Родительское собрание во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание во 2 классе

Учитель: Гречмак Александра Сергеевна

Как поддерживать интерес к учебе.

Цели: раскрыть родителям значение познавательного интереса к учебе у детей; выработать рекомендации по активизации мотивации у детей.

Классный руководитель:

Здравствуйте уважаемые родители. Думаю, что у вас после объявления темы возник вопрос: «К чему об этом говорить? Дети итак учатся». К сожалению, интерес к учебе не остается постоянным в течение всех школьных лет и его необходимо поддерживать, формировать у детей умение самостоятельно пополнять свои знания. Особенно это нужно сейчас, поскольку в старших классах существенно меняется процесс обучения. У многих школьников в связи с этим появляются затруднения, которые не каждый ребенок может преодолеть. Конечно, все педагоги на своих уроках стараются активизировать познавательную деятельность детей, но этого не всегда достаточно. А ведь наличие интереса к учению- важное средство повышения качества обучения. Поэтому сегодня мы постараемся разобраться, какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.

Теоретические сведения о мотивации учения.

В психолого- педагогической науке существуют различные подходы к определению обучения. Один из них заключается в том, что учение - это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют(то есть воспроизводят, повторяют и усваивают), а учитель при этом подкрепляет и усиливает эти правильные ответы с помощью разных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков.

Представители другого подхода исходят из того, что ученик- это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией примерно так же, как наполняют водой пустой стакан из полного кувшина.

И наконец, третий подход заключается в том, что ученик- активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением. Задача педагога при этом заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для этого взаимодействия, или , образно говоря, построить сцену для спектакля, дать актерам сценарий, костюмы и декорации, а не контролировать каждое их слово, каждый шаг и жест.

- Какой подход вам кажется более эффективным? Почему?(ответы родителей).

Конечно, в своей работе педагог, как правило, не поддерживает какого- то одного из этих подходов. Но- все таки сейчас все больше говорят об активном обучении, о мотивации учения. Ее нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как например, навыки чистописания, ей нельзя научиться, как таблице умножения, мотивацию можно лишь стимулировать, развивать, повышать и т.п.

Практическая часть.

Задание. Выработать рекомендации для следующих случаев:

а) ребенок стал плохо учиться, пропускать занятия;

б) ребенок игнорирует отдельные предметы, с трудом вытягивая их на «3».

Родители обсуждают задание и вырабатывают рекомендации: как действовать в таких случаях.

Обобщение.

В случае если ваш ребенок стал плохо учиться и пропускать занятия, можно уверенно сказать, что он потерял веру в свои силы и , как следствие, отстал в учебе. Его мучит страх быть спрошенным. Ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой. Страх с каждым днем растет, а тут еще и взрослые начинают предъявлять свои требования. Это все угнетает ребенка, он занимает агрессивную позицию.

Что же родители должны сделать в первую очередь?

а) Установите точный диагноз. Причиной может быть ухудшение самочувствия, проблемы в семье. Конечно, тут уж не до учебы.

Большинство же родителей допускает одну или ту же ошибку. Вместо помощи- поток требований: «Садись за уроки!», «Когда же ты начнешь заниматься?». В ответ привычные детские оправдания: «Да успею», «Сейчас!», или «А нам ничего не задавали». А начинать лучше с другого: «А ну- кА давай посмотрим, что надо делать по русскому языку. Так. Упражнение. Хорошо. А что по математике? Две задачи? Какие? Ну попробуй решить сам. Если не сможешь, вместе подумаем…»

б) Начинайте с самого малого. Поставьте первой своей целью вселить в ребенка хотя бы крохотное чувство уверенности в своих силах. Постарайтесь найти такое учебное занятие, чтобы в нем пробудился начальный интерес к делу, вера в то, что оно ему по плечу.

в) Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов. Приступив к занятиям с ребенком, будьте терпеливы, не раздражайтесь. Если вы сорветесь, ваши усилия будут напрасными.

г) Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком. Если вы будите стоять над душой у ребенка и то и дело сердито выговаривать: «Ну как ты ручку держишь?!» и т.п., то ни о какой активации познавательного интереса и речи не может быть.

д) Обязательно отметьте первый успех ребенка. Пусть это будет только самостоятельно правильно выполненное домашнее задание по математике или «4» по природоведению и т.п., ведь это ваш с ребенком совместный успех.

И последний совет. е) Старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства. Ребенок с высоким чувством собственного достоинства ориентируется на тип поведения, который может быть выражен так: «Я это тоже смогу сделать, раз другие смогли».

Заключительная часть.

Итак, сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит лишь в процессе их активной умственной деятельности. Чтобы формировать у них умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо ежедневно поддерживать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Конечно, большая роль тут принадлежит учителю, но и родители могут сделать немало. При этом родители, если они хотят, чтобы ребенок хорошо успевал, должен знать современную программу обучения. Вам необходимо хорошо представлять себе тот круг забот, в котором он живет, знать те требования, которые предъявляет ему школа. Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Процесс образования -самое трудное дело в жизни человека. А в трудном деле нельзя оставлять ребенка одного.

Желаю вам удачи!

«Что делать, если…»

Ситуация для обсуждения с родителями.

Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким - то интересным или важным делом (впрочем, почему «или» - если дело интересное, то это важно). Вам не хочется отрывать ребенка от занятий, но вам нужна помощь.

Если нужно - обращайтесь с просьбой и давайте поручение. Только при этом проследите, чтобы у вас в голосе не звучали виноватые нотки, не нужно извиняющего тона. Дети улавливают, что родители не решаются попросить о чем - то , и испытывают чувство вины.

А чувство вины, которое у них может возникнуть, - не всегда хороший помощник вам. Далеко не всякий ребенок, почувствовав себя виноватым, стремится исправить положение. Наоборот, бывает, что чувство вины только закрепляет нежелательную модель поведения. Ведь и со взрослыми так бывает.

Просите ребенка о помощи, давайте поручение убеждено, но не грубо!

Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен вам, что вы надеетесь на него.

Но доброе слово родителей тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно показать, что вы цените его работу. Награда за труд - это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что - то еще более сложное, а значит, и интересное.

Ваш ребенок ведет себя возмутительно, натворил что - то ужасное, на него нажаловалась соседка, в дневнике грозная запись учителя, пальто разорвано… Еще секунда! - и вы окончательно выйдите из себя…

Признайтесь себе, что вы слишком взвинчены и вряд ли сможете принять разумное и справедливое решение. Успокойтесь сами, и пусть ребенок успокоится.

Разберитесь в произошедшем, выясните все детали. Узнайте все подробности, причины.

Пусть ребенок сам расскажет о случившемся, выслушайте его.

Несправедливое наказание очень травмирует ребенка, но не менее опасно обвинить другого, если виноваты ваши дети.

Обсудите случившееся с близким человеком, который непосредственно не участвовал в ситуации. В минуты гнева мы теряем объективность, а собеседник поможет нам взглянуть на случившееся с новой точки зрения.

На этом мы заканчиваем наше собрание, желаю вам всего хорошего и взаимопонимания в вашей семье.


© 2010-2022