- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике Решаем задачи
Конспект урока по математике Решаем задачи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шутова Е.А. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок математики в 1 классе
Тема: «Решаем задачи»
Цель: Закрепить известные знания о задаче; формировать умение самостоятельно обосновывать её решение; рассмотреть задачи на сложение и вычитание; закрепить навыки счёта в пределах 20; развивать математические способности, мыслительные операции, речь, внимание; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, уважения к товарищам, самостоятельность.
Ход урока:
-
Организационный момент. Мотивация.
-
Психологическая установка на работу.
- Улыбнёмся друг другу (стоя).
- Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
- Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза).
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно (пауза).
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
Математика пришла.
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать!
Полезно голову ломать!
- Как вы понимаете выражение «ломать голову»? - Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Я предлагаю вам проверить свои математические способности, проявить свою смекалку, рассудительность. Итак
-
Игра «морской бой» (индивидуальные папки).
1А 3 (14+5)
2В 3 (6+6)
1Г 5 (6+9)
4В 4 (12-6)
3Д 3 (17-8)
5А 3 (15+2)
5В 1 (11-5)
Молодцы!
-
Слайд 1. - Найдите закономерность, назовите следующее число.
-
Слайд 2. - Назовите закономерность, назовите предыдущее число.
-
Слайд 3. - Примеры (состав слова).
-
Отгадайте мои загадки и по первым буквам узнаете тему урока (слайд 4 - Решаем задачи).
Я предлагаю задание на внимание. - Коля, Маша и Алёша занимаются математикой: какое задание выполняет каждый из них, если Алёша решает не задачи, и не примеры, а Маша не умет решать задачи. Мы с вами будем заниматься тем же, что делал Коля.
-
Работа по теме урока
Какова же тема урока?
- Как вы думаете, какие цели вы поставите перед собой. (Цель: научиться решать задачи)
- А что вы уже знаете про задачу?
- Вам уже приходилось решать задачи. Попробуйте сейчас найти задачу из предложенных тестов. (на слайде).
-
У Тани 4 гриба.
-
У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба.
-
У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?
-
На сколько яблок больше чем груш?
(В результате обсуждения ученики должны установить, что задачей является только третий из представленных тестов. Обсуждается только задача 3)
- Что в данной задаче известно? Опорные слова заранее на доске (У Тани 4 гриба, у Саши 2)
- Как это называется? (то, что в задаче известно - это условие. Вывешиваю на доску).
- Что в задаче надо найти? (Сколько грибов у Тани и Саши вместе).
- Как это называется? (То что надо найти - это вопрос задачи. Вывешиваю на доску).
- Составим выражение к данной задаче и найдём его значение. (На доске запись 2+4=6)
(Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения - 6 грибов - ответом задачи. Вывешиваю таблицу)
Рядом с выражением, его ответом, должно быть обязательно наименование. Вот так должна выглядеть запись задачи:
Решение: 2+4=6 (гр.)
Ответ: 6 грибов
-
Физминутка
Математику мы учим, (закрываем, открываем глаза)
Много знаний мы получим (круговые вращения зрачками глаз)
Думай, думай голова (массажное движение у виска)
Решаем мы задачи (гладим по голове)
Руки вверх, и раз, и два,
Выше, выше полетим.
А теперь наклоним вниз,
Ну-ка, рыбка покажись.
Повороты вправо-влево,
Сели и взялись за дело.
-
Классная работа
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число 12 марта.
- Дайте характеристику этого числа (число 12 - двузначное, записывается с помощью цифр 1 и 2, это число чётное, соседи - числа 11 и 13, число 12 состоит из 1и 11, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 6)
- Поработаем в парах, перед вами лежат листочки с текстами, прочитайте внимательно текст и посоветуйтесь с друг другом, будет ли этот текст являться задачей? Смотри приложение № 1.
1. - Это задача?
Почему?
Докажите своё мнение. Подумайте, какой признак ещё показывает, что этот текст - задача?
- Правильно ли сказать так: В задаче вопрос должен подходить к условию?
- Придумайте к условию этого текста подходящий вопрос.
- Решите эту задачу сделав краткую запись в тетрадях (1 ученик у доски - проверка).
