Конспект урока по русскому языку Написание гласных в буквосочетаниях жи - ши, ча - ща, чу - щу

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « НАПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В БУКВОСОЧЕТАНИЯХ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

(с применением ИКТ)



Тип урока: обобщение полученных знаний.

Использованные технологии: компьютерные (ИКТ), коммуникативные, развивающие, здоровьесберегающие. Цель: уметь применять полученные знания по данной теме в практической деятельности. Задачи:

  • обобщить знания детей о написании гласных «а», «и», «у» в буквосочетаниях жи - ши, ча - ща, чу - щу;
  • развивать внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость, память, речь;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Вид деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: компьютеры, тетради, ручки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1 Организационный момент. Учитель в начале урока обращает внимание детей на изображение солнца, как источника жизни и хорошего настроения.

  • Солнышко дарит вам улыбку, как частичку тепла и хорошего настроения. Так подарите и вы улыбку своим друзьям (поворачиваются к соседям и приветствуют их кивком головы и улыбкой).
2 Актуализация знаний. (Групповая работа с использованием ЭОР.)
  • У нас сегодня необычный урок русского языка.
  • Мы с вами отправимся на экскурсию, где будем использовать изученные на предыдущих уроках правила.
  • Готовы?
Предлагаю командную игру «Яблоки»

Детям предлагается интерактивное задание для групповой работы: «ча-ща, жи-ши» [1]

  • Это полезная пища?
  • Только яблочки не простые, а заколдованные. Чтобы расколдовать, надо их с ветки сорвать.
  • Включите свои компьютеры и прочтите задание (необходимо найти и сорвать яблоки с неправильным написанием: мышы, печять, овчярка, шыпы).

Команды самостоятельно выполняют работу. После чего проверяют.

  • Были ли проблемы при выполнении этого задания?
  • Знания, каких правил вам понадобились?
  • Почему после «ш» и «ж» надо писать и? после «ч» и «щ» - а -у?
  • Яблоки, с какими словами вы сорвали? Почему? Какие правила использовали? Запишем их, но сначала откройте тетради и запишите число, классная работа. Затем слова с буквосочетаниями…(у доски работает один ученик, все остальные проверяют)
  • Молодцы! Расколдовали яблочки и за это получили подсказки-буквы. Составьте слово.

Дети за каждое сорванное яблоко получили буквы: ч, а, щ, у.

  • Куда же на экскурсию мы отправимся?
‒‒ На экране незаконченное предложение: Экскурсия в лесную …. . ‒‒ Какие орфограммы в этом слове встретились? Запишите в тетрадь это предложение.

Учитель просит детей закрыть глаза и послушать звуки лесной чащи. Затем таинственно произносит: «1,2,3 - в лесной чаще мы! » (открыли глаза) ‒‒ Что вы представили? 3. Постановка темы урока.

  • Нас встречают голоса лесных жителей, а вот и они…
  • Расшифруйте их названия. Кто же это? (Дети объясняют сразу орфограммы.)

ТАЗАЙЧА, ШИМЫ, ТАЧАВОЛ, ЩАЛЬЕВ (зайчата, мыши, волчата, щавель)

  • Что объединяет эти слова? (предметы живой природы, это слова на изученные правила…)
  • Что здесь может быть лишнее? (Щавель.)

Ученики записывают все слова в тетрадь.

  • Кто сформулирует тему нашего урока?
4. Обобщение знаний детей о написании гласных в буквосочетаниях жи - ши, ча - ща, чу - щу. а) записывание слов на изученные правила Звучит звук, который издаёт ёж.
  • Слышите, кто - то шуршит. Это нас встречает следующий житель чащи. Он проснулся, потянулся…(дети это делают) Встречайте!

