Рабочая программа по учебному курсу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская основная общеобразовательная школа»





«Принято»

Руководитель ШМО

________________/Ямашкина А.А.

Протокол № 1 от «25» августа 2014г

«Утверждено»

Директор МБОУ «Отрадненская ООШ»

______________Худойкина.М.Н

Приказ №59 от «30» августа 2014г

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык»

4 класс

на 2014-2015 учебный год


Составитель:

учитель начальных классов

Ямашкина А.А.










2014г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 4 класса МБОУ «Отрадненская ООШ» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 для I- IV классов, Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Отрадненская основная общеобразовательная школа». Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Русский язык. 1-4 классы: программы для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Л.Д.Митюшина, Х.Х.Амшоков, «Просвещение», 2010 г. Учебно-методического комплекта «РИТМ». Концепции системы «Школа России». для 4 класса под редакцией Л.Д.Митюшиной, Х.Х.Амшокова, допущенного Министерством образования РФ, включающего следующие компоненты: учебник, книга для учителя.
Во 4 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя сущ, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы НЕ с глаголами. Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представление о тексте и его признаках Уточняются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.
Цели обучения: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма (задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока)


Место и роль учебного курса Предмет «Русский язык» относится к учебной области «Филология». В соответствии с учебным планом МБОУ «Отрадненская ООШ» на 2014-2015 уч. г. на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 136 часов ( 4 часа в неделю).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п Наименование темы Всего часов

Из них Контрольные диктанты Проверочные работы Изложе- ния Сочине- ния Проек-ты 1. Повторение 4


1
2. Речеведение 8 1



3. Орфоэпия и орфография 8

1

4. Лексика 9
1 1

5. Состав слова 8 1


1 6. Словосочетания и предложения 12 1

2
7 Имя существительное 19 1 1 1 1
8 Имя прилагательное 16 1
1

9 Имя числительное 7
1
1
10 Местоимение 14 1
1

11 Глагол 13 1



12 Наречие 4
1 1

13 Служебные части речи 5
1


14 Повторение 9 1
1
1 Итого 136 8 5 7 5 2



Содержание программы ПОВТОРЕНИЕ-4 ч. Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст - повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
РЕЧЕВЕДЕНИЕ-8 ч. Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная и письменная. Употребление прописной буквы в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации
ОРФОЭПИЯ И ОРФОГРАФИЯ- 8 ч. Звуки и буквы. Слог. Ударение.
ЛЕКСИКА- 9 ч. Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

СОСТАВ СЛОВА- 8 ч. Выделение значимых частей слова: введение понятий «окончание», «основа». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выделение значимых частей слова: введение понятия «корень». Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ-12 ч. Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -19 ч. (+4ч. из IIчасти) Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ-16 ч. Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ-7 ч. Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях (типа два карандаша, пять дней, десять страниц), их употребление в речи.
МЕСТОИМЕНИЕ- 14 ч. Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений, как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений)
ГЛАГОЛ-13 ч. Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
НАРЕЧИЕ-4 ч. Наречие - неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях: летел высоко, двигались медленно и т. п. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ-5 ч. Предлоги. Союзы. Частицы.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО-9 ч. Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово - единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Оценка письменных работ по русскому языку. Диктант «5» - за работу, в которой нет ошибок. «4» - за работу, в которой допущено 1 - 2 ошибки. «3» - за работу, в которой допущено 3 - 5 ошибок. «2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок. Примечание: Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две. Грамматическое задание «5» - без ошибок. «4» - правильно выполнено не менее З/4 заданий. «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий. Контрольное списывание «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. «4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 - 2 исправления. «3» - за работу, в которой допущено 2 - 3 ошибки. «2» - за работу, в которой допущены > 4 ошибки. Словарный диктант «5» - без ошибок. «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» - 3 - 5 ошибок. Тест «5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий. «3» - верно выполнено 1/2 заданий. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. Изложение «5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 - 2 исправления. «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 - 2) фактические и речевые неточности, 1 - 2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления. «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 - 6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления. «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 - 8 орфографических ошибок, 3 - 5 исправлений. Сочинение «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления. «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 - 2) фактические и речевые неточности, 1 - 2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления. «3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 - 3 предложений, беден словарь, 3 - 6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления. «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 - 8 орфографических ошибок, 3 - 5 исправлений. Примечание: Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности; осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества; восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости; развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»; развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат; установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника - в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД: уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ); ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД: уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов: первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества; позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании; понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры; овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней; приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач; освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка; овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса); овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу IV класса Обучающиеся должны знать: изученные части речи и их признаки; признаки однородных членов предложения; слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костёр, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Обучающиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами; производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь); производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит); производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов; производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; пользоваться в речи предложениями с однородными членами; определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована; озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста; распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи; в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление; писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения; писать сочинение повествовательного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон «Об образовании»
Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. - М: ООО «Издательство АСТ», ООО Издательство «Премьера», 2004.
УМК «РИТМ» Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А. «Русский язык»4 класс Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Изд.: «Дрофа», Москва, 2013

