- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по изобразительному искусству на тему Твои игрушки (3 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству на тему Твои игрушки (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиядинова Э.М. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход урока I. Организационный момент II. Беседа по теме урока Сегодня начинается новый учебный год. Сядьте удобно, приготовьтесь работать. Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уроках изобразительного искусства. (Рисование, лепка, конструирование.) Чем рисуют художники? (Карандашами, красками, фломастерами.) Какие виды красок вы знаете? (Акварель, гуашь, масляная краска.) Нa чем рисуют акварелью и гуашью чаще всего? (На бумаге.) На чем еще, кроме бумаги, можно рисовать масляными красками? (На полотне.) Верно, на специально подготовленном, вставленном в рамку и натянутом полотне. Вот мы с вами бегло повторили знания о предметах, которые необходимы для занятия изобразительным искусством - рисованием. Бери, художник, полотно, Картиной станет пусть оно! Бери, художник, карандаш, И нарисуй мир добрый наш! Бери, художник, в руки кисть И нарисуй всю нашу жизнь!
И. Агапова Что вам понадобится во время лепки? (Пластилин, дощечка, тряпочка.) Что вам понадобится для конструирования из бумаги? (Ножницы, клей, соединительные материалы, карандаши.) (Общая тема учебного года в 3 классе называется «Искусство вокруг нас». И ваша задача - научиться видеть в жизни прекрасное вокруг себя везде, где бы вам ни придется быть. Внимательно всматривайтесь в окружающую вас жизнь, наблюдайте за прекрасным, но, что самое важное, применяйте свою фантазию, выдумку и воображение при изучении жизни. Ведь это очень важно - стать интересным человеком. То, что вы занимаетесь изобразительным искусством в школе, вовсе не означает, что после ее окончания каждый из вас непременно станет профессиональным художником. Но вы научитесь разбираться в искусстве, сами станете интереснее и добрее, а как следствие - станете лучше. У каждого человека есть свои художественные способности на уроках по изобразительному искусству они получат свое развитие, и вы почувствуете, что многому научились и много узнали. Тема этой четверти звучит так: «Искусство в твоем доме». Для начала вы будете находить предметы искусства у себя дома, изучать их, анализировать процесс их изготовления и, конечно, пытаться самостоятельно создавать подобные пещи. - Какие предметы, окружающие нас дома, можно назвать «предметами искусства»? Но, оказывается, у художников есть очень много разных направлений работы, и это не только картины или скульптуры, декорации в театре или оформление посуды. Художники создают эскизы домов и костюмов, мебели и машин, оформляют улицы, комнаты, даже заводские и фабричные цеха. Прежде чем приступать к созданию какой то вещи, художник создает пример ее будущего внешнего облика. Он придумывает еще не существующую вещь, воображает, как она должна выглядеть. А потом уже вместе с инженерами художники решают, что надо сделать, чтобы этот предмет оказался полезным, чтобы он помогал людям. У инженеров-конструкторов, которые создают самолеты, даже есть такая поговорка: «Некрасивая машина не взлетит». На сегодняшнем, первом уроке мы обратимся к теме «Твои игрушки». У каждого из вас были и есть любимые игрушки. - Какая игрушка была у вас самой любимой? - Из чего были сделаны ваши любимые игрушки? (Ответы школьников.) Но, наверное, вам приходилось и самим делать игрушки из разных материалов, и часто такие самодельные игрушки становились самыми любимыми. - Из чего вы сами мастерили свои игрушки? (Ответы школьников.) Для того чтобы самому смастерить игрушку, нужны обычные вещи: бумага, нитки, разнообразные коробочки, пробки, шарики, палочки, природный материал, резинки, лоскутки. И, конечно, ваши умелые руки и ваша фантазия. Например, сегодня вам предстоит изготовить игрушки своими руками, но они будут немного необычными. Какими? Об этом вы узнаете немного позже. III. Работа в тетради На уроках изобразительного искусства вы будете пользоваться тетрадями дли записей, но записывать вы будете немного - название темы урока, фамилии художников, с картинами которых вам предстоит познакомиться, новые слова, которые используют в мире изобразительного искусства. Ведь в основном вы будете выполнять художественные работы. Для начала оформите обложку тетради - напишите на ней слова «по изобразительному искусству», далее в родительном падеже ваши фамилию и имя. Откройте первую страницу, напишите слова: «Тема урока», далее откройте кавычки и впишите название темы - «Твои игрушки». IV.Знакомство с правилами гигиены зрения Прежде чем вы приступите к знакомству с заданием урока, послушайте важное сообщение. На уроках следует внимательно относиться к своему здоровью. Ведь вы занимаетесь несколько часов в день, поэтому очень большая нагрузка ложится на зрение. Особенно это касается уроков изобразительного искусства. Поэтому в ходе урока вы будете выполнять специальную гимнастику для глаз, чтобы снять с них напряжение. Избежать проблем со зрением вам помогут несколько несложных упражнений. Познакомьтесь с упражнениями специальной зрительной гимнастики для глаз (каждое упражнение выполняется до 10 раз).
