- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности «Путешествия в мир природы 2
Программа внеурочной деятельности «Путешествия в мир природы 2
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пестова Г.А. |
Дата | 26.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Российской Федерации
Комитет по вопросам образования администрации г. Березники
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 28
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ № 28 ___________А.Н. Алексеев «____»____________2013 г.
Программа курса
«Путешествие в мир природы»
г. Березники, 2013
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Структура и содержание курса
-
Тематический план
-
Содержание разделов и тем курса
-
3. Список литературы
-
-
Литература и интернет ресурсы для педагога
-
Литература для учащихся
-
-
-
-
Основная
-
Дополнительная
-
-
4. Приложения
-
Пояснительная записка
По земле родной шагая, Мы идем не в пустоту, Не длину мы постигаем, А земную красоту… ( В.Весенский) Внеурочной деятельности по Федеральному государственному стандарту в начальной школе отводиться 10 часов. Важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста. Программа «Путешествия в мир природы» призвана сблизить детей с природным окружением, обогатить учащихся опытом собственных наблюдений, открытий, радостного общения с миром природы, преодолеть описательность получаемых в рамках базового образования знаний, приобщить подрастающее поколение к этическим нормам и традициям отношения Человека к Природе. Программа «Путешествия в мир природы» предназначена для внеурочной деятельности в начальной школе, для учреждений дополнительного образования детей. Программа может быть реализована как самостоятельный образовательный курс или стать, дополнением какой - либо профильной программы в качестве, например, «станционного компонента». Данная программа может стать дополнением к курсу «Окружающий мир» в общеобразовательных учреждениях. Мой курс посвящен изучению наиболее важных проблем экологии и природоохранной деятельности. Направление - эколого - биологическое. Программа строится на принципах:
- природосообразности;
- учета регионального компонента;
- использования интегративного подхода к постижению мира (базируется на образовательных областях «естествознание», «экология», «искусство», «технология», «физическая культура»);
- психолого - педагогических основ формирования субъектно - этического отношения к природе.
- расширение эколого - биологических знаний;
- формирование опыта экологически сообразного взаимодействия с природой.
- актуализировать и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;
- обучать вести целенаправленные наблюдения в природе;
- формировать основы экологических знаний и экологического мышления;
- воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и рационального природоиспользования в ситуациях двигательной активности, играх, эколого-психологических тренингах, природоохранной и созидательной деятельности;
- воспитывать интерес к живой и неживой природе;
- развивать внимание, наблюдательность, память, пространственное мышление;
- развивать творческие способности;
- развивать речевую культуру и коммуникативные навыки;
- предоставить возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и различных социальных ролях: художник, писатель, корреспондент, фотограф, юный разведчик, исследователь, наблюдатель, грамотный пользователь природы.
- Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предназначена для детских объединений постоянного состава, возрастной диапазон - 7 - 11 лет, количественный состав группы - 15 человек. Периодичность и продолжительность занятий: сентябрь - май - 4 часа в неделю. Данная программа апробирована на протяжении 4 лет.
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства др.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы, стремление посильно противодействовать варварскому отношению к природе;
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставит цели и планировать деятельность; ну и, конечно же, освоение приемов исследовательской деятельности;
- накопление и расширение знаний о природе: знают виды растений, виды животных, не меньше 6 названий комнатных растений, 5-10 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу; названия заповедников Пермского края;
- в рассказе о природных объектах ученики употребляют образные выражения, могут вспомнить 6-10 отрывков из стихов или стихотворений о природе, при ответах на вопросы могут пользоваться научной лексикой.
2. Структура и содержание курса
2.1. Тематический план. 1год обучения.
№
п/п
Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
I Вводное занятие
1
1
II Теоретические занятия
17
17
1. Что такое экология. Живая и неживая природа
1
1
сентябрь
2.
Что можно увидеть на небе
Днем и ночью?
Солнце, облака.
Практическая работа - рисование облаков причудливой формы
2
2
сентябрь
3.
Знакомства с отдельными представителями комнатных растений. Практическая работа: рисование и раскрашивание комнатных растений, их распознавание
2
2
ноябрь
4.
Что это за дерево? Практическая работа: распознавание деревьев своей местности по листьям
2
2
октябрь
5
Части растений
2
2
октябрь
6.
Знакомство с разнообразием животных. Практическая работа: лепка из пластилина животных
2
2
декабрь
7.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организма.
2
2
февраль
8.
Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Просмотр презентации
2
2
март
8.
Разнообразие камней.
Загадки янтаря и жемчуга.
Обыкновенное чудо соль.
2
2
апрель
III
Экскурсии
20
20
1
Путешествие в осень.
Разведка осенних примет.
2
2
сентябрь
2.
Экскурсия по распознаванию встречающихся в одной местности растений и животных (деревьев,кустов,насекомых,птиц)
2
2
октябрь 3.
Городской турслет в ДДЮТЭ по программе «Школа безопасности»
4
4
октябрь 3.
Зимняя сказка (экскурсия в парк)
2
2
декабрь 4.
Экскурсия на луг по теме «Богатство растительного мира»
2
2
апрель 5.
Экскурсия в природу «Признаки наступления весны»
2
2
март 6.
Птицы в зимнее время
2
2
январь 7.
Звери наших лесов
(городской музей)
2
2
март 8.
Экскурсия в передвижной зоопарк
2
2
май IV.
Игры, конкурсы, викторины, праздники
50
50 1.
Конкурс на лучшую поделку из природного материала
2
2
сентябрь 2.
