Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

1 класс (50 ч)

п/п

Тема урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Формы контроля

Дата

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты

по плану

фактически

Введение (1ч)

1

Задавайте вопросы.


Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.


Регулятивные :оценивать результаты своей работы на уроке.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.





Что и кто? (15ч)

2

Что такое Родина?

Что мы знаем о народах России?

Знания: узнают о госу­дарственных символах России (флаге, гимне, гербе); о разных нацио­нальностях; как выгля­дят русские националь­ные костюмы, расска­жут о родном городе; узнают о народах, проживающих на территории России о разных нацио­нальностях; как выгля­дят русские националь­ные костюмы, расска­жут о родном городе. Умения: научатся от­личать российские го­сударственные симво­лы от символов других стран, национальную одежду от другой; научатся от­личать российские го­сударственные симво­лы от символов других стран, национальную одежду от другой. Навыки: составлять текст по картинке.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков (на­циональный костюм: цвет, орна­мент и т. д.).

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности


Гражданская идентичность в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою Родину, народ и исто­рию, осознание своей этниче­ской принад­лежности, гума­нистические и демократиче­ские ценности многонацио­нального рос­сийского обще­ства




3

Что мы знаем о Москве?


Знания: узнают о столице нашей родины Москве. Умения: научатся от­личать достопримечательности города Москвы от других стран.

Навыки: составлять текст по картинке.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков (на­циональный костюм: цвет, орна­мент)

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности




4

Проект «Моя малая родина»


Знания: узнают о малой Родине.

Умения: научатся составлять проект на тему. фотографировать достопримечательности

Навыки: составлять устный рассказ.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков (на­циональный костюм: цвет, орна­мент )

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности




5

Что у нас над головой?


Знания: познакомятся с наиболее узнавае­мыми созвездиями. Умения: научатся уз­навать ковш Большой Медведицы. Навыки: разделять объекты живой и не­живой природы и из­делия

Регулятивные: соотносить правиль­ность выбора, выполнения и резуль­тата действия с требованием кон­кретной задачи.

Познавательные: использовать об­щие приёмы решения задач: алго­ритм нахождения созвездия на ноч­ном небе.

Коммуникативные: работать в группах, ставить вопросы участ­никам группы

Ценностное отношение к природному миру




6

Что у нас под ногами? Экскурсия

Знания: познакомятся с часто встречающими­ся камнями (гранитом, кремнем, известняком). Умения: научатся сор­тировать камешки по форме, размеру, цве­ту; различать виды кам­ней.

Навыки: различать объекты неживой и жи­вой природы, работать с лупой

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с задан­ным эталоном с целью обнаруже­ния отклонений и отличий от эта­лона: алгоритм определения вида камня.

Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явле­ния окружающей действительно­сти в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: формулиро­вать свои затруднения, свою соб­ственную позицию

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру




7

Что общего у разных растений?

Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе?

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»


Знания: познакомятся с ролью растений в при­роде и жизни людей, поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям, усвоят, что у разных растений есть общие части; познакомятся с наиболее распространёнными комнатными

растениями; познакомятся с некоторыми декора­тивными растениями клумбы, цветника

Умения: научатся их находить; научатся раз­личать изученные на уроке растения.

Навыки: различать объекты неживой и жи­вой природы; повторят основные правила ухода за растениями

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с задан­ным эталоном с целью обнаруже­ния отклонений и отличий от эта­лона: описание растения. Познавательные: развивать пер­воначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану.

Коммуникативные: ставить во­просы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в со­вместной деятельности

Мотивация учебной дея­тельности, эти­ческие чувст­ва, прежде все­го, доброжела­тельность и эмоциональ­но-нравствен­ная отзывчи­вость

Ценностное от­ношение к при­родному миру




8

Что это за листья? Что такое хвоинки?

Практическая работа «Изучение листьев деревьев школьного двора»


Знания: познакомятся со строением листьев; познакомятся с группой хвойных де­ревьев, узнают их ха­рактерное отличие от лиственных деревьев.

