- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление «Роль классного руководителя
Выступление «Роль классного руководителя
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дронжик В.Л. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
Слайд 1 |
|
|
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы.
Слайд 2 В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России значительно, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания - самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Слайд 3 Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески организованного образовательного процесса в школе, если учитель, конечно, активно занимается научно-методической, инновационной работой.
Слайд 4
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Слайд 5 Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
Слайд 6
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.
Слайд 7
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Слайд 8
Функции классного руководителя
Слайд 9
1. Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
Слайд 10
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
ведение документации (классный и электронный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Слайд 11
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимся;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Слайд 12
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Слайд 13
4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Слайд 14
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Слайд 15
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Слайд 16
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Слайд 17
Взаимодействие классного руководителя
Слайд 18
- учителя - предметники;
-педагоги дополнительного образования;
-социальный педагог;
-педагог - организатор;
-библиотекарь;
Слайд 19
Внешний круг
Слайд 20,21
При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:
• активность учащихся;
- родителей; - (вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс)
• "слабые" ученики чувствуют уверенность в своих силах; - (работа в парах)
• "сильные" ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
• стремление аргументировать свои решения; - (самооценка, взаимооценка)
• доброжелательное отношение друг к другу;
Слайд 21
• умение работать с разными источниками информации;
• умение организовать не только свою работу, но и работу других.
Важную роль играет классный руководитель в повышении качества обучения школьников в реализации ФГОС.
Слайд 22
Классный руководитель, который
не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит,
не комкает, а формирует,
не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает,
переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
Януш Корчак