Экологическая игра «День воды»
2
2
сентябрь 3.
Конкурсная программа «День птиц»
2
2
апрель 4.
КВН «На лесной опушке»
2
2
октябрь 5.
Викторина «Природа нашего района»
2
2
октябрь 6.
Праздник осени «Дары леса»
2
2
октябрь 7.
Конкурс рисунков на асфальте.
Животные и растения Пермского края
2
2
сентябрь 8.
День здоровья
2
2
ноябрь 9.
Поле чудес «Растения планеты Земля»
2
декабрь 10.
Поле чудес «Разнообразие животных»
2
2
январь
11.
Поделки из пластилина ,семян арбуза и дыни (собачка).Конкурс лучших работ.
2
2
ноябрь
12.
Поделки из сухих листьев (бабочка). Конкурс лучших работ.
2
2
октябрь 13.
Игра - викторина «Как помочь перезимовать нашим братьям меньшим
2
2
февраль 14.
Викторина «В царстве природы»
2
2
март 15.
Экологические ребусы, кроссворды, викторины
2
2
февраль 16.
День здоровья. Поход на лыжах
2
2
февраль 17.
Экологическая игра «Что? Где? Когда?»
2
2
март 18.
Конкурс рисунков «Природа в опасности»
2
2
март 19.
Конкурс рисунков «Домашние и дикие животные»
2
2
апрель 20.
Игра «Мы друзья природы» (правила друзей природы)
2
2
май 21.
Конкурс рисунков «Загрязнение земли»
2
2
ноябрь 22.
Весенние зарисовки
2
2
апрель 23.
Оранжерее на окне. Рисование и раскрашивание комнатных растений. Уход за ними.
2
2
март 24.
Конкурс рисунков и поделок «Друзья наши меньшие»
2
2
апрель 25.
Жили - были динозавры.
Лепка из пластилина динозавров
2
2
май V
Экологические сказки
16
16 1.
Сказка «Ландыш - майский цветок»
8
8
декабрь 2.
Сказка «У реки……»
8
8
апрель VI
Правиловедческие занятия
10
10 1.
Красная книга - сигнал тревоги
2
2
октябрь 2.
Растения, которые нас окружают
(история хлеба - как пришел хлеб на стол) Практическая работа: изготовление из теста любых фигур для выпечки
2
2
ноябрь 3.
Мы выбираем здоровеье.
3.1. Профилактика ОРВ
2
2
январь
3.2.Витамины в жизни человека.
Практическая работа: лепка овощей и фруктов
2
2
март 4.
Забота человека о птицах
2
2
апрель 5.
Как ты узнаешь мир? (наши помощники: органы чувств, ум, память, 5 органов чувств)
2
2
декабрь VI
Экологические акции, проекты
24
24 1.
Природная аптека. Игра «Если случилась беда»
2
2
май 2.
Признаки грозной беды (уничтожение деревьев, гибель животных, нити, связывающие людей с природой)
2
2
октябрь 3.
Береза - добрая няня (взаимосвязь объектов природы. Паразитизм в природном мире
2
2
ноябрь 4.
О маленьких ранках.
Практическая работа: создание знаков (не рви цветы, не ломай ветки…)
2
2
апрель 5.
Гигиена - что это такое? (правила личной гигиены: для чего чистят зубы, спят, моют руки)
2
2
январь 6.
Осанка - почему важно быть стройным (правила посадки)
Практические занятия
2
2
февраль 7.
Животные в истории моей семьи
2
2
март 8.
Вокруг света с фотоаппаратом (карта, где дом у животных, рассказы детей)
2
2
апрель 9.
Зимняя красавица - хозяйка леса
(изготовление гирлянд)
2
2
декабрь 10.
Подготовка и участие в городском конкурсе рефератов «Я познаю мир»
6
6
декабрь VII
Охрана и безопасность жизнедеятельности
5
1.
Закрепление знаний о правилах дорожного движения
1
1
2.
Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности
2
1
1 3.
Инструктаж по ТБ во время экскурсий
1
1 IX
Итоговое занятие
6
1.
Диагностика промежуточных знаний и умений
2
2
январь 2.
Диагностика полученных знаний, умений и навыков
2
2
май 3.
Подведение итогов работы.
Праздник «Здравствуй, лето»
2
2
май ИТОГО
144
20
124
Тематический план. 2 год обучения.
№
п/п
Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
I
Вводное занятие
1
1
II
Теоретические занятия
18
18
1.
Человек-друг Природы. Ей нужна твоя помощь.
1
1
сентябрь
2.
Все животные важны, все животные нужны.
2
2
сентябрь
3.
Вода и жизнь
2
2
ноябрь
4.
Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, известняк.
2
2
октябрь
5
Органы осязания, обоняния, вкуса.
2
2
октябрь
6.
Человек- часть природы. Организм человека.
2
2
декабрь
7.
Питание и здоровье.
2
2
февраль
8.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни животных и растений.
2
2
апрель
9.
Превращение воды. Круговорот воды в природе.
2
2
май
III
Экскурсии
14
14
1
Письма на снегу
2
2
январь
2
О чём поют птицы
2
2
апрель
3.
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по компасу.
2
2
сентябрь
4.
Ориентирование на местности. Местные признаки.
2
2
сентябрь
5.
Улицы и памятные места нашего города
2
2
февраль
6.
Экскурсия в краеведческую библиотеку
2
2
ноябрь
7.
«Идет красавица весна, идет и будит всех от сна».
2
2
март
IY.
Экологические газеты
16
16
1.
