- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по музыке 3 класс УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щеглова О.Л. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНА
Протокол
методического совета
МАОУ СОШ №23
г.Липецка
от 28.08.2015 года № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора
________
Е.А.Карасева
28.08.2015 года
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
МАОУ СОШ №23
г. Липецка
от 28.08.2015 года № 270
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
(УМК «Школа России»)
для учащихся 3В класса
на 2015 - 2016 учебный год
Разработчик программы к УМК
Щеглова О.Л., учитель начальных классов первой категории
2015 год
1) Пояснительная записка
(в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса)
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями). Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013 - 2014 учебный год». Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013 - 2014 учебный год». Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями). Письмо управления образования и науки Липецкой области от 27.04.2015 СК-1350 «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году». Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 30.06.2015 года № 211 «Об утверждении плана работы МАОУ СОШ №23 г. Липецка и основных образовательных программ общего образования на 2015 - 2016 учебный год».
Авторский УМК «Школа России».
Цель реализации рабочей программы по музыке- обеспечение выполнения требований ФГОС НОО. Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочей программы по музыке предусматривает решение следующих основных задач: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
2) Общая характеристика учебного предмета, курса В начальном обучении предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство» и направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма. Характерными особенностями содержания музыки являются: возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Из обязательной части - 1 час. Итого - 1 час (в неделю), 35 часов (в год).
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения музыке является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения учебного предмета должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения музыки отражают: 1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; 4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Планируемые результаты Слушание музыки Учащийся: 1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов. 2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику. 3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа. 4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов. 5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара. 6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. 7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст). 8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях. 9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики. 10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. Хоровое пение Учащийся: 1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации. 2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. 3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования. 4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание. 5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком. 6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. 7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия. Основы музыкальной грамоты Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий: 1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. 2. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл. 3. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации. В результате изучения музыки учащийся получит возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки); организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
6) Содержание учебного предмета, курса
Мир музыкальных звуков Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Содержание обучения по видам деятельности: Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира. Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания. Ритм - движение жизни Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Содержание обучения по видам деятельности: Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение, стихов; ритмические «пазлы». Мелодия - царица музыки Мелодия - главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. В. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. ван Бетховен Симфония № 5 (начало), В. А. Моцарт Симфония № 40 (начало). Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков. Музыкальные жанры: песня, танец, марш Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений. Содержание обучения по видам деятельности: Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях. Содержание обучения по видам деятельности: Совместное участие учащихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т. д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т. д. Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников.
7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы и темы
Кол-во часов
В том числе: тестовые работы
1
Россия-Родина моя
5
2
День, полный событий
4
3
«О России петь - что стремиться в храм»
6
2
4
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
3
1
5
В музыкальном театре
5
6
В концертном зале
5
7
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
5
1
Резерв
2
Итого:
35
4
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Дата
Россия - Родина моя. (5часов)
1
Мелодия - душа музыки.
Мелодизм - основное свойство русской музыки
1
Понятия: симфония; романс.
Песенность, как отличительная черта русской музыки.
2ч. Симфонии №4 Чайковский; «Жаворонок» Глинки
Определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации,
Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки
02.09
2
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов
1
Знать названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств
09.09
3
Виват, Россия! Наша слава - русская держава
1
Знакомство с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Понятия: триумфальная арка; виват; марш, кант.
Названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
16.09
4
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева
1
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Понятия: трёхчастная форма; кантата, набат.
4 часть «Вставайте, люди русские!»; 2ч. «Песня об А. Невском»
23.09
5
Опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки
1
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Название изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств
30.09
День, полный событий (4 часа)
6
Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов
1
Знать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
14.10
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева
1
Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении
21.10
8
Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом»)
1
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке
28.10
9
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий»
1
Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков
11.11
О России петь - что стремиться в храм (6 часов)
10
Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)
1
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Музыкальная молитва; «Аве, Мария!»
«Радуйся, Мария!» Ф. Шуберт, «Богородице Дево, радуйся!» С. Рахманинов
25.11
11
Образ матери в музыке, поэзии, живописи, в современном искусстве
1
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Понятия: тропарь.