Умения: научатся уз­навать листья несколь­ких пород деревьев, используя сравнения; научатся на­блюдать объекты окру­жающего мира, давать устное их описание

Навыки: правила по­ведения на природе, различать объекты неживой и жи­вой природы

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего дейст­вия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала

Ценностное отношение к природному миру




9

Кто такие насекомые?


Знания: усвоят, что насекомые - это жи­вотные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. Умения: научатся приводить примеры насекомых. Навыки: повторят правила бережного отношения к природ­ным объектам

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познава­тельную: изучение видов насеко­мых.

Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явления окружающей действительности, вы­делять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкрет­ных задач: описание насекомого. Коммуникативные: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке об­щего решения в совместной дея­тельности

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нормам приро­доохранного поведения




10

Кто такие рыбы?


Знания: усвоят, что рыбы - водные живот­ные, которые двигают­ся при помощи плав­ников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; уз­нают о разнообразии подводного мира. Умения: научатся приводить примеры видов речных и мор­ских рыб. Навыки: отличать рыб от других видов животных

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познава­тельную, сличать способ действия и его результат с заданным этало­ном с целью обнаружения откло­нений и отличий от эталона, уста­навливать соответствие получен­ного результата поставленной це­ли: изучение видов рыб. Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явле­ния окружающей действительно­сти, выделять и обобщенно фикси­ровать группы существенных при­знаков объектов с целью решения конкретных задач: описание рыбы по готовому плану. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать со­беседника

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нормам приро­доохранного поведения




11

Кто такие птицы?


Знания: усвоят, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о раз­нообразии видов птиц.

Умения: научатся при­водить примеры видов перелётных и зимую­щих птиц.

Навыки: отличать птиц от других живот­ных

Регулятивные: применять усво­енные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с задан­ным эталоном с целью обнаруже­ния отклонений и отличий от эта­лона, устанавливать соответствие полученного результата постав­ленной цели: отличие птиц от дру­гих видов животных. Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явле­ния окружающей действительно­сти, выделять и обобщенно фикси­ровать группы существенных при­знаков объектов с целью решения конкретных задач: описание птицы по готовому плану. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, прояв­лять активность во взаимодейст­вии для решения коммуникатив­ных и познавательных задач

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность сле­довать нормам природоохран­ного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам




12

Кто такие звери?


Знания: усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в на­ших лесах; узнают о многообразии видов зверей.

Умения: научатся при­водить примеры видов зверей.

Навыки: отличать зверей от других жи­вотных

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в со­ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: само­стоятельное составление плана описания животного. Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явле­ния окружающей действительно­сти, выделять и обобщенно

фиксировать группы существен­ных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описа­ние животного по плану, предло­женному другой группой. Коммуникативные: ставить и за­давать вопросы, обращаться за по­мощью, предлагать помощь и со­трудничество

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нормам приро­доохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам



13

Что нас окружает дома?

Что умеет компьютер?

ВМ «ОБЖ»

Знания: познакомятся с группами предметов домашнего обихода; познакомятся с основными устройст­вами компьютера и их назначением, основны­ми свойствами и функ­циями.

Умения: научатся груп­пировать предметы до­машнего обихода по их назначению; познако­мятся с правилами про­тивопожарной безопас­ности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой; научатся пра­вилам безопасной рабо­ты на компьютере

Навыки: повторят из­вестные правила безо­пасного поведения до­ма и в школе и при работе за компьютером

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познава­тельную, составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. Познавательные: моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкрет­ных задач (определение вида и сте­пени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением. Коммуникативные: работа в груп­пах: определять цели, функции уча­стников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения

Самостоятель­ная и личная ответственность за свои по­ступки, уста­новка на здо­ровый образ жизни; началь­ные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире




14

Что вокруг нас может быть опасным?

ВМ «ОБЖ»

Знания: узнают о су­ществовании экстрен­ных служб и номера их телефонов.

