Конспект урока русского языка 3 кл (РО)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 3 класс

система ДБ Эльконина - ВВ Давыдова


Урок постановки учебной задачи.

Тема. Зачем словам нужны окончания?

Цель. Формирование понятия о грамматических значениях окончаний.

Задачи. Выяснить работу окончаний у слов, называющих предметы, по указанию на число, падеж и род слова в высказывании.

Смоделировать работу окончаний.

Показать, что окончания нужны для связи слов в высказывании.

Поставить УЗ: «Какое именно значение окончания помогает связать слова в высказывании?»

Ход урока.

1.Анализ работы окончания (указание на число)

-Сегодня мы поработаем с вами в группах с высказываниями и словосочетаниями. Каждой группе даны 3 карточки разного цвета. Возьмите, пожалуйста, розовую карточку и прочитайте данное высказывание.

Ученица решает задача.

- Почему высказывания не получилось? Все слова обычные, есть в словаре, а смысла у высказывания нет?

(варианты ответов детей)

- В какой части слова была допущена ошибка?

(в окончании)

- А вы сможете её исправить?

(Дети исправляют, вариант своего слова пишут на листке, прикрепляют на доску под словом ЗАДАЧА)

- У нас есть два варианта - ЗАДАЧУ и ЗАДАЧИ. Кто прав?

(все)

- Почему получились разные окончания?

(разное число)

- Всё слово указывает на значение числа или только какая-то его часть?

(только окончание)


2. Моделирование работы окончания.

- Подумайте, как вы можете на модели зафиксировать эту особую работу окончания.

(варианты детей)

3.Обнаружение новой работы окончания (указание на род)

- Интересное открытие вы сделали. Продолжим нашу работу. Теперь возьмите карточку зелёного цвета и прочитайте словосочетания.

родная деревн

родное мест

родной город

-Есть ли здесь ошибки?

(да, в некоторых словах нет совсем окончаний)

- Но мы же уже знаем слова, в которых словах нет окончаний. Может быть, они и в данных словах не нужны?

(нет, нужны)

-Хорошо. Выпишите только те слова, которые вы исправляете, указав в какой части слова допущена ошибка.

(Дети выписывают на листы ДЕРЕВНЯ

МЕСТО.)

- Отличаются ли эти слова по числу?

(нет)

- Почему же у них разные окончания?

(разный род)

-Какая часть слова указывает на род?

(окончание)

-Какую же ещё работу выполняют окончания?

(указывают на значение рода)

-Зафиксируйте эту работу на нашей модели.

4.Анализ работы окончания (указание на падеж). Нахождение новой работы (указание на связь слова с другими словами)

- Молодцы, ребята. Все работы окончания нашли, теперь нам легко будет работать с последней жёлтой карточкой. Прочитайте её.

У меня есть брат.

Я доволен братом.

- Найдите ошибки и исправьте их.

(В этих высказываниях нет ошибок)

- Тогда какое же задание нам надо будет выполнять?

(варианты детей)

- Попробуем вместе разобраться. Найдите и выпишите из этих высказываний два изменения одного и того же слова. Выделите в них окончания.

(БРАТ, БРАТОМ)

- Эти слова отличаются по числу? По роду?

(нет)

- Почему же эти окончания разные? Может они выполняют ещё какую-нибудь работу?

(варианты детей)

Если ученики не видят, то подсказать. С какими словами связано слово БРАТ (БРАТУ)? Попробуем убрать слова ЕСТЬ, ДОВОЛЕН. Получилось ли высказывание?

ИЛИ

Давайте не будем изменять слово БРАТ и во втором высказывании. Получилось ли оно?

-Что помогает связаться словам в высказывании?

(окончание)

-А на какое значение указывают окончания в данных словах?

(падеж)

- Зафиксируйте это на нашей модели.

4.Постановка проблемного вопроса

- Молодцы. Разобрались с работами окончаний. Теперь проверим, как наша модель работает.

Запишите слово МАМЫ

Определите с помощью окончания число.

(скажут, что множественное)

- А если я дам вам высказывание «У моей мамы сегодня день рождения». В каком числе стоит это слово?

(в единственном)

- Что помогло вам определить число?

(слова в высказывании)

- Составьте со словом МАМЫ два высказывания так, чтобы окончание выполняло разные работы по числу.

5.Вывод урока.

- Так для чего же нужны окончания словам?

(для связи слов в высказывании)

- Какое именно значение окончания помогает связать слова в высказывании?

-Мы знаем, какие значения выражены в окончании слова, НО мы ещё не умеем доказывать, что именно ЭТО значение в нём заключено.

© 2010-2022