- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературы по теме Природа необычного в литературе
Конспект урока литературы по теме Природа необычного в литературе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Басуева В.Ф. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы во 2 классе
(Программа Л.В. Занкова)
Тема: Природа «необычного» в литературе.
Цель: создать условия для осознания «необычного» в литературе на примере изучения небылиц
Оборудование: ИКТ, выставка детских рисунков
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прошла перемена,
Услышен звонок.
Пора поскорее
Начать нам урок.
Все мы в ожидании
Проверки домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания.
1) - Что вы сегодня приготовили?
( - Чтение по ролям стихотворения Б. Заходера «Приятная встреча»)
- В роли кого вы сейчас будите выступать?
(Артистов и зрителей.)
-Чтобы наше выступление удалось, что должны делать артисты? А что зрители?
(Артисты должны вжиться в роль своих героев и убедительно их сыграть.
(А зрители должны внимательно слушать и аплодировать артистам.)
Чтение по ролям 2-3 пары.
-Кто из артистов вам понравился? Почему?
2) Выставка рисунков.
- А сейчас
Приглашаю вас, друзья,
Снова в галерею я.
Посмотрите, удивитесь,
В мир фантазий окунитесь.
- Куда мы с вами попали?
(В картинную галерею)
- А в роли кого мы здесь будем?
(Художников, зрителей, искусствоведов)
-
Что же должен делать каждый из них?
- Рассмотрите эти замечательные рисунки, которые вы нарисовали.
- Что помогло вам нарисовать таких удивительных существ?
(Смекалка, воображение)
-Поделитесь впечатлением.
III. Сообщение темы урока. Подготовка к восприятию
- Окружают нас тайны
Их трудно открыть.
И ответ нам не просто даётся.
Рассуждать и читать,
И загадки решать
Нам с тобою сегодня придётся.
- Сделайте предположение, над чем нам с вами сегодня придется поработать и в роли кого.
- Вы сегодня уже побывали в роли артистов, слушателей, художников, зрителей. А вот сейчас вы опять станете детективами. Нужно раскрыть тайну текста и напасть на след определения. Провести следственный эксперимент и привести неопровержимые доказательства.
Работа в группах.
- Каждой группе даётся задание.
(в ходе проверки вывешивается табличка с названием малых жанров, слушаются примеры.)
- Каким одним словом можно назвать все эти слова? (Фольклор)
-Какие ещё жанры фольклора вы знаете? (Дети говорят названия и вывешивают таблички с данным жанром на доску)
-Пословица
- Поговорка
- Закличка
- Скороговорка
- Сказка
- Загадка
- Потешка
- Побасенка
- Считалка
- Прибаутка
- Мы сегодня рассматривали необычные картины, тема нашего урока будет тоже необычная потому, что в ней содержится очень много необычно. Предположите, что это за тема, в которой всё необычно и как она связана с фольклором.
(Если не назвали правильный ответ, можно предложить кроссворд.)
1. Назовите фамилию автора «Незнайка в Солнечном городе» Носов
2. Имя героя, у которого волшебным помощником была щука. Емеля
3. Имя героя А. Толстого, сына папы Карло. Буратино
4. Буква, которая не бывает заглавной ы
5. Кого спасла Ласточку
6. На кончике чего находилась смерть Кощея-Бессмертного Иглы
7. Замени имя Иван дурак Иван -… Царевич
8. Имя знаменитого доктора, лечащего животных Айболит
Предположите, что такое НЕБЫЛИЦА
(То, чего не было, выдумка, вымысел)
2. Работа по учебнику
- Откроем учебник стр. 91 и прочитайте вступительное слово автора.
- Почему же зона небылиц такая опасная?
- Давайте попробуем узнать, прочитав произведение.
(Чтение русской народной небылицы «На утках озеро плавает»
- Что необычного в этом произведении?
- Что означает слово ЛЫКО? (Лыко внутренняя часть коры дерева)
- Докажите, что это небылица
(«Пошёл на лыко гору драть», «на утках озеро плавает», «озеро вспыхнуло, полетело, а утки остались»)
- А как бывает на самом деле? (Пошёл я на гору лыко драть; на озере утки плавают; утки
испугались, улетели, а озеро осталось.)
- Вам понравилась небылица?
- Для чего народ сочинял небылицы?
- Какое настроение она вызвала?
- А хотите прочитать ещё одну небылицу?
-Переверните страницу. Что вы можете сказать про это произведение? (Авторское произведение)
- Прочитаем имена авторов. Вы их узнали? Какие произведения этих авторов вы читали?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БРАТЬЯ ГРИММ
- Предположите о чём это произведение? Прочитайте самостоятельно и узнайте.
- Докажите, что это произведение можно отнести к небылицам. Найдите в тексте подтверждение.
- Так что же такое НЕБЫЛИЦА? (Это короткая сказка, в которой вымысел доведён до абсурда. Небылица описывает события, невероятные с точки зрения здравого смысла)
- Вернёмся к словам автора учебника. Так почему же небылица - это «опасная зона»? (Они таят в себе много неожиданностей.)
- А сейчас пришла нам пора попробовать свои силы, побыв в роли писателя.
- Как вы думаете, что будем делать? (Сочинять небылицы)
Работа в группах
Чтение составленных небылиц. Дети делятся мнением об услышанном.
Итог урока
- Произошла ли встреча с необычным?
- Зачем народ придумывал небылицы? (Чтобы она не только веселила людей, но и развивала сообразительность, учила видеть связи между различными явлениями, ведь для того, чтобы понять в чём ошибка, надо знать, как бывает на самом деле.)
- Кем вам сегодня понравилось быть: артистом, зрителем, художником, писателем, а может просто читателем?
Домашнее задание.
1. Перечитать небылицы сделать сравнительный анализ авторской и народной небылиц.
2. Найти и прочитать другие небылицы
3. Попробовать самостоятельно сочинить небылицу
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
Что это? Найди правильный ответ.
Краткое народное изречение, высказывается с поучением. ________________________________________________________
А) скороговорка
Б) сказка
В) загадка
Г) пословица
Приведите пример ____________________________________________________________________________________________________________________
- Какие ещё жанры фольклора вы знаете? Запишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ
Что это? Найди правильный ответ.
Народное произведение о вымышленных героях, их волшебных помощниках это _________________________________________
А) скороговорка
Б) сказка
В) загадка
Г) пословица
Приведите пример ____________________________________________________________________________________________________________________
- Какие ещё жанры фольклора вы знаете? Запишите.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ
- Что это? Найди правильный ответ.
Краткое образное и замысловатое описание предмета. То, что нуждается в отгадке. _____________________________________________________
А) скороговорка
Б) сказка
В) загадка
Г) пословица
Приведите пример ____________________________________________________________________________________________________________________
- Какие ещё жанры фольклора вы знаете? Запишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ
- Что это? Найди правильный ответ.
Труднопроизносимая фраза, которую нужно говорить быстро. _____________________________________________________
А) скороговорка
Б) сказка
В) загадка
Г) пословица
Приведите пример ____________________________________________________________________________________________________________________
- Какие ещё жанры фольклора вы знаете? Запишите.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________