Конспект урока литературы по теме Природа необычного в литературе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы во 2 классе

(Программа Л.В. Занкова)

Тема: Природа «необычного» в литературе.

Цель: создать условия для осознания «необычного» в литературе на примере изучения небылиц

Оборудование: ИКТ, выставка детских рисунков

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прошла перемена,

Услышен звонок.

Пора поскорее

Начать нам урок.

Все мы в ожидании

Проверки домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания.

1) - Что вы сегодня приготовили?

( - Чтение по ролям стихотворения Б. Заходера «Приятная встреча»)

- В роли кого вы сейчас будите выступать?

(Артистов и зрителей.)

-Чтобы наше выступление удалось, что должны делать артисты? А что зрители?

(Артисты должны вжиться в роль своих героев и убедительно их сыграть.

(А зрители должны внимательно слушать и аплодировать артистам.)

Чтение по ролям 2-3 пары.

-Кто из артистов вам понравился? Почему?

2) Выставка рисунков.

- А сейчас

Приглашаю вас, друзья,

Снова в галерею я.

Посмотрите, удивитесь,

В мир фантазий окунитесь.

- Куда мы с вами попали?

(В картинную галерею)

- А в роли кого мы здесь будем?

(Художников, зрителей, искусствоведов)

-

Что же должен делать каждый из них?

- Рассмотрите эти замечательные рисунки, которые вы нарисовали.

- Что помогло вам нарисовать таких удивительных существ?

(Смекалка, воображение)

-Поделитесь впечатлением.

III. Сообщение темы урока. Подготовка к восприятию

- Окружают нас тайны

Их трудно открыть.

И ответ нам не просто даётся.

Рассуждать и читать,

И загадки решать

Нам с тобою сегодня придётся.

- Сделайте предположение, над чем нам с вами сегодня придется поработать и в роли кого.

- Вы сегодня уже побывали в роли артистов, слушателей, художников, зрителей. А вот сейчас вы опять станете детективами. Нужно раскрыть тайну текста и напасть на след определения. Провести следственный эксперимент и привести неопровержимые доказательства.

Работа в группах.

- Каждой группе даётся задание.

(в ходе проверки вывешивается табличка с названием малых жанров, слушаются примеры.)

- Каким одним словом можно назвать все эти слова? (Фольклор)

-Какие ещё жанры фольклора вы знаете? (Дети говорят названия и вывешивают таблички с данным жанром на доску)

-Пословица

- Поговорка

- Закличка

- Скороговорка

- Сказка

- Загадка

- Потешка

- Побасенка

- Считалка

- Прибаутка

- Мы сегодня рассматривали необычные картины, тема нашего урока будет тоже необычная потому, что в ней содержится очень много необычно. Предположите, что это за тема, в которой всё необычно и как она связана с фольклором.

(Если не назвали правильный ответ, можно предложить кроссворд.)

1. Назовите фамилию автора «Незнайка в Солнечном городе» Носов

2. Имя героя, у которого волшебным помощником была щука. Емеля

3. Имя героя А. Толстого, сына папы Карло. Буратино

4. Буква, которая не бывает заглавной ы

5. Кого спасла Ласточку

6. На кончике чего находилась смерть Кощея-Бессмертного Иглы

7. Замени имя Иван дурак Иван -… Царевич

8. Имя знаменитого доктора, лечащего животных Айболит

Предположите, что такое НЕБЫЛИЦА

(То, чего не было, выдумка, вымысел)

2. Работа по учебнику

- Откроем учебник стр. 91 и прочитайте вступительное слово автора.

- Почему же зона небылиц такая опасная?

- Давайте попробуем узнать, прочитав произведение.

(Чтение русской народной небылицы «На утках озеро плавает»

- Что необычного в этом произведении?

- Что означает слово ЛЫКО? (Лыко внутренняя часть коры дерева)

- Докажите, что это небылица

(«Пошёл на лыко гору драть», «на утках озеро плавает», «озеро вспыхнуло, полетело, а утки остались»)

- А как бывает на самом деле? (Пошёл я на гору лыко драть; на озере утки плавают; утки

испугались, улетели, а озеро осталось.)

- Вам понравилась небылица?

- Для чего народ сочинял небылицы?

- Какое настроение она вызвала?

- А хотите прочитать ещё одну небылицу?

-Переверните страницу. Что вы можете сказать про это произведение? (Авторское произведение)

- Прочитаем имена авторов. Вы их узнали? Какие произведения этих авторов вы читали?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БРАТЬЯ ГРИММ

- Предположите о чём это произведение? Прочитайте самостоятельно и узнайте.

- Докажите, что это произведение можно отнести к небылицам. Найдите в тексте подтверждение.

- Так что же такое НЕБЫЛИЦА? (Это короткая сказка, в которой вымысел доведён до абсурда. Небылица описывает события, невероятные с точки зрения здравого смысла)

- Вернёмся к словам автора учебника. Так почему же небылица - это «опасная зона»? (Они таят в себе много неожиданностей.)

- А сейчас пришла нам пора попробовать свои силы, побыв в роли писателя.

- Как вы думаете, что будем делать? (Сочинять небылицы)

Работа в группах

Чтение составленных небылиц. Дети делятся мнением об услышанном.

Итог урока

- Произошла ли встреча с необычным?

- Зачем народ придумывал небылицы? (Чтобы она не только веселила людей, но и развивала сообразительность, учила видеть связи между различными явлениями, ведь для того, чтобы понять в чём ошибка, надо знать, как бывает на самом деле.)

- Кем вам сегодня понравилось быть: артистом, зрителем, художником, писателем, а может просто читателем?

Домашнее задание.

1. Перечитать небылицы сделать сравнительный анализ авторской и народной небылиц.

2. Найти и прочитать другие небылицы

3. Попробовать самостоятельно сочинить небылицу



ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Что это? Найди правильный ответ.

Краткое народное изречение, высказывается с поучением. ________________________________________________________

А) скороговорка

Б) сказка

В) загадка

Г) пословица

Приведите пример ____________________________________________________________________________________________________________________

- Какие ещё жанры фольклора вы знаете? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Что это? Найди правильный ответ.

Народное произведение о вымышленных героях, их волшебных помощниках это _________________________________________

А) скороговорка

Б) сказка

В) загадка

Г) пословица

Приведите пример ____________________________________________________________________________________________________________________

- Какие ещё жанры фольклора вы знаете? Запишите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

- Что это? Найди правильный ответ.

Краткое образное и замысловатое описание предмета. То, что нуждается в отгадке. _____________________________________________________

А) скороговорка

Б) сказка

В) загадка

Г) пословица

Приведите пример ____________________________________________________________________________________________________________________

- Какие ещё жанры фольклора вы знаете? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

- Что это? Найди правильный ответ.

Труднопроизносимая фраза, которую нужно говорить быстро. _____________________________________________________

А) скороговорка

Б) сказка

В) загадка

Г) пословица

Приведите пример ____________________________________________________________________________________________________________________

- Какие ещё жанры фольклора вы знаете? Запишите.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022