Материально- техническое обеспечение учебного предмета Наименование объектов и средств Количество Примечания материально - технического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Учебно -методические комплекты по русскому К Библиотечный фонд языку для 1 -4 классов (программы, учебники,
комплектуется с учётом рабочие тетради и др.).
типа школы на основе Примерная программа начального общего Д федерального перечня образования по русскому языку
учебников,

рекомендованных

(допущенных)

Минобрнауки РФ Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное Д

полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний (по возможности). ф

Таблицы к основным разделам грамматического Д

материала, содержащегося в программе по

русскому языку

Наборы сюжетных( предметных) картинок в Д

соответствии с тематикой, определённой в

программе по русскому языку (в том числе в

цифровой форме)

Словари по русскому языку: толковый словарь, Ф/Д

словарь фразеологизмов, морфемный и

словообразовательный словари.

Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для Д
крепления таблиц и картинок.

Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. К д д д д

Д - демонстрационный экземпляр К - полный комплект Ф - комплект для фронтальной работы

Календарно-тематическое планирование по русскому языку - 136 ч.

Тема

Кол-во

часов

Сроки

Характеристика деятельности обучающихся

План.

Факт.

Повторение

4 ч.

1

Вводный урок. Знакомство с учебником. р/р Тематическая беседа «Как мы провели лето» по картине и по вопросам

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (обращение авторов к четвероклассникам, информация на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях).

Осознавать различие языка и речи;

Оценивать результаты своей деятельности

1

2

Предложение

1

3

Утверждение. Согласие. Отрицание.

1

4

р/р Составление рассказа о своём родном крае.

1

Речеведение

8 ч.

5

Устная и письменная речь.

Осознавать различие языка и речи; анализировать высказывания о русском языке;

находить пословицы о языке и речи;

составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Высказываться о значении волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи.

Различать монолог и диалог;

составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.

Оценивать результаты своей деятельности

1

6-8

Типы речи.

3

9

Признаки текста.

1

10

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

1

11

Контрольная работа по теме: «Речеведение»

1

12

Работа над ошибками

1

Орфоэпия и орфография

8 ч.

13

Гласные звуки.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме.

Различать звуки и давать им характеристику.

Воспроизводить представление о сжатом изложении и способах сжатия текста, составлять сжатое устное изложение данного текста. Оценивать результаты своей деятельности

1

14

Ударение.

1

15-18

Звуки и буквы.

4

19

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

1

20

Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Определять алгоритм подготовительной работы к написанию изложения.

Подготовиться к написанию изложения (либо по памятке, либо под руководством учителя). Подробно излагать содержание повествовательного текста, соблюдать при письме нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), проверить написанное изложение.

Оценивать результаты своей деятельности

1

Лексика

9 ч.

21

Слово и его лексическое значение.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать высказывания о русском языке.

Находить слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, устаревшие и заимствованные слова.

Анализировать и определять значения многозначного слова, его употребление в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, выбирать из текста предложение, в котором слово употреблено в прямом или переносном значении.

Наблюдать по таблице за словами, пришедшими к нам из других языков. Оценивать результаты своей деятельности

1

22

Многозначность слова.

1

23

Синонимы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди слов других лексических групп.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Работать с лингвистическими словарями учебника (синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Оценивать результаты своей деятельности

1

24

Антонимы.

1

25

Фразеологизмы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать за значениями фразеологизмов. Составлять текст по рисунку и данному фразеологизму. Работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове. Оценивать результаты своей деятельности

1

26

Тематическая группа слов.

1

27

Словари.

1

28

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать высказывания о русском языке. Находить слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту

1

29

Контрольное списывание

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности

1

Состав слова

8 ч.