- Поочередно широко раскрывать и закрывать глаза, сжимая веки.
- Фиксировать взгляд на кончике носа.
- Часто мигать веками.
- Выполнять движения глазами вправо-влево, при этом голову не поворачивать.
- Выполнять движения глазами вверх-вниз.
- Закрыть глаза ладонями и представить перед собой пространство, полное темноты. При этом несколько раз сделать продолжительные вдохи и выдохи.
VIII. Актуализация понятия, знакомство с рабочими принадлежностями для лепки. - Люди каких профессий используют материал под названием «пластилин»? (Архитектор, скульптор, мультипликатор.) - Как называется вид технологии, который сегодня будет использоваться при работе с пластилином? (Объемная лепка.) IX. Задание для самостоятельного выполнения Как много кукол расписных! И слепим мы одну из них. Из ярких красок их наряд, Как будто огоньки горят.
И. Агапова Чтобы пластилин стал более податливым, его перед работой следует слегка размыть. А для изготовления дымковской игрушки сначала надо научиться делать конус. Скатайте из куска пластилина шар, потом одной рукой вытягивайте один его конец, раскатывая шар на доске. Конус может быть любого размера - вытянутый или, наоборот, приземистый. Конус поставьте на его широкое основание. На вершину конуса прикрепите шарик, это будет голова. Немного ниже, с двух сторон корпуса, надо прилепить еще два вытянутых конуса, из которых оформляются плечи и руки куколки. Далее пойдет верхняя часть корпуса, а чуть ниже делается талия куклы. Остальная часть - пышная, расширяющаяся книзу юбка. Вот вам общая основа для такой куклы. Но село Дымково тем и было знаменито, что там мастера из одной этой основы делали тысячи разных вариантов кукол. В чем же заключалась разница между ними? В первую очередь - в одежде. Ведь даже головной убор кукле можно придумать разный. Можно надеть на нее кокошник, а можно - шляпу с полями. А можно вообще ничего не надевать, только украсить голову переплетенными между собой полосками, словно это волосы. А еще можно в волосы воткнуть красный цветок, заплести кукле косу: одну пустить по спине, две заплести в бараночки. Вот уже сколько вариантов! А вот как можно украсить кукле юбку. Я перечислю, какие можно вылепить и прикрепить к ней детали. Например, по низу юбки пустите оборку-воланчик. Такие же воланы, причем сразу несколько, можно прилепить и вдоль юбки - от талии куклы, и наискосок - с одного бока на другой и одновременно - сверху вниз. Помимо этого, юбка также оформлялась прилепленными кружками, шариками. Низ ее можно разрисовать стеком, будто по низу пришита бахрома. Поверх юбки кукле можно сделать фартук - тоже с воланом-оборкой. Подумайте об изображении узоров, которые вы нанесете на их одежду. Главной частью раскраски остается, конечно, юбка. Вот каждому из вас листок бумаги, попробуйте нарисовать узоры для росписи юбок. Проведите сначала на бумаге волнистую линию. Затем попробуйте оформить ее. Между зубцами линии разместите кружки, кольца, полоски, черточки, точки, завитки, овалы, зигзаги. Вот как много разнообразных деталей можно разместить всего на одной волнистой линии! Фантазируйте, пробуйте! Учтите также, что все кружки, овалы и запятые можно усложнить. Например, круги бывают большие и маленькие, овалы - широкие и узкие. Причем одну деталь можно наложить на другую. На тех же овалах или кружках можно наносить точки и черточки -в центре, сбоку, внизу и сверху. Такой геометрический орнамент -основа узора для дымковской игрушки. X. Физкультминутка Прошу вас подняться со своих мест, настала пора дать отдых вашим глазам и плечам, проведем физкультминутку. Давайте поиграем в интересную подвижную игру, которая называется «Найди шишки, орехи и желуди». (Педагог проходит вдоль рядов парт и говорит, кто будет «шишкой», «орехом» или «желудем». Каждый школьник выполняет определенный жест.) • «Шишки» приставляют руки к ушам, растопырив пальцы; • «желуди» складывают ладони над головой домиком; • «орехи» опускают руки вперед - вниз, слегка закругляя их в локтях. После чего школьники по команде педагога произвольно ходят по классу-лужайке. Когда учитель хлопает в ладоши, каждый из «шишек», «орехов» и «желудей» должен найти себе еще двух товарищей и взяться с ними за руки. Игру можно проводить несколько раз. XI. Продолжение практической работы Займемся оформлением наряда кукол. У дымковской игрушки есть своя гамма цветов. - Какие цвета чаще всего используются при оформлении дымковской игрушки? (Красный, желтый, синий, малиновый, коричневый, лиловый