Работа по развитию речи учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа по развитию речи учителя в/к Седаш И.Н.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его младший школьный период. Многие ученые, педагоги, психологи в своих работах уделяли внимание развитию речи у детей, рассматривая речь как средство общения и познания окружающего мира. Так, К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский указывали, что речь и язык необходимо развивать и совершенствовать, т.к. это формирует мышление. К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».

Дар слова - это важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовский писал: "Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и…блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы." Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения /13,с.124/.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения.

Концепция современного образования ставит перед учителями задачу подготовки учащихся, умеющих в совершенстве владеть языком, использовать его как главное коммуникативное средство. В связи с возрастающим информационным потоком, воздействующим на ребенка, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не владеют навыками грамотной устной и письменной речи, что в свою очередь сказывается на качестве их обучения. Речь как живой организм не приемлет вторжения инородных явлений, следовательно, нельзя заменить «живой язык» компьютером или другими техническими средствами. Прочувствовать речь и язык ребенок может через чтение литературы, через восприятие художественных образов, тем самым приобщаясь к сокровищнице языкового народного творчества.
На мой взгляд, учителю начальных классов в процессе формирования развития речи у ребенка необходимо выполнять следующие условия:

1. Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся: восприятие правильной речи взрослых, чтение книг, слушание радио.
2. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи - обеспечить речевую практику для учащихся.
3. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образования форм - обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
4. Вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом.
5. Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение жестких требований к хорошей речи.

Основное в языковом образовании учащихся начальных классов заключается в том, чтобы научить детей осмысленно пользоваться литературным кодифицированным языком, языком книги, школы, науки. Школьное обучение предоставляет ребенку возможность черпать из живого источника родного языка все самое ценное и лучшее.

С 2008 года учителя МО начальных классов нашей школы разработали программу по развитию речи для уроков из вариативной части. Эти уроки стали проводиться отдельно от уроков русского языка 1 час в неделю. На уроках развития речи мы имеем возможность более подробно говорить и о порядке слов в предложении, и о логическом ударении, и о важных по смыслу словах и их месте в предложении в устной и в письменной речи, систематически расширять и углублять словарный запас детей, постепенно и более часто учиться писать сочинения разного вида (в том числе, рассуждение, с которым по все другим программам предусматривается только ознакомление; обычно дети в начальной школе пишут всего 1-2 подобных сочинения). При введении специальных уроков развития речи учащиеся пишут сочинения постоянно (и дома, и в школе); такая работа по развитию связной речи проводится не только при изучении тем "сочинение-повествование", "сочинение-рассуждение" и "сочинение-описание", но и при изучении лексики ("синонимы", "антонимы", "многозначные слова", "омонимы"), и при изучении предложения. Общее количество сочинений, написанных учащимися при изучении данного курса, в десятки раз больше, чем раньше. И результат получается более высокий.

Главной целью программы является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей учащихся

Задачи:

- формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной устной и письменной речи, развитие речевого общения;

- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;

- развитие мелкой моторики рук

- формирование личности ученика: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие воображения и творческих способностей.

Принципы работы с детьми по развитию речи:

1. Научность.

2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.

4. Доступность, конкретность.

5. Концентричность.

Результаты к концу обучения

Специально разработанные занятия по развитию речи приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируются следующие результаты:

1. Повышается культура речи.

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

3. Дети успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной.

Изучив программу, цели и задачи, приняв во внимание индивидуальные особенности своего класса, я пришла к выводу, что моим детям нужно давать темы блоками

  • Речевая этика

  • Текст

  • Изложение

  • Сочинение

  • Стили речи

  • Жанры

  • Образные средства

Исходя из этого, я составила сборник по развитию речи с данными темами. Он облегчает подготовку к уроку учителя и помогает в написании сочинений и изложений учащимся. Для некоторых тем и для индивидуальной работы я использую технологические карты и индивидуальные карточки-помощницы.

