Управление деятельностью учащихся на уроке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РК

КГУ Карагандинский колледж


Доклад

Управление деятельностью учащихся на уроке

Мастер п\о Ненахова Н.В

Караганда 2014 г

Самостоятельная деятельность учащихся.

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.

Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:

- наличие задания учителя;

- самостоятельность учащихся;

- выполнение задания без непосредственного участия педагога;

- активность, умственное напряжение учащихся.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках -

научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать материал.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенными является самостоятельная работа. Многие учёные, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих её организацию, планирование, управление и контроль.

Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого - педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, педагог должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

- когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого материала;

- какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной работы на уроках требует особого подхода. Необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы её организации. При этом учитель должен предусмотреть уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения. Также необходимо продумывать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Как правило учителя начальных классов используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причём они формулируют задания на репродуктивном уровне.

Цели проведения самостоятельных работ:

  1. )актуализация знаний;

  2. )изучение новых знаний; закрепление и повторение знаний и умений учащихся;

  3. )проверка знаний и умений учащихся.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание самостоятельной работы совершается в основном по трём направлениям:

  1. путём увеличения объёма заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

  2. путём усложнения содержания задания;

  3. путём изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объёма помощи со стороны учителя.

Рационально организованная самостоятельная деятельность младших школьников способствует овладению ими глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приёмам самостоятельной работы.

Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что высокий уровень развития учебно - познавательной деятельности ученика достигается лишь тогда, когда эта деятельность становится предметом его сознательности и воли, то есть основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле.

К навыкам самостоятельной познавательной деятельности учащихся относятся следующие умения:

  • ставить цели самому;

  • определять последовательность действий; оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной;

  • корректировать свои действия;

  • определённые коммуникационные умения.

Овладение этими навыками позволяет перейти на творческий уровень. На развитие каждого умения направлена систематическая ежеурочная работа - активное внедрение элементов модульной технологии.

5

© 2010-2022