Воспитательное значение ученического самоуправления в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательное значение ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления -
одно из важнейших направлений
совершенствования учебно - воспитательного
процесса в современной школе.


Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.

Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.

Когда школьник выступает с критикой своего одноклассника, смело и открыто указывая ему недостатки, он развивает в себе принципиальность, умение правильно оценить тот или иной поступок.

Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нового человека.
Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности.
Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправления.

Организаторская работа складывается из ряда специфических умений и навыков. Это умение планировать, выбирать главное в работе, правильно распределять обязанности товарищей, а также такие навыки, как исполнение обязанностей. Любые из названных умений и навыков должны быть предметом специальной заботы учителя: трудно рассчитывать, что они появятся у детей сами собой. Поэтому каждый педагог должен быть хорошим организатором, без этого невозможно успешное решение задач развёртывания детского самоуправления в классе и школе.
Наконец, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что практически выступая в определённой роли в своём коллективе, учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых современному человеку.

У учащихся формируется такое важное качество, как принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим одноклассникам.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребёнком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности.Не следует, однако думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым. При правильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, индивидуализм.Непосредственные причины тому могут быть различные: неправильное осуществление выборности, когда одни и те же обязанности выполняются в течение ряда лет одними и теми же детьми, отсутствие отчётности перед другими детьми о своей работе. Но главная причина здесь одна: ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.
Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развёртывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

Общая организация самоуправления в школьном коллективе

Как первичные коллективы являются основой общешкольного воспитательного коллектива, так и самоуправление класса, группы служит основой самоуправления школы. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учениками. Обычно на одном из первых классных собраний, в начале учебного года избирается актив. Это могут быть отдельные учащиеся, за каждым из которых закрепляются определённые обязанности.

В других случаях при более высоком уровне развития самоуправления, избираются группы учащихся по отдельным участкам работы: сектор общественно - политической работы, куда входят политинформаторы, редакторы, корреспонденты стенгазеты; учебный сектор, который объединяет лаборантов, помощников учителей; сектор культмассовой работы и др. Каждый из секторов возглавляет ответственный за его работу. Такая групповая организация актива имеет ряд преимуществ: она позволяет конкуретизировать организаторские функции отдельных учащихся, способствует втягиванию в самоуправление основной массы учащихся и предупреждает перегрузку отдельных членов актива общественной работой.

Безусловно, вся эта работа не только строится в зависимости от опыта и традиций школьного коллектива, но и имеет свою специфику в разных классах; и самоуправление в начальных классах будет отличаться от организаторской деятельности ученического актива в старших классах.
В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности акима, санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
Со второго класса, когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

В классах создаются группы, советы, в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе. И для 4-8 классов, и для 9-11 сохраняется общая организация работы актива. Однако с переходом в старшие классы самоуправление (вместе с учащимися) набирает зрелость.

Среди форм классного самоуправления особо важную роль играют общие собрания и дежурство учащихся по классу. Общие собрания приучают ребят коллективно решать вопросы своей жизни. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, развёртывается сила общественного мнения, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению.

Общешкольные собрания организационно значительно сложней, а в некоторых больших школах они вообще не могут функционировать в прямом виде.
Вместе с тем иногда классные собрания проводятся плохо, формально, и используются лишь для информации учащихся о тех или иных событиях жизни школы, класса, страны. Безусловно, такая информация нужна, но она не может составлять главного содержания собрания учащихся.

Главное и основное в работе классных собраний - это обсуждение важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнение решений класса отдельными учениками.

Можно нарисовать самые красивые схемы самоуправления, написать много разных документов об организаторской работе в школе, но если в классе ребята не могут сами подготовить и активно провести собрание, то совершенно очевидно: в этом классе никакого самоуправления нет. А между тем в некоторых школах даже в старших классах собрание ведёт учитель.
Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. На первых порах лучше будет, если эти обязанности закреплены за определёнными учащимися на достаточно длительный срок, чтобы они получили необходимую практику. С помощью учителя как следует научились вести собрание (председательствовать, вести протокол, докладывать о проверке решений и т. д.).

