«Азбука профессий»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

для обучающихся 1-4 классов

«Азбука профессий»



Пояснительная записка

Профориентация школьников всегда занимала важное место в воспитательной работе учителя начальных классов. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребёнка. Но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Но вести профориентационную работу только с помощью знаниевого подхода невозможно. Знакомить нужно через деятельностный подход. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении. Разработка внеклассного мероприятия «Азбука профессий» способствует этому. Внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству с профессиями, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, поданная в доступных интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий. Тема « Азбука профессий» Цель: знакомство с некоторыми видами профессий Задачи:

  • Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
  • Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  • Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Иллюстрации различных профессий

  • Выставка книг по теме

  • Набор предметов для игры ( шприц, нитки с иглой, лампочка, красная ручка и т.д)

  • Карточки, на которых с одной стороны буквы, а с другой названия профессий.

Форма внеклассного мероприятия: игровая.

Адресат:

  • Учителя начальных классов, классные руководители, организаторы внеклассной работы (данную разработку можно взять за основу при создании сценария игрового внеклассного мероприятия).

Направленность, возможности применения разработки:

Данное внеклассное мероприятие может быть проведено:

  • в любом классе начальной школы

  • в классах среднего и младшего звена на занятиях по профориентации.

Условия реализации:

  • наличие компьютера, музыкальных колонок, экрана и проектора в кабинете

  • умение учителя пользоваться данной техникой

  • позитивный настрой учителя и учеников, так как мероприятие спланировано в форме игры и предполагает активное участие игроков и адекватную реакцию на юмор и нестандартные ситуации

Длительность: 40-45 минут ( урок)

  1. Организационный момент ( слайд 1).

"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"

  1. Вступительная беседа

У: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить. А о чём мы будем говорить, вы скажете сами, когда посмотрите на экран ( слайд 2). Назовите одним словом. Да, это профессии (слайд 3).

III. Основная часть

У: А начнём мы наш разговор с пословицы ( слайд 3). Что означает эта пословица? ( Не потрудившись, никакого дела не сделаешь. Хорошего результата не добьёшься).

У: Людям каких профессий необходимо трудиться? ( Трудиться надо всем).

У: Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?

У: Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.

П - повар, портной, парикмахер

Р - рыбак, радист

О - охранник, офтальмолог

Ф - фотограф, фтизиатр

Е - егерь (охотовед)

С - сапожник, сантехник

С - слесарь, столяр

И - историк

Я - ямщик, языковед

У: Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. На земле их существует более 4 тысяч.

У: Я просила вас дома подготовить рисунки, на которых вы попытались изобразить свою будущую профессию. Кем бы вы хотели стать? Покажите ваши работы и кратко расскажите о них. (Демонстрируют свои рисунки).

Физминутка «Профессии»

Каменщик из кирпичей стену строит. Дом ничей.

(Кладём правую руку на левую, левую - на правую и т. д. всё выше и выше.)

Я - маляр, я стены крашу,

(Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)

потолок

(«красим потолок»)

и кухню вашу.

(Движения рукой влево-вправо.)

Я - электрик. Свет включу,

(«Включаем свет, нажимая на выключатель».)

Только лампочку вкручу.

(«Вкручиваем лампочку» - вра­щательные движения кистью правой руки.)

Приходите в новый дом

(Ладони «домиком».)

И живите долго в нём!

(Развести руки в стороны.)

У: Ребята, вы ещё только знакомитесь с профессиями, а вот ребята 11 класса уже заканчивают школу, поэтому, им уже пора определиться с выбором. Они уже познакомились со многими профессиями, побывали на экскурсиях во многих предприятиях нашего села, поговорили с работниками этих предприятий, понаблюдали за их работой. Ребята попробовали себя во многих профессиях. Они готовы поделиться с вами результатами.

Игра «Телеграмма»

Ученица 11 класса: Ребята, сегодня, когда я шла в школу я встретила почтальона. Он попросил передать вам телеграммы. Вы должны определить, людям каких профессий адресованы они. Поможем?

1) У меня к вечеру разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк. К кому я должен обратиться? (Врач.)

2) Огонь вырвался из-под власти человека. Он взвивается, раздувается порывами ветра, словно огненный Змей Горыныч. Человеку трудно справляться с силой бушующего огня. Но есть люди, чья профессия - побеждать огонь. Кто они? (Пожарные.)

3) Я захотела постричь волосы и сделать красивую причёску. А умелые руки мастера колдовали над моими волосами и сделали меня неотразимой. Кто этот мастер, который так ловко справился с моими волосами? (Парикмахер.)

4) Однажды сломался светофор, и машины не могли самостоятельно справиться с движением на дороге. Пешеходы тоже были в замешательстве. Кто им помог? (Милиционер-регулировщик.)

5) Я отправился в книжный магазин, чтобы купить другу в подарок к дню рождения книгу. В магазине был большой выбор детских книг. С кем же мне посоветоваться, к кому можно обратиться? (Продавец.)

