Рабочая программа и КТП по ИЗО

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное учреждение города Севастополя

Гимназия №10


Рассмотрено Утверждаю:

на заседании кафедры Директор ГБОУ

Гимназия №10

____________________ ______________ Петрива Н.А.

Протокол №_________

от «____»________2015г. приказ №______ от _______2015г.

Согласовано

Зам.директора поУВР

____________________

Рабочая программа

и

календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству







Разработана:

учитель Пономаренко А.В.

кв. категория: первая











2015-2016

учебный год


Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса со­ставлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начально­го общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусст­во. 1- 4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в об­щеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов­ной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения­ми. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Программа создана на основе развития традиций россий­ского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является ре­зультатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность програм­мы обеспечивает целостность учебного процесса и преемствен­ность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматри­вается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художествен­ное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребен­ка. Цели художественного образования состоят в развитии эмо­ционально-нравственного потенциала ребенка, его души сред­ствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про­граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко­ей мере не ограничивает связи с культурой разных стран ми­ра, напротив, в основу программы положен принцип «от род­ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом от­крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по­вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декора­тивно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и эк­ранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами. Систематизирующим методом является выделение трех ос­новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в на­чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по­нятных, интересных и доступных видов художественной дея­тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос­ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функции: изображение - это художественное познание мира, выра­жение своего к нему отношения, эстетического переживания его; Конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функ­ции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и пони­мать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубо­ко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития кур-са помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимает­ся год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич­ных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотвор­чество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставлен­ных задач и вариативность их решения; освоение традиций ху­дожественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая ху­дожественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по вос­приятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваи­вая опыт художественной культуры) имеют творческий харак­тер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пласти­лин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные мате­риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных ма­териалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес уче­ников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает разви­тие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практичес­кой работы происходит формирование образного художествен­ного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружаю­щей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего от­ношения к действительности должно служить источником раз­вития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдатель­ности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдатель­ности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так­же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освое­ния детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз­мышления о нем, выражения своего отношения на основе ос­воения опыта художественной культуры. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контак­ты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднима­ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич­ных связей со всем миром художественно-эмоциональной куль­туры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы. Тема 1 класса - «Ты изображаешь, украшаешь и стро­ишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художни­ка, учатся с разных художнических позиций наблюдать реаль­ность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать, осваивая выра­зительные свойства различных художественных материалов. Тема 2 класса - «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в ис­кусстве чувств человека, на художественных средствах эмоцио­нальной оценки: доброе - злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника. Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присут­ствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искус­ства и каким образом они воздействуют на нас дома, на ули­це, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Тема 4 класса - «Каждый народ - художник». Дети уз­нают, почему у разных народов по-разному строятся традици­онные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопонима­нию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохо­жая, иная, красота помогает глубже понять свою родную куль-гуру и ее традиции. Восприятие произведений искусства и практические твор­ческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и со­здавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает че­редование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Со­вместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий по­ложительный результат дает стимул для дальнейшего творчест­ва и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках нахо­дит разнообразные формы выражения: изображение на плос­кости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); де­коративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивиду­альной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; про­слушивание музыкальных и литературных произведений (на­родных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основ­ным средством приобщения к художественной культуре. Сред­ства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помо­гает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, по­иску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного ис­кусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художествен­ной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание де­тей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возмож­ность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут приме­няться в оформлении школы.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета во 2 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 ч.

Учебно-тематический план

№ Содержание программного материала Количество часов 1 Чем и как работают художники 8ч 2 Реальность и фантазия 7ч 3 О чём говорит искусство 8ч 4 Как говорит искусство 8ч 5 Резерв Зч
ИТОГО 34 часа


Содержание программы (34 часа)


№ п/п Наименование разделов / Количество часов Содержание программ­ного материала Универсальные учебные действия 1 Чем и как работа­ют художники (8 часов) Выразительные возможно­сти через краски, апплика­цию, графические материа­лы, бумагу. Выразитель­ность материалов при рабо­те в объёме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школь­ных заданий с использованием учеб­ной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. 2 Реальность и фан­тазия (7 часов) Формирование художест­венных представлений че­рез изображение реально­сти и фантазии. Украшение реальности и фантазии. По­стройка реальности и фан­тазии. Понимать условность и субъектив­ность художественного образа. Разли­чать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в про­изведении искусства, объяснять разни­цу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. 3 О чём говорит ис­кусство (8 часов) Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состоя­ниях. Выражение характера и намерений человека через украшение Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострада­ния, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обы­чаи разных народов. Передавать с помощью цвета харак­тер и эмоциональное состояние приро­ды, персонажа. 4 Как говорит искус­ство (8 часов) Цвет как средство выраже­ния. Линия как средство вы­ражения. Ритм как средство выражения. Пропорции Различать основные тёплые и холод­ные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное со­стояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения 5 Резерв (3 часа)








ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в шко­ле - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формиро­вание у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в вос­приятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ре­бенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многооб­разного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являют­ся базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение ис­кусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми про­граммного материала. Стремление к выражению своего отно­шения к действительности должно служить источником разви­тия образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интере­са к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это являет­ся залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возмож­но лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только тогда знания и умения по искусству ста­новятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адек­ватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувствен­ный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только че­рез собственное переживание - проживание художественно­го образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмо­циональному уподоблению - основа эстетической отзывчивос­ти. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержа­ние должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные ре­зультаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; • уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека; • сформированность эстетических чувств, художественно-­творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом; • умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности: • освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера; • овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст­вовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб­ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред­мета: • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в ду­ховно-нравственном развитии человека; • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством; • овладение практическими умениями и навыками в восприя­тии, анализе и оценке произведений искусства; • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи­ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); • знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди­зайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); • знание основных видов и жанров пространственно-визуаль­ных искусств; • понимание образной природы искусства; • эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего мира; • применение художественных умений, знаний и представле­ний в процессе выполнения художественно-творческих работ; • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио­нально оценивать несколько великих произведений русско­го и мирового искусства; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; • умение видеть проявления визуально-пространственных ис­кусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; • способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники; • способность передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу; • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду­манный художественный образ; • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра­зие и красоту природы различных регионов нашей страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красо­те у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художест­венную культуру; • изображение в творческих работах особенностей художест­венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, пе­редача особенностей понимания ими красоты природы, че­ловека, народных традиций; • способность эстетически, эмоционально воспринимать кра­соту городов, сохранивших исторический облик, - свидете­лей нашей истории; • умение приводить примеры произведений искусства, выра­жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра­соту внутреннего мира человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения искусства у обучающихся: • будут сформированы основы художественной культуры: пред­ставления о специфике искусства, потребность в художест­венном творчестве и в общении с искусством; • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чув­ства, формироваться основы анализа произведения искусства; • сформируются основы духовно-нравственных ценностей лич­ности, будет проявляться эмоционально-ценностное отно­шение к миру, художественный вкус; • появится способность к реализации творческого потенциа­ла в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни род­ного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много­национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир; • будут заложены основы российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, появится осозна­ние своей этнической и национальной принадлежности, от­ветственности за общее благополучие. Обучающиеся: • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; да­вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника­ми, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значи­мых явлений жизни и искусства; • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут вы­полнять простые рисунки и орнаментальные композиции, ис­пользуя язык компьютерной графики в программе Paint.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представле­ния об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных цен­трах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут ис­пользовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных му­зеев искусства. В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиоле­товый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных худож­ников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, вос­ковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

Второклассник получит возможность научиться:
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пят­на, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Искусство и ты Как и чем работает художник? Три основных цвета - желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всег­да работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обоб­щение темы).
Как говорит искусство Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Обобщающий урок года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство и ты (34ч) Как и чем работает художник (8ч) Реальность и фантазия (7ч) О чем говорит искусство (11ч) Как говорит искусство (8ч)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебно-методическими ком­плектами для каждого класса общеобразовательных учрежде­ний. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Е. И. Коротеева. Изобра­зительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тет­радь. 2 класс
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч )

№ п.п.

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока, элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч) Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и свя­зей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмо­ционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств че­ловека, отношения к миру, добра и зла.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Как и чем работает художник? (8 ч) Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных ма­териалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

1 четверть

1


Три основных цвета - желтый, красный, си­ний Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с ос­новными и составными цветами, с цве­товым кругом.

Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа).

Материалы, гуашь, крупные кис­ти, большие листы белой бумаги. Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живопис­ными навыками.

Изображать на основе смешива­ния трех основных цветов разнообраз­ные цветы по памяти и впечатлению.

2

Белая и черная краски

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе.

Темное и светлое (смешение цвет­ных красок с черной и белой).

Знакомство с различным эмоцио­нальным звучанием цвета.

Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акрило­вые краски.

Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулка­на, дождь, туман и т. д.) (без предвари­тельного рисунка).

Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с бе­лой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материа­лами различные по настроению пейза­жи, посвященные изображению при­родных стихий

3


Пастель и цветные мел­ки, акварель, их выра­зительные возможнос­ти Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы Задание: изображение осеннего ле­са (по памяти и впечатлению). Материалы, пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага. Расширять знания о художествен­ных материалах. Понимать красоту и выразитель­ность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы, (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, исполь­зуя выразительные возможности мате­риалов.

4


Выразительные возмож­ности аппликации Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за рит­мом листьев в природе. Представление о ритме пятен. Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе - 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению).

Материалы, цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей. Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особен­ности изображения на плоскости с по­мощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

5

Выразительные возмож­ности графических материалов

Что такое графика? Образный язык графики.

Разнообразие графических материа­лов.

Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягу­чие линии.

Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти).

Материалы: тушь или черная гу­ашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага.

Понимать выразительные возмож­ности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания ху­дожественного образа.

Осваивать приемы работы графи­ческими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графичес­кие материалы, зимний лес.

6

Выразительность мате­риалов для работы в объеме

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.

Знакомство с материалами, которы­ми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и па­мяти).

Материалы, пластилин, стеки.

Сравнивать, сопоставлять вырази­тельные возможности различных худо­жественных материалов, которые при­меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

7

Выразительные возмож­ности бумаги

Что такое архитектура? Чем зани­мается архитектор? Особенности архи­тектурных форм.

Что такое макет? Материалы, с по­мощью которых архитектор создает ма­кет (бумага, картон).

Работа с бумагой (сгибание, скручи­вание, надрезание, склеивание). Пере­вод простых объемных форм в объем­ные формы. Склеивание простых объ­емных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).

Задание: сооружение игровой пло­щадки для вылепленных зверей (инди­видуально, группами, коллективно; ра­бота по воображению).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Развивать навыки создания геомет­рических форм (конуса, цилиндра, пря­моугольника) из бумаги, навыки пере­вода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоско­го листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объек­ты игровой площадки.

8

Неожиданные материа­лы (обобщение темы)

Понимание красоты различных ху­дожественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материа­лов. Смешанные техники. Неожидан­ные материалы.

Выразительные возможности мате­риалов, которыми работают художники.

Итоговая выставка работ.

Задание: изображение ночного праз­дничного города.

Материалы: неожиданные материа­лы (серпантин, конфетти, семена, нит­ки, трава - и т. д.), темная бумага (в ка­честве фона).

Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их вырази­тельных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на ито­говой выставке, оценивать собствен­ную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.



Реальность и фантазия (7 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходи­ма опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орна­ментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой

9

Изображение и реальность

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.

Рассматриваем внимательно живот­ных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

Задание: изображение любимого животного.

Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага. Рассматривать, изучать и анали­зировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении харак­тер выбранного животного. Закреплять навыки работы от об­щего к частному.

10

Изображение и фанта­зия

Мастер Изображения учит фантази­ровать. Роль фантазии в жизни людей.

Сказочные существа. Фантастиче­ские образы.

Соединение элементов разных жи­вотных, растений при создании фан­тастического образа.

Творческие умения и навыки рабо­ты гуашью.

Задание: изображение фантастиче­ского животного путем соединения эле­ментов разных животных, птиц и даже растений.

Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной).

Размышлять о возможностях изоб­ражения как реального, так и фантас­тического мира.

Рассматривать слайды и изобра­жения реальных и фантастических жи­вотных (русская деревянная и камен­ная резьба и т.д.).

Придумывать выразительные фан­тастические образы животных.

Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы гуашью.

2 четверть

11

Украшение и реаль­ность

Мастер Украшения учится у при­роды.

Природа умеет себя украшать.

Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, мо­розные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.).

Развитие наблюдательности.

Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или сне­жинок при помощи линий (индивиду­ально по памяти).

Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага. Наблюдать и учиться видеть укра­шения в природе.

Эмоционально откликаться на кра­соту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения раз­личных украшений в природе (паутин­ки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

12

Украшение и фантазия

Мастер Украшения учится у приро­ды, изучает ее.

Преобразование природных форм для создания различных узоров, орна­ментов, украшающих предметы быта.

Создание тканей, кружев, украше­ний для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с по­мощью фантазии.

Задание: изображение кружева, ук­рашение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.

Материалы: любой графический материал (один-два цвета).