Природа в опасности.
4
4
декабрь
2.
Редкие животные
4
4
февраль
3.
Вода в нашем доме. Экономное использование воды.
4
4
март
4.
Заповеди юных экологов.
4
4
май
Y.
Экологические праздники, сказки
36
36
1.
Волшебные правила здоровья.
2
2
октябрь
2.
Голоса земли.
2
2
май
3.
Весна идёт.
2
2
апрель
4.
Праздник осени.
2
2
сентябрь
5.
Сказка «Деревья- целители».
10
10
октябрь
6.
Сказка « В гостях у Озерёнки».
8
8
апрель
7.
Сказка «Пчёлкин дом».
10
10
ноябрь
YI.
Игры, конкурсы, викторины
32
32
1.
Экологические ребусы, кроссворды, викторины
2
2
декабрь
2.
Своя игра «Растения и животные Пермского края»
2
2
январь
3.
Своя игра «4 царства».
2
2
февраль
4.
Конкурс экологических рисунков « Дикорастущие и пищевые растения Пермского края».
2
2
март
5.
Игра « Крестики- нолики
2
2
ноябрь
6.
Звездный час.
2
2
январь
7.
Турнир смекалистых.
2
апрель
8.
Конкурс поделок из природного материала.
2
2
октябрь
9.
Конкурс рисунков «Редкие животные».
2
2
февраль
10.
Конкурс рисунков «Редкие растения».
2
2
май
11.
Игра « Разведка осенних примет».
2
2
сентябрь
12.
Игра «Путешествие снежинки».
2
2
январь
13.
Игра «Цветочные дорожки».
2
2
апрель
14.
День здоровья в Огурдино.
4
4
сентябрь
15.
Конкурсная программа «День птиц».
2
2
март
YII.
Экологические акции, проекты.
24
24
1.
Эко - проект «Добрая зима».
4
4
январь
2.
Эко-проект «С новосельем птицы!».
4
4
апрель
3.
Первоцветы.
2
2
апрель
4.
Операция «Березки- слезки».
2
2
май
5.
Акция «Комнатные растения».
2
2
февраль
6.
Эко - проект «Это зависит от тебя».
2
2
март
7.
Эко-проект «Использование, добыча, охрана полезных ископаемых».
2
2
декабрь
8.
Акция «Чистая школа. Нет мусору».
2
2
май
9.
Эко-проект « Вот он хлебушко душистый».
2
2
март
10.
Лесная красавица (изготовление елочных игрушек).
2
2
декабрь
YII.
Охрана и безопасность жизнедеятельномти
1.
Закрепление знаний по ППД.
1
1
2.
Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности
2
2
3.
Инструктаж по ТБ во время экскурсий.
2
2
9.
Итоговые занятия
6
6
1.
Диагностика промежуточных знаний и умений.
2
2
январь
2.
Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей.
2
2
май
3.
Подведение итогов работы. Праздник « Здравствуй лето»
2
2 май
ИТОГО
140
24
116
Тематический план. 3 год обучения
№
п/п
Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
I Вводное занятие
1
1
II Теоретические занятия
16
16
1. Все живое нуждается в защите
Лепка животных
(медведь, лиса)
2
2
сентябрь
2.
Разнообразие растений. Редкие растения
2
2
сентябрь
3. Экологическая обстановка в городе
2
2
октябрь
4.
Человек - часть природы
2
2
октябрь
5 Земноводные. Их значение для человека.
2
2
январь
6. Пресмыкающиеся, млекопитающиеся, насекомые
2
2
февраль
7.
Ягоды, грибы (съедобные, несъедобные). О дружбе деревьев и грибов
2
2
май
8. Лес - наше богатство. Охрана леса. Чтение рассказов о лесе и лесных обитателях
2
2
апрель
III Экскурсии
16
16
1. Путешествие в осень. Разведка осенних примет.
2
2
сентябрь
2. Осенние работы жителей города
2
2
октябрь
3. Магазин «Природа»
2
2
ноябрь
4. Экскурсия в городской парк «Зимняя сказка»
2
2
декабрь
5.
Городской музей «Звери наших лесов»
2
2
февраль
6. Экскурсия на водоканал
2
2
март
7. Экскурсия в природу «Весна идет и все ей рады»
2
2
апрель
8. Городской турслет в ДДЮТЭ «Школа безопасности»
2
2
IV Игры, конкурсы, викторины, праздники
43
43
1.
Викторина «В царстве природы»
2
2
сентябрь
2.
Экологическое лото «В мире флоры и фауны»
2
2
октябрь
3.
Выставка «Природа и фантазия»
2
2
сентябрь
4.
Конкурс экологических рисунков на асфальте
1
1
сентябрь
5.
Экологическая игра «Крестики нолики» (о лесных богатствах)
2
2
октябрь
6.
Чтение книги «Отчего погибли киты» В.Танасенчук и ее иллюстрирование
2
2
апрель
7.
Игра - конкурс «Эти забавные животные»
2
2
ноябрь
8.
Конкурс рисунков «Зимующие птицы»
2
2
ноябрь
9.
Игра - путешествие «Заповедными тропами»
2
2
ноябрь
10.
День здоровья (лыжные гонки)
2
2
декабрь
11.
Встретим Новый год (ярмарка идей)
2
2
декабрь
12.
Работа с текстом М.Ильина, Е.Сегала «Чудесная кладовая». Составление таблицы «Как работали «хороший» и «плохой» хозяева в доме
2
2
январь
13.
Своя игра «В гостях у капельки»
2
2
январь
14.
