Программа внеурочной деятельности «Путешествия в мир природы 2

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Российской Федерации

Комитет по вопросам образования администрации г. Березники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 28



УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ № 28 ___________А.Н. Алексеев «____»____________2013 г.







Программа курса

«Путешествие в мир природы»















г. Березники, 2013

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Структура и содержание курса

    1. Тематический план

    2. Содержание разделов и тем курса

3. Список литературы

    1. Литература и интернет ресурсы для педагога

    2. Литература для учащихся

      1. Основная

      2. Дополнительная

4. Приложения






  1. Пояснительная записка


По земле родной шагая, Мы идем не в пустоту, Не длину мы постигаем, А земную красоту… ( В.Весенский) Внеурочной деятельности по Федеральному государственному стандарту в начальной школе отводиться 10 часов. Важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста. Программа «Путешествия в мир природы» призвана сблизить детей с природным окружением, обогатить учащихся опытом собственных наблюдений, открытий, радостного общения с миром природы, преодолеть описательность получаемых в рамках базового образования знаний, приобщить подрастающее поколение к этическим нормам и традициям отношения Человека к Природе. Программа «Путешествия в мир природы» предназначена для внеурочной деятельности в начальной школе, для учреждений дополнительного образования детей. Программа может быть реализована как самостоятельный образовательный курс или стать, дополнением какой - либо профильной программы в качестве, например, «станционного компонента». Данная программа может стать дополнением к курсу «Окружающий мир» в общеобразовательных учреждениях. Мой курс посвящен изучению наиболее важных проблем экологии и природоохранной деятельности. Направление - эколого - биологическое. Программа строится на принципах:

  • природосообразности;
  • учета регионального компонента;
  • использования интегративного подхода к постижению мира (базируется на образовательных областях «естествознание», «экология», «искусство», «технология», «физическая культура»);
  • психолого - педагогических основ формирования субъектно - этического отношения к природе.
Цель программы:
  • расширение эколого - биологических знаний;
  • формирование опыта экологически сообразного взаимодействия с природой.
Цель достигается решением следующих задач: Обучающие:
  • актуализировать и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;
  • обучать вести целенаправленные наблюдения в природе;
  • формировать основы экологических знаний и экологического мышления;
воспитательные:
  • воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и рационального природоиспользования в ситуациях двигательной активности, играх, эколого-психологических тренингах, природоохранной и созидательной деятельности;
развивающие:
  • воспитывать интерес к живой и неживой природе;
  • развивать внимание, наблюдательность, память, пространственное мышление;
  • развивать творческие способности;
  • развивать речевую культуру и коммуникативные навыки;
  • предоставить возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и различных социальных ролях: художник, писатель, корреспондент, фотограф, юный разведчик, исследователь, наблюдатель, грамотный пользователь природы.
Если говорить о новизне опыта, то новизна опыта заключается не в формировании принципиально новых технологий и приемов, а в применении уже ранее известного в условиях нашего города. Условия реализации программы.
  • Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предназначена для детских объединений постоянного состава, возрастной диапазон - 7 - 11 лет, количественный состав группы - 15 человек. Периодичность и продолжительность занятий: сентябрь - май - 4 часа в неделю. Данная программа апробирована на протяжении 4 лет.
Планируемые результаты изучения курса. В результате освоения программы курса формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Личностные результаты:
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства др.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы, стремление посильно противодействовать варварскому отношению к природе;

Метапредметные результаты:
  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставит цели и планировать деятельность; ну и, конечно же, освоение приемов исследовательской деятельности;
Предметные результаты:
  • накопление и расширение знаний о природе: знают виды растений, виды животных, не меньше 6 названий комнатных растений, 5-10 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу; названия заповедников Пермского края;
  • в рассказе о природных объектах ученики употребляют образные выражения, могут вспомнить 6-10 отрывков из стихов или стихотворений о природе, при ответах на вопросы могут пользоваться научной лексикой.
Результаты учебно - познавательной деятельности по данной программе отслеживаются в течение учебного года. Используют виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Основные методы диагностики: наблюдение, практические работы, творческие работы, тесты. В результате пройденного курса у детей должны быть развиты такие качества, как целеустремлённость, наблюдательность, настойчивость, старательность, трудолюбие, любовь к природе.




















2. Структура и содержание курса


2.1. Тематический план. 1год обучения.


п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

I Вводное занятие

1

1

II Теоретические занятия

17

17

1. Что такое экология. Живая и неживая природа

1

1

сентябрь

2.

Что можно увидеть на небе

Днем и ночью?

Солнце, облака.

Практическая работа - рисование облаков причудливой формы

2

2

сентябрь

3.

Знакомства с отдельными представителями комнатных растений. Практическая работа: рисование и раскрашивание комнатных растений, их распознавание

2

2

ноябрь

4.

Что это за дерево? Практическая работа: распознавание деревьев своей местности по листьям

2

2

октябрь

5

Части растений

2

2

октябрь

6.

Знакомство с разнообразием животных. Практическая работа: лепка из пластилина животных

2

2

декабрь

7.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организма.

2

2

февраль

8.

Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Просмотр презентации

2

2

март


8.

Разнообразие камней.

Загадки янтаря и жемчуга.

Обыкновенное чудо соль.

2

2

апрель

III

Экскурсии

20


20

1

Путешествие в осень.

Разведка осенних примет.

2


2

сентябрь
2.

Экскурсия по распознаванию встречающихся в одной местности растений и животных (деревьев,кустов,насекомых,птиц)

2

2

октябрь 3.

Городской турслет в ДДЮТЭ по программе «Школа безопасности»

4

4

октябрь 3.