Сравнивать, сопоставлять при­родные формы с декоративными моти­вами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.

Осваивать приемы создания орна­мента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материала­ми (роллеры, тушь, фломастеры) с по­мощью линий различной толщины.

13

Постройка и реальность

Мастер Постройки учится у при­роды.

Красота и смысл природных кон­струкций (соты пчел, ракушки, коро­бочки хлопка, орехи и т.д.), их функ­циональность, пропорции.

Развитие наблюдательности.

Разнообразие форм подводного ми­ра, их неповторимые особенности.

Задание: конструирование из бума­ги подводного мира (индивидуально­-коллективная работа). Материалы: бумага, ножницы, клей.

Рассматривать природные кон­струкции, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на кра­соту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бума­гой (закручивание, надрезание, склады­вание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллек­тивной работы.

14


Постройка и фантазия Мастер Постройки учится у при­роды. Изучая природу, Мастер преобразу­ет ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необхо­димые для жизни человека. Мастер Постройки показывает воз­можности фантазии человека в созда­нии предметов. Задание: создание макетов фантас­тических зданий, фантастического го­рода (индивидуально-групповая работа по воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей. Сравнивать, сопоставлять природ­ные формы с архитектурными построй­ками. Осваивать приемы работы с бу­магой. Придумывать разнообразные кон­струкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллек­тивной работы.

15

Братья-Мастера Изоб­ражения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобще­ние темы)

Взаимодействие трех видов деятель­ности - изображения, украшения и по­стройки. Обобщение материала всей темы. Задание: конструирование (модели­рование) и украшение елочных игру­шек, изображающих людей, зверей, рас­тения. Создание коллективного панно. Материал: гуашь, маленькие кис­ти, бумага, ножницы, клей.

Выставка творческих работ. Отбор работ, совместное обсуждение. Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их три­единство). Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изоб­ражающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собст­венную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

О чем говорит искусство (11 ч) Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Укра­шения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

16

Изображение природы в различных состояниях Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тре­вожное, спокойное и радостное, груст­ное и нежное.

Художник, изображая природу, вы­ражает ее состояние, настроение. Изоб­ражение, созданное художником, обра­щено к чувствам зрителя.

Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.).

Материалы: гуашь, крупные кис­ти, большие листы бумаги. Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными мате­риалами контрастные состояния при­роды.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

17

Изображения характера животных

Выражение в изображении характе­ра и пластики животного, его состоя­ния, настроения.

Знакомство с анималистически­ми изображениями, созданными худож­никами в графике, живописи и скульп­туре.

Рисунки и скульптурные произве­дения В. Ватагина.

Задание: изображение животных ве­селых, стремительных, угрожающих.

Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.

Наблюдать и рассматривать жи­вотных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характе­ристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко вы­раженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

3 четверть

18


Изображение характера человека: женский образ (добрый) Изображая человека, художник вы­ражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Задание: изображение добрых по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две час­ти: одни изображают добрых, другие - злых.

Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая вол­шебницы), используя живописные и графические средства.

19


Изображение характера человека: женский образ (злой)

Женские качества характера: вер­ность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержа­ние человека, выражение его средства­ми искусства.

Задание: изображение добрых по характеру сказочных женских образов. Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.

20

Изображение характера человека: мужской образ (добрый)

Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает.

Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.

Мужские качества характера: отваж­ность, смелость, решительность, чест­ность, доброта и т.д.

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать воз­можности использования изобразитель­ных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональ­ное состояние человека.

Создавать живописными материа­лами выразительные контрастные обра­зы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

21

Изображение характера человека: мужской образ (злой)

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага.

22

Образ человека в скульптуре Возможности создания разнохарак­терных героев в объеме. Скульптурные произведения, соз­данные мастерами прошлого и настоя­щего. Изображения, созданные в объ­еме, - скульптурные образы - выра­жают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Задание: создание в объеме сказоч­ных образов с ярко выраженным харак­тером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.). Материалы: пластилин, стеки, до­щечки. Сравнивать, сопоставлять вырази­тельные возможности различных худо­жественных материалов, которые при­меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания обра­зов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные об­разы с ярко выраженным характером.

23

Человек и его украше­ния Украшая себя, человек рассказыва­ет о себе: кто он такой (например, сме­лый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин - силу, мужество. Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокош­ников, воротников. Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая). Понимать роль украшения в жиз­ни человека. Сравнивать и анализировать укра­шения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бу­маги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.

