- Преподавателю
- Начальные классы
- В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Фрагменты биографии. Чтение и работа с текстом рассказа
В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Фрагменты биографии. Чтение и работа с текстом рассказа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юськив О.С. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дата:_________
Урок:_________ Тема урока: В.Ю. Драгунский. «Главные реки». Фрагменты биографии. Чтение и работа с текстом рассказа. Цель: ознакомить учащихся с фрагментами биографии В. Драгунского, развивать навыки чтения и работы с текстом рассказа, стимулировать интерес к чтению. Задачи:
- - расширить знания о творчестве В. Ю. Драгунского;
- - отрабатывать навыки выразительного чтения;
- - обогащать словарный запас;
- - учить делать выводы и извлекать уроки из прочитанного;
- - развивать речь, мышление, способность выражать свои мысли;
- - воспитывать уважительное отношение ко времени, умение распределять время правильно и дорожить им.
Ход урока 1. Орг. момент. 2. Речевая разминка. «Причина» - какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдешь - И дыши глубоко! С совестью мир, не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина то есть! Ребята, ребята, Вы завтра - мужчины. Не надо причин, Не ищите причины. (В. Викторов)
- - Прочитайте стихотворение жужжащим способом (медленно, шепотом, увеличивая силу голоса, с ускорением, выразительно).
3. Мотивация учебной деятельности.
- - Послушайте и разгадайте загадки.
- Без ног и без крыльев оно,
- Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
- Что возвратить нельзя?
- Уничтожает всё кругом
- - А что такое время?
- - Какие пословицы и поговорки вы знаете о времени?
- - Как вы понимаете эти пословицы и поговорки?
* Время - деньги. (упущенное время может потом дорого обойтись) * Время не ждет. (время никогда не останавливается и не притормаживает) * Всему свое время. (каждое событие, действие должно произойти в определенное время) * Час упустишь, годом не наверстаешь. (Здесь уделяется внимание своевременности каждого дела. Иногда нужно сделать что либо сейчас, потому что потом это уже будет без надобности. И сколько не пытайся, не исправить) * Делу время - потехе час. (Учит нас тому, что не нужно попросту тратить время. Когда не контролируешь свое время оно попросту ускользнет от тебя)
4. Повторение пройденного материала.
- - Какие произведения связанные со временем вы знаете? («Сказка о потерянном времени»)
- - Кто автор? (Е.Л. Шварц)
- - Что имел в виду автор, говоря о потерянном времени?
- - Как вы понимаете название сказки?
- - Чему учит нас сказка?
5. Сообщение темы и постановка целей урока.
- - Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?
- - Прочитайте на стр. 17 название рассказа, с которым мы познакомимся и имя автора этого рассказа.
- - Как вы думаете, о чем может быть это произведение?
- - Давайте определим задачи урока.
6. Работа по теме урока. Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского
На доске традиционная схема-биография.
Драгунский Виктор Юзефович
(30 ноября 1913 г., Нью-Йорк - 6 мая 1972 г., Москва) Дата рождения: 1 декабря 1913
Место рождения: Нью-Йорк, США
Дата смерти: 6 мая 1972 (58 лет)
Место смерти: Москва, РСФСР
Род деятельности: писатель, поэт, публицист, актёр
Годы творчества: 1930-1972
Жанр: рассказы для детей, поэзия, проза
Язык произведений: русский
ru.wikipedia.org/wiki/Драгунский,_Виктор_Юзефович Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, но почти всю жизнь провёл в Москве. Виктор Юзефович сменил много профессий: работал на заводе, в швейной мастерской, перевозчиком на лодке через Москву-реку. Драгунскому очень хотелось работать в цирке, но клоуном он стать не смог: нужно было много учиться. Тогда он стал писать репризы - шуточные тексты для клоунов, а также эстрадные сценки и песни. Драгунский - детский писатель! Виктора Юзефовича уговорили попробовать записать свои рассказы - получились весёлые книги для детей, главной из которой стала книжка "Денискины рассказы". Главный герой книги жил рядом с писателем. Это был сын Драгунского - Денис. С ним происходили каждый день смешные и грустные истории, которые и придумывать не надо было. Драгунский писал замечательные книги. Это "Денискины рассказы", "Зеленоватые леопарды", "Ни пиф, ни паф", "Человек с голубым лицом", "Он живой и светится", "Расскажите мне про Сингапур" и др. Книги учат тому, что в жизни есть не только хорошее, но и плохое. Но нельзя мириться с ложью, трусостью и предательством, бороться нужно с плохим и побеждать его!
7. Физкультминутка. Часы
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.) Словарная работа.
- - Сейчас мы прочитаем рассказ Виктора Драгунского. Но сперва познакомимся с неизвестными или затруднительными словами, которые нам могут встретиться в тексте.
- - Попробуйте догадаться о смысле слов, подобрать синонимы.
- ПОЗОР - бесчестье, постыдное, унизительное положение (бесславие, бесчестье; стыд и срам, скандал, позорище разг., срамота, стыдоба)
- ЛОВКО - (проворно, юрко, изворотливо, сноровисто, удобно, быстро, точно)
- ПРИМЧАТЬСЯ - (прибежать, приехать, прибыть в место назначения в кратчайшие сроки)
- ВЕЖЛЕВЫЙ - (учтивый, корректный, любезный, деликатный, галантный, проявляющий уважение)
- БОДРО - (лихо, жизнерадостно, резво, свежо)
- ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ - (прочитать, прочесть)
- ВЛЕПИТЬ - (поставить, ударить)
Работа над рассказом «Главные реки»
- - Прочитаем рассказ на стр. 17-23 учебника. Читаем по-цепочке.
Чтение рассказа по-цепочке.
- - Ваши впечатления от прочитанного.
- - От чьего имени ведется рассказ? Почему?
- - Какую ошибку совершил Дениска? Из-за чего так произошло?
- - К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?
- - Помогают ли герою подсказки друзей.
- - К каким последствиям это привело?
- - Чему научился Дениска на своей ошибке? Какой вывод он сделал?
- - Подходят ли пословицы, которые мы обсудили в начале урока к этой сказке?
- - Чему учит нас рассказ?
Чтение по ролям.
- - Реплики каких героев присутствуют в этом рассказе?
- - Как мы будем читать за Дениску? С какой интонацией?
- - Как будем читать за учителя? С какой интонацией?
- - Попробуем прочитать по реплике каждого героя.
8. Итог урока. Рефлексия.
- - Над каким рассказом мы работали на уроке? Кто автор?
- - Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?
- - Оцените свою работу на уроке.
- Что было трудным?
- Что легко удавалось выполнить?
- Достигли ли мы поставленных задач на уроке?
9. Домашнее задание.
Подготовить пересказ текста от имени Дениса.
- Нарисовать иллюстрации к рассказу.