Конкурс на лучшую экологическую листовку «Наш дом - планета Земля»
2
2
март
15.
Экологическая игра «Счастливый случай»
2
2
март
16.
Поле чудес «Знатоки природы»
2
2
март
17.
Экологические кроссворды, ребусы.
2
2
апрель
18.
Викторина «Мы друзья природы»
2
2
апрель
19.
Подготовка и участие в городском фестивале «Наш Пермский край»
8
2
февраль
V
Экологические газеты
8
8
1.
Редкие растения
2
2
ноябрь
2.
Планета Земля - наша кормилица
2
2
январь
3.
Зима в художественных образах
2
2
февраль
4.
«Природа в опасности»
2
2
апрель
VI
Экологические сказки
20
20
1.
Сказка «Берегите водный мир»
(распределение ролей)
2
2
декабрь
2.
Сказка «Берегите водный мир»
(репетиция сказки)
2
2
декабрь
3.
Сказка «Берегите водный мир»
(показ сказки перед уч-ся 1 классов)
2
2
декабрь
4.
Сказка «Путешествие капельки»
(распределение ролей)
2
2
февраль
5.
Сказка «Путешествие капельки»
(репетиция ролей)
2
2
февраль
6.
Сказка «Путешествие капельки»
(работа над речью: мимика,жесты)
2
2
февраль
7.
Сказка «Путешествие капельки»
(выступление перед уч-ся 1 классов)
2
2
февраль
8.
Сказка «Планета Земля в опасности»
(распределение ролей)
2
2
апрель
9.
Сказка «Планета Земля в опасности»
(работа над речью: мимика,жесты)
2
2
апрель
10.
Сказка «Планета Земля в опасности»
(работа над речью: мимика,жесты)
2
2
апрель
VII
Правиловедческие занятия
6
6
1.
Лучше вдыхать аромат розы, чем аромат никотина. Изготовление роз из теста
2
2
сентябрь
2.
Мы выбираем здоровье. Авитаминоз и как его предупредить. Первая помощь при поражении током, молнией, при переломах, отравлениях.
2
2
май
3.
Красная книга - сигнал тревоги
2
2
октябрь
VIII
Экологические акции, проекты
26
6
20
1.
Чтобы дольше жили книжки
2
2
сентябрь
2.
Проект «Животные в истории моей семьи»
2
2
март
3.
Операция «Хлеб всему голова»
2
2
сентябрь 4.
Уход за комнатными цветами
2
2
октябрь 5.
Операция «Чисто не только дома, но и в классе»
2
2
ноябрь
6.
Практическое занятие «Вода в вашем доме»
2
2
ноябрь
7.
Проект «Птичья столовая»
2
2
декабрь
8.
Операция «Синица» (заготовка корма для птиц, кормление птиц)
2
2
январь
9.
Операция «Помогите птицам зимой». Развешивание и изготовление кормушек
2
2
январь
10.
Чистота воздуха - залог нашего здоровья (рисование рисунков)
2
2
январь
11.
Проект. Сочинение на экологическую тему «Природа - наш дом. Береги ее»
2
2
апрель
12.
Трудовой десант «Школа - мой дом» (уборка территории, разбивка клумб,посадка цветов)
2
2
апрель - май
13.
«Мыслим глобально - действуем локально» (беседа, экологическая разведка, практическая работа)
2
2
май
IX
Охрана и безопасность жизнедеятельности
1.
Закрепление знаний по ППД.
1
2.
Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности
2
3.
Инструктаж по ТБ во время экскурсий.
2
Итоговые занятия
6
1.
Диагностика промежуточных знаний и умений.
2
2
январь
2.
Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей.
2
2
апрель
3.
Подведение итогов работы. Праздник « Здравствуй лето»
2
2
май
Итог
144
27
117
Тематический план. 4 год обучения.
№
п/п
Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
I
Вводное занятие
1
1
II
Теоретические занятия
10
10
1.
Все животные важны, все животные нужны. Сочинение - описание дикого животного.
2
2
сентябрь
2.
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает. Наблюдение над осадками. Какие бывают дожди? Сочинение «Осенний дождь». Конкурс рисунков
2
2
ноябрь
3.
Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, известняк. Экономное использование подземных богатств. Загадки янтаря и жемчуга.
2
2
октябрь
4.
Питание и здоровье. Как работает наш организм. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Роль витаминов.
2
2
октябрь
5.
Светолюбивые и теневыносливые растения. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
2
2
декабрь
III
Экскурсии
18
18
1
Следы животных.
Рассматривание и рисование следов птиц и животных.
2
2
январь
2
О чём поют птицы
2
2
апрель
3.
Городской туристический слет кружковцев ДДЮТЭ по программе «Школа безопасности».
3
3
сентябрь
4.
Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала. Наблюдение над снежинками. Сочинение миниатюра «Первые снежинки».
2
2
ноябрь
5.
Экскурсия в краеведческую библиотеку
2
2
февраль
6.
Наши нежные цветки распускают лепестки. Составление текста делового стиля «Как сохранить цветы».
2
2
май
7.
Городской туристический слет для учащихся 4 классов
3
3
сентябрь
8.
«Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы». Организация систематических наблюдений сезонных явлений природы. Этюды, зарисовки, миниатюры.
2
2
апрель
IY.
Экологические газеты
6
6
1.
Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека.
4
4
ноябрь
2.
Нелюбимые животные, или беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим.
2
2
апрель
Y.
Экологические праздники, сказки
36
36
1.
«Волшебные правила здоровья».