Умения: научатся со­блюдать осторожность при обращении с бы­товыми приборами. Навыки: закрепят правила безопасного перехода улицы

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной за­дачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реа­лизации.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить мо­нологическое высказывание, аргу­ментировать свою позицию

Начальные на­выки адапта­ции в дина­мично изменяющемся мире




15

На что похожа наша планета?

Знания: узнают о фор­ме Земли, познакомят­ся с глобусом.

Умения: научатся раз­личать на карте (гло­бусе) материки и моря, океаны.

Навыки: правильно формулировать свои высказывания

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необ­ходимой информации из различ­ных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, спра­вочник).

Коммуникативные: строить мо­нологическое высказывание, слу­шать собеседника; проявлять ак­тивность во взаимодействии для решения коммуникативных и по­знавательных задач

Эстетические потребности, ценности и чувства, ува­жительное от­ношение к иному мне­нию, принятие образа «хоро­шего ученика»



16

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»


Знания: обобщат полу­ченные знания. Умения: научатся пере­числять основные спо­собы получения инфор­мации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слуша­ли учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.).

Навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетво­рения познавательных интересов

Регулятивные: использовать уста­новленные правила в контроле спо­соба решения; устанавливать соот­ветствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для реше­ния различных задач. Познавательные: строить рассуж­дения; обобщать, анализировать ин­формацию; самостоятельно созда­вать алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, моноло­гическое высказывание, вести уст­ный диалог

Внутренняя позиция уче­ника на основе положительно­го отношения к школе, при­нятие образа «хорошего ученика», на­чальные навы­ки адаптации в динамично изменяющемся мире




Как, откуда и куда? (11 ч)

17

Как живет семья?

Проект «Моя семья»

Знания: познакомятся с понятием «семья».

Умения: научатся уважать друг друга и приходить на помощь.

Навыки: использовать основные правила по­ведения в школе

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: Познавательные: ориентировать­ся в разнообразии способов реше­ния задач:. Коммуникативные: ставить во­просы, обращаться за помощью к членам совей семьи, формулиро­вать свои затруднения

Внутренняя позиция обу­чаемого на ос­нове положи­тельного отно­шения к семье.



18

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа «Очистка воды при помощи фильтра»

Знания: проследят путь воды из источни­ка до крана в квартире, из канализации до во­доёма.

Умения: научатся очи­щать воду с помощью фильтра.

Навыки: пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде

Регулятивные: предвидеть воз­можности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необхо­димые коррективы в действие по­сле его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: ставить и фор­мулировать проблемы, использо­вать знаково-символические сред­ства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков). Коммуникативные: формулиро­вать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознание от­ветственности человека за об­щее благопо­лучие, началь­ные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.



19

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа «Сборка электрической цепи»

ВМ «ОБЖ»

Знания: узнают, где вырабатывается элек­тричество, как оно по­падает в дома. Умения: научатся со­бирать простейшую электрическую цепь.

Навыки: безопасное пользование электро­приборами

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростан­ции до дома), составлять план и по­следовательность действий. Познавательные: строить рассуж­дения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электри­чества.

Начальные на­выки адапта­ции в дина­мично изме­няющемся мире, навыки сотрудничест­ва в разных ситуациях



20

Как путешествует письмо?

Знания: усвоят этапы путешествия письма. Умения: научатся пра­вильно подписывать конверт.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий: этапы «путешествия» письма, сличать спо­соб действия и его результат с задан­ным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Самооценка на основе кри­териев успеш­ности учебной деятельности, эстетические



21

Куда текут реки?

Практическая работа «Приготовление «морской воды»

ВМ «ОБЖ»

Знания: узнают, что реки начинаются с родника, соединяют­ся с другими реками и впадают в моря, на­звания больших рек, познакомятся с реч­ным и морским транс­портом, гидроэлектро­станцией.

Умения: научатся отли­чать реку от моря, реч­ную воду от морской; приготовят «морскую» воду.