Зимняя сказка (экскурсия в парк)

2

2

декабрь 4.

Экскурсия на луг по теме «Богатство растительного мира»

2

2

апрель 5.

Экскурсия в природу «Признаки наступления весны»

2

2

март 6.

Птицы в зимнее время

2

2

январь 7.

Звери наших лесов

(городской музей)

2

2

март 8.

Экскурсия в передвижной зоопарк

2

2

май IV.

Игры, конкурсы, викторины, праздники

50

50 1.

Конкурс на лучшую поделку из природного материала

2

2

сентябрь 2.

Экологическая игра «День воды»

2

2

сентябрь 3.

Конкурсная программа «День птиц»

2

2

апрель 4.

КВН «На лесной опушке»

2

2

октябрь 5.

Викторина «Природа нашего района»

2

2

октябрь 6.

Праздник осени «Дары леса»

2

2

октябрь 7.

Конкурс рисунков на асфальте.

Животные и растения Пермского края

2

2

сентябрь 8.

День здоровья

2

2

ноябрь 9.

Поле чудес «Растения планеты Земля»

2


декабрь 10.

Поле чудес «Разнообразие животных»

2

2

январь


11.

Поделки из пластилина ,семян арбуза и дыни (собачка).Конкурс лучших работ.

2

2

ноябрь
12.

Поделки из сухих листьев (бабочка). Конкурс лучших работ.

2

2

октябрь 13.

Игра - викторина «Как помочь перезимовать нашим братьям меньшим

2

2

февраль 14.

Викторина «В царстве природы»

2

2

март 15.

Экологические ребусы, кроссворды, викторины

2

2

февраль 16.

День здоровья. Поход на лыжах

2

2

февраль 17.

Экологическая игра «Что? Где? Когда?»

2

2

март 18.

Конкурс рисунков «Природа в опасности»

2

2

март 19.

Конкурс рисунков «Домашние и дикие животные»

2

2

апрель 20.

Игра «Мы друзья природы» (правила друзей природы)

2

2

май 21.

Конкурс рисунков «Загрязнение земли»

2

2

ноябрь 22.

Весенние зарисовки

2

2

апрель 23.

Оранжерее на окне. Рисование и раскрашивание комнатных растений. Уход за ними.

2

2

март 24.

Конкурс рисунков и поделок «Друзья наши меньшие»

2

2

апрель 25.

Жили - были динозавры.

Лепка из пластилина динозавров

2

2

май V

Экологические сказки

16

16 1.

Сказка «Ландыш - майский цветок»

8

8

декабрь 2.

Сказка «У реки……»

8

8

апрель VI

Правиловедческие занятия

10


10 1.

Красная книга - сигнал тревоги

2


2

октябрь 2.

Растения, которые нас окружают

(история хлеба - как пришел хлеб на стол) Практическая работа: изготовление из теста любых фигур для выпечки

2


2

ноябрь 3.

Мы выбираем здоровеье.

3.1. Профилактика ОРВ

2


2

январь


3.2.Витамины в жизни человека.

Практическая работа: лепка овощей и фруктов

2


2

март 4.

Забота человека о птицах

2


2

апрель 5.

Как ты узнаешь мир? (наши помощники: органы чувств, ум, память, 5 органов чувств)

2


2

декабрь VI

Экологические акции, проекты

24


24 1.

Природная аптека. Игра «Если случилась беда»

2


2

май 2.

Признаки грозной беды (уничтожение деревьев, гибель животных, нити, связывающие людей с природой)

2


2

октябрь 3.

Береза - добрая няня (взаимосвязь объектов природы. Паразитизм в природном мире

2


2

ноябрь 4.

О маленьких ранках.

Практическая работа: создание знаков (не рви цветы, не ломай ветки…)

2


2

апрель 5.

Гигиена - что это такое? (правила личной гигиены: для чего чистят зубы, спят, моют руки)

2


2

январь 6.

Осанка - почему важно быть стройным (правила посадки)

Практические занятия

2


2

февраль 7.

Животные в истории моей семьи

2


2

март 8.

Вокруг света с фотоаппаратом (карта, где дом у животных, рассказы детей)

2


2

апрель 9.

Зимняя красавица - хозяйка леса

(изготовление гирлянд)

2


2

декабрь 10.

Подготовка и участие в городском конкурсе рефератов «Я познаю мир»

6


6

декабрь VII

Охрана и безопасность жизнедеятельности

5


1.

Закрепление знаний о правилах дорожного движения

1

1


2.

Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности

2

1

1 3.

Инструктаж по ТБ во время экскурсий

1


1 IX

Итоговое занятие

6



1.

Диагностика промежуточных знаний и умений

2


2

январь 2.

Диагностика полученных знаний, умений и навыков

2


2

май 3.

Подведение итогов работы.

Праздник «Здравствуй, лето»

2


2

май ИТОГО

144

20

124






























Тематический план. 2 год обучения.

п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

I

Вводное занятие

1

1

II

Теоретические занятия

18

18

1.

Человек-друг Природы. Ей нужна твоя помощь.

1

1

сентябрь

2.

Все животные важны, все животные нужны.

2

2

сентябрь

3.

Вода и жизнь

2

2

ноябрь

4.

Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, известняк.

2

2

октябрь

5

Органы осязания, обоняния, вкуса.

2

2

октябрь

6.

Человек- часть природы. Организм человека.

2

2

декабрь

7.

Питание и здоровье.

2

2

февраль

8.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни животных и растений.

2

2

апрель

9.

Превращение воды. Круговорот воды в природе.

