- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Юный математик
Рабочая программа внеурочной деятельности Юный математик
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мамонтова Г.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
РАССМОТРЕНА
на совещании при
зам. директора по ВР
Протокол № 4 от 28.05.2015
Зам. директора по ВР _______
Кабылбекова Г.Г.
СОГЛАСОВАНА с НМС
Протокол № 1 от 29.08. 2015 г
Председатель НМС
____________ /Майорова Е.Б./
УТВЕРЖДЕНА
приказом №230-о от 31.08. 2015 г
Директор
_____________ /Кобцев С.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мамонтова Галина Вениаминовна
(учитель)
«Юный математик»
(название внеурочной деятельности)
1б класс, 1 ступень обучения
(класс, ступень обучения, уровень реализации программы)
М.И.Моро, С.И.Волкова «Для тех, кто любит математику»
(используемая авторская программа)
2015 - 2016
(учебный год)
Салехард, 2015
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление внеурочной деятельности
Общеинтеллектуальное
Цели программы
Ø развивать математический образ мышления
Задачи программы Ø расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; Ø расширять математические знания в области многозначных чисел; Ø содействовать умелому использованию символики; Ø учить правильно применять математическую терминологию; Ø развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; Ø уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика рабочей программы по внеурочной деятельности:
-актуальность
- новизна
- возраст обучающихся
- сроки реализации рабочей программы
- формы и режим занятий
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше - одна из важнейших задач учителя начальных классов. Программа кружка рассчитана на 4 года (1 - 4 классы). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 - 40 минут. Количество часов: всего за 1-4 класс -135 часов; в неделю 1 час.
2. Личностные и метапредметные результаты освоения программы по внеурочной деятельности Предполагаемые результаты: Занятия в кружке должны помочь учащимся: Ø усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; Ø формировать творческое мышление; Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Основные виды деятельности учащихся: Ø решение занимательных задач; Ø оформление математических газет; Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Сократ»; Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; Ø проектная деятельность Ø самостоятельная работа; Ø работа в парах, в группах; Ø творческие работы По окончании обучения учащиеся должны знать: • нестандартные методы решения различных математических задач; • логические приемы, применяемые при решении задач; • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков. По окончании обучения учащиеся должны уметь: • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию.
3.Тематическое планирование
№ п/п
Класс
Разделы
Колич.
часов 1 Из истории математики. 3
Праздник числа. 6
Знакомимся с геометрией (1). 4
Забавная арифметика. 13
Знакомимся с геометрией (2). 6
Заключение. 1
ИТОГО: 33
2 класс
1
Числа и операции над ними.
6
2
Геометрические фигуры и величины.
11
3
Текстовые задачи.
13
4
Общие понятия.
4
ИТОГО:
34
3 класс
1
Математика - царица наук.
2
2
Приёмы устного счёта.
2
3
Многозначные числа.
4
4
Задачи - смекалки.
9
5
Олимпиадные задачи.
4
6
Забавная математика.
6
7
Многовариантные задачи.
5
8
Что узнали? Чему научились?
2
ИТОГО:
34
4 класс
1
Ребусы и логические задачи.
18
2
Олимпиадные задачи.
15
3
Подведём итоги.
1
ИТОГО:
34
4. Содержание программы Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
5.Календарно - тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Содержание
(разделы,темы)
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата по факту
Из истории математики.
3
1
Как люди научились считать.
1
2
Как люди научились записывать цифры.
1
3
Всё нач
лось с пятерни.
1
Праздник числа.
6
4
Сколько шариков у Оли? (Число 0).
1
5
Сколько солнышек на небе? Сколько глаз у совы? (Числа 1 и 2).
1
6
Сколько огоньков у светофора? Сколько колёс у машины? (Числа 3 и 4).
1
7
Сколько пальцев у перчатки? Сколько грибо
на поляне? (Числа 5 и 6).
1
8
Сколько яблок на дереве? Сколько ног у паука? (Числа 7 и 8).
1
9
Сколько яблок у ежа? Сколько пальцев на руках? (Числа 9 и 10).
1
Знакомимся с геометрией (1).
4
10
Точка. Линия.
1
11
Луч. Отрезок.
1
12
Ломаная линия. Замкнутая линия.
1
13
Угол.
1
Забавная арифметика.
13
14-16
Задачи-шутки.
3
17
Забавные исчезновения.
1
18
Остроумный делёж.
1
19
Затруднительные положения.
1
20-21
Игры со спичками.
2
22-23
Игры со спичками.
2
24-26
В часы досуга.
3
Знакомимся с геометрией (2).
6
27
Круги. Овалы.
1
28
Многоугольники.
1
29
Треугольники.
1
30
Квадраты. Прямоугольники.
1
31
Трапеции. Ромбы.
1
32
Объёмные фигуры.
1
Заключение.
1
33
Итоговое занятие «Мы любим математику».
1
2 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Дата по факту
Числа и операции над ними
6
1-2
Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.
2
3-4
Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.