Навыки: повторят правила безопасного поведения на водоёмах

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной зада­чей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, пред­восхищать результат, устанавливать соответствие полученного результа­та поставленной цели. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач (ра­бота с учебником и рабочей тетра­дью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения

Осознание от­ветственности человека за об­щее благополу­чие, экологиче­ская культура: ценностное от­ношение к при­родному миру, готовность сле­довать нормам природоохран­ного, нерасто­чительного, здоровьесбере-гающего пове­дения




22

Откуда берутся снег и лед?

Практическая работа «Свойства снега и люда»

Знания: узнают, что снег и лёд - это со­стояния воды, изучат свойства снега и льда. Умения: научатся от­личать снег ото льда по их свойствам.

Навыки: оформлять творческие работы (рисунки)

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложен­ному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации. Познавательные: выбирать наи­более эффективные способы реше­ния задач, ставить и формулиро­вать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Мотивация учебной дея­тельности (со­циальная, учеб­но-познаватель­ная и внешняя), принятие об­раза «хорошего ученика»




23

Как живут растения?

Практическая работа « Приемы ухода за комнатными растениями»

Знания: узнают общие условия, необходимые для жизни растений.

Умения: научатся гра­мотно строить свои высказывания.

Навыки: соблюдать правила ухода за ком­натными растениями

Регулятивные: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.

Познавательные: использовать об­щие приёмы решения задач: созда­ние перечня правил ухода за ком­натными растениями; поиск и выде­ление необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы

Внутренняя позиция уче­ника на основе положительно­го отношения к школе, моти­вация учебной деятельности (учебно-позна­вательная)




24


Как живут животные?

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа «Изготовление кормушки из бумажного пакета»

ВМ «ОБЖ»

Знания: познакомятся с условиями жизни животных; научатся раз­личать наиболее рас­пространенных зимую­щих птиц.

Умения: научатся пра­вильно называть детё­нышей животных; научатся де­лать кормушку из бу­мажного пакета, под­бирать корм для птиц.

Навыки: определять среду обитания жи­вотного по его внеш­нему виду; знать правила бережного отношения к окру­жающей среде; знать правила безопасного поведения с дикими животными.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной зада­чей и условиями её реализации (ус­ловия, влияющие на сохранение жиз­ни животного), сличать способ дей­ствия и его результат с заданным эта­лоном с целью обнаружения откло­нений и отличий от эталона («Как называют ребяток-зверяток?»).

Познавательные: рефлексировать способы и условия действий; осоз­нанно и произвольно строить сооб­щения в устной форме.

Коммуникативные: проявлять ак­тивность во взаимодействии для решения коммуникативных и позна­вательных задач, ставить вопросы

Самостоятель­ность и личная ответствен­ность за свои поступки, при­нятие образа «хорошего ученика»




25

Откуда берется и куда девается мусор?

Практическая работа «Сортировка упаковок из-под продуктов»

Знания: усвоят, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям. Умения: научатся сор­тировать мусор из раз­ного материала. Навыки: соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе

Регулятивные: ставить новые учеб­ные задачи в сотрудничестве с учи­телем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улуч­шение ближайшего природного ок­ружения (школьный двор). Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, не­расточитель­ного,

здоровье-сберегающего поведения; осознание от­ветственности человека за общее бла­гополучие




26

Откуда в снежках грязь?

Практическая работа «Исследование снежков и снеговой воды»

Знания: усвоить, что заводы, фабрики, ав­томобили загрязняют Землю, что людям не­обходимо защищать ее от загрязнений. Умения: научатся ис­пользовать различные фильтры.

Навыки: соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранитель­ным мероприятиям; различать спо­соб и результат действия: выполне­ние правил экологически сообразно­го поведения.

Познавательные: ставить и форму­лировать проблемы, моделировать. Коммуникативные: ставить вопро­сы, необходимые для организации собственной деятельности и сотруд­ничества с партнёром

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, не­расточитель­ного, здоровье-сберегающего поведения; осознание от­ветственности человека за об­щее благопо­лучие




27

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»


Знания: обобщат полу­ченные знания.