2

2

май

III

Экскурсии

14

14

1

Письма на снегу

2

2

январь

2

О чём поют птицы

2

2

апрель

3.

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по компасу.

2

2

сентябрь

4.

Ориентирование на местности. Местные признаки.

2

2

сентябрь

5.

Улицы и памятные места нашего города

2

2

февраль

6.

Экскурсия в краеведческую библиотеку

2

2

ноябрь

7.

«Идет красавица весна, идет и будит всех от сна».

2

2

март

IY.

Экологические газеты

16

16

1.

Природа в опасности.

4

4

декабрь

2.

Редкие животные

4

4

февраль

3.

Вода в нашем доме. Экономное использование воды.

4

4

март

4.

Заповеди юных экологов.

4

4

май

Y.

Экологические праздники, сказки

36

36

1.

Волшебные правила здоровья.

2

2

октябрь

2.

Голоса земли.

2

2

май

3.

Весна идёт.

2

2

апрель

4.

Праздник осени.

2

2

сентябрь

5.

Сказка «Деревья- целители».

10

10

октябрь

6.

Сказка « В гостях у Озерёнки».

8

8

апрель

7.

Сказка «Пчёлкин дом».

10

10

ноябрь

YI.

Игры, конкурсы, викторины

32

32

1.

Экологические ребусы, кроссворды, викторины

2

2

декабрь

2.

Своя игра «Растения и животные Пермского края»

2

2

январь

3.

Своя игра «4 царства».

2

2

февраль

4.

Конкурс экологических рисунков « Дикорастущие и пищевые растения Пермского края».

2

2

март

5.

Игра « Крестики- нолики

2

2

ноябрь

6.

Звездный час.

2

2

январь

7.

Турнир смекалистых.


2

апрель

8.

Конкурс поделок из природного материала.

2

2

октябрь

9.

Конкурс рисунков «Редкие животные».

2

2

февраль

10.

Конкурс рисунков «Редкие растения».

2

2

май

11.

Игра « Разведка осенних примет».

2

2

сентябрь

12.

Игра «Путешествие снежинки».

2

2

январь

13.

Игра «Цветочные дорожки».

2

2

апрель

14.

День здоровья в Огурдино.

4

4

сентябрь

15.

Конкурсная программа «День птиц».

2

2

март

YII.

Экологические акции, проекты.

24

24

1.

Эко - проект «Добрая зима».

4

4

январь

2.

Эко-проект «С новосельем птицы!».

4

4

апрель

3.

Первоцветы.

2

2

апрель

4.

Операция «Березки- слезки».

2

2

май

5.

Акция «Комнатные растения».

2

2

февраль

6.

Эко - проект «Это зависит от тебя».

2

2

март

7.

Эко-проект «Использование, добыча, охрана полезных ископаемых».

2

2

декабрь

8.

Акция «Чистая школа. Нет мусору».

2

2

май

9.

Эко-проект « Вот он хлебушко душистый».

2

2

март

10.

Лесная красавица (изготовление елочных игрушек).

2

2

декабрь

YII.

Охрана и безопасность жизнедеятельномти



1.

Закрепление знаний по ППД.

1

1


2.

Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности

2

2


3.

Инструктаж по ТБ во время экскурсий.

2

2


9.

Итоговые занятия

6

6

1.

Диагностика промежуточных знаний и умений.

2

2

январь

2.

Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей.

2

2

май

3.

Подведение итогов работы. Праздник « Здравствуй лето»

2

2 май

ИТОГО

140

24

116






Тематический план. 3 год обучения


п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

I Вводное занятие

1

1

II Теоретические занятия

16

16

1. Все живое нуждается в защите

Лепка животных

(медведь, лиса)

2

2

сентябрь

2.

Разнообразие растений. Редкие растения

2

2

сентябрь

3. Экологическая обстановка в городе

2

2

октябрь

4.

Человек - часть природы

2

2

октябрь

5 Земноводные. Их значение для человека.

2

2

январь

6. Пресмыкающиеся, млекопитающиеся, насекомые

2

2

февраль

7.

Ягоды, грибы (съедобные, несъедобные). О дружбе деревьев и грибов

2

2

май

8. Лес - наше богатство. Охрана леса. Чтение рассказов о лесе и лесных обитателях

2

2

апрель

III Экскурсии

16


16

1. Путешествие в осень. Разведка осенних примет.

2


2

сентябрь

2. Осенние работы жителей города

2


2

октябрь

3. Магазин «Природа»

2


2

ноябрь

4. Экскурсия в городской парк «Зимняя сказка»

2


2

декабрь

5.

Городской музей «Звери наших лесов»

2


2

февраль

6. Экскурсия на водоканал

2


2

март

7. Экскурсия в природу «Весна идет и все ей рады»

2


2

апрель

8. Городской турслет в ДДЮТЭ «Школа безопасности»

2


2


IV Игры, конкурсы, викторины, праздники

43


43


1.

Викторина «В царстве природы»

2


2

сентябрь

2.

Экологическое лото «В мире флоры и фауны»

2


2

октябрь

3.

Выставка «Природа и фантазия»

2


2

сентябрь

4.

Конкурс экологических рисунков на асфальте

1


1

сентябрь

5.

Экологическая игра «Крестики нолики» (о лесных богатствах)

2


2

октябрь

6.

Чтение книги «Отчего погибли киты» В.Танасенчук и ее иллюстрирование

2


2

апрель

7.

Игра - конкурс «Эти забавные животные»

2


2

ноябрь

8.

Конкурс рисунков «Зимующие птицы»

2


2

ноябрь

9.

Игра - путешествие «Заповедными тропами»

2


2

ноябрь

10.