и даже черный.) Все цвета - сочные, яркие, которые отлично контрастируют с белизной фона игрушки. При росписи можно до бесконечности варьировать цвета будущих узоров на платьях. Ручки куклы тоже держат по-разному - кто к груди прижмет, кто в бока ими упрется. А еще можно им в руки разные предметы давать. Кому - зонтик, кому - муфточку от холода, кому - кастрюльку, кому - собачку, кому - ведерко, кому - цветы, кому - завернутого в одеяльце ребеночка, кому - кошечку, кому - подушку, кому - каравай хлеба или корзину с грибами. Девушки-барышни держат в руках зеркальце с витой оправой или шкатулку с драгоценностями - наверное, свое приданое. Очень популярной была среди дымковских мастеров статуэтка, которая звалась «водоноска» - девушка держала на плечах выгнутое коромысло, а к его концам прилеплялись сразу два ведра. Еще была фигурка по имени «барыня» - обычно ее одевали в богатую шапку, меховую душегрейку, к шее прикрепляли стоячий воротник или воланы. На плечи ей даже можно положить какое-нибудь подобие меха - например, куницу с остроугольной головой и лапками. Или еще известная фигурка - продавщица со своим товаром в руках. А таким товаром могло быть все, что угодно: от связки баранок до арбуза. Обычно лица этим куколкам оформляли похожими друг на друга. Передавались общие детали, главное - глаза, брови, рот и обязательно - крупный румянец во всю щеку. Но и в этих мелких деталях было разнообразие. Например, губы можно вылепить в виде простого маленького шарика алого цвета, а можно - тремя шариками («бантиком»), или сердечком, или полоской в улыбке. Обычно румянец на щеках и губы рисовали одного цвета - два больших круга и между ними посредине маленький. Над глазами обязательно брови - черные, тонкие, как говорится, «вразлет». XII. Рефлексия - Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Лепка.) - Какие принадлежности вам понадобились? - Что следует сделать с пластилином перед самым началом работы? - Перечислите свойства пластилина. (Эластичный, мягкий, податливый, легко принимает нужную форму, боится тепла.) - Как называется вид кукол, которых вы сегодня выполняли? - Какие основные детали используются для оформления юбок дымковских кукол? - Как можно оформить голову, ручки куклы? - Что для вас было сложного в изготовлении такой куклы? - Какие новые слова вы узнали на уроке? - Чему новому вы научились? - Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в изготовлении дымковкой куклы? XIII. Творческий момент, сочинение синквейна Каждое занятие вы будете завершать сочинением поэтического произведения из пяти строчек. Оно называется словом «синквейн». Повторите это название все вместе хором. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Вы уже знакомы с частями речи - существительными, прилагательными, глаголами. Вот в каждой строчке синквейна по очереди будут использоваться все эти части речи. (Педагог может вывесить плакат с пояснениями создания синквейна.) 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, имя существительное. 2 строка - два прилагательных. 3 строка - три глагола. 4 строка - фраза на тему синквейна. 5 строка - вывод, одно слово, существительное. Вот какие примеры синквейнов можно сочинить на известные вам темы. (Педагог демонстрирует варианты создания синквейнов на распространенные темы.) 1. «Утро» Утро. Свежее, раннее. Пробуждает, веселит, светит. Утро приходит к нам с рассветом. Радость. 2. «Солнце» Солнце. Ясное, яркое. Восходит, сияет, воодушевляет. От солнца всем становится радостно. Счастье. А теперь попробуем вместе сочинить синквейн на слово «игрушка». Игрушка. Любимая, добрая. Развлекает, веселит, утешает. Игрушки должны быть у всех детей. Веселье. (Педагог записывает каждую сочиненную ребятами строчку на доске.) Посмотрите, какое хорошее стихотворение вы все вместе сочинили. Давайте прочитаем его хором. Теперь вы знаете, как можно сочинять подобные несложные стихотворения, и сами можете тренироваться в их создании. А темой для синквейна может быть любое слово. Примечание. В дальнейшем на каждом уроке синквейны создаются по данной общей схеме. XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок Ваши поделки надо аккуратно убрать в специальные целлофановые пакетики, которые вы принесли с собой. Пластилин, который остался, соберите в коробку, дощечку заверните в бумагу. Оботрите руки тряпочкой. На следующий урок принесите пластилин и принадлежности для работы с ним.