• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для предшкольной подготовки учащихся по программе «Ступеньки»

Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для предшкольной подготовки учащихся по программе «Ступеньки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Пояснительная записка Учебным планом, утвержденным на 2013 - 2014 учебный год, на изучение данного курса в группе предшкольной подготовки отводится 1 час в неделю, 29 часов в год. Подготовка детей к чтению и письму через аудирование и развития речи является составной частью курса русского языка и развития речи для дошкольников. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей, которые реализуются на доступном для детей уровне: - овладение грамотой (практическое освоение звуков русского языка с целью последующего чтения и с целью последующего письма), развития умений слушания и говорения; - расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи; - знакомство с богатством русского языка, воспитание средствами русского языка, формирование чувства языка. Цель курса: формирование целостной картины мира, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение). Задачи программы: провести в период обучения работу, которая обеспечит: 1.Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей. 2.Развитие фонематического слуха: 3. Развитие мелкой моторики кисти ведущей руки. 4. Формирование первичного навыка чтения. Основные задачи, которые решаются в процессе подготовки ребенка к чтению, формулируются как: - пространственно - инструментальные (формирование умения ориентироваться в книге и на странице - находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы); - фонетические (научить ребенка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; развитие речеслухового анализатора, речедвигательного анализатора); - фрагментарно - знаковые (научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв); - предметно - символические (научить понимать различие между предметом и словом - названием этого предмета); - аналитико - синтетические (добиться понимания каждым ребенком механизма звукослияния на примере открытого слога). Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием коммуникативных и интеллектуальных компетенций. Смысловое восприятие на слух является перцептивной мыслительно - минимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников: - внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание); - определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом, что в конце); - понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) причинно - следственные связи повествования; - внимательно относиться к непонятым, незнакомым словам (стремиться узнать их значение); - развернуто отвечать на вопрос (с помощью заданного речевого образца). Формирование умения понимать речь на слух положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной для изучения русского языка. На занятиях проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. Для этого используются специальные задания на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами, выделение лишнего предмета, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям с интересом наблюдать за особенностями слов, их использование в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает обучаемых постоянно рассуждать, анализировать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, выявляется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - способность к творческому мышлению ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи. Программа рассчитана на 1 год.

















Календарно - тематическое планирование

по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для предшкольной подготовки учащихся по программе «Ступеньки».


№/№

Темы занятий

Примечание

1.

Речь: говорение. Речь: слушание. Речь: письмо.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.

2.

Звуки речи.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.

3.

Гласные звуки.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.

4.

Согласные звуки: твёрдые, мягкие.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.

5.

Слоги.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.

6.

Ударение.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.

7.

Слова.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1 / Бадулина О.И.

8.

Буквы А, а. Звук [а]. Буквы Я,я.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

9.

Буквы О,о. Звук [о]. Буквы Ё,ё.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

10.

Буквы У,у. Звук [у]. Буквы Ю, ю.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

11.

Буквы Э,э. Звук [э]. Буквы Е,е.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

12.

Буквы И,и. Звук [и]. Буква ы, звук [ы].

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

13.

Буквы М,м.. Буквы Н,н. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

14.

Буквы Р,р. Буквы Л,л. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

15.

Буквы Г,г. Буквы К,к. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

16.

Буквы З,з. Буквы С,с. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

17.

Буквы Д,д. Буквы Т,т. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

18.

Буквы Б,б. Буквы П,п. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

19.

Буквы В,в. Буквы Ф,ф. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.2 / Бадулина О.И.

20.

Буквы Ж,ж. Буквы Ш,ш. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

21.

Буквы Ц,ц. Буквы Ч,ч. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

22.

Буквы Щ,щ. Буквы Х,х. Чтение

слогов и слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

23.

Буквы Й,й. Чтение слов с изученной буквой.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

24.

Буквы ь и ъ. Чтение слов с изученными буквами.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

25.

Игры со словами: рифмы. Игры-диалоги. Упражнение в чтении и письме.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

26.

Пальчиковые игры. Ребусы.

Упражнение в чтении и письме.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

27.

Как хорошо уметь читать!

Упражнение в чтении и письме.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

28.

Читаем, наблюдаем, всё повторяем.

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.

29.

Обобщающее занятие «Подводим итоги».

Готовимся к школе.Подготовка

к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.3 / Бадулина О.И.













Ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия С помощью системы пособий дошкольник должен научиться: - удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; - понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения с верху вниз и слева на право; - ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы; - пользоваться книгой и простейшими инструментами; - правильно держать орудие письма; - выполнять инструкции взрослого; - обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста; - по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно; - работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;
Предметные знания и умения Ребенок будет способен: - слышать, различать и произносить изучаемые звуки; - иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребенка; - понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге; - сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака; - узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; - ориентироваться в книге и на странице; - пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины; - менять бумажные инструменты по заданию взрослого; - различать и вычленять в звучащем слоге отдельные звуки; - различать предмет и слово - название предмета; - членить слово на части; - различать звуки разного качества; - называть героев короткого текста или отрывка из текста; - коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы; - определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте; - восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена; - понимать логику и причинно - следственные связи повествования; - понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста; - удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста; - делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста; - понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги; - внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение; - выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец; - выстраивать сложносочиненные предложения с опорой на речевой образец; - соблюдать нужную интонацию высказывания; - правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения; - использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; - узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте; - различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте. Формы реализации программы: - фронтальная; - парная; - групповая; - индивидуальная. Методы реализации программы: - практический; - объяснительно - иллюстративный; - частично - поисковый; - наблюдение; - информативный. Способы и средства: - технические средства; - модели и таблицы; - рисунки; - дидактические материалы; Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков: - тестирование 1 раз в год. Учебно - методическое обеспечение программы:

- учебное пособие Готовимся к школе.Подготовка к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1, 2, 3 /

Бадулина О.И. тетради: Обучение грамоте - иллюстративный материал; - инструментальный материал; - дидактический материал к урокам; - набор обучающих и контролирующих материалов; - электронные ресурсы.


© 2010-2022