Собрания не обязательно должны быть очень ёмкими, с обсуждением многих сложных вопросов, на что затрачивается до часу времени. Лучше чаще проводить короткие собрания («оперативки») на 10-15 минут с решением какого - либо одного хорошо подготовленного вопроса, например организации участия класса в субботнике. При такой практике классные собрания действительно станут тем, чем они должны быть, - важнейшей формой коллективного самоуправления.
Другой формой самоуправления, позволяющей вовлечь всех учащихся в организацию жизни класса, является дежурство.
Каковы же основные, характерные черты самоуправления в классе?
Прежде всего, необходимо отметить, что здесь, как и всегда, самоуправление выполняет две основные функции: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя функция самоуправления класса состоит в руководстве и управлении силами учащихся жизнью классного коллектива, различными видами его деятельности. Это достигается установлением ответственных лиц по разделам работы. Каждый из них находится в положении уполномоченного коллектива, подчиняется активу класса (объединение ответственных за основные участки работы) и общему собранию. Управление внутренней жизнью класса обеспечивается нормальным функционированием совета актива и классного собрания, разработкой и проведением ими в жизнь плана работы.
Внешняя функция классного самоуправления состоит в установлении связей данного коллектива с другими первичными коллективами школы, в определении своего места в общешкольном коллективе. Важную роль здесь играет и общешкольное планирование, если оно обеспечивает взаимодействие и контакт в работе классных коллективов. Проводя в жизнь основные задания общешкольного плана, организуя коллектив класса на участие в соревнованиях, конкурсах с другими классами, классное самоуправление предупреждает опасность замыкания первичного коллектива в кругу своих интересов.
На эту сторону самоуправления отдельные педагоги обращают мало внимания. Некоторые даже противопоставляют в какой - то мере свой классный актив общешкольному, рассматривая избрание лучших классных активистов в общешкольные органы как ослабление общественной жизни класса. Но подобная точка зрения может возникнуть лишь там, где педагогический коллектив не добивается создания единого, сплочённого школьного коллектива.

Между тем первичный коллектив, являясь лишь определённым звеном перехода от единого школьного коллектива к личности, не может сам по себе, будучи изолированным от последнего, решать основные задачи воспитательного воздействия на ребёнка, т. к. «только создав единый школьный коллектив, говорит А. С. Макаренко, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора».
Важным условием нормального функционирования и поступательного развития классного самоуправления является включение его в систему школьного самоуправления, работа по единому плану. Контроль со стороны органов школьного коллектива, обмен опытом с другими классами - всё это в значительной степени определяет успехи классного коллектива.

Основная задача, которую решают общешкольные органы самоуправления, состоит в объединении усилий классных коллективов в различных видах деятельности: общественно - политической, учебной, трудовой, хозяйственной, культурно - массовой, спортивно - туристской. Общешкольные органы воплощают в себе идею централизации руководства первичными коллективами. Эта функция школьного самоуправления во многом определяет его основные черты.
Высшим органом общешкольного ученического коллектива является общее собрание, которое принимает решения по наиболее важным вопросам школьной жизни. Здесь обсуждаются и одобряются перспективные планы работы школьного коллектива, заслушиваются и утверждаются итоги соревнований, конкурсов классных коллективов, одобряются важнейшие внутришкольные документы, регламентирующим жизнь коллектива школы: условия соревнования, положения и инструкции о работе органов коллектива. Ученическое дежурство в школе всегда было наиболее распространённым видом самоуправленческой работы. Опыт лучших педагогов говорит о том, что правильно организуя в детском коллективе дежурство, можно научить ребят видеть особую романтику будней. Если другие формы работы самоуправления строятся в начале работы на относительно постоянном распределении обязанностей среди определённой группы детей, то дежурство учащихся с самого начала организуется на принципе простой очерёдности.

Главная задача дежурства по классу - обеспечит учащимися единых требований, а также систематическую ежедневную уборку классного помещения и подготовка класса к уроку. Дежурят по классу все ученики, обычно по два человека. График дежурства по классу утверждается классным собранием и вывешиванием на стенде в «Классном уголке».
Дежурство по этажу проходит в течение определённого срока (неделя). Дежурят все учащиеся, кроме дежурных по классу.
Важно отметить, что по мере развития дежурства происходит всё большее включение в его единую систему общешкольного самоуправления.
Вовлечение учащихся в деятельность по руководству и управлению жизнью своего коллектива достигается с помощью различных методов педагогического воздействия - общественное мнение детского коллектива. Это не значит, что педагоги могут устраниться от руководства общественным мнением детского коллектива. Руководящая роль учителя сохраняется всегда. Но именно теперь педагог из опекуна и няньки становится для детей старшим, более мудрым товарищем и советчиком.