Умения: научатся пере­числять основные спо­собы получения инфор­мации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слуша­ли учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетво­рения познавательных интересов

Регулятивные: использовать уста­новленные правила в контроле спо­соба решения; устанавливать соот­ветствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для реше­ния различных задач. Познавательные: строить рассуж­дения; обобщать, анализировать ин­формацию; самостоятельно созда­вать алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, моноло­гическое высказывание, вести уст­ный диалог

Внутренняя позиция уче­ника на основе положительно­го отношения к школе, при­нятие образа «хорошего ученика», на­чальные навы­ки адаптации в динамично изменяющемся мире




Где и когда? (8 ч)

28

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

Экскурсия

Знания: познакомятся с различными школь­ными помещениями, а также с работниками школы.

Умения: научатся ори­ентироваться в школь­ном здании, знать рас­положение необходи­мых помещений.

Навыки: использовать основные правила по­ведения в школе

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в зда­нии школы.

Познавательные: ориентировать­ся в разнообразии способов реше­ния задач: разные пути к одному школьному помещению. Коммуникативные: ставить во­просы, обращаться за помощью к работникам школы, формулиро­вать свои затруднения

Внутренняя позиция обу­чаемого на ос­нове положи­тельного отно­шения к школе


29

Когда придет суббота?

Когда наступит лето?

Знания: усвоят, что такое настоящее, про­шлое и будущее; усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. Умения: научатся оп­ределять, какой день недели был вчера и какой будет завтра; научатся узна­вать время года по ха­рактерным признакам.

Навыки: знать по по­рядку все дни недели и времена года; творческое оформление ответа (ри­сунок, стишок и т. п.)

Регулятивные: сличать способ дей­ствия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения от­клонений и отличий от эталона: по­следовательность дней недели и на­званий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: оценивать инфор­мацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связан­ные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». Коммуникативные: формулиро­вать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Самостоятель­ность и личная ответствен­ность за свои поступки, ус­тановка на здоровый образ жизни



30

Где живут белые медведи?

Где живут слоны?

Практическая работа «Работа с глобусом»

Знания: усвоят, что на Земле есть очень холодные и очень жаркие районы

Умения: научатся на­ходить их на глобусе и приводить примеры животных этих рай­онов.

Навыки: находить отличия двух похожих объектов; приемы работы с глобусом

Регулятивные: вносить необходи­мые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший ал­горитм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, ре­ального действия и его результата.

Познавательные: обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

в соответствии с темой урока. Коммуникативные: слушать собе­седника; формулировать собствен­ное мнение и позицию, задавать вопросы

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, нерасточитель­ного, здоровьесберегающего поведения



31

Где зимуют птицы?

Знания: усвоят, что одни птицы зимуют в наших краях, а дру­гие улетают в теплые края.

Умения: научатся приводить примеры птиц каждой группы.

Навыки: бережное отношение к живот­ному миру

Регулятивные: осуществлять кон­статирующий и прогнозирующий контроль по результату и по спо­собу действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказы­вать в сотрудничестве взаимопо­мощь

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, самостоятель­ность и личная ответствен­ность за свои поступки


32

Когда появилась одежда?

Знания: усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каж­дого случая нужна подходящая одежда. Умения: научатся подбирать одежду по размеру.

Навыки: внимательно относиться к своей одежде

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения от­клонений и отличий от эталона (на­значение разного рода одежды), со­ставлять план и последовательность действий (характеристика конкрет­ного вида одежды). Познавательные: строить рассуж­дения, анализировать информацию и передавать её.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, предлагать по­мощь и сотрудничество

Навыки сотруд­ничества в раз­ных ситуациях, умение не соз­давать конфлик­тов и находить выходы из спор­ных ситуаций, начальные на­выки адаптации в динамично изменяющемся мире



33

Когда изобрели велосипед?

