Разработка урока русского языка в 3 классе по теме Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Камышетская средняя общеобразовательная школа»


Изменение имен существительных

по падежам (склонение).

Урок русского языка в 3 классе

Школа России по учебнику В.П. Канакиной

в соответствии с ФГОС

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Чечурина Светлана Леонидовна






Февраль, 2016г.

Урок русского языка в 3 классе

Школа России по учебнику В.П. Канакиной

Тема:

Изменение имен существительных по падежам.

Цель:

  • знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;

  • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;

  • учить решать проблемные задачи.

Тип урока:

Открытие новых знаний и способов действий, решение частной и учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные):
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Личностные результаты:

Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принимают и осваивают социальную роль учащегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.

Образовательные ресурсы: Учебник, с. 36-38. Таблица «Склонение имен существительных», карточки, презентация.











Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

I. Организационный момент

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

- Поприветствуем друг друга: «Добрый день!» Давайте улыбнёмся, друг другу.

-У вас на партах две карточки (солнышко и тучка), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Успехов вам и удачи!

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют друг друга, учителя, гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Словарная работа

Фронтальная.

Словесный. Практический

На экране - словарные слова без гласных букв. Детям надо списать их, вставляя пропущенные гласные буквы.

М-с-ц (месяц), з-в-д (завод), п-н-л (пенал), д-в-чк- (девочка), в-р-н- (ворона), н-р-д (народ), р-б-т- (ребята), Р-сс- - (Россия)

Что объединяет все эти слова?

Докажите, что это имена существительные.

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Как вы думаете, а все ли мы знаем об имени существительном?

- Определите тему урока.

- Поставим цели.

Слушают учителя,
выполняют работу
над ошибками

Анализируют результаты своей деятельности, корректируют знания

III. Самоопределение к деятельности

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

- они все являются именами существительными

на одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам - м.р. и ж.р.)

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Знакомство со склонением имен существительных

Парная, коллективная. Словесный,
практический. Упражнение,
беседа

а) работа в парах (карточки)

У детей на партах лежит текст.

Скоро мама придёт с работы. У (мама) _________ доброе сердце. Я подарю (мама) ___________ красивые цветы. Очень люблю свою (мама) ______________. Мне очень интересно беседовать с (мама) __________ . Я написала сочинение о (мама) ___________.

Прочитайте текст.

  • Какое слово встречается в каждом предложении?

  • Что заметили?


  • Как выдумаете, что надо сделать?

Далее работа в парах - написать рядом измененное слово.

  • Для чего служит окончание? Выделите окончание в слове мама во всех предложениях.

  • Что происходит со словом мама в каждом предложении: словоизменение или словообразование?

  • Почему изменяется окончание в слове мама?

  • Попробуйте задать вопросы к этим словам и записать их (в паре)

  • Какой вывод можно сделать?

Такие изменения имен существительных по вопросам называется СКЛОНЕНИЕМ.

б) коллективная работа.

- Вернемся к тексту. Определите, с какими словами связано по смыслу слово мама в каждом предложении?

Выпишите словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос). Выделите окончание.

Для чего выполняли это задание?

А как называется такое изменение?

Узнали ли мы новое об имени существительном?

Выполняют задания упражнения


-Мама

- Слово мама стоит в начальной форме и нет смысла в предложениях.

Изменить слово

Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении

словоизменение

потому что ставим разные вопросы

Вывод: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е. по смыслу), и когда отвечают на разные вопросы (грамматическая связь).

запись на экране:

  • Придёт (кто?) мама.

  • Сердце (у кого?) у мамы.

  • Подарю (кому?) маме.

  • Люблю (кого?) маму.

  • Беседовать (с кем?) с мамой.

  • Написала (о ком?) о маме.

- Чтобы изменить слова по вопросам. Склонение имен существительных.

Устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, выполняют письменную работу

Физминутка

Коллективная. Практический

Проводит физминутку

Выполняют движения для глаз

Осуществляют профилактику утомления

2) Знакомство с падежами.



3) Закрепление знаний

Упражнение 65 (учебник)

Прочитайте правило: Склонением называется изменение имен существительных по падежам. - Знаем ли мы название падежей?

- Определите цель нашей дальнейшей работы.

Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать - именительным.

Родился - стал родительным.

Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.

Работа по таблице.

Какой вывод сделаем?

С какой целью мы сегодня выполняли эту работу?

Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова?

нет

познакомимся с названиями падежей и будем учиться изменять по падежам имена существительные


Отвечают на вопросы упражнения в ходе работы с таблицей; запоминают названия падежей и падежные вопросы.

В каждом падеже свое окончание имен существительных

Запомнить названия падежей, уметь изменять имена существительные по вопросам (склонять)

Для связи слов в предложении

Знакомятся со склонением, с названиями падежей



Извлекают необходимую информацию из таблицы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

V. Закрепление знаний и способов действий.

Падежи и падежные вопросы (упр. 66)

Коллективная.

Словесный. Упражнение,
беседа.

Обеспечивает усвоение знаний падежей и падежных вопросов, навыки изменения имен существительных по падежам

Склоняют имена существительные: лиса, стол, гнездо

(фронтальная проверка)

Запоминают названия падежей, учатся изменять имена существительные по вопросам (склонять)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Как называется изменение имён существительных по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их с вопросами?

- Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы?

Продолжите фразу...

  • Я знаю.....

  • Я умею....

  • Я научился....

Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой вывод.

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

VII. Домашнее задание: с. 36-37 правило, таблица; с. 38 упр. 66 просклонять: трава, журавль.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего
развития


© 2010-2022