День здоровья (лыжные гонки)

2


2

декабрь

11.

Встретим Новый год (ярмарка идей)

2


2

декабрь

12.

Работа с текстом М.Ильина, Е.Сегала «Чудесная кладовая». Составление таблицы «Как работали «хороший» и «плохой» хозяева в доме

2


2

январь

13.

Своя игра «В гостях у капельки»

2


2

январь

14.

Конкурс на лучшую экологическую листовку «Наш дом - планета Земля»

2


2

март

15.

Экологическая игра «Счастливый случай»

2


2

март

16.

Поле чудес «Знатоки природы»

2


2

март

17.

Экологические кроссворды, ребусы.

2


2

апрель

18.

Викторина «Мы друзья природы»

2

2

апрель

19.

Подготовка и участие в городском фестивале «Наш Пермский край»

8


2

февраль

V

Экологические газеты

8


8

1.

Редкие растения

2


2

ноябрь

2.

Планета Земля - наша кормилица

2


2

январь

3.

Зима в художественных образах

2


2

февраль

4.

«Природа в опасности»

2


2

апрель

VI

Экологические сказки

20


20

1.

Сказка «Берегите водный мир»

(распределение ролей)

2


2

декабрь

2.

Сказка «Берегите водный мир»

(репетиция сказки)

2


2

декабрь

3.

Сказка «Берегите водный мир»

(показ сказки перед уч-ся 1 классов)

2


2

декабрь

4.

Сказка «Путешествие капельки»

(распределение ролей)

2


2

февраль

5.

Сказка «Путешествие капельки»

(репетиция ролей)

2


2

февраль

6.

Сказка «Путешествие капельки»

(работа над речью: мимика,жесты)

2


2

февраль

7.

Сказка «Путешествие капельки»

(выступление перед уч-ся 1 классов)

2


2

февраль

8.

Сказка «Планета Земля в опасности»

(распределение ролей)

2


2

апрель

9.

Сказка «Планета Земля в опасности»

(работа над речью: мимика,жесты)

2


2

апрель

10.

Сказка «Планета Земля в опасности»

(работа над речью: мимика,жесты)

2


2

апрель

VII

Правиловедческие занятия

6


6

1.

Лучше вдыхать аромат розы, чем аромат никотина. Изготовление роз из теста

2


2

сентябрь

2.

Мы выбираем здоровье. Авитаминоз и как его предупредить. Первая помощь при поражении током, молнией, при переломах, отравлениях.

2

2

май


3.

Красная книга - сигнал тревоги

2

2

октябрь


VIII

Экологические акции, проекты

26

6

20

1.

Чтобы дольше жили книжки

2


2

сентябрь

2.

Проект «Животные в истории моей семьи»

2

2

март


3.

Операция «Хлеб всему голова»

2


2

сентябрь 4.

Уход за комнатными цветами

2


2

октябрь 5.

Операция «Чисто не только дома, но и в классе»

2


2

ноябрь

6.

Практическое занятие «Вода в вашем доме»

2


2

ноябрь

7.

Проект «Птичья столовая»

2


2

декабрь

8.

Операция «Синица» (заготовка корма для птиц, кормление птиц)

2


2

январь

9.

Операция «Помогите птицам зимой». Развешивание и изготовление кормушек

2


2

январь

10.

Чистота воздуха - залог нашего здоровья (рисование рисунков)

2

2

январь


11.

Проект. Сочинение на экологическую тему «Природа - наш дом. Береги ее»

2

2

апрель


12.

Трудовой десант «Школа - мой дом» (уборка территории, разбивка клумб,посадка цветов)

2


2

апрель - май

13.

«Мыслим глобально - действуем локально» (беседа, экологическая разведка, практическая работа)

2


2

май

IX

Охрана и безопасность жизнедеятельности




1.

Закрепление знаний по ППД.

1



2.

Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности

2



3.

Инструктаж по ТБ во время экскурсий.

2




Итоговые занятия

6

1.

Диагностика промежуточных знаний и умений.

2

2

январь

2.

Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей.

2

2

апрель

3.

Подведение итогов работы. Праздник « Здравствуй лето»

2

2

май

Итог

144

27

117





























Тематический план. 4 год обучения.

п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

I

Вводное занятие

1

1

II

Теоретические занятия

10

10

1.

Все животные важны, все животные нужны. Сочинение - описание дикого животного.

2

2

сентябрь

2.

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает. Наблюдение над осадками. Какие бывают дожди? Сочинение «Осенний дождь». Конкурс рисунков

2

2

ноябрь

3.

Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, известняк. Экономное использование подземных богатств. Загадки янтаря и жемчуга.

2

2

октябрь

4.

Питание и здоровье. Как работает наш организм. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Роль витаминов.

2

2

октябрь

5.

Светолюбивые и теневыносливые растения. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

2

2

декабрь

III

Экскурсии

18

18

1

Следы животных.

Рассматривание и рисование следов птиц и животных.

2

2

январь

2

О чём поют птицы

2

2

апрель

3.

Городской туристический слет кружковцев ДДЮТЭ по программе «Школа безопасности».

3

3

сентябрь


4.

Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала. Наблюдение над снежинками. Сочинение миниатюра «Первые снежинки».

2

2

ноябрь

5.

Экскурсия в краеведческую библиотеку

2

2

февраль

6.

Наши нежные цветки распускают лепестки. Составление текста делового стиля «Как сохранить цветы».

2

2

май

7.

Городской туристический слет для учащихся 4 классов

3

3

сентябрь

8.

«Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы». Организация систематических наблюдений сезонных явлений природы. Этюды, зарисовки, миниатюры.