2
2
октябрь
2.
Праздник осени.
Презентация даров осени.
2
2
октябрь
3.
Сказка «Дракон в железных латах».
12
2
ноябрь
4.
Сказка «Путешествие экоколобка».
10
2
февраль
5.
Сказка «Рассказы из жизни земноводных».
10
8
март
YI.
Игры, конкурсы, викторины
32
32
1.
Поле чудес «Знатоки природы». Разучивание экологических частушек
2
2
октябрь
2.
Экологические ребусы, кроссворды, викторины
2
2
март
3.
Своя игра « Растения и животные Пермского края».
2
2
январь
4.
Своя игра «Водные богатства».
2
2
декабрь
5.
Конкурс экологических рисунков «Дикорастущие и пищевые растения Пермского края».
2
2
сентябрь
6.
Игра « Крестики- нолики».
2
2
январь
7.
Конкурс поделок из природного материала.
2
2
октябрь
8.
Конкурс рисунков «Экология больших городов».
2
2
май
9.
Конкурс рисунков «Когда люди научились строить дома». Города на Руси , строительные материалы.
2
2
ноябрь
10.
Конкурс рисунков «Земля - наш общий дом».
2
2
сентябрь
11.
Сценка «Водные жители». Рисование рисунков водных обитателей реки Кама.
2
2
апрель
12. Игра «Цветочные дорожки».
4
4
ноябрь
13.
Мини - сочинение на тему «Поздняя осень». Аппликация из семян растений, арбузных семян, шишек.
2
2
сентябрь
14.
Конкурсная программа «День птиц».
2
2
май
15.
Аппликация из цветной бумаги, ткани, картона «Красногрудый любимец».
2
2
декабрь
YII.
Экологические акции, проекты.
32
32
1.
Эко-проект «С новосельем птицы!».
4
4
апрель
2.
Акция « Комнатные растения».
4
4
апрель
3.
Эко - проект «Бездомные животные».
2
2
октябрь
4.
Эко-проект «Книга - твой друг, без нее как без рук». Составление диалога двух книг.
2
2
март
5.
Эко-проект «Вот он хлебушко душистый».
2
2
апрель
6.
Елка наряжается - праздник приближается (изготовление гирлянд). Рассказ на тему «Зимние каникулы».
2
2
декабрь
7.
Я живу под самой крышей, даже страшно глянуть вниз. Наблюдение детей за сосульками. Сочинение сказки.
2
2
январь
8.
Эко - проект «Покормите птиц зимой».
3
2
февраль
9.
Эко - проект «Бытовые отходы». Выставка
«Подходы к отходам».
4
2
март
10.
Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье.
Лыжные гонки, эстафеты на лыжах.
2
2
февраль
11.
Предупреждение простудных заболеваний. Закаливание. Легкоатлетический кросс.
2
2
май
12.
Подготовка и участие в городской конференции «Природное и культурное наследие Пермского края». Заслушивание рефератов.
8
6
декабрь
YII.
Охрана и безопасность жизнедеятельномти
1.
Закрепление знаний по ППД.
1
1
2.
Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности
2
2
3.
Инструктаж по ТБ во время экскурсий.
2
2
9.
Итоговые занятия
6
6
1.
Диагностика промежуточных знаний и умений.
2
2
январь
2.
Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей.
2
2
май
3.
Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето»
2
2 май
ИТОГО
144
18
126
2.2. Содержание разделов и тем курса
Содержание программы.
-
год обучения.
I.Теоретические занятия 1. Что такое экология. Живая и неживая природа; 2. Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, облака. Практическая работа: рисование облаков причудливой формы; 3.Знакомство с отдельными представителями комнатных растений. Практическая работа: рисование и раскрашивание в тетрадях комнатных растений, их распознавание; 4.Что это за дерево? Практическая работа: распознавание деревьев своей местности по листьям; 5. Части растений; 6.Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением Практическая работа: лепка животных из пластилина; 7.Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организма; 8. Разнообразие камней. Загадка жемчуга и янтаря. Обыкновенное чудо - соль. Практическая работа: рассмотрение образцов; II. Экскурсии 1. Путешествие в осень. Разведка осенних примет; 2. Экскурсия по распознаванию встречающихся в одной местности растений и животных (деревьев, кустов, насекомых, птиц); 3. Зимняя сказка (экскурсия в парк); 4. Экскурсия на луг по теме «Богатство растительного мира»; 5. Экскурсия в природу «Признаки наступления весны»; 6. Птицы в зимнее время; 7. Звери наших лесов (экскурсия в городской музей); 8. Экскурсия в передвижной зоопарк; Ш. Игры, конкурсы, викторины, праздники 1. Конкурс на лучшую поделку из природного материала; 2. Экологическая игра «День воды»; 3. Конкурсная программа «День птиц»; 4. КВН «На лесной опушке»; 5. Викторина «Природа нашего края»; 6. Праздник осени. Дары леса; 7. Конкурс рисунков на асфальте. Животные и растения Пермского края; 8. День здоровья; 9. Поле чудес «Растения планеты Земля»; 10. Поле чудес «Разнообразие животных»; 11. Поделки из пластилина, семян арбуза и дыни (собачка). Конкурс лучших работ; 12. Поделки из сухих листьев (бабочка). Конкурс лучших работ; 13. Игра - викторина «Как перезимовать помочь друзьям нашим меньшим»; 14. Викторина «В царстве природы»; 15. Экологические кроссворды, ребусы; 16. День здоровья. Поход на лыжах; 17. Экологическая игра «Что? Где? Когда?»; 18. Конкурс рисунков «Природа в опасности»; 19. Конкурс рисунков «Домашние и дикие животные»; 20. Игра «Мы друзья природы» (правила друзей природы); 21. Конкурс рисунков «Загрязнение земли»; 22. Экологическая игра «Счастливый случай»; 23. Конкурс рисунков и поделок «Друзья наши меньшие»; 24.