ВМ «ОБЖ»

Знания: усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипе­дах по улицам и доро­гам; запомнить дорож­ные знаки «Велосипедная дорож­ка», «Движение на ве­лосипедах запрещено». Умения: научатся на­зывать и показывать части велосипеда. Навыки: повторить правила безопасной езды на велосипеде

Регулятивные: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов). Познавательные: выбирать наибо­лее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), исполь­зовать знаково-символические сред­ства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов). Коммуникативные: прогнозиро­вать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, стро­ить понятные для партнёра выска­зывания; слушать собеседника

Начальные на­выки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважи­тельное отношение к иному мне­нию



34

Когда ты станешь взрослым?

Знания: усвоят, что че­ловек и окружающий мир со временем меня­ются; что, вырастая, че­ловек выбирает для себя дело в жизни, профес­сию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окру­жающего мира. Умения: определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.).

Навыки: бережное от­ношение к окружающе­му миру

Регулятивные: осуществлять кон­статирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоци­ального.

Познавательные: осуществлять сравнение, анализ информации, ста­вить и формулировать проблемы. Коммуникативные: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в со­трудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника

Начальные на­выки адапта­ции в дина­мично изме­няющемся мире, осозна­ние ответст­венности чело­века за общее благополучие




35

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Знания: обобщат полу­ченные знания.

Умения: научатся пере­числять основные спо­собы получения инфор­мации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слуша­ли учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетво­рения познавательных интересов

Регулятивные: использовать уста­новленные правила в контроле спо­соба решения; устанавливать соот­ветствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для реше­ния различных задач. Познавательные: строить рассуж­дения; обобщать, анализировать ин­формацию; самостоятельно созда­вать алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, моноло­гическое высказывание, вести уст­ный диалог

Внутренняя позиция уче­ника на основе положительно­го отношения к школе, при­нятие образа «хорошего ученика», на­чальные навы­ки адаптации в динамично изменяющемся мире




Почему и зачем? (15 ч)

36

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

Почему Луна бывает разной?

Практическая работа «Моделирование небесных тел»

Знания: усвоят, что звезды - огромные пы­лающие шары, находя­щиеся очень далеко от Земли, что Солнце -ближайшая к Земле звезда; усвоят, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди; научатся объяснять изменения формы Луны.

Умения: научатся уз­навать созвездие Льва. Навыки: правильная, аккуратная работа с пластилином

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином).

Познавательные: моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксиро­вать группы существенных призна­ков объектов с целью решения кон­кретных задач (цвет, форма и раз­мер); интерпретация информации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих

Самооценка на основе кри­териев успеш­ности учебной деятельности, мотивация учебной дея­тельности (учебно-позна­вательная)




37

Почему идет дождь и дует ветер?

Знания: научатся объ­яснять причины воз­никновения дождя и ветра.

Умения: научатся раз­личать виды дождя и ветра.

Навыки: выбирать одежду по погоде

Регулятивные: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явле­ния окружающей действительности в соответствии с темой урока, уста­навливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить по­нятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль

Уважительное отношение к иному мне­нию, началь­ные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире




38

Почему звенит звонок?

Почему радуга разноцветная?

Практическая работа « Изучение возникновения и распространения звуков»

Знания: усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до на­ших ушей; усвоят, что ра­дуга возникает, когда солнечные лучи, попа­дая на капельки дождя, распадаются;

Умения: использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов.

Навыки: соблюдать правила гигиены, знать цвета радуги

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука).

Познавательные: осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: адекватно оце­нивать собственное поведение и по­ведение окружающих

Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание от­ветственности человека за общее бла­гополучие




39

Почему мы любим кошек и собак?

ВМ «ОБЖ»

Знания: познакомятся с условиями жизни кош­ки и собаки, с основны­ми правилами содержа­ния этих животных. Умения: научатся пра­вильно обустраивать уголок для кошки и со­баки.