2

2

апрель

IY.

Экологические газеты

6

6

1.

Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека.

4

4

ноябрь

2.

Нелюбимые животные, или беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим.

2

2

апрель

Y.

Экологические праздники, сказки

36

36

1.

«Волшебные правила здоровья».

2

2

октябрь

2.

Праздник осени.

Презентация даров осени.

2

2

октябрь

3.

Сказка «Дракон в железных латах».

12

2

ноябрь

4.

Сказка «Путешествие экоколобка».

10

2

февраль

5.

Сказка «Рассказы из жизни земноводных».

10

8

март

YI.

Игры, конкурсы, викторины

32

32

1.

Поле чудес «Знатоки природы». Разучивание экологических частушек

2

2

октябрь

2.

Экологические ребусы, кроссворды, викторины

2

2

март

3.

Своя игра « Растения и животные Пермского края».

2

2

январь

4.

Своя игра «Водные богатства».

2

2

декабрь

5.

Конкурс экологических рисунков «Дикорастущие и пищевые растения Пермского края».

2

2

сентябрь

6.

Игра « Крестики- нолики».

2

2

январь

7.

Конкурс поделок из природного материала.

2

2

октябрь


8.

Конкурс рисунков «Экология больших городов».

2

2

май

9.

Конкурс рисунков «Когда люди научились строить дома». Города на Руси , строительные материалы.

2

2

ноябрь

10.

Конкурс рисунков «Земля - наш общий дом».

2

2

сентябрь

11.

Сценка «Водные жители». Рисование рисунков водных обитателей реки Кама.

2

2

апрель

12. Игра «Цветочные дорожки».

4

4

ноябрь

13.

Мини - сочинение на тему «Поздняя осень». Аппликация из семян растений, арбузных семян, шишек.

2

2

сентябрь

14.

Конкурсная программа «День птиц».

2

2

май

15.

Аппликация из цветной бумаги, ткани, картона «Красногрудый любимец».

2

2

декабрь

YII.

Экологические акции, проекты.

32

32

1.

Эко-проект «С новосельем птицы!».

4

4

апрель

2.

Акция « Комнатные растения».

4

4

апрель

3.

Эко - проект «Бездомные животные».

2

2

октябрь


4.

Эко-проект «Книга - твой друг, без нее как без рук». Составление диалога двух книг.

2

2

март

5.

Эко-проект «Вот он хлебушко душистый».

2

2

апрель

6.

Елка наряжается - праздник приближается (изготовление гирлянд). Рассказ на тему «Зимние каникулы».

2

2

декабрь

7.

Я живу под самой крышей, даже страшно глянуть вниз. Наблюдение детей за сосульками. Сочинение сказки.

2

2

январь

8.

Эко - проект «Покормите птиц зимой».

3

2

февраль

9.

Эко - проект «Бытовые отходы». Выставка

«Подходы к отходам».

4

2

март

10.

Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье.

Лыжные гонки, эстафеты на лыжах.

2

2

февраль

11.

Предупреждение простудных заболеваний. Закаливание. Легкоатлетический кросс.

2

2

май

12.

Подготовка и участие в городской конференции «Природное и культурное наследие Пермского края». Заслушивание рефератов.

8

6

декабрь

YII.

Охрана и безопасность жизнедеятельномти



1.

Закрепление знаний по ППД.

1

1


2.

Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности

2

2


3.

Инструктаж по ТБ во время экскурсий.

2

2


9.

Итоговые занятия

6

6

1.

Диагностика промежуточных знаний и умений.

2

2

январь

2.

Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей.

2

2

май

3.

Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето»

2

2 май

ИТОГО

144

18

126


























2.2. Содержание разделов и тем курса

Содержание программы.

  1. год обучения.