Жили - были динозавры. Практическая работа: лепка динозавров из пластилина»; IV. Экологические сказки 1. Сказка «В синем море»; 2. Петешествие «Экоколобка»; V. Правиловедческие занятия 1. Красная книга - сигнал тревоги; 2. Растения, которые нас окружают (история хлеба - как хлеб пришел на стол). Практическая работа: изготовление из теста любых фигур для выпечки; 3. Мы выбираем здоровье; 3.1 Профилактика ОРВИ 3.2 Витамины в жизни человека. Практическая работа: лепка овощей и фруктов; 4. Забота человека о птицах; 5. Как мы узнаем мир? (наши помощники: органы чувств, ум, память,5 органов чувств); VI. Экологические акции, проекты 1. Нет мусору! 2. Природная аптека. Игра «Если случилась беда»; 3. Признаки грозной беды (уничтожение деревьев, гибель животных, нити, связывающие людей с природой); 4. Береза - добрая няня (взаимосвязь объектов природы, паразитизм в природном мире); 5. Птичья столовая; 6. О маленьких ранах. Практическая работа: создание знаков (не рви цветы, не ломай ветки……); 7. Гигиена - что это такое? (правила личной гигиены. Для чего чистят зубы, спят, едят); 8. Осанка - почему важно быть стройным (правила осанки, практическое занятие); 9. Животные в истории моей семьи; 10. Помоги птицам зимой; 11. Вокруг света с фотоаппаратом (карта, где дом у животных, рассказы детей о животных); 12. Зимняя красавица - хозяйка леса (изготовление гирлянд); 13. Чистота - залог здоровья; 14. Школа - мой дом; VII. Охрана и безопасность жизнедеятельности 1. Закрепление знаний по правилам ПДД; 2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии; VIII. Итоговое занятие 1. Диагностика промежуточных знаний и умений; 2. Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей; 3. Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето!»
Содержание программы.
-
год обучения.
I. Теоретические занятия.
1. Природе нужна твоя помощь;
2. Все животные нужны, все животные важны; 3. Вода и жизнь;
4. Полезные ископаемые : песок, глина, известняк; 5. Человек- часть природы. Организм человека;
6. Питание и здоровье;
7. Органы осязания, обоняния, вкуса;
8. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных;
9. Превращения воды. Круговорот воды в природе;
II. Экскурсии
1. Письма на снегу;
2. О чем поют птицы?
3. Экскурсия» Горизонт, стороны горизонта». Ориентирование по компасу;
4. Экскурсия «Ориентирование на местности. Местные признаки»;
5. Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»;
6. Экскурсия в краеведческую библиотеку;
7. Экскурсия в городской парк «Идет красавица весна, идет и будит всех от сна»;
III. Эколочические газеты
1. Природа в опасности;
2. Редкие животные;
3. Вода в нашем доме. Экономное использование;
4. Заповеди юных экологов;
IV. Экологические праздники, сказки.
1. Экологический праздник «Волшебные правила здоровья»;
2. Экологический праздник «Голоса земли»;
3. Экологический праздник «Весна идет»;
4. Праздник осени;
5. Экологическая сказка «Деревья- целители»;
6. Экологическая сказка «В гостях у Озеренки»;
7. Экологическая сказка «Пчелкин дом»;
V. Игры, конкурсы, викторины.
1. Поле чудес « Знатоки природы»;
2. Экологические кроссворды, ребусы;
3. Своя игра «Растения и животные Пермского края»;
4. Своя игра «Четыре царства»;
5. Конкурс экологических рисунков «Дикорастущие и культурные растения Пермского края»;
6. Экологическая игра « Крестики - нолики»;
7. Звездный час;
8. Турнир смекалистых;
9. Выставка поделок из природного материала;
10. Конкурс рисунков «Редкие животные»;
11. Экологическая игра «Разведка осенних примет»;
12. Экологическая игра «Путешествие снежинки»;
13. Игра «Цветочные дорожки»;
14. День здоровья в Огурдино;
VI. Экологические акции, проекты.
1. Эко - проект «Добрая зима»;
2. Эко - проект «С новосельем птицы» (развешивание скворечников);
3. «Первоцветы»;
4. Операция «Березки - слезки»;
5. Акция «Комнатные растения»;
6. Эко - проект «Это зависит от тебя» (закаливание);
7. Эко - проект «Использование, добыча и охрана полезных ископаемых»;
8. Акция «Чистая школа! Нет мусору!»;
9. Проект «Вот он хлебушко душистый»; VII. Охрана и безопасность жизнедеятельности 1. Закрепление знаний по правилам ПДД; 2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии;
VIII. Итоговое занятие 1. Диагностика промежуточных знаний и умений; 2. Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей; 3. Подведение итогов работы. Праздник «Чему мы научились за год»
Содержание программы.
3 год обучения.