Как планировать воспитательную работу с коллективом в начальных классах

Планирование воспитательной работы является существенным звеном в общей деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, обеспечивает реализацию определённой системы воспитания. Класс не живёт изолированно от коллектива школы. Планируя работу, учитель исходит из плана работы всей школы. Составить план - это значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь ход воспитательной работы, её организацию, предусмотреть её результаты.
Таким образом, вычленение отдельных разделов плана позволят сформулировать основные воспитательные задачи и дать их в определённой системе, отражающей более общую задачу - формирование всесторонне развитой личности ребёнка.
Задача воспитания самостоятельности детей в учебном процессе влечёт за собой постановку этой же задачи и во внеклассной работе. Воспитание самостоятельности требует такой организации деятельности детей, которая позволит обеспечить успех её и результативность. Причём дети действуют без непосредственного руководства и контроля педагога. К самостоятельной деятельности детей идёт подготовка с первого класса. Они овладевают ею с помощью учителя, взрослых: распределять между собой обязанности, роли. Другое условие: работа выполняется небольшой группой в 3-5 человек. В группу входят дети, связанные дружбой, чувством симпатии, желающие работать вместе, в одном коллективе. Интерес к содержанию деятельности - ещё одно из условий, которые определяют успех самостоятельной деятельности детей на первых порах.
Приучая детей к самостоятельной деятельности, педагог сам или через других организаторов даёт детям задания для самостоятельного их выполнения, ставит перед ними задачи: подумать, ответить на вопрос, решить проблему. Не всегда у детей будет всё получаться, они будут обращаться за помощью, ссориться. Им надо помочь наладить дружную коллективную работу, разрешить конфликт, помириться. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта, коллективных умений мало. Поэтому очень важно, чтобы организаторы малых групп увидели в лице учителя доброжелательного союзника, чтобы и сами могли искать себе помощников. На этом этапе позиция учителя требует тонкой инструментовки.
Одна из важнейших обязанностей дежурных - добиться от каждого ученика бережного отношения о сохранности мебели. Во время перемен добиваются своевременного выхода всех учащихся из класса, обязательно проветривают помещение, готовят доску, мел, тряпку к следующему уроку.
Структурно - функциональная модель самостоятельной работы 2 «А» класса Класс разделен на четыре звена. В каждом звене есть свой командир и ответственные за поручения. Каждое звено работает в течение недели. Работа оценивается «звездочкой» : красная звездочка- работа выполнялась хорошо, желтая звездочка- неудовлетворительно. В конце каждой четверти -подведение итогов.

1звено «Росинка»

2звено «Лучшие»

3 звено

«Дружные»

4звено

«Радуга» командир Сироткина Валерия
Воробьев Никита Новиков Игорь Ковальский Владислав «Физорги» Чурсин Саша Кулагин Слава Хорошев Олег Бобриков Алеша и Попов Ярослав
«Экологи» Шевелева Настя Пштаев Давлет Власов Роман Санников Вадим
«Синоптики» Кульбекова Дарина Баймуханов Ильяс Джубатов Даниэль Макашарипов Саша
«Чистюли» Бикмухамедов Тимур Варочкина Лиза Чекомасова Настя и Бормотова Лиза Глебова Ирина
Нельзя допустить, чтобы учитель был пассивным свидетелем развития детского самоуправления, поэтому я считаю важнейшим правилом руководство самоуправлением.
Задача учителя - способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между учителем и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка воспитателя является для детей личностью значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки.
Опыт подсказывает, что включение детей в коллективную творческую деятельность активизирует их, что выражается в самостоятельности суждений, помогает глубже осознавать предъявляемые к ним требования, развивает стремление самому контролировать свои действия и поступки и тем самым укреплять отношения содружества и требовательности между членами коллектива.





2014-2015 учебный год

© 2010-2022