачи. Мы с вами будем заниматься тем же, что делал Коля.


  1. Работа по теме урока

Какова же тема урока?

- Как вы думаете, какие цели вы поставите перед собой. (Цель: научиться решать задачи)

- А что вы уже знаете про задачу?

- Вам уже приходилось решать задачи. Попробуйте сейчас найти задачу из предложенных тестов. (на слайде).


  1. У Тани 4 гриба.

  2. У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба.

  3. У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?

  4. На сколько яблок больше чем груш?

(В результате обсуждения ученики должны установить, что задачей является только третий из представленных тестов. Обсуждается только задача 3)

- Что в данной задаче известно? Опорные слова заранее на доске (У Тани 4 гриба, у Саши 2)

- Как это называется? (то, что в задаче известно - это условие. Вывешиваю на доску).

- Что в задаче надо найти? (Сколько грибов у Тани и Саши вместе).

- Как это называется? (То что надо найти - это вопрос задачи. Вывешиваю на доску).

- Составим выражение к данной задаче и найдём его значение. (На доске запись 2+4=6)

(Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения - 6 грибов - ответом задачи. Вывешиваю таблицу)

Рядом с выражением, его ответом, должно быть обязательно наименование. Вот так должна выглядеть запись задачи:

Решение: 2+4=6 (гр.)

Ответ: 6 грибов


  1. Физминутка

Математику мы учим, (закрываем, открываем глаза)

Много знаний мы получим (круговые вращения зрачками глаз)

Думай, думай голова (массажное движение у виска)

Решаем мы задачи (гладим по голове)

Руки вверх, и раз, и два,

Выше, выше полетим.

А теперь наклоним вниз,

Ну-ка, рыбка покажись.

Повороты вправо-влево,

Сели и взялись за дело.


  1. Классная работа

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число 12 марта.

- Дайте характеристику этого числа (число 12 - двузначное, записывается с помощью цифр 1 и 2, это число чётное, соседи - числа 11 и 13, число 12 состоит из 1и 11, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 6)

- Поработаем в парах, перед вами лежат листочки с текстами, прочитайте внимательно текст и посоветуйтесь с друг другом, будет ли этот текст являться задачей? Смотри приложение № 1.

1. - Это задача?

Почему?

Докажите своё мнение. Подумайте, какой признак ещё показывает, что этот текст - задача?

- Правильно ли сказать так: В задаче вопрос должен подходить к условию?

- Придумайте к условию этого текста подходящий вопрос.

- Решите эту задачу сделав краткую запись в тетрадях (1 ученик у доски - проверка).

2. Прочитайте текст.

- Что вы заметили?

- Найдите условие и вопрос (произносят).

- Найдите данные числа и искомое число.

- Что вы можете сказать о них? (они известны).

- Можно ли этот текст назвать задачей?

- Почему нельзя? - Измени вопрос так, чтобы получилась задача. Подумайте, какой из вопросов подойдёт: Сколько пассажиров вышло из автобуса? Или Сколько пассажиров было в автобусе сначала? - Решите получившуюся задачу в тетрадях, составьте краткую запись
(2-я задача решается самостоятельно, слабые дети решают по памятке (приложение 2)) - Назовите опорные слова для краткой записи. 3. Прочитайте текст внимательно, назовите условие и вопрос. Найдите данные числа и искомое число. Что вы заметили? Можно ли это заранее назвать задачей? Докажите своё мнение. - Дополните задание так, чтобы оно стало задачей. - Решите задачу. (1 ученик у доски - проверка!) - Почему некоторые задачи решаем сложением, а некоторые вычитанием? (зависит от условия и вопросах)

  1. Физминутка под музыку (включить музыку)

Класс работал и устал, Момент отдыха настал. Глазки закрываем, Дружно отдыхаем. Нам спокойно, не тревожно,

Помечтать немного можно.

Посчитать: один, два -

Отдыхает голова,

Три, четыре - класс готов,

Делаем глубокий вдох.

Пять и шесть -

Удобно сесть.

Считаем дальше: число семь -

Просыпаемся совсем.

Потянуться и взбодриться,

Вновь в работу всем включиться!


  1. Работа в группах


- Каждой группе учащихся выдаётся тарелочка с 12 конфетами. - Наша жизнь состоит из разных, в том числе и математических, задач и нахождений решений к ним. - Посмотрите, что лежит в тарелочке? (конфеты). - Придумайте задачу и запишите краткую запись на листочке. Отчёт группы. - Докажите почему решали задачу сложением? - Докажите, почему решали вычитанием? - Почему получились разные решения? (Были составлены разные задачи)


- Так ребята, кто считает, что умеет решать задачи? Давайте проверим. - Я буду читать задачи, если она решается сложением, то рисуем цветок, если вычитанием - рисуем грибок.
1 задача: На ветке сидели 3 воробья и 2 синицы. Сколько птиц сидело на ветке? 2 задача: На дереве сидели 4 совы. Улетели 2 совы. Сколько сов осталось на дереве? 3 задача: Над полем летают 5 ласточек и 2 стрижа. Сколько птиц летает над полем? 4 задача: В одной книге 9 сказок, в другой 10 сказок. Сколько сказок в двух книгах?
- А теперь проверяем, что у вас получилось. Сверьте с образцом. - Оцените свою работу на уроке. (У вас на парте лежат три цвета - внимание)

  1. Урок прошёл для меня хорошо, с пользой. Я научился и могу помочь другим - красный цвет.
  2. Я научился (складывать и вычитать) решать задачи, но мне ещё нужна помощь - жёлтый цвет.
  3. Мне было трудно на уроке - синий цвет

- Мне хочется отметить работу следующих учеников. Самостоятельную работу проверю - поставлю оценки.

Урок окончен. Спасибо за урок! Конфеты за работу - сюрприз.

Домашнее задание: Составить проверочную работу для соседа по парте на тему «Задача» (Учат детей анализировать, планировать свою деятельность в незнакомой ситуации и требует умственной активности ученика).


Приложение 1



Прочитай текст: Мама испекла 7 пирогов с капустой и 2 с картошкой. Сколько автомобилей проехало по улице?

Прочитай текст: Из автобуса вышли 9 пассажиров, а осталось в нём 7 пассажиров. Сколько пассажиров стало в автобусе?

Прочитай текст: Маш отдала несколько открыток подруге. После этого у неё осталось 5 открыток. Сколько открыток отдала Маша подруге?

Приложение 2



Памятка для самостоятельной работы над задачей (для слабых детей)


Рассуждай так:

  1. Мне известно ….

  2. Надо узнать …

  3. Записываю и объясняю …

  4. Объясняю решение …

  5. Решаю …

  6. Отвечаю на вопрос задачи …

  7. Проверяю …

© 2010-2022