С целью обогащения словаря учащихся, для подготовки к качественному написанию сочинений и изложений, я использую задания следующего характера:

подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;

подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;

работа над прямым и переносным значением слов;

употребление речевых оборотов;

работа с пословицами и поговорками;

работа со словарём;

выполнение различных видов творческих работ;

Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. " Красна речь поговоркой".

Поговорка:

  • сообщает "Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает"

  • обогащает "В чужой беседе, всяк ума купит"

  • воспитывает "С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет"

  • влияет "Слово пуще стрелы разит"

  • помогает "Язык до Киева доведёт"

успокаивает "Доброе слово человеку, что дождь в засуху"

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, "доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике"

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

Понятие о тексте. Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. На уроках развития речи я не только знакомлю учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом, но и формирую коммуникативные умения:

  • умение раскрывать тему высказывания;

  • умение раскрывать основную мысль высказывания;

  • умение собирать материал к высказыванию;

  • умение систематизировать собранный материал;

  • умение совершенствовать написанное (для письменной речи);

  • умение строить высказывания в определённой композиционной форме;

  • умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Это помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. В процессе работы над текстом - при обучении пересказу и работе над изложением - формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Для этого я провожу разнообразные упражнения, которые помогают детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учитываю их жизненный характер, интерес детей, доступность. Темы рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления.

Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, ученик обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогают ему полнее раскрыть тему.

Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках развития речи при подготовке к изложению и связываются с работой над планом. Композиция ( структура) рассказа по серии картинок или по одной картине и описания, учащиеся начинают осознавать ещё на уроках обучения грамоте, когда мы учились составлять рассказ из трёх частей выделять главную мысль, вступление и заключение. Композиция описания строится на последовательности наблюдения: дети дают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали.

Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описание и рассуждения в свои рассказы, я учу детей находить эти элементы в текстах, предназначенных для изложений. Кроме того, ученики составляют короткие устные и письменные зарисовки хорошо знакомых предметов (например, игрушки) явлений природы ( вид из окна, погода сегодня), внешности человека (мой друг, соседи). При составлении связных сообщений я постоянно ставлю вопросы: как вы можете связать между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какое слово надо заменить, чтобы в тексте не было повторений? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа особенно важна при обучении письменной речи. При построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность, эмоциональную выразительность.

Для выполнения самостоятельного написания сочинения ученику предлагается индивидуальная карточка

Стратегия написания сочинения ученика (один из вариантов).

1. Вдумчиво читаю название темы, данное на доске.

2. Воспринимаю тему, определяю основную мысль.

3. Нахожу ключевое слово (слово с богатыми ассоциациями, желательно поэтически красивое).

4. Пытаюсь создать образ из моих знаний, прочитанных книг, учебников, услышанной информации из радио- и телепередач.

5. Делаю наброски, подбираю опорные слова, словосочетания, не забываю о художественных средствах.

6. Начинаю писать на черновике, пишу быстро, чтобы ничего не упустить, не забыть.

7. Пытаюсь писать так, чтобы получилось нестандартное сочинение.

8. Перечитываю написанное, добавляю нужные, на мой взгляд, слова, заменяю неудачные фразы, убираю лишнее.

9. Еще раз читаю, обращая внимание на пунктуацию. Понимаю, что работа мне нравится.

10. Слушаю внимательно обсуждения одноклассников и вношу изменения, если они нужны.

Сочинение сказок - ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и мы учимся делать это на уроках развития речи. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей.

Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам.

Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения, учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы и исправлены.

Ошибки в письменной речи учащихся. Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.

Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить полно достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки.

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся в письменных изложениях и сочинениях.

1. В содержании, в том числе пропуск букв.

2. В структуре:

нарушение логической последовательности;

отсутствие связи между фактами;

3. В речевом оформлении:

в определении границ предложения;

в построении предложений разных типов;

нарушение порядка слов;

повторы слов;

неправильный выбор и употреблении слов.

4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.

(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).