30

Корень и однокоренные слова.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Пользоваться в речи словами-понятиями: корень, приставка, суффикс, окончание; знать существенные признаки понятий и использовать их при опознавании значимых частей слова.

Выделять в слове значимые части.

Наблюдать за способами образования нового слова.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Оценивать результаты своей деятельности

1

31-32

Приставка. Суффикс.

2

33

Беглость звуков в слове.

1

34

Основа и окончание.

1

35

Контрольная работа за I четверть

1

36

Работа над ошибками.

1

1

Наши проекты

Знать словари и сборники пословиц и поговорок. Подготовить к выполнению проектной работы

1

Словосочетания и предложения

12 ч.

2

Словосочетания

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осмысливать содержание читаемого текста, различать текст по его признакам.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Оценивать результаты своей деятельности

1

3

Обращение.

Различать предложения с обращением.

Находить обращение в начале, середине и конце предложения.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.

Оценивать результаты своей деятельности

1

4

Предложение.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Определять роль главных и второстепенных членов в предложении. Различать и выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Разбирать предложение по членам предложения.

Оценивать результаты своей деятельности.

2

5

р/р Сочинение

1

6

Грамматическая основа предложения.

Простое предложение.

1

7

Сложное предложение.

1

8-9

Однородные члены предложения.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.

Наблюдать за постановкой запятой в предложениях с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

Записывать предложения с однородными членами, разделяя однородные члены запятыми.

2

10

р/р Составление текста по картинке.

1

11

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

1

12

Контрольный диктант по теме «Словосочетания и предложения.»

1

13

Работа над ошибками.

1

Морфология

Имя существительное

19 ч.

14

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочетов.

Подбирать примеры изученных частей речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Различать части речи на основе изученных признаков.

Оценивать результаты своей деятельности

1

15

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

16

Род имён существительных.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Наблюдать за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений.

Наблюдать за признаками имён существительных.

Находить имена существительные в предложениях.

Подбирать примеры существительных.

Оценивать результаты своей деятельности

1

17

р/р Выборочное изложение

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Оценивать результаты своей деятельности

1

18

Анализ изложения. Число имён существительных.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений.

1

19-20

Изменение имён существительных по падежам (склонение)

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты контрольного диктанта, определять границы своих достижений.

Различать имена существительные, определять их признаки. Изменять имена существительные по падежам.

Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Оценивать результаты своей деятельности

.

2

21

Именительный падеж

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать с таблицей «Именительный и винительный падежи имён существительных».

Распознавать именительный и винительный падежи имён существительных.

Разбирать предложение по членам предложения.

Оценивать результаты своей деятельности

1

22

Родительный падеж

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать с таблицей «Родительный падеж имён существительных». Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в родительном падеже.

Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания.

Составлять текст из деформированных частей, определять его тему и главную мысль.

Оценивать результаты своей деятельности

1

23

Дательный падеж

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах.

Определять значения слов и их употребление в речи.

Работать с таблицей «Дательный падеж имён существительных». Различать имена существительные в дательном падеже.

Сопоставлять падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.

Оценивать результаты своей деятельности

1

24

Винительный падеж

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах, сопоставлять их падежные окончания. Обосновывать правильность определения падежа.

Использовать при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих имён существительных именами существительными 1-го склонения.

Составлять текст на тему «В гостях у хлебороба».

Оценивать результаты своей деятельности

1

25

Творительный падеж

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать с таблицей «Творительный падеж имён существительных». Распознавать имена существительные в творительном падеже. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в творительном падеже.

Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания.

Использовать правило написания имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже.

Оценивать результаты своей деятельности

1

26

Предложный падеж

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Различать имена существительные в предложном падеже. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в предложном падеже.

Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и.

Оценивать результаты своей деятельности

1

27

Контрольный диктант по теме «Морфология»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Адекватно оценивать результаты написанного диктанта-отзыва, определять границы своих достижений.

Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Оценивать результаты своей деятельности.

1

28

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

1

1-3

Вводные уроки.

р/р Составление рассказа-повествования «Как хорошо, что есть каникулы»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Распознавать имена существительные множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

Наблюдать за правописанием окончаний имён существительных в дательном, творительном, предложном падежах и писать имена существительные в данных падежах.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Составлять предложения из деформированных слов с изменением форм имён существительных.

Оценивать результаты своей деятельности

3

4

Проверочная работа по теме «Повторение»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного сочинения, выполнения заданий, определять границы своих достижений.

Оценивать результаты своей деятельности

1

Имя прилагательное

16ч.