2
5-6
Логические задания с числами и цифрами ( магические квадраты, цепочки, закономерности).
2
Геометрические фигуры и величины
11
7
Старинные меры измерений.
1
8-9
Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.
2
10-11
Масса. Новые мерки. Измерения.
2
12-13
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.
2
14
Составление программ для преобразования фигур на плоскости.
1
15
Китайская головоломка «Танграм».
1
16-17
Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.
1
Текстовые задачи
Решение задач разными способами
13
18-19
Схемы, уравнения.
2
20-22
Графическое моделирование.
3
23-24
Составление дерева возможностей.
2
25-26
Решение старинных задач.
2
27-28
Задачи повышенной трудности.
2
29-30
Задачи в стихах
2
Общие понятия
4
31-32
Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами.
2
33
Дерево возможностей. Блиц-турнир.
1
34
Итоговое занятие. Игра «Велогонка»
1
3 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Дата по факту
Математика - царица наук
2
1
Вводное занятие « Математика - царица наук».
1
2
Как люди научились считать.
1
Приёмы устного счёта.
2
3
Интересные приемы устного счёта.
1
4
Решение занимательных задач в стихах.
1
Многозначные числа
4
5
Упражнения с многозначными числами ( класс млн.)
1
6
Учимся отгадывать ребусы.
1
7
Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
8
Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
1
Задачи-смекалки
9
9
Решение ребусов и логических задач.
1
10
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
11
Загадки-смекалки.
1
12
Игра « Знай свой разряд».
1
13
Обратные задачи.
1
14
Практикум « Подумай и реши».
1
15
Задачи с изменением вопроса.
1
16
«Газета любознательных»
1
17
Решение нестандартных задач.
2
Олимпиадные задачи
4
18
Решение олимпиадных задач.
1
19
Решение задач международной игры «Кенгуру».
1
20
Школьная олимпиада.
1
21
Игра «Работа над ошибками».
1
Забавная математика
6
22
Математические горки.
1
23
Наглядная алгебра.
1
24-25
Решение логических задач.
1
26
Игра «У кого какая цифра».
1
27
Знакомьтесь: Архимед!
1
Многовариантные задачи
5
28
Задачи с многовариантными решениями.
1
29
Знакомьтесь: Пифагор!
1
30
Задачи с многовариантными решениями.
1
31
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
32
Задачи с многовариантными решениями.
1
Что узнали, чему научились?
2
33
Математический КВН.
1
34
Круглый стол «Подведём итоги».
1
4 класс
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Дата по факту
Ребусы и логические задачи
18
1
Вводное занятие. Решение ребусов.
1
2
Решение ребусов и логических задач.
1
3
Как люди научились считать.
1
4
Решение занимательных задач.
1
5
Числа-великаны. Коллективный счёт. Игра «Узнай свой разряд».
1
6
Загадки-смекалки. Подумай и реши.
1
7
Выпуск математической газеты №1.
1
8
Математические горки. Логические задачи. Игра «У кого какая цифра».
1
9
Решение занимательных задач. Меры в пословицах.
1
10
Задачи на разрезание.
1
11
Выпуск математической газеты №2.
1
12
Конкурс знатоков (отборочный тур).
1
13
Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы».
1
14
Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.
1
15
Выпуск математической газеты №3.
1
16
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.
1
17
Старинные меры длины.
1
18
Математический КВН.
1
Олимпиадные задачи
15
19
Немного истории. Детям о времени.
1
20-23
Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
4
24
Выпуск математической газеты №4.
1
25
Школьный тур олимпиады.
1
26
Талантливая женщина - математик С.В.Ковалевская. Игра «Задумай число».
1
27
Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат».
1
28
Открытие нуля.
1
29
Выпуск математической газеты №5.
1
30
Решение задач повышенной трудности.
1
31
Математик Пифагор. Задачи с многовариантными решениями.
1
32
Игра «Крестики-нолики».
1
33
Точные и приближённые числа.
1
34
Итоговое занятие. Игра «Цифры в буквах».
1
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Материально-техническое обеспечение программы: оборудование, необходимое для занятий
Компьютер (с выходом в Интернет)
Нетбуки (30 шт.)
Документ-камера
Фотоаппарат
Принтер - сканер
Учебно - методическая литература для учителя 1.В.П.Труднев. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Москва «Просвещение» 2005г. 2.В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. Москва «Знание» 2004г. 3..И.Матюгин, И.Рыбникова. Запоминание цифр. Книга по развитию образной памяти у детей. Москва «Дрофа» 2005г. 4.М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику. Тетради с заданиями высокого уровня сложности. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1-4 класс. Москва «Просвещение» 2015г. 5.Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика. Москва «Просвещение» 2008г. 6.Т.Н.Максимова. Интеллектуальный марафон. 1-4 классы. Москва «Вако» 2009г. 7.С.Бурдина. Знакомимся с геометрией. Тетрадь с заданиями для развития детей. Москва «Вако» 2010г.
8.Е.Е.Останина. Секреты великого комбинатора: комбинаторика для детей. Москва «Знание» 2009г.