«Тропарь» протоиерей отец Борис Писарев; «Мама» В. Гаврилин, «Мама» итальянский композитор Биксио
02.12
12
Образ матери в современном искусстве
1
09.12
13
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
1
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Понятия: вербное воскресенье, духовная музыка, Иерусалим, фреска.
«Вербочки» Г. Глиэр, «Вербочки» А. Гречанинова, Л. Уэббер «Иисус Христос - суперзвезда»
16.12
14
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Тест
1
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. «Баллада о князе Владимире», песнопения о Сергее Радонежском
23.12
15
Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование
1
Анализировать произведения, определять авторов, настроение, выделять особенности жанра. Произведения, звучащие в разделе «О России петь - что стремиться в храм»
30.12
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 3 часа)
16
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе
1
Виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.
Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества
13.01
17
Певцы русской старины (Баян, Садко). Образ певца - пастушка Леля
1
Знание различных видов музыки, певческих голосах, музыкальных инструментов;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы
Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование)
20.01
18
Масленица - праздник русского народа. Звучащие картины. Обобщающий урок. Тест
1
27.01
В музыкальном театре. (5 часов)
19
Опера: особенности содержания, музыкального языка, развития, исполнения.
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. Наина
1
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
03.02
20
Опера: особенности содержания, музыкального языка, развития, исполнения.
Опера «Орфей и Эвридика»
1
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика»
10.02
21
Опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Волшебное дитя природы. Танцы и песни в заповедном лесу
1
Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан - море синее».
Понятия: опера, ария, каватина, тенор, сопрано, скоморохи
24.02
22
«Океан - море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского
1
Понимать смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма, контрастные образы, балет, развитие. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов
02.03
23
В современных ритмах (мюзикл).
Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова
1
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Понятия: мюзикл.
«Звуки музыки» Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова; разучивание темы Козы и козлят
09.03
В концертном зале. ( 5 часов )
24
Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте
1
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта.
Понятия: Песня - закличка, концерт, вариация
16.03
25
Музыкальные инструменты: флейта, скрипка. «Звучащие картины»
1
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Понятия: флейта, лютня, сюита, опера.
Тема Птички из сказки Прокофьева, «Шутка» из сюиты Баха, «Мелодия» из оперы Глюка, «Менуэт» Конради (лютня), «Мелодия» П.Чайковский, «Каприс» Н. Паганини, «Волшебный смычок»
23.03
26
Жанры музыки: симфоническая сюита. Формы музыки.
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»
1
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Понятия: Симфоническая сюита, тролль.
Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);
«Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»
06.04
27
Жанры музыки: симфония. Формы музыки.
Л.Бетховен. Симфония № 3. «Героическая»
1
Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная).
Понятия: симфония, марш-шествие, контраданс
Тема из Симфонии №3 Л. Бетховена, (2 тема «Траурного марша»), финал (4 часть), «Контраданс»
13.04
28
Мир композитора - Л. Бетховена.
Л.Бетховен. Лунная соната.
Мир композитора - Л. Бетховена
К Элизе. Сурок
1
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
Понятия: симфония, марш-шествие, контраданс.
Соната № 14 («Лунная»)
20.04
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…( 5 часов )
29
Джаз - музыка ХХ века, её особенности. Известные исполнители
1
Знакомство с джазовой музыкой, ее специфические особенности, известных джазовых исполнителей. Детские музыкальные коллективы и театры.
Узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений
27.04
30
Люблю я грусть твоих просторов
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру
04.05
31
Мир Прокофьева
Певцы родной природы. Прославим радость на земле
1
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру
Узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений
11.05
32-33
Обобщение музыкальных впечатлений детей третьего года обучения.
Л.Бетховен. «Ода к радости». Итоговое тестирование
2
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений
18.05
25.05
34
Резерв
1
35
Промежуточная аттестация
1
8) Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебная литература: учебник Критской Е.Д. Музыка. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2013 г. Учебно-методическая литература: Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка Рабочие программы 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2013. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). - М.: Просвещение, 2013. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2014г. ЭОР: 1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» 2.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 3.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 4.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/ 5.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/ ТСО: интерактивный комплекс 1