5-8

Имя прилагательное

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Распознавать имена прилагательные-синонимы и имена прилагательные-антонимы.

Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Определять число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам.

Выделять словосочетания, образованные из имён прилагательных и имён существительных.

Оценивать результаты своей деятельности

4

9-10

Склонение имён прилагательных

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. Обосновывать последовательность действий при определении падежа.

Оценивать результаты своей деятельности.

2

11-12

Прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чьё?

2

13

Подробное изложение повествовательного текста.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его.

Проверять написанное. Оценивать результаты своей деятельности

1

14-15

Прилагательные, образованные от имён существительных

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты сочинения-отзыва, определять границы своих достижений.

Сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.

Изменять по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Различать формы имён прилагательных среди однокоренных имён прилагательных.

Составлять предложения, употребляя в них имена прилагательные в именительном падеже.

Составлять предложения и текст из деформированных слов. Оценивать результаты своей деятельности

2

16-17

Краткие прилагательные

2

18

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

Работать с познавательным текстом.

Оценивать результаты своей деятельности

1

19

Диктант по теме «Имя прилагательное»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах орфографические ошибки. Оценивать результаты своей деятельности

1

20

Работа над ошибками.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, определять границы своих достижений. Оценивать результаты своей деятельности

1

Имя числительное

7 ч.

21-22

Имя числительное

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Определять изученные признаки имени числительного.

Правильно произносить имена числительные.

Наблюдать за правописанием некоторых имён числительных. Оценивать результаты своей деятельности

2

23-24

Склонение имён числительных

2

25

Сочинение

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

Сочинять текст о любимой игрушке. Оценивать результаты своей деятельности

1

26

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного сочинения, определять границы своих достижений. Оценивать результаты своей деятельности

1

27

Проверочная работа по теме «Имя числительное»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности

1

Местоимение

14ч.

28

Местоимение

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять роль местоимений в речи.

Работать с таблицей «Личные местоимения», составлять по ней сообщение.

Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица.

Употреблять личные местоимения в предложении; понимать, вместо какого имени существительного они употреблены.

Оценивать результаты своей деятельности

1

29-30

Личные местоимения

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать с таблицей склонения 1-го и 2-го лица личных местоимений, изменять личные местоимения 1-го и 2-го лица по падежам. Наблюдать за правописанием личных местоимений1-го и 2-го лица в косвенных формах.

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать результаты своей деятельности

2

31

Возвратное местоимение

1

32

Притяжательные местоимения

1

33-34

Определительные местоимения

2

35

Контрольная работа за III четверть

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Оценивать результаты своей деятельности

1

36

Работа над ошибками.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, выполнения грамматических заданий, определять границы своих достижений. Составлять текст по выбранной теме.

Оценивать результаты своей деятельности

1

37

Вопросительные местоимения

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять роль местоимений в речи.

Работать с таблицей «Личные местоимения», составлять по ней сообщение.

Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица.

Употреблять личные местоимения в предложении; понимать, вместо какого имени существительного они употреблены.

Оценивать результаты своей деятельности

1

38

Указательные местоимения

1

39

Неопределённые местоимения

1

40

р/р Изложение по прочитанному тексту.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. Оценивать результаты своей деятельности

1

41

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

1

Глагол

13ч.

42-43

Глагол.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать над речевыми и орфографическими ошибками, допущенными при написании изложения.

Различать глаголы среди слов других частей речи, а также среди омонимичных слов.

Определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении.

Определять тематическую группу глаголов, объединённых темой рисунка.

Составлять по рисунку рассказ с последующим обоснованием выбора глаголов данной тематической группы.

Оценивать результаты своей деятельности

2

44-45

Времена глагола.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Оценивать результаты своей деятельности

2

46

Виды глагола.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?

Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы неопределённой формы, но другого вида.

Наблюдать за глагольными приставками и суффиксами и узнавать их в глаголе неопределённой формы.

Работать с таблицей «Изменение глаголов по временам».

Образовывать от глаголов неопределённой формы временные формы глагола, определять время глаголов. Правильно ставить вопросы к глаголам неопределённой формы и образованной от неё временной формы.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения форм некоторых глаголов. Оценивать результаты своей деятельности

1

47-48

Спряжение глагола.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени.

Наблюдать за различием в написании личных окончаний в глаголах I и II спряжения.

Определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Находить в тексте глаголы по заданным признакам.