I.Теоретические занятия
1.Все живое нуждается в защите. Лепка животных;
2.Разнообразие растений;
3.Экологическая обстановка в г. Березники;
4.Человек - часть живой природы;
5.Земноводные. Их значение для жизни человека;
6.Пресмыкающиеся, млекопитающиеся, земноводные;
7.Ягоды, грибы (съедобные, несъедобные). О дружбе деревьев и грибов;
8.Лес - наше богатство. Охрана леса. Чтение рассказов о лесе и лесных обитателях;
II. Экскурсии
1.Магазин «Природа»;
2.Экскурсия на водоканал;
3.Экскурсия в городской музей «Звери наших лесов»;
4.Экскурсия в городской парк «Зимняя сказка»;
5.Путешествие в осень. Разведка осенних примет;
6.Осенние работы жителей города; 7.Экскурсия в природу: «Весна идет и все ей рады»; 8.Городской турслет в ДДЮТЭ «Школа безопасности»;
III. Эколочические газеты
1.Зима в художественных образах;
2.Редкие растения;
3.Планета Земля - наша кормилица;
4.Природа в опасности;
IV. Экологические сказки.
1. Экологическая сказка «Берегите водный мир»;
2. Экологическая сказка «Путешествие капельки»;
3. Экологическая сказка «Планета Земля в опасности»;
V. Экологические игры, конкурсы, викторины
1. Викторина «В царстве природы»;
2. Экологическое лото «В мире флоры и фауны»;
3. Выставка «Природа и фантазия»;
4. Конкурс рисунков на асфальте;
5. Конкурс рисунков «Зимующие птицы»;
6.Чтение книги «Отчего погибли киты» В.Танасенчук и ее иллюстрирование;
7. Экологические ребусы, кроссворды;
8. Викторина «Мы друзья природы»;
9. Работа с текстом М.Ильина, Е.Сегала «Чудесная кладовая». Составление таблицы «Как работали «хороший» и «плохой» хозяева в доме;
10. Своя игра « В гостях у капельки»;
11. Экологическая игра «Крестики нолики» (о лесных богатствах);
12. Конкурс на лучшую экологическую листовку «Наш дом - планета Земля»;
13. Поле чудес «Знатоки природы»;
14. Игра - конкурс «Эти забавные животные»;
15. Игра - путешествие «Заповедными тропами»;
16. День здоровья. Лыжные гонки;
17.Встретим Новый год. Ярмарка идей;
18.Экологическая игра «Счастливый случай»;
19. Подготовка и участие в городском фестивале «Наш Пермский край»;
VI. Правиловедческие занятия
1.Мы выбираем здоровье. Авитаминоз и как его предупредить. Первая помощь при поражении током, молнией, при переломах, отравлениях;
2.Лучше вдыхать аромат розы, чем аромат никотина. Изготовление роз из теста;
3.Красная книга - сигнал тревоги;
VII. Экологические акции, проекты.
1. Чтобы дольше жили книжки;
2. Проект «Животные в истории моей семьи»;
3. Операция «Хлеб всему голова»;
4. Уход за комнатными растениями;
5. Операция «Чисто не только дома, но и в классе»;
6. Проект «Птичья столовая»;
7. Практическое занятие «Вода в вашем доме»;
8. Операция «Синица» (заготовка корма для птиц, кормление птиц);
9. Операция «Помогите птицам зимой». Развешивание и изготовление кормушек;
10. Чистота воздуха - залог нашего здоровья (рисование рисунков);
11. Проект. Сочинение на экологическую тему «Природа - наш дом. Береги ее»;
12. Трудовой десант «Школа - мой дом» (уборка территории, разбивка клумб, посадка цветов);
13. «Мыслим глобально - действуем локально» (беседа, экологическая разведка, практическая работа) VIII. Охрана и безопасность жизнедеятельности 1. Закрепление знаний по правилам ПДД; 2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии; IX. Итоговое занятие 1. Диагностика промежуточных знаний и умений; 2. Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей; 3. Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето!»
Содержание программы
4 год обучения
I.Теоретические занятия
1. Природе нужна твоя помощь;
2. Все животные важны, все животные нужны. Сочинение - описание дикого животного;
3. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает. Наблюдение над осадками. Какие бывают дожди? Сочинение «Осенний дождь». Конкурс рисунков;
4. Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, известняк. Экономное использование подземных богатств. Загадки янтаря и жемчуга;
5. Питание и здоровье. Как работает наш организм. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Роль витаминов;
6. Светолюбивые и теневыносливые растения. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые;
II. Экскурсии
1. Письма на снегу. Рассматривание и рисование следов птиц и животных;2. О чём поют птицы;
2. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по компасу;
3. Экскурсия в Соликамскую оранжерею;
4. Улицы и памятные места нашего города; 5. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала. Наблюдение над снежинками. Сочинение миниатюра «Первые снежинки»;
5. Экскурсия в краеведческую библиотеку;
6. «Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы». Организация систематических наблюдений сезонных явлений природы. Этюды, зарисовки, миниатюры;
7. Наши нежные цветки распускают лепестки. Составление текста делового стиля «Как сохранить цветы»;
8. Городской туристический слет для учащихся 4 классов; 9. Городской туристический слет кружковцев ДДЮТЭ по программе «Школа безопасности»;
III. Эколочические газеты
1.Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;
2.Редкие животные;
3.Нелюбимые животные, или Беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим;
4.Заповеди юных экологов;
