Родительское собрание Тайм-менеджмент для детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дубовская Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№6 г. Сегежи РК


Родительское собрание

Тема: «Тайм-менеджмент для детей»

Цель: знакомство с приёмами тайм-менеджмента (управления временем) для детей.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему необходимости управления временем младшими школьниками.

  2. Выявить причины нехватки времени («хронофаги») у детей младшего школьного возраста.

  3. Познакомить с приёмами тайм-менеджмента для детей.

Глоссарий: ФГОС НОО

Тайм-менеджмент

Портфолио

Хронофаги

  1. Введение.
  • Репродукция картины С. Дали «Утекающее время».
- Какие мысли, размышления навевает картина? («Время течёт») Один мудрец сказал, что каждый человек имеет только один-единственный сундук времени. И у одного человека в нем - пустота, а у другого - бесценное сокровище.
  1. Актуализация.
  • Беседа с родителями
Вопросы: - Хватает ли вам времени в сутках, чтобы выполнить все дела? А всё ли успевают ваши дети? - Как вы думаете, нужно ли учить ребёнка планировать своё время? Почему?
Педагог резюмирует сказанное:
  1. Особенность ФГОС НОО - ориентированность на образовательные результаты нового типа. А именно - метапредметные результаты. Одной из самых сложных групп формируемых УУД являются регулятивные (целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, оценка, волевая саморегуляция).
  2. Тайм-менеджмент - одно из средств, помогающее создать благополучие человека, сохранить его здоровье. Тайм-менеджмент - это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы. Управлять временем нельзя, а организовать его можно!
  3. Актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый - проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознаёт свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач. Человек- проектировщик умеет себя организовать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами тайм-менеджмента!
  4. Умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью успешного человека.

  1. Из теории вопроса.
Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент - абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, - типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям… Все перечисленное - элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получали ученики в школе, в настоящее время уже недостаточно. Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно. Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях: «Цель», «Время», «Управление». Рассмотрим эти направления с точки зрения младшего школьного возраста. Вопрос целеполагания неразрывно связан с интеллектуальным развитием человека. Умение видеть причинно-следственные связи, устанавливать последовательность действий, способность к анализу и синтезу - вот основа, на которой будет формироваться эта способность. Обучая ребенка тайм-менеджменту, нужно объективно оценивать его интеллектуальную готовность к освоению этих знаний. Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент - это организация деятельности по достижению собственной цели! Это возраст, когда цель ставит взрослый. Ребенок должен понять и принять цель, а также выстроить сам или с помощью взрослого путь ее достижения. Поэтому ориентирована на разграничение понятий «мечта», «желание», «цель». Чаще всего цель ребенку задает взрослый, а роль детей сводится к тому, чтобы понять, что же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. И получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы всё было сделано в срок. И если «чадо» вовремя пришло к финишу с нужным для взрослого результатом, то взрослый считает, что сделал всё необходимое и достаточное. Ситуаций, в которых ребенок сам вырабатывает цели своей деятельности и определяет стратегию их достижения, в школьной практике очень мало. Выход - портфолио, который является не только копилкой результатов, но и секретов успешной учёбы. Один из важных разделов в портфолио должен быть посвящён определению краткосрочных и долгосрочных целей, прогнозированию результата, планированию своих действий для достижения этих целей, самооценку результатов («Лестница успеха»). Направление «Время» Время - сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей. Время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково. Восприятие времени детьми дошкольного и младшего школьного возраста строится с опорой на быт и природные явления. «Понедельник» - это когда у нас урок физкультуры, «неделя» - это время, когда нужно ходить в школу. Упражнения, развивающие у детей способность чувствовать время, понимать влияние субъективных факторов на восприятие времени и - очень важная задача - отслеживать ситуации, в которых время расходуется впустую. К таким упражнениям относятся, например, наблюдение, фиксирование времени на какую-либо деятельность, расчёт средней величины затраченного времени, лимит времени.
Направление «Управление» Специфика определяется тем, что освоить приемы тайм-менеджмента теоретически невозможно. Это практическое умение! Всем известна поговорка, что можно лошадь привести к водопою, но нельзя заставить ее пить. Мы можем рассказать ребенку о том, как быть эффективным, как планировать свою деятельность и как распределять время. Но если он не увидит практической значимости этого знания лично для себя и не захочет освоить предложенные приемы, мы не можем считать, что достигли цели.
  1. Работа в группах.
- Почему же и детям, и взрослым не хватает времени? Вывод: Существуют хронофаги - «поглотители» времени.
  • 1 задание группам: Найти «хронофаги» в жизни ребёнка.
Обсуждение, составление списка «хронофагов» (левый столбец)
  • 2 задание группам: Как бороться с «хронофагами»? (правый столбец)

Хронофаги

Практические советы


  • Обсуждение предложенных советов.
  • Педагог знакомит с советами психологов по данной теме:
1. Список конкретных дел. 2. АБВ-анализ (определение приоритетных дел с лимитом времени).
  • Запиши все дела, которые тебе предстоит сделать.
  • Отметь маркером одного цвета самые важные из них - те, которые необходимо сделать в первую очередь.
  • Другим цветом отметь те дела, которые можно отложить до выходных дней. Выпиши их на отдельном листе и прикрепи этот список на видное место.
  • Третий маркер тебе пригодится, чтобы выделить дела, которые можно отложить до каникул.
  • А может быть, есть что-то, что вообще можно не делать? Если такие дела найдутся, оставь их невыделенными.
  1. 7+-2 (объединение дел в группы). Психика человека может оперировать определённым числом объектов. Исследования показали, что это 7+-2. Поэтому дела можно объединять в группы по итоговому результату, единообразию действий, по территориальной близости.
4. «Якорь» для начала работы: организационная, подготовительная работа, «метод швейцарского сыра» (т.е начинать, «выгрызая» приятное), промежуточная радость.
  1. Рефлексия.
Высказывания родителей: Считаю ли я тему актуальной? О чём задумался? Изменилось ли моё отношение к времени? Буду ли применять в воспитании ребёнка что-либо из услышанного?

Используемая литература: Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время». Педагогический университет «Первое сентября» 2011. - 40 c.






























5



© 2010-2022