Урок литературного чтения В. Драгунский. Он живой и светится. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 3 классе

На тему: «Красота спасёт мир». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством В.Драгунского, способности путём

развивать навыки осознанного выразительного чтения,

творческие способности путём чтения по ролям;

воспитывать любовь к своим близким, животным, природе.

Оборудование: Компьютер, медиапроектор, звукозапись отрывок из рассказа

В.Ю.Драгунского «Он живой и светится» в исполнении Л.Голубкиной,

Учебник «Литературное чтение» 3кл,Л.Ф.Климанова.





Ход урока:

I.Организационный момент.

II.-Посмотрите видеоклип

-Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? Слайд №1

Прочитайте загадку и отгадайте её:

То погаснет, то зажжется Слайд №2

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый…(светлячок)

-Прочитайте загадку шёпотом.

-Прочитайте громко.

-Прочитайте скороговоркой.

-Прочитайте выразительно.

III.

1) Сообщение детей о светлячках

2)-Разгадайте ребус: найди неповторяющиеся буквы, сложи из них фамилию. (Драгунский) Слайд№3

Д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З

3) Рассказ учителя о творчестве Драгунского.

Виктор Юзефович Драгунский родился в ноябре 1913 года в городе Нью - Йорке, где жили его родители.

В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось работать бакенщиком, шорником (шить конскую сбрую), лодочником. Позднее он был цирковым клоуном, актёром театра и кино, руководителем маленького сатирического театра.

Во время ВОВ Драгунский был ополченцем, хотя его и не брали по болезни.

Виктор Юзефович работал для детей. Он часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах. Часто получал письма от детей и старался на них отвечать.

Слайд №4

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Денисом Кораблёвым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблёв так и остался мальчишкой.

4) Сценка из рассказа Драгунского «Где это видано».

IV. Физкультминутка.

V. Работа над новым текстом.

1)Чтение рассказа учащимися «цепочкой» до слов… «я её домой возьму»…(стр. 107)

2)Прослушивание окончания рассказа в исполнении артистки Л. Голубкиной.

3) Беседа по содержанию:

- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. ( Было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик сидел один во дворе, потому что все ушли по домам. Ему было очень плохо во дворе одному и хотелось есть.)

-Расскажите, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка? А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

4)Чтение в лицах.

-Прочитайте по ролям разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков.

- Прочитайте конец рассказа, разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика при чтении.


5). Вторичное восприятие и анализ текста. А. Чтение и анализ первой части рассказа (до слов "И в это время во двор вышел Мишка"). - О чем рассказал Дениска в этой части? - Почему автор разделил эту часть рассказа на три абзаца? Что Дениска думает о маме в начале и в конце первой части? С какой целью автор вводит в размышления Дениски описание двора, облаков? В первом издании рассказа после первых двух абзацев стояли точки. Затем Драгунский заменил точки многоточием. Как вы думаете, почему? (Деление на абзацы подчеркивает смену настроения Дениски. В первом абзаце звучит грусть и сочувствие маме, которой, по мнению сына, тоже плохо, ее задержали какие-то дела. Но постепенно сгущается тьма, становится неуютно, страшно, даже облака кажутся похожими на бородатых стариков. Облака, дома, увиденные глазами Дениски, помогают читателю почувствовать одиночество героя. Многоточие в конце каждого абзаца подчеркивает, как медленно тянется время, создает ощущение недосказанности. Постепенно в душе Дениски рождается обида на маму, ему кажется, что дела, задержавшие ее, не так уж и важны.) - Какие чувства нужно выразить при чтении первой части рассказа, какой отклик вызвать у слушателя? Выразительное чтение первой части рассказа. Б. Чтение и анализ второй части рассказа (до слов "Тут Мишка говорит..."). - Одиночество Дениски нарушено. Во дворе появляется Мишка - его лучший друг. Стало ли Дениске легче при появлении друга? Подтвердите свое мнение текстом. (Легче Дениске не стало. Мишка не замечает его состояния, он слишком увлечен самосвалом, задает один вопрос за другим, не получает ответа, но это его не смущает.) - Я прочитаю вам небольшой отрывок, чуть-чуть изменив его. Сравните мой вариант с авторским и подумайте: влияют ли эти изменения на смысл рассказа? "Я сказал: - Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил". (Пропущены два последних слова: "перед отъездом". Это очень важные слова. Оказывается, и папа уехал, Дениска совсем один. Мишкина просьба только усиливает одиночество Дениски.) - Попробуем провести еще один стилистический эксперимент. Обратите внимание на то, как автор делит текст на абзацы: " Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее. Я смотрел на ворота, чтобы не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила Тетю Розу, и они стоят и разговаривают, и даже не думают про меня. Я лег на песок". - Можно ли начать второй абзац с предложения: "На дворе стало еще темнее". Что изменится при этом? ( В авторском варианте предложение "На дворе стало еще темнее" передает состояние Дениски: еще хуже стало у него на душе, потому что Мишка надулся, обиделся на него. Если изменить границу абзаца, то это предложение лишь объяснит, почему Дениска боялся пропустить маму - было темно.) - Дениска вновь размышляет о том, почему не пришла мама. Прочитайте эти строчки, сравните их с теми предположениями о причинах опоздания мамы, которые Дениска делал в начале рассказа. (Теперь Дениска не сочувствует маме, а обижается на нее, думает, что он всеми забыт, никому не нужен.) Какой фразой Драгунский передает горечь, тоску, охватившую мальчика? ("Я лег на песок". Дениске самому трудно назвать свои чувства, но эта фраза о многом скажет вдумчивому читателю. "Лег на песок" - это жест отчаяния. В этом немом одиночестве особая сила выразительности.) - Попробуйте выразить те чувства, которые испытал Дениска с начала рассказа до этого эпизода с помощью цветовой шкалы, на которой каждый оттенок чувства обозначен оттенком цвета. (Вероятно, дети предложат разные цвета, важно показать, что постепенно цвет становится более насыщенным, темным, в тот момент, когда Дениска лег на песок, цвет черный - это самое безотрадное настроение.) - Прочитайте выразительно эту часть рассказа. VI. А.- Ребята, а как вы думаете, Дениска сможет обидеть или убить живое существо?

- Почему?

Б.Послушайте стихотворение Уральской поэтессы Людмилы Константиновны Татьяничевой «Щенок»

- Кого автор называет двуногим мучителем?

- Почему Татьяничева говорит:

Мучителей двуногих

За людей случайно не прими!

-Так давайте же, ребята, будем беречь наш мир, относиться с уважением ко всему живому и друг другу.

-Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих, умеющих рассуждать.

VII.Итог урока Слайд №5

VIII.Домашнее задание Слайд №6

© 2010-2022