Рабочая программа внеурочной деятельности Юный математик

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»



РАССМОТРЕНА

на совещании при

зам. директора по ВР

Протокол № 4 от 28.05.2015

Зам. директора по ВР _______

Кабылбекова Г.Г.

СОГЛАСОВАНА с НМС

Протокол № 1 от 29.08. 2015 г

Председатель НМС

____________ /Майорова Е.Б./

УТВЕРЖДЕНА

приказом №230-о от 31.08. 2015 г

Директор

_____________ /Кобцев С.В./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Мамонтова Галина Вениаминовна

(учитель)


«Юный математик»

(название внеурочной деятельности)


1б класс, 1 ступень обучения

(класс, ступень обучения, уровень реализации программы)

М.И.Моро, С.И.Волкова «Для тех, кто любит математику»

(используемая авторская программа)

2015 - 2016

(учебный год)


Салехард, 2015


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление внеурочной деятельности

Общеинтеллектуальное

Цели программы

Ø развивать математический образ мышления

Задачи программы Ø расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; Ø расширять математические знания в области многозначных чисел; Ø содействовать умелому использованию символики; Ø учить правильно применять математическую терминологию; Ø развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; Ø уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Общая характеристика рабочей программы по внеурочной деятельности:

-актуальность

- новизна

- возраст обучающихся

- сроки реализации рабочей программы

- формы и режим занятий


Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше - одна из важнейших задач учителя начальных классов. Программа кружка рассчитана на 4 года (1 - 4 классы). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 - 40 минут. Количество часов: всего за 1-4 класс -135 часов; в неделю 1 час.

2. Личностные и метапредметные результаты освоения программы по внеурочной деятельности Предполагаемые результаты: Занятия в кружке должны помочь учащимся: Ø усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; Ø формировать творческое мышление; Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Основные виды деятельности учащихся: Ø решение занимательных задач; Ø оформление математических газет; Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Сократ»; Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; Ø проектная деятельность Ø самостоятельная работа; Ø работа в парах, в группах; Ø творческие работы По окончании обучения учащиеся должны знать: • нестандартные методы решения различных математических задач; • логические приемы, применяемые при решении задач; • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков. По окончании обучения учащиеся должны уметь: • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию.



















3.Тематическое планирование

№ п/п

Класс

Разделы

Колич.

часов 1 Из истории математики. 3


    Праздник числа. 6


      Знакомимся с геометрией (1). 4


        Забавная арифметика. 13


          Знакомимся с геометрией (2). 6


            Заключение. 1


            ИТОГО: 33

            2 класс

            1

            Числа и операции над ними.

            6

            2

            Геометрические фигуры и величины.

            11

            3

            Текстовые задачи.

            13

            4

            Общие понятия.

            4

            ИТОГО:

            34

            3 класс

            1

            Математика - царица наук.

            2

            2

            Приёмы устного счёта.

            2

            3

            Многозначные числа.

            4

            4

            Задачи - смекалки.

            9

            5

            Олимпиадные задачи.

            4

            6

            Забавная математика.

            6

            7

            Многовариантные задачи.

            5

            8

            Что узнали? Чему научились?

            2

            ИТОГО:

            34

            4 класс

            1

            Ребусы и логические задачи.

            18

            2

            Олимпиадные задачи.

            15

            3

            Подведём итоги.

            1

            ИТОГО:

            34

            4. Содержание программы Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

            5.Календарно - тематическое планирование

            1 класс

            п/п

            Содержание

            (разделы,темы)

            Кол-во

            часов

            Дата по плану

            Дата по факту


            Из истории математики.

            3

            1

            Как люди научились считать.

            1


            2

            Как люди научились записывать цифры.

            1

            3

            Всё нач

            лось с пятерни.

            1



            Праздник числа.

            6


            4

            Сколько шариков у Оли? (Число 0).

            1


            5

            Сколько солнышек на небе? Сколько глаз у совы? (Числа 1 и 2).

            1


            6

            Сколько огоньков у светофора? Сколько колёс у машины? (Числа 3 и 4).

            1


            7

            Сколько пальцев у перчатки? Сколько грибо

            на поляне? (Числа 5 и 6).

            1


            8

            Сколько яблок на дереве? Сколько ног у паука? (Числа 7 и 8).

            1


            9

            Сколько яблок у ежа? Сколько пальцев на руках? (Числа 9 и 10).

            1



            Знакомимся с геометрией (1).

            4


            10

            Точка. Линия.

            1


            11

            Луч. Отрезок.

            1

            12

            Ломаная линия. Замкнутая линия.

            1


            13

            Угол.

            1



            Забавная арифметика.

            13


            14-16

            Задачи-шутки.

            3


            17

            Забавные исчезновения.

            1


            18

            Остроумный делёж.

            1


            19

            Затруднительные положения.

            1


            20-21

            Игры со спичками.

            2


            22-23

            Игры со спичками.

            2


            24-26

            В часы досуга.

            3



            Знакомимся с геометрией (2).

            6


            27

            Круги. Овалы.

            1


            28

            Многоугольники.

            1


            29

            Треугольники.

            1

            30

            Квадраты. Прямоугольники.

            1


            31

            Трапеции. Ромбы.

            1


            32

            Объёмные фигуры.

            1


            Заключение.

            1


            33

            Итоговое занятие «Мы любим математику».

            1



            2 класс

            № п/п

            Тема занятия

            Кол-во часов

            Дата проведения

            Дата по факту

            Числа и операции над ними

            6

            1-2

            Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.

            2

            3-4

            Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.

            2

            5-6

            Логические задания с числами и цифрами ( магические квадраты, цепочки, закономерности).

            2

            Геометрические фигуры и величины

            11

            7

            Старинные меры измерений.