Записывать глаголы с ударными личными окончаниями в заданной форме, обосновывать правильность написания личных окончаний. Оценивать результаты своей деятельности

2

49-50

Возвратные глаголы.

р/р Деформированный текст.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Составлять словосочетания, образованные из возвратного глагола в неопределённой форме и имени существительного.

Изменять по лицам и числам возвратные глаголы.

Составлять текст из деформированных предложений, определять роль глаголов в повествовательном тексте. Оценивать результаты своей деятельности

2

51-52

Правописание не с глаголами.

2

53

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Распознавать глаголы среди омонимичных слов.

Определять лексическое значение глагола.

Классифицировать глаголы по заданным признакам.

Воспроизводить по заданной модели признаки глагола.

Проводить морфологический разбор глагола как части речи.

Писать глаголы с частицей не. Оценивать результаты своей деятельности

1

54

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Оценивать результаты своей деятельности

1

Наречие

4 ч.

55-56

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Наречие.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты контрольного диктанта, определять границы своих достижений.

Наблюдать за признаками наречия как части речи.

Наблюдать за ролью наречия в речи.

Осмысливать определение наречия. Оценивать результаты своей деятельности

2

57

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Наблюдать за образованием наречий.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Разбирать наречия по составу.

Оценивать результаты своей деятельности

1

58

Контрольное списывание

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности

1

Служебные части речи

5ч.

59

Предлог.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Наблюдать за употреблением предлогов.

Обосновывать правильность написания предлогов. Оценивать результаты своей деятельности

1

60

Союз.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Наблюдать за употреблением союзов.

Обосновывать правильность написания союзов.

Оценивать результаты своей деятельности

1

61

Частица.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Наблюдать за употреблением частиц.

Обосновывать правильность написания частиц.

Оценивать результаты своей деятельности

1

62

Вопросы для повторения и обобщения. Задания для самостоятельной работы.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

1

63

Диктант по теме «Служебные части речи»

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Оценивать результаты своей деятельности

1

Повторение изученного

9 ч.

64

Язык и речь.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, выполнения проверочных грамматических заданий.

Определять границы своих достижений.

Воспроизводить знания о языке и речи, о формах речи (устная, письменная, внутренняя), о диалогической и монологической речи. Анализировать высказывание о языке и речи, осознавать значение языка в речи.

Оценивать нравственные качества людей по характеру их речи. Оценивать результаты своей деятельности

1

65

Текст.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о тексте, его признаках.

Проверять текстовые умения.

Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, определять структуру текста, составлять план, различать типы текстов и понимать ситуации, в которых используются разные типы текстов.

Анализировать текст сравнительного описания и составлять свой текст данного типа на заданную тему.

Оценивать результаты своей деятельности

1

66

Проект «Пословицы и поговорки».

1

67

Лексическое значение слова.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о слове и его лексическом значении, о многозначных и однозначных словах, о лексических группах слов (синонимы, антонимы, омонимы), о фразеологизмах.

Пользоваться словарями учебника.

Определять различие в употреблении слов в разных стилях речи. Оценивать результаты своей деятельности

1

68

Состав слова.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о составе слова.

Определять значение каждой значимой части в слове, различать значимые части в слове с обоснованием своего ответа.

Определять последовательность действий при нахождении в слове значимых частей (корня, приставки, суффикса и окончания). Различать однокоренные слова от форм слова, слов с омонимичными корнями, слов-синонимов.

Подбирать слова с заданным составом и сложные слова.

Составлять текст на заданную тему.

Оценивать результаты своей деятельности

1

69

Предложение и словосочетание.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о предложении и словосочетании.

Различать предложение и словосочетание, выделять основу предложения и словосочетания.

Определять роль главных и второстепенных членов предложения. Разбирать предложение по членам предложения.

Различать распространённые и нераспространённые предложения.

Оценивать результаты своей деятельности

1

70

Итоговый диктант за год

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Оценивать результаты своей деятельности

1

71

Части речи. Признаки частей речи.

Правильно употреблять изученные части речи и их формы при составлении и записи текстов, орфографически правильно писать слова изученных частей речи.

Определять тему и главную мысль текста, составлять план

Писать свободный диктант, подробное изложение повествовательного текста.

Оценивать результаты своей деятельности

1

72

Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. р/р Сжатое изложение повествовательного текста.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме.

Различать звуки и давать им характеристику.

Воспроизводить представление о сжатом изложении и способах сжатия текста, составлять сжатое устное изложение данного текста. Оценивать результаты своей деятельности

1


© 2010-2022