- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка 3 кл (РО)
Конспект урока русского языка 3 кл (РО)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина Э.И. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русский язык 3 класс
система ДБ Эльконина - ВВ Давыдова
Урок постановки учебной задачи.
Тема. Зачем словам нужны окончания?
Цель. Формирование понятия о грамматических значениях окончаний.
Задачи. Выяснить работу окончаний у слов, называющих предметы, по указанию на число, падеж и род слова в высказывании.
Смоделировать работу окончаний.
Показать, что окончания нужны для связи слов в высказывании.
Поставить УЗ: «Какое именно значение окончания помогает связать слова в высказывании?»
Ход урока.
1.Анализ работы окончания (указание на число)
-Сегодня мы поработаем с вами в группах с высказываниями и словосочетаниями. Каждой группе даны 3 карточки разного цвета. Возьмите, пожалуйста, розовую карточку и прочитайте данное высказывание.
Ученица решает задача.
- Почему высказывания не получилось? Все слова обычные, есть в словаре, а смысла у высказывания нет?
(варианты ответов детей)
- В какой части слова была допущена ошибка?
(в окончании)
- А вы сможете её исправить?
(Дети исправляют, вариант своего слова пишут на листке, прикрепляют на доску под словом ЗАДАЧА)
- У нас есть два варианта - ЗАДАЧУ и ЗАДАЧИ. Кто прав?
(все)
- Почему получились разные окончания?
(разное число)
- Всё слово указывает на значение числа или только какая-то его часть?
(только окончание)
2. Моделирование работы окончания.
- Подумайте, как вы можете на модели зафиксировать эту особую работу окончания.
(варианты детей)
3.Обнаружение новой работы окончания (указание на род)
- Интересное открытие вы сделали. Продолжим нашу работу. Теперь возьмите карточку зелёного цвета и прочитайте словосочетания.
родная деревн
родное мест
родной город
-Есть ли здесь ошибки?
(да, в некоторых словах нет совсем окончаний)
- Но мы же уже знаем слова, в которых словах нет окончаний. Может быть, они и в данных словах не нужны?
(нет, нужны)
-Хорошо. Выпишите только те слова, которые вы исправляете, указав в какой части слова допущена ошибка.
(Дети выписывают на листы ДЕРЕВНЯ
МЕСТО.)
- Отличаются ли эти слова по числу?
(нет)
- Почему же у них разные окончания?
(разный род)
-Какая часть слова указывает на род?
(окончание)
-Какую же ещё работу выполняют окончания?
(указывают на значение рода)
-Зафиксируйте эту работу на нашей модели.
4.Анализ работы окончания (указание на падеж). Нахождение новой работы (указание на связь слова с другими словами)
- Молодцы, ребята. Все работы окончания нашли, теперь нам легко будет работать с последней жёлтой карточкой. Прочитайте её.
У меня есть брат.
Я доволен братом.
- Найдите ошибки и исправьте их.
(В этих высказываниях нет ошибок)
- Тогда какое же задание нам надо будет выполнять?
(варианты детей)
- Попробуем вместе разобраться. Найдите и выпишите из этих высказываний два изменения одного и того же слова. Выделите в них окончания.
(БРАТ, БРАТОМ)
- Эти слова отличаются по числу? По роду?
(нет)
- Почему же эти окончания разные? Может они выполняют ещё какую-нибудь работу?
(варианты детей)
Если ученики не видят, то подсказать. С какими словами связано слово БРАТ (БРАТУ)? Попробуем убрать слова ЕСТЬ, ДОВОЛЕН. Получилось ли высказывание?
ИЛИ
Давайте не будем изменять слово БРАТ и во втором высказывании. Получилось ли оно?
-Что помогает связаться словам в высказывании?
(окончание)
-А на какое значение указывают окончания в данных словах?
(падеж)
- Зафиксируйте это на нашей модели.
4.Постановка проблемного вопроса
- Молодцы. Разобрались с работами окончаний. Теперь проверим, как наша модель работает.
Запишите слово МАМЫ
Определите с помощью окончания число.
(скажут, что множественное)
- А если я дам вам высказывание «У моей мамы сегодня день рождения». В каком числе стоит это слово?
(в единственном)
- Что помогло вам определить число?
(слова в высказывании)
- Составьте со словом МАМЫ два высказывания так, чтобы окончание выполняло разные работы по числу.
5.Вывод урока.
- Так для чего же нужны окончания словам?
(для связи слов в высказывании)
- Какое именно значение окончания помогает связать слова в высказывании?
-Мы знаем, какие значения выражены в окончании слова, НО мы ещё не умеем доказывать, что именно ЭТО значение в нём заключено.