Навыки: правила безо­пасности при общении с домашними животными

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную (создание условий, необходи­мых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности по­лучения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: выделять и обоб­щённо фиксировать группы сущест­венных признаков объектов с целью решения конкретных задач (пере­чень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эф­фективные способы решения задач.

Коммуникативные: договаривать­ся о распределении функций и ро­лей в совместной деятельности; ар­гументировать свою позицию и ко­ординировать её с позициями парт­нёров в сотрудничестве при выра­ботке общего решения в совместной деятельности

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопе­реживание им, осознание от­ветственности человека за об­щее благополу­чие, устойчивое следование в поведении социальным нормам




40

Проект «Наши домашние питомцы»

Знания: познакомятся с условиями жизни кош­ки и собаки, с основны­ми правилами содержа­ния этих животных. Умения: научатся составлять проект по теме

Навыки: правила безо­пасности при общении с чужими домашними животными

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную (создание условий, необходи­мых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности по­лучения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: выделять и обоб­щённо фиксировать группы сущест­венных признаков объектов с целью решения конкретных задач (пере­чень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эф­фективные способы решения задач.

Коммуникативные: договаривать­ся о распределении функций и ро­лей в совместной деятельности; ар­гументировать свою позицию и ко­ординировать её с позициями парт­нёров в сотрудничестве при выра­ботке общего решения в совместной деятельности

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопе­реживание им, осознание от­ветственности человека за об­щее благополу­чие, устойчивое следование в поведении социальным нормам




41

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Знания: познакомятся с представителями со­общества «луг»; познакомятся с голосами лесных жи­телей.

Умения: узнают изу­ченные природные объ­екты; сумеют объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые су­щества и исчезает кра­сота природы); научатся объ­яснять, почему в лесу нужно соблюдать ти­шину (шумом мы пуга­ем животных, мешаем им, а сами можем уви­деть и услышать гораз­до меньше).

Навыки: правила по­ведения на природе

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат дея­тельности; передавать информацию. Коммуникативные: ставить воп­росы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, нерасточитель­ного, здоровье-сберегающего поведения; осознание от­ветственности человека за общее бла­гополучие




42

Зачем мы спим ночью?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?


Знания: усвоят, что мы спим для того, что­бы отдохнуть и на­браться сил;

Умения: научатся пра­вильно вести себя пе­ред сном; научатся при­водить примеры овощей и фруктов; усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

Навыки: закрепят правила сохранения и укрепления здоровья; правила мы­тья фруктов и овощей перед едой

Регулятивные: адекватно исполь­зовать речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности; выде­лять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень ус­воения.

Познавательные: ставить и форму­лировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения. Коммуникативные: координиро­вать и принимать различные пози­ции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Здоровьесбе-регающее по­ведение, уста­новка на здо­ровый образ жизни




43

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа «Как правильно чистить зубы»

Знания: усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вече­ром, а мыть руки - пе­ред едой, после посе­щения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются. Умения: научатся правильно чистить зу­бы и мыть руки. Навыки: закрепят пра­вила сохранения и ук­репления здоровья

Регулятивные: вносить необходи­мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, (правила здорового образа жизни); адекватно воспринимать предложения учите­лей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осознанно и про­извольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассужде­ния; обобщать полученную инфор­мацию.

Коммуникативные: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в со­трудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Здоровьесберегающее по­ведение, уста­новка на здо­ровый образ жизни

.



44

Зачем нам телефон и телевизор?

ВМ «ОБЖ»

Знания: научатся объ­яснять назначение телефона и телевизора.

Умения: научатся раз­личать по внешнего ви­ду основные группы телефонов и телевизоров Навыки: запомнить, что детям запрещено разбирать и самостоятельно ремонтировать телефон и телевизор

Регулятивные: использовать уста­новленные правила Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат дея­тельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомо­биля) для решения задач; классифи­цировать по заданным критериям Коммуникативные: адекватно оце­нивать собственное поведение и по­ведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Самостоятель­ность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной дея­тельности (учебно-познаватель­ная)




45

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?