Ученики читают текст и выполняют задания. «Бежит между ёлками Живой клубок с иголками. Вдруг, волк навстречу появился Клубочек вмиг остановился. Свернулся и не видно ножек. Ответьте, кто же это?» (ёжик)

  • Назовите слова, где есть буквосочетания: жи - ши, ча - ща, чу - шу.
  • Что у нас при этом получилось? (предложение) Запишите его.
б) игра: слуховой выборочный диктант
  • Ёжик собрал для вас много словечек с нашими любимыми буквосочетаниями и никак не может разделить их на группы.
  • Поможем?
  • Сядьте за партами так, чтобы удобно было вставать и садится.
Учащиеся разбиваются на три команды. Первая команда встает из-за парт, когда услышит в словах буквосочетания «ча-ща». Вторая команда встаёт, когда услышит буквосочетания «жи-ши». Третья - «чу-щу». Учитель диктует: лыжи, чулок, галчата, шалаши, чудо, роща, ужин, чашка, пища, ищу, груши, чугун, задача, тащу, машина, кричат, бежит, часто, щуплый.
  • Можно ли шуметь в лесу? Почему?
  • Что ещё нельзя делать в лесу? (костёр, мусор, рвать, брать животных и птиц в руки, домой)
  • Молодцы!
в) самостоятельная работа (разноуровневая) Звучат голоса птиц: пустельга, глухарь, тетерев.
  • Что вы слышите?…(звуки птиц)
  • Хотите знать, кому они принадлежат?
Для этого вам придется немного поработать самостоятельно, выбирая любой вариант по принципу: «Хочу и могу!»
  • Справитесь?
  • Рассмотрим задания (у каждого ученика лист с заданиями)
  • Чтобы сделать эти задания, какие орфограммы надо знать?
1 вариант. Спишите, вставив сочетания жи -ши, ча-ща, чу-щу. встре.. пу..нка ..чело бе..т ко..н гру.. ро… 2 вариант. Составьте правильно словосочетания, раскрывая скобки. решать (стриж) позвонить (ландыш) проворные (задача) душистые (врач) 3 вариант. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставь точку. Малыш. х.дили в чащ. там стуч.ли дятлы над речкой летали ч.йки и стриж.. Взаимопроверка. Выставление оценок. - Вот и птицы. Что вы о них знаете? [2,3,4] На экране изображение птиц. Дети рассказывают о них, используя вкладки на компьютере. Учитель дополняет (самое интересное). г) танцевальная минутка
  • Пока наши гости воркуют, объявляю привал. Но не обычный, а танцевальный.
  • А чтобы не пугать птиц сделаем музыку тише.
4 Работа с дидактическим материалом [6]
  • Внимание! Внимание!
  • Мы, кое-кого спугнули.
  • За нами наблюдает пара светящихся глаз.
  • Наверно, НЛО?
  • Любопытно?
  • Тогда откройте дидактический материал на странице №71, упр.132.
  • Прочтите текст и определите, о ком дальше пойдет речь?
  • А кошка живет в лесу?
  • Тогда кто же это может быть? (рысь)
  • Где живет эта дикая кошка? (в тайге)
  • Прочтите слова из текста, где встретились буквосочетания жи - ши? ча -ща? чу -щу?
  • Как мы их будем писать?
  • Спишите предложения, где встретились эти слова.
  • Проверим. Какие предложения вы записали?
5. Итог (рефлексия)
  • Какие вы молодцы! Но наша экскурсия подошла к концу.
  • Давайте вспомним, о каких орфограммах шла речь на уроке?
  • Где и когда вам понадобятся эти знания?
(Какая информация о лесных животных для вас была новой? Что понравилось больше всего?)
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Вам понравилась наша экскурсия? А мне понравилась ваша работа, вы у меня самые лучшие!


Список использованных источников:
  1. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интерактивное задание для работы в классе. Планирование к учебнику «Русский язык», 2 класс, Бунеев. Правописание буквосочетаний "жи − ши", "ча − ща", "чу − щу" // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: school-collection.edu.ru/catalog/res/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/.
  2. Материал из Википедии - Обыкновенная пустельга // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Пустельга/.
  3. Материал из Википедии - Глухарь // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: sineborie.ru/poleznaya-informatsiya/obekty-ohoty/o-gluhare.html/.
  4. Птицы Алтая. Орнитофауна Алтайского края // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: birds-altay.ru/2009/07/ocherk-o-tetereve/.
  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.М. учебник «Русский язык» 2 класс . БАЛАСС 2012 г.
  6. Комиссарова Л.Ю. «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 2 класс, М. БАЛАСС 2012 г.



7


© 2010-2022