6) Этот волшебник приготовил нам в кафе из обыкновенных продуктов вкусное блюдо, оригинально его украсил. Имя у этого блюда - шедевр вкуса. Было очень красиво и аппетитно. Кто же этот волшебник? (Повар.)

7) Эта профессия очень интересна! Машина всё время в движении, за окном постоянно меняется пейзаж, меняются люди в салоне автомобиля. А тот, кто за рулём, безошибочно различает все световые сигналы и обладает отличным зрением и слухом. (Шофёр, водитель.)

8) Вокруг нас жилые дома, школы, магазины, детские сады. Для нас их соорудили люди с огромным трудолюбием, немалой физической силой, умелыми руками и с желанием трудиться. Своим трудом они приносят нам радость. Что же это за люди, которые дарят нам эту радость? (Строитель).

Загадки «Профессии сельских жителей» (слайд 4)

Ученица 11 класса: Ребята, а я хочу поговорить с вами о профессиях сельских жителей. Я предлагаю вам отгадать вот эти загадки.

  1. Поет рожок, поет рожок!
    Мы гоним стадо на лужок.
    Пасем коров мы целый день,
    Лишь станет жарко - гоним в тень.
    (Пастухи)

  2. Упрятав челку под фуражку,
    Веду я с папой в поле вспашку.
    Я горд работой на земле,
    От пота вымокла рубашка...
    Зато ладони - на руле.
    (Тракторист)

  3. Добрая хозяюшка
    Цыплят позвала, зерен дала.
    Хозяюшка: «Цып-цып-цып!»
    А цыплята: «Сыпь-сыпь-сыпь!»
    (Птичница)

  4. Очень тщательный уход
    За животными ведет:
    За коровами - доярка,
    А за свинками - свинарка.

  5. Он науки изучил.
    Землю словно приручил.
    Знает он, когда сажать,
    Сеять как и убирать.
    Он знаток в краю родном
    И зовется...
    (Агроном)

  6. Хлеб ржаной, батоны, булки
    Не добудешь на прогулке.
    Люди хлеб в полях лелеют,
    Сил для хлеба не жалеют.
    (Хлебороб) ( слайд …

Фотоотчёт ( слайд 5,6,7).

Ученики 11 класса: Посмотрите на экран, здесь мы представили фотоотчёт об экскурсии на предприятие КФХ «Летяжье», которым руководит В.Н. Селихов; пожарную часть, руководитель Сидоров Ю.Н. и врачебную амбулаторию. (Слайд….)

Игра «Бюро находок»

Ученица 11 класса: Ребята, а я сегодня была в «Бюро находок». Вам передали вот эти предметы, определите кому они принадлежат. ( Шприц, иголка с ниткой, электрическая лампочка, красная ручка, фотоаппарат, рулетка и т.д).

IV. Рефлексия

У: Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях, вы узнаете много нового. Поговорите дома с родителями, узнайте у них, где и кем они работают, чем занимаются на работе. Приносит ли она им радость. А наше занятие я продолжу загадкой:

Кладет кирпич за кирпичом -
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом. (Строители)- слайд 8.

Я предлагаю вам побыть строителями. Если вам было весело и интересно, берите для стройки красные кирпичики. Интересно, но скучно- жёлтые кубики. А если вам было не интересно, берите синие кубики. ( Под музыку ребята берут кубики и строят дом).

V. Подведение итога

У: Вот и подходит к завершению наше занятие ,а я хотела бы вам рассказать одну притчу

Добро побеждает зло.

Жили-были лилипуты в своём маленьком городке. И всё у них было хорошо, пока не прилетел злой волшебник. Он покрыл весь город белым снегом. Погибли все деревья, кусты. И весна с летом больше не приходили. Лилипуты замёрзли и стали болеть. Тогда собрались все дворники, и размели весь снег. Агрономы вспахали землю, садовники посадили новые деревья. Строители восстановили разрушенные дома, монтеры провели в них свет. А врачи напоили всех жителей чаем с малиной, и всё стало как прежде. А злой волшебник понял, что он не сможет помешать людям, которые имеют так много профессий в своём городке. Понял он, что проиграл, и улетел.

- Какой вывод можно сделать? (Все профессии нужны, все профессии важны!)

VI. Оформление странички портфолио.

У: Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая из них нужна и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на парте лежат звёзды. Напишите название профессии, о которой вы мечтаете с одной стороны, а своё имя с другой. Это ваша мечта. Мы сохраним звёзды до 11 класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание. Вложите звёзды и ваши рисунки в портфолио.

В конце мероприятия ребята 11 класса дарят первоклассникам «Азбуку профессий», которую составили во время занятий курса «Профессиональное самоопределение».

Список используемой литературы.

  1. Занимательное азбуковедение: Сб. /сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 2000

  2. Интернет-ресурсы.

  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.

  4. Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. Лит., 1999.


© 2010-2022