Знания: научатся объ­яснять назначение авто­мобилей и поездов; узнают о на­значении ремня безопасности.

Умения: научатся раз­личать по внешнего ви­ду основные группы автомобилей и поездов.

Навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетворе­ния познавательных ин­тересов

Регулятивные: использовать уста­новленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат дея­тельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомо­биля) для решения задач; классифи­цировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). Коммуникативные: адекватно оце­нивать собственное поведение и по­ведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Самостоятель­ность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной дея­тельности (учебно-познаватель­ная)




46

Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?


Знания: познакомятся с основными группами судов; с устройством самолёта

Умения: научатся раз­личать по внешнему виду основные группы судов и самолетов; приводить при­меры спасательных средств на корабле и самолете; нау­чатся объяснять, зачем строят корабли и самолеты.

Навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетво­рения познавательных интересов

Регулятивные: осуществлять ито­говый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соот­ветствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля и самолета).

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информа­цию.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Целостный, социально ориентирован­ный взгляд на мир, началь­ные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире




47

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

ВМ «ОБЖ»

Знания: усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде.

Умения: научатся со­блюдать правила пове­дения в автомобиле и поезде.

Навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетворе­ния познавательных ин­тересов

Регулятивные: определять после­довательность промежуточных це­лей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Познавательные: строить рассуж­дения; анализировать информацию. Коммуникативные: строить по­нятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Осознание от­ветственности человека за общее бла­гополучие, этические чув­ства, прежде всего добро­желательность и эмоциональ­но-нравствен­ная отзывчи­вость




48

Зачем люди осваивают космос?

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

ВМ «ОБЖ»


Знания: усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в самолете и на корабле; запомнят, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований.

Умения: научатся со­блюдать правила пове­дения в самолете и на корабле; научатся раз­личать естественный и искусственные спут­ники Земли.

Навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетворе­ния познавательных ин­тересов

Регулятивные: определять после­довательность промежуточных це­лей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Познавательные: строить рассуж­дения; анализировать информацию. Коммуникативные: строить по­нятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Осознание от­ветственности человека за общее бла­гополучие, этические чув­ства, прежде всего добро­желательность и эмоциональ­но-нравствен­ная отзывчи­вость




49

Почему мы часто слышим слово «экология»?


Знания: усвоят, что экология - это наука, которая учит нас бе­режно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечает­ся День Земли.

Умения: повторят пра­вила поведения на при­роде.

Навыки: уметь рабо­тать в группах

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную (способы сохранения окружа­ющей природы); ставить новые учеб­ные задачи в сотрудничестве с учи­телем (поведение и деятельность людей с точки зрения их экологи­ческой допустимости). Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы

для решения задач (плакаты эколо­гической направленности); осознан­но и произвольно строить сообще­ния в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в со­трудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, не­расточитель­ного, здоровье-сберегающего поведения; осознание от­ветственности человека за об­щее благопо­лучие




50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»


Знания: обобщат полу­ченные за год знания. Умения: научатся пере­числять основные спо­собы получения инфор­мации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слуша­ли учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетво­рения познавательных интересов

Регулятивные: использовать уста­новленные правила в контроле спо­соба решения; устанавливать соот­ветствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для реше­ния различных задач. Познавательные: строить рассуж­дения; обобщать, анализировать ин­формацию; самостоятельно созда­вать алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, моноло­гическое высказывание, вести уст­ный диалог

Внутренняя позиция уче­ника на основе положительно­го отношения к школе, при­нятие образа «хорошего ученика», на­чальные навы­ки адаптации в динамично изменяющемся мире












Разделы


Неурочные формы работы

Внутрипредметный модуль «ОБЖ»

Введение



Что и кто?

4

2

Как, откуда и куда?

9

3

Где и когда?

2

1

Почему и зачем?

4

4


Итого


19


10





© 2010-2022