При организации коллективной работы над ошибками, я подбираю из работ учащихся наиболее яркие примеры ошибок, группирую их по типам: ошибки в содержании и построении текста, речевые ошибки, в том числе ошибки на построение предложений и на употреблении слов. В свою очередь ошибки, связанные с работой над предложениями, также дифференцируются. Над каждой группой ошибок работаем на разных уроках и во внеурочное время индивидуально, в парах и в группах. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике. Учащиеся начинают "вскрывать сложное в простом" и находить "незнакомое в знакомом", что имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

Уроки развития речи способствуют становлению самостоятельности и индивидуальности учащихся, раскрытию творческих способностей, а также развивают ум, воображение, эстетический вкус, помогают эмоционально понять собеседника, способствуют правильному пониманию речи как главного элемента общения.

О. Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми». Я считаю, что уроки развития речи помогают мне в этом.





Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:

  1. Выделение опорных слов.

  2. Работа с деформированным текстом.

  3. Редактирование текста.

  4. Творческое изложение.

  5. Составление цепочек связи.

  6. Сочинение собственного текста.

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов - научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели "механизмом построения речи", на автоматизацию речевых навыков.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.

Хочется поделиться своим опытом организации работы по формированию связной речи в 1-м классе. Приступая к работе по формированию связной речи, прежде всего, задумываешься над вопросом: "Чему нужно учить ребёнка, чтобы он овладел сложным умением излагать мысль в устной форме". Основной упор делается на то, чтобы дети усвоили структурные признаки текста и средства межфразовых связей. Дети вполне успешно справляются с усвоением этих понятий. Работу по формированию Умение строить высказывания дети получают в 1-м классе в период обучения грамоте. Основным в этой работе является анализ читаемых текстов, кроме того, необходимы наблюдения над средствами связи между предложениями, задания на выбор. Создание текста учащимися относится к виду речевой деятельности, которая требует от них максимального осознания. Оно может быть достигнуто только после того, как дети овладевают понятием "текст". Сведения о тексте, которые учащиеся должны усвоить для приобретения навыков его составления в начальных классах - это, главным образом, знания о способах двух предложений. В своей практике я стремлюсь, чтобы учащиеся понимали, что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Практическое ознакомление с признаками текста и способами соединения двух предложений начинаю с анализа текстов азбуки, так как чем меньше по своему объёму текст, тем очевиднее связь предложений, тем ярче видна его структура. Текст даёт образец построения связного высказывания. Очень важно, чтобы учащиеся, прежде всего, усвоили, как получается связное высказывание, каков его механизм. Нужно показать детям, что мысль обычно не укладывается в одно предложение и поэтому переходит из предложения в предложение. Усвоив эту особенность речи, дети будут знать, что не всякое объединение предложений может образовать текст. После формирования понятия о тексте, о теме текста перехожу к практическому знакомству детей со средствами межфразовых связей, так как не достаточное внимание к способам связи двух предложений приводит к тому, что высказывания детей чаще всего представляют собой набор предложений, а не связанное высказывание. Упражнения по обучению соединять два, три, четыре предложения развивают логическое мышление учащихся и формируют необходимые навыки и умения логического построения речи. Упражнения составляют так, чтобы дети овладели умением соединять сначала два, затем три и, наконец, четыре предложения в одно связное элементарное высказывание. Знакомя детей со связью между предложениями в тексте, довожу до сознания то, что в каждом тексте есть слова, которые помогают соединить предложения друг с другом. Для того, чтобы соединить предложения в тексте, можно повторить слово в нескольких предложениях, можно использовать разные слова, называющие один и тот же предмет, но сообщающие что-то новое о нём. Частый повтор одного и того-же слова не всегда нужен в тексте. Текст может стать неинтересным.

Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями. Результат такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путём проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развёртывая её, используя средства связей, как лексический повтор, синонимы и т.д.

Использовалась литература:

1. И.И. Политова "Развитие речи учашихся начальных классов". Москва, "Просвещение" 1984 г.

2. Журнал "Начальная школа".

3. Обобщение собственного опыта работы. 4. Н. В. Серенькова. Развитие речи младших школьников







© 2010-2022