            1

            8-9

            Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.

            2

            10-11

            Масса. Новые мерки. Измерения.

            2

            12-13

            Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

            2

            14

            Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

            1

            15

            Китайская головоломка «Танграм».

            1

            16-17

            Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

            1

            Текстовые задачи

            Решение задач разными способами

            13

            18-19

            Схемы, уравнения.

            2

            20-22

            Графическое моделирование.

            3

            23-24

            Составление дерева возможностей.

            2

            25-26

            Решение старинных задач.

            2

            27-28

            Задачи повышенной трудности.

            2

            29-30

            Задачи в стихах

            2

            Общие понятия

            4

            31-32

            Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами.

            2

            33

            Дерево возможностей. Блиц-турнир.

            1

            34

            Итоговое занятие. Игра «Велогонка»

            1

            3 класс

            п/п

            Тема занятия

            Кол-во часов

            Дата проведения

            Дата по факту

            Математика - царица наук

            2

            1

            Вводное занятие « Математика - царица наук».

            1

            2

            Как люди научились считать.

            1

            Приёмы устного счёта.

            2

            3

            Интересные приемы устного счёта.

            1

            4

            Решение занимательных задач в стихах.

            1

            Многозначные числа

            4

            5

            Упражнения с многозначными числами ( класс млн.)

            1

            6

            Учимся отгадывать ребусы.

            1

            7

            Числа-великаны. Коллективный счёт.

            1

            8

            Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

            1

            Задачи-смекалки

            9

            9

            Решение ребусов и логических задач.

            1

            10

            Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

            1

            11

            Загадки-смекалки.

            1

            12

            Игра « Знай свой разряд».

            1

            13

            Обратные задачи.

            1

            14

            Практикум « Подумай и реши».

            1

            15

            Задачи с изменением вопроса.

            1

            16

            «Газета любознательных»

            1

            17

            Решение нестандартных задач.

            2

            Олимпиадные задачи

            4

            18

            Решение олимпиадных задач.

            1

            19

            Решение задач международной игры «Кенгуру».

            1

            20

            Школьная олимпиада.

            1

            21

            Игра «Работа над ошибками».

            1

            Забавная математика

            6

            22

            Математические горки.

            1

            23

            Наглядная алгебра.

            1

            24-25

            Решение логических задач.

            1

            26

            Игра «У кого какая цифра».

            1

            27

            Знакомьтесь: Архимед!

            1

            Многовариантные задачи

            5

            28

            Задачи с многовариантными решениями.

            1

            29

            Знакомьтесь: Пифагор!

            1

            30

            Задачи с многовариантными решениями.

            1

            31

            Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

            1

            32

            Задачи с многовариантными решениями.

            1

            Что узнали, чему научились?

            2

            33

            Математический КВН.

            1

            34

            Круглый стол «Подведём итоги».

            1

            4 класс

            Тема занятия

            Кол-во часов

            Дата проведения

            Дата по факту

            Ребусы и логические задачи

            18

            1

            Вводное занятие. Решение ребусов.

            1

            2

            Решение ребусов и логических задач.

            1

            3

            Как люди научились считать.

            1

            4

            Решение занимательных задач.

            1

            5

            Числа-великаны. Коллективный счёт. Игра «Узнай свой разряд».

            1

            6

            Загадки-смекалки. Подумай и реши.

            1

            7

            Выпуск математической газеты №1.

            1

            8

            Математические горки. Логические задачи. Игра «У кого какая цифра».

            1

            9

            Решение занимательных задач. Меры в пословицах.

            1

            10

            Задачи на разрезание.

            1

            11

            Выпуск математической газеты №2.

            1

            12

            Конкурс знатоков (отборочный тур).

            1

            13

            Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы».

            1

            14

            Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

            1

            15

            Выпуск математической газеты №3.

            1

            16

            «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

            1

            17

            Старинные меры длины.

            1

            18

            Математический КВН.

            1

            Олимпиадные задачи

            15

            19

            Немного истории. Детям о времени.

            1

            20-23

            Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».

            4

            24

            Выпуск математической газеты №4.

            1

            25

            Школьный тур олимпиады.

            1

            26

            Талантливая женщина - математик С.В.Ковалевская. Игра «Задумай число».

            1

            27

            Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат».

            1

            28

            Открытие нуля.

            1

            29

            Выпуск математической газеты №5.

            1

            30

            Решение задач повышенной трудности.

            1

            31

            Математик Пифагор. Задачи с многовариантными решениями.

            1

            32

            Игра «Крестики-нолики».

            1

            33

            Точные и приближённые числа.

            1

            34

            Итоговое занятие. Игра «Цифры в буквах».

            1

            6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы

            Материально-техническое обеспечение программы: оборудование, необходимое для занятий

            Компьютер (с выходом в Интернет)

              Нетбуки (30 шт.)

                Документ-камера

                  Фотоаппарат

                    Принтер - сканер

                    Учебно - методическая литература для учителя 1.В.П.Труднев. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Москва «Просвещение» 2005г. 2.В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. Москва «Знание» 2004г. 3..И.Матюгин, И.Рыбникова. Запоминание цифр. Книга по развитию образной памяти у детей. Москва «Дрофа» 2005г. 4.М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику. Тетради с заданиями высокого уровня сложности. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1-4 класс. Москва «Просвещение» 2015г. 5.Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика. Москва «Просвещение» 2008г. 6.Т.Н.Максимова. Интеллектуальный марафон. 1-4 классы. Москва «Вако» 2009г. 7.С.Бурдина. Знакомимся с геометрией. Тетрадь с заданиями для развития детей. Москва «Вако» 2010г.

                    8.Е.Е.Останина. Секреты великого комбинатора: комбинаторика для детей. Москва «Знание» 2009г.

                    © 2010-2022