2. Прочитайте текст.
- Что вы заметили?
- Найдите условие и вопрос (произносят).
- Найдите данные числа и искомое число.
- Что вы можете сказать о них? (они известны).
- Можно ли этот текст назвать задачей?
- Почему нельзя? - Измени вопрос так, чтобы получилась задача. Подумайте, какой из вопросов подойдёт: Сколько пассажиров вышло из автобуса? Или Сколько пассажиров было в автобусе сначала? - Решите получившуюся задачу в тетрадях, составьте краткую запись
(2-я задача решается самостоятельно, слабые дети решают по памятке (приложение 2)) - Назовите опорные слова для краткой записи. 3. Прочитайте текст внимательно, назовите условие и вопрос. Найдите данные числа и искомое число. Что вы заметили? Можно ли это заранее назвать задачей? Докажите своё мнение. - Дополните задание так, чтобы оно стало задачей. - Решите задачу. (1 ученик у доски - проверка!) - Почему некоторые задачи решаем сложением, а некоторые вычитанием? (зависит от условия и вопросах)
- Физминутка под музыку (включить музыку)
Класс работал и устал, Момент отдыха настал. Глазки закрываем, Дружно отдыхаем. Нам спокойно, не тревожно,
Помечтать немного можно.
Посчитать: один, два -
Отдыхает голова,
Три, четыре - класс готов,
Делаем глубокий вдох.
Пять и шесть -
Удобно сесть.
Считаем дальше: число семь -
Просыпаемся совсем.
Потянуться и взбодриться,
Вновь в работу всем включиться!
-
Работа в группах
- Каждой группе учащихся выдаётся тарелочка с 12 конфетами. - Наша жизнь состоит из разных, в том числе и математических, задач и нахождений решений к ним. - Посмотрите, что лежит в тарелочке? (конфеты). - Придумайте задачу и запишите краткую запись на листочке. Отчёт группы. - Докажите почему решали задачу сложением? - Докажите, почему решали вычитанием? - Почему получились разные решения? (Были составлены разные задачи)
- Так ребята, кто считает, что умеет решать задачи? Давайте проверим. - Я буду читать задачи, если она решается сложением, то рисуем цветок, если вычитанием - рисуем грибок.
1 задача: На ветке сидели 3 воробья и 2 синицы. Сколько птиц сидело на ветке? 2 задача: На дереве сидели 4 совы. Улетели 2 совы. Сколько сов осталось на дереве? 3 задача: Над полем летают 5 ласточек и 2 стрижа. Сколько птиц летает над полем? 4 задача: В одной книге 9 сказок, в другой 10 сказок. Сколько сказок в двух книгах?
- А теперь проверяем, что у вас получилось. Сверьте с образцом. - Оцените свою работу на уроке. (У вас на парте лежат три цвета - внимание)
- Урок прошёл для меня хорошо, с пользой. Я научился и могу помочь другим - красный цвет.
- Я научился (складывать и вычитать) решать задачи, но мне ещё нужна помощь - жёлтый цвет.
- Мне было трудно на уроке - синий цвет
- Мне хочется отметить работу следующих учеников. Самостоятельную работу проверю - поставлю оценки.
Урок окончен. Спасибо за урок! Конфеты за работу - сюрприз.
Домашнее задание: Составить проверочную работу для соседа по парте на тему «Задача» (Учат детей анализировать, планировать свою деятельность в незнакомой ситуации и требует умственной активности ученика).
Приложение 1
Прочитай текст: Мама испекла 7 пирогов с капустой и 2 с картошкой. Сколько автомобилей проехало по улице?
Прочитай текст: Из автобуса вышли 9 пассажиров, а осталось в нём 7 пассажиров. Сколько пассажиров стало в автобусе?
Прочитай текст: Маш отдала несколько открыток подруге. После этого у неё осталось 5 открыток. Сколько открыток отдала Маша подруге?
Приложение 2
Памятка для самостоятельной работы над задачей (для слабых детей)
Рассуждай так:
-
Мне известно ….
-
Надо узнать …
-
Записываю и объясняю …
-
Объясняю решение …
-
Решаю …
-
Отвечаю на вопрос задачи …
-
Проверяю …