Статья Курс литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Курс литературного чтенияСтатья Курс литературного чтенияСтатья Курс литературного чтенияСтатья Курс литературного чтения

Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух… Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней.

А.С.Макаренко

Уроки литературного слушания в 1 классе. (Образовательная система «Начальная школа XXI века)

Традиции литературного слушания имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного чтения, и методы «народной педагогики» (Л.Н.Толстой), и различные системы, созданные великими педагогами России ещё в XVII - XVIII вв. (Симеон Полоцкий, Н.И.Новиков), которые ориентировали школьного учителя на формирование художественного вкуса, на эстетическое и умственное развитие детей. Большое внимание «эстетическому чтению» художественных произведений уделял К.Д.Ушинский. О роли художественной литературы для развития личности младшего школьника писала М.А.Рыбникова, которая утверждала, что чтение хороших книг является нравственным воспитанием маленького человека.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в курсе «Обучение грамоте». В 1 классе, пока навык чтения у детей отсутствует или недостаточно сформирован, читательское восприятие формируется на уроках литературного слушания и работы с детской книгой. Именно на этих уроках закладываются основы читательской деятельности, которые вводят первоклассников в мир литературы и организуют восприятие художественного произведения, читаемого учителем. Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель уроков литературного слушания - обеспечить целенаправленное руководство процессом познания мира литературы, обогащения читательского опыта, развития читательского интереса, «эстетического вкуса» учащихся. Главной задачей уроков литературного слушания является научение «искусству слушать» литературное произведение ( сказку, рассказ, стихотворение и т. д.). Овладение умением слышать художественное произведение - это значит дать возможность каждому ребёнку почувствовать произведение, сделать «своё» открытие, которое заставит задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также радости, веселье, гордости, грусти, печали, нежности, раздражении, восхищении и т. д. На уроках литературного слушания в 1-м классе, стадия восторга - это первичное слушание, когда происходит непосредственное эмоциональное восприятие произведения. Вторая стадия - стадия понимания, предполагающая формирование воссоздающего воображения, требующая анализа произведения для выявления «авторской» точки зрения, т. е. того, что хотел нам рассказать автор. Третья стадия - стадия художественного наслаждения. «Стадия восторга» доступна всем детям, так как способность переживать «восторг» при слушании и чтении литературы является врождённой». (В. Г. Белинский). Художественное наслаждение предполагает развитие эстетического чувства, получаемого от природы. Эстетическое чувство должно перерасти в эстетический вкус, который формируется в результате общения с литературой, развивающего ум и сердце, т. е. постоянной работы, направленной на понимание произведения, авторской позиции, а также умения выразить свою точку зрения. Значение литературы для развития личности, познающей всё богатство языка и всех культурных ценностей своей родины, очень велико, так как литература помогает понятьт внутренний мир человека и его связь с окружающим миром. Такие уроки призваны поддерживать интерес детей к чтению книг, произведения воспринимаются только на слух. С первой недели обучения первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают первоначальные представления о литературоведческих понятиях ( жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение). С самых первых уроков литературного слушания дети узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений. Организуются библиотечные уроки на базе ЦДБ. Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного поизведения) предлагается метод моделирования - введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки. Как учитель вводит моделирование на уроках слушания? Совместно с детьми выбираются заместители. Например, сказка обозначается - , стихотворение - , рассказ - - , пословица - , - . Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения. Например, о природе - модель зелёного цвета, о Родине - красного, о жизни детей - жёлтого, о животных - коричневого, о волшебстве и приключениях - синего.

Статья Курс литературного чтения

Статья Курс литературного чтенияСтатья Курс литературного чтения

Уроки литературного слушания проводятся в точно установленные в расписании дни. Учителю следует помнить, что каждый ребёнок работает на уроке на уровне своих возможностей, но условия для активной работы создаёт учитель. Таким образом, на парте ребёнка лежит учебник, рабочая тетрадь, несколько чистых листочков для моделирования, цветные карандаши и фломастеры. Урок слушания - это урок встречи с новым произведением, «праздник среди рабочих будней» (А.С.Макаренко). Вспомним несколько условий, которые необходимы, чтобы правильно решались учебные задачи на данных уроках. Во-первых, не следует проводить никаких вступительных бесед. Учитель начинает урок словами: «Дети, слушайте» или «Слушайте, я буду читать» либо другой вариант вступительного предложения. Во-вторых, не следует называть произведение, указывать жанр и тему, так как этому мы должны научить. В-третьих, вся работа ведётся только после первичного восприятия текста произведения. Подробнее хочется остановиться на этапе обобщения. Учитель выявляет, чему научились дети, какое новое произведение вошло в их круг чтения, как оно называется. Эту работу можно провести следующим образом. К концу урока у каждого ребёнка есть модель книжной обложки на листочке и вся работа, которую выполняли на уроке (рисунки, схемы, слова и предложения). В конце урока дети сдают свои работы учителю. Из этих листочков можно сделать книгу-самоделку сразу вместе с детьми, т.е. итогом урока будет книга-самоделка, в которую войдут работы детей. Учитель собирает листочки, вкладывает их в обложку и вместе с детьми оформляет обложку книжки-самоделки. Таким образом, в конце каждого урока рождается книжечка, в которую входит результат труда каждого урока. Но самое главное то, что в конце урока каждый ребёнок знает произведение, с которым он работал. Он готов к тому, чтобы найти книгу с этим произведением, рассмотреть, рассказать родителям. В классе рождается «Библиотека развития» нашего класса. В конце года в классе соберётся библиотечка из 33 книг-самоделок, которые дети любят рассматривать и рассказывать.

Статья Курс литературного чтенияСтатья Курс литературного чтенияСтатья Курс литературного чтения

Литературное образование первоклассника - это не только урок литературного слушания, но и работа с книгами в школе и дома, разговор об изученном произведении с друзьями и родителями, возрождение «семейного чтения», поиск в домашней библиотеке книги со знакомым произведением, возможность, а, позднее, и необходимость постоянно посещать районную детскую библиотеку.

« Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых друзей. Друзья эти - книги!» ( К.Г.Паустовский)





© 2010-2022