- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Написание гласных в буквосочетаниях жи - ши, ча - ща, чу - щу
Конспект урока по русскому языку Написание гласных в буквосочетаниях жи - ши, ча - ща, чу - щу
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ягудина А.Р. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « НАПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В БУКВОСОЧЕТАНИЯХ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
(с применением ИКТ)
Тип урока: обобщение полученных знаний.
Использованные технологии: компьютерные (ИКТ), коммуникативные, развивающие, здоровьесберегающие. Цель: уметь применять полученные знания по данной теме в практической деятельности. Задачи:
- обобщить знания детей о написании гласных «а», «и», «у» в буквосочетаниях жи - ши, ча - ща, чу - щу;
- развивать внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость, память, речь;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1 Организационный момент. Учитель в начале урока обращает внимание детей на изображение солнца, как источника жизни и хорошего настроения.
- Солнышко дарит вам улыбку, как частичку тепла и хорошего настроения. Так подарите и вы улыбку своим друзьям (поворачиваются к соседям и приветствуют их кивком головы и улыбкой).
- У нас сегодня необычный урок русского языка.
- Мы с вами отправимся на экскурсию, где будем использовать изученные на предыдущих уроках правила.
- Готовы?
Детям предлагается интерактивное задание для групповой работы: «ча-ща, жи-ши» [1]
- Это полезная пища?
- Только яблочки не простые, а заколдованные. Чтобы расколдовать, надо их с ветки сорвать.
- Включите свои компьютеры и прочтите задание (необходимо найти и сорвать яблоки с неправильным написанием: мышы, печять, овчярка, шыпы).
Команды самостоятельно выполняют работу. После чего проверяют.
- Были ли проблемы при выполнении этого задания?
- Знания, каких правил вам понадобились?
- Почему после «ш» и «ж» надо писать и? после «ч» и «щ» - а -у?
- Яблоки, с какими словами вы сорвали? Почему? Какие правила использовали? Запишем их, но сначала откройте тетради и запишите число, классная работа. Затем слова с буквосочетаниями…(у доски работает один ученик, все остальные проверяют)
- Молодцы! Расколдовали яблочки и за это получили подсказки-буквы. Составьте слово.
Дети за каждое сорванное яблоко получили буквы: ч, а, щ, у.
- Куда же на экскурсию мы отправимся?
Учитель просит детей закрыть глаза и послушать звуки лесной чащи. Затем таинственно произносит: «1,2,3 - в лесной чаще мы! » (открыли глаза) ‒‒ Что вы представили? 3. Постановка темы урока.
- Нас встречают голоса лесных жителей, а вот и они…
- Расшифруйте их названия. Кто же это? (Дети объясняют сразу орфограммы.)
ТАЗАЙЧА, ШИМЫ, ТАЧАВОЛ, ЩАЛЬЕВ (зайчата, мыши, волчата, щавель)
- Что объединяет эти слова? (предметы живой природы, это слова на изученные правила…)
- Что здесь может быть лишнее? (Щавель.)
Ученики записывают все слова в тетрадь.
- Кто сформулирует тему нашего урока?
- Слышите, кто - то шуршит. Это нас встречает следующий житель чащи. Он проснулся, потянулся…(дети это делают) Встречайте!
Ученики читают текст и выполняют задания. «Бежит между ёлками Живой клубок с иголками. Вдруг, волк навстречу появился Клубочек вмиг остановился. Свернулся и не видно ножек. Ответьте, кто же это?» (ёжик)
- Назовите слова, где есть буквосочетания: жи - ши, ча - ща, чу - шу.
- Что у нас при этом получилось? (предложение) Запишите его.
- Ёжик собрал для вас много словечек с нашими любимыми буквосочетаниями и никак не может разделить их на группы.
- Поможем?
- Сядьте за партами так, чтобы удобно было вставать и садится.
- Можно ли шуметь в лесу? Почему?
- Что ещё нельзя делать в лесу? (костёр, мусор, рвать, брать животных и птиц в руки, домой)
- Молодцы!
- Что вы слышите?…(звуки птиц)
- Хотите знать, кому они принадлежат?
- Справитесь?
- Рассмотрим задания (у каждого ученика лист с заданиями)
- Чтобы сделать эти задания, какие орфограммы надо знать?
- Пока наши гости воркуют, объявляю привал. Но не обычный, а танцевальный.
- А чтобы не пугать птиц сделаем музыку тише.
- Внимание! Внимание!
- Мы, кое-кого спугнули.
- За нами наблюдает пара светящихся глаз.
- Наверно, НЛО?
- Любопытно?
- Тогда откройте дидактический материал на странице №71, упр.132.
- Прочтите текст и определите, о ком дальше пойдет речь?
- А кошка живет в лесу?
- Тогда кто же это может быть? (рысь)
- Где живет эта дикая кошка? (в тайге)
- Прочтите слова из текста, где встретились буквосочетания жи - ши? ча -ща? чу -щу?
- Как мы их будем писать?
- Спишите предложения, где встретились эти слова.
- Проверим. Какие предложения вы записали?
- Какие вы молодцы! Но наша экскурсия подошла к концу.
- Давайте вспомним, о каких орфограммах шла речь на уроке?
- Где и когда вам понадобятся эти знания?
- Оцените свою работу на уроке.
- Вам понравилась наша экскурсия? А мне понравилась ваша работа, вы у меня самые лучшие!
Список использованных источников:
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интерактивное задание для работы в классе. Планирование к учебнику «Русский язык», 2 класс, Бунеев. Правописание буквосочетаний "жи − ши", "ча − ща", "чу − щу" // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: school-collection.edu.ru/catalog/res/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/.
- Материал из Википедии - Обыкновенная пустельга // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Пустельга/.
- Материал из Википедии - Глухарь // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: sineborie.ru/poleznaya-informatsiya/obekty-ohoty/o-gluhare.html/.
- Птицы Алтая. Орнитофауна Алтайского края // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: birds-altay.ru/2009/07/ocherk-o-tetereve/.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.М. учебник «Русский язык» 2 класс . БАЛАСС 2012 г.
- Комиссарова Л.Ю. «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 2 класс, М. БАЛАСС 2012 г.
7