I.Теоретические занятия 1. Что такое экология. Живая и неживая природа; 2. Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, облака. Практическая работа: рисование облаков причудливой формы; 3.Знакомство с отдельными представителями комнатных растений. Практическая работа: рисование и раскрашивание в тетрадях комнатных растений, их распознавание; 4.Что это за дерево? Практическая работа: распознавание деревьев своей местности по листьям; 5. Части растений; 6.Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением Практическая работа: лепка животных из пластилина; 7.Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организма; 8. Разнообразие камней. Загадка жемчуга и янтаря. Обыкновенное чудо - соль. Практическая работа: рассмотрение образцов; II. Экскурсии 1. Путешествие в осень. Разведка осенних примет; 2. Экскурсия по распознаванию встречающихся в одной местности растений и животных (деревьев, кустов, насекомых, птиц); 3. Зимняя сказка (экскурсия в парк); 4. Экскурсия на луг по теме «Богатство растительного мира»; 5. Экскурсия в природу «Признаки наступления весны»; 6. Птицы в зимнее время; 7. Звери наших лесов (экскурсия в городской музей); 8. Экскурсия в передвижной зоопарк; Ш. Игры, конкурсы, викторины, праздники 1. Конкурс на лучшую поделку из природного материала; 2. Экологическая игра «День воды»; 3. Конкурсная программа «День птиц»; 4. КВН «На лесной опушке»; 5. Викторина «Природа нашего края»; 6. Праздник осени. Дары леса; 7. Конкурс рисунков на асфальте. Животные и растения Пермского края; 8. День здоровья; 9. Поле чудес «Растения планеты Земля»; 10. Поле чудес «Разнообразие животных»; 11. Поделки из пластилина, семян арбуза и дыни (собачка). Конкурс лучших работ; 12. Поделки из сухих листьев (бабочка). Конкурс лучших работ; 13. Игра - викторина «Как перезимовать помочь друзьям нашим меньшим»; 14. Викторина «В царстве природы»; 15. Экологические кроссворды, ребусы; 16. День здоровья. Поход на лыжах; 17. Экологическая игра «Что? Где? Когда?»; 18. Конкурс рисунков «Природа в опасности»; 19. Конкурс рисунков «Домашние и дикие животные»; 20. Игра «Мы друзья природы» (правила друзей природы); 21. Конкурс рисунков «Загрязнение земли»; 22. Экологическая игра «Счастливый случай»; 23. Конкурс рисунков и поделок «Друзья наши меньшие»; 24.Жили - были динозавры. Практическая работа: лепка динозавров из пластилина»; IV. Экологические сказки 1. Сказка «В синем море»; 2. Петешествие «Экоколобка»; V. Правиловедческие занятия 1. Красная книга - сигнал тревоги; 2. Растения, которые нас окружают (история хлеба - как хлеб пришел на стол). Практическая работа: изготовление из теста любых фигур для выпечки; 3. Мы выбираем здоровье; 3.1 Профилактика ОРВИ 3.2 Витамины в жизни человека. Практическая работа: лепка овощей и фруктов; 4. Забота человека о птицах; 5. Как мы узнаем мир? (наши помощники: органы чувств, ум, память,5 органов чувств); VI. Экологические акции, проекты 1. Нет мусору! 2. Природная аптека. Игра «Если случилась беда»; 3. Признаки грозной беды (уничтожение деревьев, гибель животных, нити, связывающие людей с природой); 4. Береза - добрая няня (взаимосвязь объектов природы, паразитизм в природном мире); 5. Птичья столовая; 6. О маленьких ранах. Практическая работа: создание знаков (не рви цветы, не ломай ветки……); 7. Гигиена - что это такое? (правила личной гигиены. Для чего чистят зубы, спят, едят); 8. Осанка - почему важно быть стройным (правила осанки, практическое занятие); 9. Животные в истории моей семьи; 10. Помоги птицам зимой; 11. Вокруг света с фотоаппаратом (карта, где дом у животных, рассказы детей о животных); 12. Зимняя красавица - хозяйка леса (изготовление гирлянд); 13. Чистота - залог здоровья; 14. Школа - мой дом; VII. Охрана и безопасность жизнедеятельности 1. Закрепление знаний по правилам ПДД; 2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии; VIII. Итоговое занятие 1. Диагностика промежуточных знаний и умений; 2. Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей; 3. Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето!»

Содержание программы.

  1. год обучения.


I. Теоретические занятия.

1. Природе нужна твоя помощь;

2. Все животные нужны, все животные важны; 3. Вода и жизнь;

4. Полезные ископаемые : песок, глина, известняк; 5. Человек- часть природы. Организм человека;

6. Питание и здоровье;

7. Органы осязания, обоняния, вкуса;

8. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных;

9. Превращения воды. Круговорот воды в природе;

II. Экскурсии

1. Письма на снегу;

2. О чем поют птицы?

3. Экскурсия» Горизонт, стороны горизонта». Ориентирование по компасу;

4. Экскурсия «Ориентирование на местности. Местные признаки»;

5. Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»;

6. Экскурсия в краеведческую библиотеку;

7. Экскурсия в городской парк «Идет красавица весна, идет и будит всех от сна»;

III. Эколочические газеты

1. Природа в опасности;

2. Редкие животные;

3. Вода в нашем доме. Экономное использование;

4. Заповеди юных экологов;

IV. Экологические праздники, сказки.

1. Экологический праздник «Волшебные правила здоровья»;

2. Экологический праздник «Голоса земли»;

3. Экологический праздник «Весна идет»;

4. Праздник осени;

5. Экологическая сказка «Деревья- целители»;

6. Экологическая сказка «В гостях у Озеренки»;

7. Экологическая сказка «Пчелкин дом»;

V. Игры, конкурсы, викторины.

1. Поле чудес « Знатоки природы»;

2. Экологические кроссворды, ребусы;

3. Своя игра «Растения и животные Пермского края»;

4. Своя игра «Четыре царства»;

5. Конкурс экологических рисунков «Дикорастущие и культурные растения Пермского края»;

6. Экологическая игра « Крестики - нолики»;

7. Звездный час;

8. Турнир смекалистых;

9. Выставка поделок из природного материала;

10. Конкурс рисунков «Редкие животные»;

11. Экологическая игра «Разведка осенних примет»;

12. Экологическая игра «Путешествие снежинки»;

13. Игра «Цветочные дорожки»;

14. День здоровья в Огурдино;

VI. Экологические акции, проекты.

1. Эко - проект «Добрая зима»;

2. Эко - проект «С новосельем птицы» (развешивание скворечников);

3. «Первоцветы»;

4. Операция «Березки - слезки»;

5. Акция «Комнатные растения»;

6. Эко - проект «Это зависит от тебя» (закаливание);

7. Эко - проект «Использование, добыча и охрана полезных ископаемых»;

8. Акция «Чистая школа! Нет мусору!»;

9. Проект «Вот он хлебушко душистый»; VII. Охрана и безопасность жизнедеятельности 1. Закрепление знаний по правилам ПДД; 2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии;

VIII. Итоговое занятие 1. Диагностика промежуточных знаний и умений; 2. Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей; 3. Подведение итогов работы. Праздник «Чему мы научились за год»







Содержание программы.

3 год обучения.

