- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Изменение имен существительных по падежам (склонение)
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Изменение имен существительных по падежам (склонение)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чечурина С.Л. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Камышетская средняя общеобразовательная школа»
Изменение имен существительных
по падежам (склонение).
Урок русского языка в 3 классе
Школа России по учебнику В.П. Канакиной
в соответствии с ФГОС
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Чечурина Светлана Леонидовна
Февраль, 2016г.
Урок русского языка в 3 классе
Школа России по учебнику В.П. Канакиной
Тема:
Изменение имен существительных по падежам.
Цель:
-
знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;
-
наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
-
учить решать проблемные задачи.
Тип урока:
Открытие новых знаний и способов действий, решение частной и учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные):
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Личностные результаты:
Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принимают и осваивают социальную роль учащегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.
Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.
Образовательные ресурсы: Учебник, с. 36-38. Таблица «Склонение имен существительных», карточки, презентация.
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые умения
1
2
3
4
5
I. Организационный момент
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
- Поприветствуем друг друга: «Добрый день!» Давайте улыбнёмся, друг другу.
-У вас на партах две карточки (солнышко и тучка), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Успехов вам и удачи!
- Проверим готовность к уроку.
Приветствуют друг друга, учителя, гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Словарная работа
Фронтальная.
Словесный. Практический
На экране - словарные слова без гласных букв. Детям надо списать их, вставляя пропущенные гласные буквы.
М-с-ц (месяц), з-в-д (завод), п-н-л (пенал), д-в-чк- (девочка), в-р-н- (ворона), н-р-д (народ), р-б-т- (ребята), Р-сс- - (Россия)
Что объединяет все эти слова?
Докажите, что это имена существительные.
На какие 2 группы можно разделить эти слова?
Как вы думаете, а все ли мы знаем об имени существительном?
- Определите тему урока.
- Поставим цели.
Слушают учителя,
выполняют работу
над ошибками
Анализируют результаты своей деятельности, корректируют знания
III. Самоопределение к деятельности
Фронтальная.
Словесный.
Чтение, беседа
- они все являются именами существительными
на одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам - м.р. и ж.р.)
Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Знакомство со склонением имен существительных
Парная, коллективная. Словесный,
практический. Упражнение,
беседа
а) работа в парах (карточки)
У детей на партах лежит текст.
Скоро мама придёт с работы. У (мама) _________ доброе сердце. Я подарю (мама) ___________ красивые цветы. Очень люблю свою (мама) ______________. Мне очень интересно беседовать с (мама) __________ . Я написала сочинение о (мама) ___________.
Прочитайте текст.
-
Какое слово встречается в каждом предложении?
-
Что заметили?
-
Как выдумаете, что надо сделать?
Далее работа в парах - написать рядом измененное слово.
-
Для чего служит окончание? Выделите окончание в слове мама во всех предложениях.
-
Что происходит со словом мама в каждом предложении: словоизменение или словообразование?
-
Почему изменяется окончание в слове мама?
-
Попробуйте задать вопросы к этим словам и записать их (в паре)
-
Какой вывод можно сделать?
Такие изменения имен существительных по вопросам называется СКЛОНЕНИЕМ.
б) коллективная работа.
- Вернемся к тексту. Определите, с какими словами связано по смыслу слово мама в каждом предложении?
Выпишите словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос). Выделите окончание.
Для чего выполняли это задание?
А как называется такое изменение?
Узнали ли мы новое об имени существительном?
Выполняют задания упражнения
-Мама
- Слово мама стоит в начальной форме и нет смысла в предложениях.
Изменить слово
Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении
словоизменение
потому что ставим разные вопросы
Вывод: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е. по смыслу), и когда отвечают на разные вопросы (грамматическая связь).
запись на экране:
-
Придёт (кто?) мама.
-
Сердце (у кого?) у мамы.
-
Подарю (кому?) маме.
-
Люблю (кого?) маму.
-
Беседовать (с кем?) с мамой.
-
Написала (о ком?) о маме.
- Чтобы изменить слова по вопросам. Склонение имен существительных.
Устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, выполняют письменную работу
Физминутка
Коллективная. Практический
Проводит физминутку
Выполняют движения для глаз
Осуществляют профилактику утомления
2) Знакомство с падежами.
3) Закрепление знаний
Упражнение 65 (учебник)
Прочитайте правило: Склонением называется изменение имен существительных по падежам. - Знаем ли мы название падежей?
- Определите цель нашей дальнейшей работы.
Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать - именительным.
Родился - стал родительным.
Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.
Работа по таблице.
Какой вывод сделаем?
С какой целью мы сегодня выполняли эту работу?
Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова?
нет
познакомимся с названиями падежей и будем учиться изменять по падежам имена существительные
Отвечают на вопросы упражнения в ходе работы с таблицей; запоминают названия падежей и падежные вопросы.
В каждом падеже свое окончание имен существительных
Запомнить названия падежей, уметь изменять имена существительные по вопросам (склонять)
Для связи слов в предложении
Знакомятся со склонением, с названиями падежей
Извлекают необходимую информацию из таблицы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
V. Закрепление знаний и способов действий.
Падежи и падежные вопросы (упр. 66)
Коллективная.
Словесный. Упражнение,
беседа.
Обеспечивает усвоение знаний падежей и падежных вопросов, навыки изменения имен существительных по падежам
Склоняют имена существительные: лиса, стол, гнездо
(фронтальная проверка)
Запоминают названия падежей, учатся изменять имена существительные по вопросам (склонять)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
- Как называется изменение имён существительных по падежам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их с вопросами?
- Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы?
Продолжите фразу...
-
Я знаю.....
-
Я умею....
-
Я научился....
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой вывод.
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния,
впечатления от урока
Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке
VII. Домашнее задание: с. 36-37 правило, таблица; с. 38 упр. 66 просклонять: трава, журавль.
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.
Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего
развития