IV. Экологические праздники, сказки.
1. «Волшебные правила здоровья»;
2. Праздник осени. Презентация даров осени;
3. Сказка «Экологическая катастрофа в городе»;
4. Сказка «Путешествие экоколобка»;
5. Сказка «Рассказы из жизни земноводных»;
V. Экологические игры, конкурсы, викторины
1. Поле чудес «Знатоки природы». Разучивание экологических частушек;
2. Экологические ребусы, кроссворды, викторины;
3. Своя игра «Растения и животные Пермского края»;
4. Своя игра «Водные богатства»;
5. Конкурс экологических рисунков «Дикорастущие и пищевые растения Пермского края»;
6. Игра «Крестики- нолики»;
7. Звездный час;
8. Турнир смекалистых;
9. Конкурс поделок из природного материала; 10. Конкурс рисунков «Экология больших городов»; 11. Конкурс рисунков «Когда люди научились строить дома». Города на Руси, строительные материалы; 12. Конкурс рисунков «Земля - наш общий дом». Путешествие в мир красоты; 13. Сценка «Водные жители». Рисование рисунков водных обитателей реки Кама; 14. Игра «Цветочные дорожки»; 15. Мини - сочинение на тему «Поздняя осень». Аппликация из семян растений, арбузных семян, шишек; 16. Конкурсная программа «День птиц»; 17. Аппликация из цветной бумаги, ткани, картона «Красногрудый любимец»; VI. Экологические акции, проекты. 1. Эко-проект «С новосельем птицы!»; 2. Акция « Комнатные растения»; 3. Эко - проект «Бездомные животные»; 4. Эко-проект «Книга - твой друг, без нее как без рук». Составление диалога двух книг4 5. Акция «Чистая школа. Нет мусору»; 6. Эко-проект «Вот он хлебушко душистый»; 7. Елка наряжается - праздник приближается (изготовление гирлянд). Рассказ на тему «Зимние каникулы»; 8. Я живу под самой крышей, даже страшно глянуть вниз. Наблюдение детей за сосульками. Сочинение сказки; 9. Эко - проект «Покормите птиц зимой»; 10. Эко - проект «Бытовые отходы». Выставка «Подходы к отходам»; 11. Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье. Лыжные гонки, эстафеты на лыжах;
12. Предупреждение простудных заболеваний. Закаливание. Легкоатлетический кросс; 13. Подготовка к городской конференции «Природное и культурное наследие Пермского края». Заслушивание рефератов; VII. Охрана и безопасность жизнедеятельности 1. Закрепление знаний по правилам ПДД; 2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии; VIII. Итоговое занятие 1. Диагностика промежуточных знаний и умений; 2. Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей; 3. Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето!»
3. Список литературы
3.1. Литература и интернет ресурсы для педагога
1. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. Творческий центр. - М., 2001. 2. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. - М., Детская литература, 2000. 3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития.- Ярославль, 1998. 4. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2-3 классы. Учитель, Волгоград, 2002. 5. Иванова А.И., Живая экология, - М., ТЦ Сфера, 2007. 6. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М., Мысль. 1990. 7. Рыжова Н.А.Человек и природа, - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 8. Рыжова Н.А.Что у нас под ногами,- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 9. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Журнал «Начальная школа» № 10. 1998. 10.Учебно-Методический Совет по экологии и устойчивому развитию - geogr.msu.ru 11. Центр охраны дикой природы - biodiversity.ru/ 12. Хрестоматия для школы. Сказки, стихи, рассказы о животных.- М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006. 13. Хрестоматия для школы. Стихи и рассказы о природе. - М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006. 14. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. М., Просвещение, 2003.
15. Экологический портал - ecokom.net
16. Экологический центр «Экосистема» - ecosystema.ru/
3.2. Литература для учащихся. 1. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л., Детская литература, 1961. 2. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л., Детская литературы, 1960. 3. Времена года. Стихи и рассказы о природе. М., Детская литература. 1997. 3. Рыжова Н.А. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л., Детская литература, 1960.
2. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л., Детская литература, 1961.
3. Сладков Н.И. Лесные тайнички. - Л., Детская литература, 1970.
4. Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой. - Л., Детская литература, 1972.
5. Сладков Н.И. С севера на юг.- М., Малыш, 1988. 6. Хрестоматия для школы. Сказки, стихи, рассказы о животных.- М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006.
7. Энциклопедия о животных. Планета животных. - М., МАХАОН, 2001. 8.Эти удивительные акулы и киты.- М., МАХАОН, 1998.
3.2.1. Основная
1. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.
2. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. Творческий центр. - М., 2001.
3. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2-3 классы. Учитель, Волгоград, 2002.
4. Иванова А.И., Живая экология, - М., ТЦ Сфера, 2007.
5. Учебно-Методический Совет по экологии и устойчивому развитию - geogr.msu.ru
6. Центр охраны дикой природы - biodiversity.ru/
7. Экологический портал - ecokom.net
8. Экологический центр «Экосистема» - ecosystema.ru/ 3.2.1. Дополнительная 1. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л., Детская литературы, 1960. 2. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. - М., Детская литература, 2000. 3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития.- Ярославль, 1998. 4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М., Мысль. 1990. 5.Рыжова Н.А.Человек и природа, - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами,- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 7. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Журнал «Начальная школа» № 10. 1998. 8. Рыжова Н.А. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л., Детская литература, 1960. 9. Сладков Н.И. Лесные тайнички. - Л., Детская литература, 1970. 10. Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой. - Л., Детская литература, 1972. 11. Сладков Н.И. С севера на юг.- М., Малыш, 1988. 12. Хрестоматия для школы. Сказки, стихи, рассказы о животных.- М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006. 13. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. М., Просвещение, 2003. 14. Энциклопедия о животных. Планета животных. - М., МАХАОН, 2001. 15. Эти удивительные акулы и киты.- М., МАХАОН, 1998.