24


О чем говорят украше­ния Через украшение мы не только рас­сказываем о том, кто мы, но и выража­ем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Задание: украшение двух противо­положных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и зло­го, пиратского). Работа коллективно­-индивидуальная в технике аппликации. Материал: гуашь, крупная и тон­кая кисти, клей, склеенные листы (или обои). Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противопо­ложных по намерениям сказочных фло­тов.

25

Образ здания Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в ок­ружающей жизни. Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снеж­ной королевы и т.д.).

Материалы, гуашь, кисти, бумага. Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Приобретать опыт творческой ра­боты.

26

В изображении, укра­шении и постройке че­ловек выражает свои чувства, мысли, на­строение, свое отноше­ние к миру (обобщение темы)

Выставка творческих работ, выпол­ненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собст­венную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Как говорит искусство (8 ч) Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств ху­дожника.

4 четверть

27

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Цвет и его эмоциональное восприя­тие человеком. Деление цветов на теплые и холод­ные. Природа богато украшена сочета­ниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различ­ных цветов, смешение красок на бумаге. Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по па­мяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). Материалы: гуашь без черной и бе­лой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Расширять знания о средствах ху­дожественной выразительности. Уметь составлять теплые и холод­ные цвета. Понимать эмоциональную вырази­тельность теплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы ра­боты кистью (мазок «кирпичик», «вол­на», «пятнышко»). Развивать колористические навы­ки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с ко­лористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.).

28


Тихие и звонкие цвета Смешение различных цветов с чер­ной, серой, белой красками - получе­ние мрачных, тяжелых и нежных, лег­ких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Задание: изображение весенней зем­ли (по памяти и впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить соз­данию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное - до­биться колористического богатства цве­товой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кис­ти, большие листы бумаги. Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоцио­нальной выразительности цвета - глу­хого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухо­го) и звонкого цветов, изображая весен­нюю землю.

Создавать колористическое богат­ство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять умения работать кистью.

29

Что такое ритм линий?

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержа­ния работы.

Линии как средство образной ха­рактеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

Задание: изображение весенних ручьев.

Материалы, пастель или цветные мелки. В качестве подмалевка использу­ется изображение весенней земли (на нем земля видна сверху, значит, и ручьи побегут по всей плоскости листа).

Можно также работать гуашью на чис­том листе.

Расширять знания о средствах ху­дожественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружаю­щей действительности.

Получать представление об эмо­циональной выразительности линии.

Фантазировать, изображать ве­сенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли).

Развивать навыки работы пас­телью, восковыми мелками.

30

Характер линий

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и по­рывистые.

Умение видеть линии в окружаю­щей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев).

Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти).

Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина, большие листы бумаги.

Уметь видеть линии в окружаю­щей действительности.

Наблюдать, рассматривать, лю­боваться весенними ветками различ­ных деревьев.

Осознавать, как определенным ма­териалом можно создать художествен­ный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с опре­деленным характером и настроением.

Развивать навыки творческой ра­боты в технике обрывной аппликации.

31

Ритм пятен

Ритм пятен передает движение.

От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц - быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (рабо­та индивидуальная или коллективная). Материалы: белая и темная бума­га, ножницы, клей.

Расширять знания о средствах ху­дожественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости лис­та.

32

Пропорции выражают характер Понимание пропорций как соотно­шения между собой частей одного це­лого. Пропорции - выразительное сред­ство искусства, которое помогает ху­дожнику создавать образ, выражать ха­рактер изображаемого. Задание: конструирование или леп­ка птиц с разными пропорциями (боль­шой хвост - маленькая головка - большой клюв).

Материалы: бумага белая и цвет­ная, ножницы, клей или пластилин, стеки. Расширять знания о средствах ху­дожественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изме­нения пропорций.

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -

средства выразитель­ности Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украше­ния, Мастер Постройки, создавая про­изведения в области живописи, графи­ки, скульптуры, архитектуры. Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. Повторять и закреплять получен­ные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной вы­разительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную твор­ческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в про­цессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя за­мысел, уметь выполнять работу в гра­ницах заданной роли.

34

Обобщающий урок го­да Выставка детских работ, репродук­ций работ художников - радостный праздник, событие школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года.

Братья-Мастера - Мастер Изобра­жения, Мастер Украшения, Мастер Постройки - главные помощники ху­дожника, работающего в области изоб­разительного, декоративного и кон­структивного искусств. Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впе­чатлениях от работ товарищей и произ­ведений художников. Понимать и уметь называть за­дачи, которые решались в каждой чет­верти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.


© 2010-2022