I.Теоретические занятия

1.Все живое нуждается в защите. Лепка животных;

2.Разнообразие растений;

3.Экологическая обстановка в г. Березники;

4.Человек - часть живой природы;

5.Земноводные. Их значение для жизни человека;

6.Пресмыкающиеся, млекопитающиеся, земноводные;

7.Ягоды, грибы (съедобные, несъедобные). О дружбе деревьев и грибов;

8.Лес - наше богатство. Охрана леса. Чтение рассказов о лесе и лесных обитателях;

II. Экскурсии

1.Магазин «Природа»;

2.Экскурсия на водоканал;

3.Экскурсия в городской музей «Звери наших лесов»;

4.Экскурсия в городской парк «Зимняя сказка»;

5.Путешествие в осень. Разведка осенних примет;

6.Осенние работы жителей города; 7.Экскурсия в природу: «Весна идет и все ей рады»; 8.Городской турслет в ДДЮТЭ «Школа безопасности»;

III. Эколочические газеты

1.Зима в художественных образах;

2.Редкие растения;

3.Планета Земля - наша кормилица;

4.Природа в опасности;

IV. Экологические сказки.

1. Экологическая сказка «Берегите водный мир»;

2. Экологическая сказка «Путешествие капельки»;

3. Экологическая сказка «Планета Земля в опасности»;

V. Экологические игры, конкурсы, викторины

1. Викторина «В царстве природы»;

2. Экологическое лото «В мире флоры и фауны»;

3. Выставка «Природа и фантазия»;

4. Конкурс рисунков на асфальте;

5. Конкурс рисунков «Зимующие птицы»;

6.Чтение книги «Отчего погибли киты» В.Танасенчук и ее иллюстрирование;

7. Экологические ребусы, кроссворды;

8. Викторина «Мы друзья природы»;

9. Работа с текстом М.Ильина, Е.Сегала «Чудесная кладовая». Составление таблицы «Как работали «хороший» и «плохой» хозяева в доме;

10. Своя игра « В гостях у капельки»;

11. Экологическая игра «Крестики нолики» (о лесных богатствах);

12. Конкурс на лучшую экологическую листовку «Наш дом - планета Земля»;

13. Поле чудес «Знатоки природы»;

14. Игра - конкурс «Эти забавные животные»;

15. Игра - путешествие «Заповедными тропами»;

16. День здоровья. Лыжные гонки;

17.Встретим Новый год. Ярмарка идей;

18.Экологическая игра «Счастливый случай»;

19. Подготовка и участие в городском фестивале «Наш Пермский край»;

VI. Правиловедческие занятия

1.Мы выбираем здоровье. Авитаминоз и как его предупредить. Первая помощь при поражении током, молнией, при переломах, отравлениях;

2.Лучше вдыхать аромат розы, чем аромат никотина. Изготовление роз из теста;

3.Красная книга - сигнал тревоги;

VII. Экологические акции, проекты.

1. Чтобы дольше жили книжки;

2. Проект «Животные в истории моей семьи»;

3. Операция «Хлеб всему голова»;

4. Уход за комнатными растениями;

5. Операция «Чисто не только дома, но и в классе»;

6. Проект «Птичья столовая»;

7. Практическое занятие «Вода в вашем доме»;

8. Операция «Синица» (заготовка корма для птиц, кормление птиц);

9. Операция «Помогите птицам зимой». Развешивание и изготовление кормушек;

10. Чистота воздуха - залог нашего здоровья (рисование рисунков);

11. Проект. Сочинение на экологическую тему «Природа - наш дом. Береги ее»;

12. Трудовой десант «Школа - мой дом» (уборка территории, разбивка клумб, посадка цветов);

13. «Мыслим глобально - действуем локально» (беседа, экологическая разведка, практическая работа) VIII. Охрана и безопасность жизнедеятельности 1. Закрепление знаний по правилам ПДД; 2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии; IX. Итоговое занятие 1. Диагностика промежуточных знаний и умений; 2. Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей; 3. Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето!»











Содержание программы

4 год обучения


I.Теоретические занятия

1. Природе нужна твоя помощь;

2. Все животные важны, все животные нужны. Сочинение - описание дикого животного;

3. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает. Наблюдение над осадками. Какие бывают дожди? Сочинение «Осенний дождь». Конкурс рисунков;

4. Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, известняк. Экономное использование подземных богатств. Загадки янтаря и жемчуга;

5. Питание и здоровье. Как работает наш организм. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Роль витаминов;

6. Светолюбивые и теневыносливые растения. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые;

II. Экскурсии

1. Письма на снегу. Рассматривание и рисование следов птиц и животных;2. О чём поют птицы;

2. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по компасу;

3. Экскурсия в Соликамскую оранжерею;

4. Улицы и памятные места нашего города; 5. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала. Наблюдение над снежинками. Сочинение миниатюра «Первые снежинки»;

5. Экскурсия в краеведческую библиотеку;

6. «Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы». Организация систематических наблюдений сезонных явлений природы. Этюды, зарисовки, миниатюры;

7. Наши нежные цветки распускают лепестки. Составление текста делового стиля «Как сохранить цветы»;

8. Городской туристический слет для учащихся 4 классов; 9. Городской туристический слет кружковцев ДДЮТЭ по программе «Школа безопасности»;

III. Эколочические газеты

1.Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;

2.Редкие животные;

3.Нелюбимые животные, или Беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим;

4.Заповеди юных экологов;

IV. Экологические праздники, сказки.

1. «Волшебные правила здоровья»;

2. Праздник осени. Презентация даров осени;

3. Сказка «Экологическая катастрофа в городе»;

4. Сказка «Путешествие экоколобка»;

5. Сказка «Рассказы из жизни земноводных»;

