- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных»
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Масалыкина А.В. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по письму и развитию речи.
4 класс.
Тема: Правописание имен собственных.
-
Цели урока:
-
Образовательные:
Ввести понятие "имя собственное",формирование умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имён сказочных персонажей, развитие умения дифференцировать имена собственные в речи и тексте, формирование навыка звукового анализа слов, познакомить детей с начальными сведениями об именах, фамилиях и объяснить их происхождение и значение;
-
Развивающие:
развитие речи и коррекция её недостатков; развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля.
-
Воспитательные:
воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.
1.Оргмомент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!!!
(слайд№2)
2. Постановка целей урока.
-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Вы любите сказки? Я знаю, что все на свете и взрослые и дети любят сказки. Вот и мы на этом уроке побываем в сказке. А совершим мы путешествие в страну, которая находится:
За горами, за лесами
За широкими морями,
Не на небе, на земле
Есть одна страна
В великом русском языке…
ЗАДАНИЕ №1
(на доске таблички со словом: БОЛЬШЕБУКОВКА, пропущены гласные буквы, надо их расставить в заданном порядке).
Дорога предстоит трудная, много препятствий (слайд № 4,5,6) и цель нашего путешествия - это добраться до замка королевы Буквины и ответить на вопрос, почему эта страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА.
В ходе нашего путешествия мы будем вести дневник, в котором будем записывать все самое интересное. А дневником служить будет ваша тетрадь. Готовы? Тогда вперед!!!
Делаем первую запись: Число и классная работа.
Минутка чистописания: БОЛЬШЕБУКОВКА
3.Актуализация знаний.(появление помощника - Ученый кот)- слайд №7
Задание: из набора слов отберите слова, которые отвечают на вопрос: кто? что?
Слова: человек, холодная, играть, румяная, ваза, светит.
Звукобуквенный анализ словарного слова :ЧЕЛОВЕК (на карточках)
Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на земле?
Вот вам подсказка от Кота (загадка):
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни, это собственное имя. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. А кто-нибудь знает значение своего имени?
Учёный Кот раскрыл тайну ваших имён (слайд №8)
4. Введение новых знаний.
Итак, наш путь лежит через густой лес, в котором живет страшный БУКВОЕД (слайд №9) и чтобы мы спокойно прошли лес нам нужно правильно выполнить его задания и не угодить в ловушки, которые он расставил.
Задание: Сложи из слогов имена.
- А что вы помните про то, как пишутся имена людей?
Открытие №1. (слайд №10)
Задание в тетради: запишите имена собственные и подчеркните первую букву.
А впереди завал. Недавно в стране БОЛЬШЕБУКОВКЕ пронесся ураган и завалил тропинку, нам нужно разобрать завал (слайд №11)
Задание: расшифруй слово: ФАМИЛИЯ - это словарное слово, запись в тетрадь, деление на слоги, ударение (слайд №12)
А знаете, что ещё лет 150-200 назад у большинства людей и фамилии -то не было. Были прозвища. А какие интересные получались фамилии от прозвищ!
Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получалась….БЕЛЯКОВ.
Если была борода, получится….БОРОДКИН.
Некоторые фамилии образовывались от места жительства: МОСКВИЧЕВ, от названия профессии: КАМЕНЩИКОВ, от названий животных, растений: КОШКИН, ЛАНДЫШЕВ.
Ну а теперь предстоит разобрать завал. На каждом камешке написана фамилия. Нам надо записать их по порядку:
Возникла от названия:1.животного
2.Имени, 3.Города, 4.Профессии, 5.Растения. (слайд №13, 14)
Запишите в тетрадь: С какой буквы будем писать фамилии?
ОТКРЫТИЕ №2 (слайд №15)
А хотите узнать от чего произошли ваши фамилии? (слайд №16)
Кроме фамилии и имени у человека есть ещё и отчество. Как вы думаете, как оно образовывается?
ОТКРЫТИЕ №3 (слайд №17)
Задание: Запишите своё отчество и подчеркните первую букву.
Мы с вами миновали лесные ловушки, расставленные Буквоедом и добрались до реки. Нам предстоит переправиться на другой берег. Для этого нам необходимо построить плот из бревен.
Задание: Отыщите вторые половинки бревен на которых написаны клички животных. Но сначала послушаем стихотворение:
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали коровенку.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.
- Что вас заставило улыбнуться? Что в стихотворении не так? Наведем порядок и тем самым построим плот (слайд № 18)
- Почему мы клички животных тоже будем писать с большой буквы?
ОТКРЫТИЕ №4 (слайд № 19)
Пока шли по лесу и строили плот вы наверное устали, немножко отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд №20, презентация- активная ссылка)
Ну наконец мы с вами добрались до г.Буквинска.(слайд № 21) А вам интересно кто живет в этом городе?
ЗАГАДКИ:
-
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
-
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
-
Она красива и мила,
А имя её от слова зола. (Золушка)
-
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой. (Буратино)
ОТКРЫТИЕ№5 (слайд № 22)
Задание: Запиши имена сказочных героев, сверху над словом поставь номер дома, в котором живет герой.
-Прочитайте названия улиц города Буквинска. (слайд № 23)С какой буквы они написаны? Почему?
ОТКРЫТИЕ №6 (слайд № 24)
-
Закрепление нового материала:
Добрались до замка королевы Буквины и теперь ответим на главный вопрос: Почему её страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА?
- Какие слова мы называем именами собственными?
Королева Буквина приготовила для нас последнее испытание и от того как мы его выполним, зависит на каком виде транспорта мы отправимся домой.
Дифференцированная самостоятельная работа (3 уровня):
1 уровень (на карточках):
Каким предметам можно дать имя? Запиши его.
Город -
Ваза -
Мальчик -
Пёс -
Улица -
Река -
2 уровень:
Напиши имена собственные в следующем порядке:
Имя:
Фамилия:
Отчество:
Название города:
Название реки:
Имя сказочного героя:
3 уровень:
Подчеркни имена собственные:
Озеро, Сережа, Ока, город, Петров, Москва, Иванович, сорока, Буратино, доктор.
Молодцы, справились с заданием, получайте конвертики с изображением того вида транспорта на котором вы отправитесь домой .
Задание: Сложи разрезную картинку (самолет, поезд, машина, корабль).
-
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали в ходе нашего путешествия?
- Что запомнилось больше всего?
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
Королева Буквина хочет вам подарить солнышко, чтобы оно вам напоминало о путешествии (метод эмоционально-цветовой аналогии - рефлексия).
Урок закончен. Можете идти отдыхать. (оценки)