V. Экологические игры, конкурсы, викторины

1. Поле чудес «Знатоки природы». Разучивание экологических частушек;

2. Экологические ребусы, кроссворды, викторины;

3. Своя игра «Растения и животные Пермского края»;

4. Своя игра «Водные богатства»;

5. Конкурс экологических рисунков «Дикорастущие и пищевые растения Пермского края»;

6. Игра «Крестики- нолики»;

7. Звездный час;

8. Турнир смекалистых;

9. Конкурс поделок из природного материала; 10. Конкурс рисунков «Экология больших городов»; 11. Конкурс рисунков «Когда люди научились строить дома». Города на Руси, строительные материалы; 12. Конкурс рисунков «Земля - наш общий дом». Путешествие в мир красоты; 13. Сценка «Водные жители». Рисование рисунков водных обитателей реки Кама; 14. Игра «Цветочные дорожки»; 15. Мини - сочинение на тему «Поздняя осень». Аппликация из семян растений, арбузных семян, шишек; 16. Конкурсная программа «День птиц»; 17. Аппликация из цветной бумаги, ткани, картона «Красногрудый любимец»; VI. Экологические акции, проекты. 1. Эко-проект «С новосельем птицы!»; 2. Акция « Комнатные растения»; 3. Эко - проект «Бездомные животные»; 4. Эко-проект «Книга - твой друг, без нее как без рук». Составление диалога двух книг4 5. Акция «Чистая школа. Нет мусору»; 6. Эко-проект «Вот он хлебушко душистый»; 7. Елка наряжается - праздник приближается (изготовление гирлянд). Рассказ на тему «Зимние каникулы»; 8. Я живу под самой крышей, даже страшно глянуть вниз. Наблюдение детей за сосульками. Сочинение сказки; 9. Эко - проект «Покормите птиц зимой»; 10. Эко - проект «Бытовые отходы». Выставка «Подходы к отходам»; 11. Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье. Лыжные гонки, эстафеты на лыжах;

12. Предупреждение простудных заболеваний. Закаливание. Легкоатлетический кросс; 13. Подготовка к городской конференции «Природное и культурное наследие Пермского края». Заслушивание рефератов; VII. Охрана и безопасность жизнедеятельности 1. Закрепление знаний по правилам ПДД; 2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии; VIII. Итоговое занятие 1. Диагностика промежуточных знаний и умений; 2. Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей; 3. Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето!»

3. Список литературы


3.1. Литература и интернет ресурсы для педагога

1. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. Творческий центр. - М., 2001. 2. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. - М., Детская литература, 2000. 3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития.- Ярославль, 1998. 4. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2-3 классы. Учитель, Волгоград, 2002. 5. Иванова А.И., Живая экология, - М., ТЦ Сфера, 2007. 6. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М., Мысль. 1990. 7. Рыжова Н.А.Человек и природа, - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 8. Рыжова Н.А.Что у нас под ногами,- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 9. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Журнал «Начальная школа» № 10. 1998. 10.Учебно-Методический Совет по экологии и устойчивому развитию - geogr.msu.ru 11. Центр охраны дикой природы - biodiversity.ru/ 12. Хрестоматия для школы. Сказки, стихи, рассказы о животных.- М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006. 13. Хрестоматия для школы. Стихи и рассказы о природе. - М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006. 14. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. М., Просвещение, 2003.

15. Экологический портал - ecokom.net

16. Экологический центр «Экосистема» - ecosystema.ru/

3.2. Литература для учащихся. 1. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л., Детская литература, 1961. 2. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л., Детская литературы, 1960. 3. Времена года. Стихи и рассказы о природе. М., Детская литература. 1997. 3. Рыжова Н.А. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л., Детская литература, 1960.

2. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л., Детская литература, 1961.

3. Сладков Н.И. Лесные тайнички. - Л., Детская литература, 1970.

4. Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой. - Л., Детская литература, 1972.

5. Сладков Н.И. С севера на юг.- М., Малыш, 1988. 6. Хрестоматия для школы. Сказки, стихи, рассказы о животных.- М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006.

7. Энциклопедия о животных. Планета животных. - М., МАХАОН, 2001. 8.Эти удивительные акулы и киты.- М., МАХАОН, 1998.


3.2.1. Основная

1. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.

2. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. Творческий центр. - М., 2001.

3. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2-3 классы. Учитель, Волгоград, 2002.

4. Иванова А.И., Живая экология, - М., ТЦ Сфера, 2007.

5. Учебно-Методический Совет по экологии и устойчивому развитию - geogr.msu.ru

6. Центр охраны дикой природы - biodiversity.ru/

7. Экологический портал - ecokom.net

8. Экологический центр «Экосистема» - ecosystema.ru/ 3.2.1. Дополнительная 1. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л., Детская литературы, 1960. 2. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. - М., Детская литература, 2000. 3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития.- Ярославль, 1998. 4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М., Мысль. 1990. 5.Рыжова Н.А.Человек и природа, - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами,- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 7. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Журнал «Начальная школа» № 10. 1998. 8. Рыжова Н.А. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л., Детская литература, 1960. 9. Сладков Н.И. Лесные тайнички. - Л., Детская литература, 1970. 10. Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой. - Л., Детская литература, 1972. 11. Сладков Н.И. С севера на юг.- М., Малыш, 1988. 12. Хрестоматия для школы. Сказки, стихи, рассказы о животных.- М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006. 13. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. М., Просвещение, 2003. 14. Энциклопедия о животных. Планета животных. - М., МАХАОН, 2001. 15. Эти удивительные акулы и киты.- М., МАХАОН, 1998.











© 2010-2022