- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока обучения грамоте по теме Звук и буква ц, Ц. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме Звук и буква ц, Ц. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Непомнящих О.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1 класс Б.
План - конспект урока обучения грамоте (чтение).
Тема урока «Твёрдый звук [ц], буквы Ц,ц. Дифференциация звуков [ц] и [ч], букв Ц - Ч».
Цель:
1. Закрепить умение детей читать слоги и слова с буквами Ц, Ж, Ш. 2. Упражнять учащихся в различении звуков и букв Ц - Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений.
3. Активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки самоконтроля.
4. Формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.
Оборудование: презентация Microsoft Word.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п
Этапы урока
№ слайда
Действия учителя
Действия учеников
Организационный момент. Фонетическая зарядка.
Заборчик - зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.
Хоботок - подражаю я слону. Губы хоботом тяну. Буду долго так держать, свои губы укреплять. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Блинчик - домик открывается, язычок появляется. Язык блинчиком положи и спокойно поддержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать. 1,2,3,4,5 язычок можно убрать.
Иголочка - язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. 1,2,3,4,5 язык умеешь ты держать.
Часики - влево вправо, влево вправо, твой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, покачаться он готов.
Качели - на качелях я качаюсь, вверх-вниз; вверх -вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Почистим зубки - чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.
Горка - а язык у нас сильно в зубы упирается, сильно напрягается, горкой выгибается.
Дети выполняют упражнения.
Повторение изученного материала. Работа букв русской азбуки.
Слайд № 1
Игра «Кто здесь лишний?»
-
- Прочитайте ряд букв.
-
- Определите, какую из них можно назвать «лишней», и объясните свой выбор
-
Учитель убирает букву Ь.
-
- Какую теперь букву можно назвать «лишней»? Почему?
-
Учитель убирает букву Я.
-
- Назовите «лишнюю» букву среди оставшихся.
-
Учитель убирает букву И.
-
- Какая буква теперь оказалась «лишней»?
-
Учитель убирает букву Т.
-
- Есть ли среди оставшихся «лишняя» буква? Почему?
-
Учитель убирает букву Ч.
-
Давайте перечитаем оставшиеся буквы и расскажем о них всё, что знаем.
-
Какой буквы не хватает? Почему?
Дети читают: И Ц Я Ч Т Ь Ш.
- Буква Ь является «лишней», потому что она не обозначает звука.
- Буква Я, потому что она может обозначать 2 звука, а другие только 1.
- Буква И, потому что она гласная, а другие - согласные.
- Буква Т, потому что она может обозначать и твёрдый звук, и мягкий, а остальные буквы могут обозначать только один.
- Буква Ч, потому что она обозначает всегда мягкий звук, а остальные - Ц, Ш - обозначают всегда твёрдые согласные звуки.
- Ц, Ш. Эти буквы обозначают согласные звуки, глухие, всегда твёрдые.
- Не хватает буквы Ж, она тоже обозначает всегда твёрдый согласный звук. Только она звонкая согласная.
Отработка умения правильно читать слоги и слова с буквами Ц,Ш,Ж.
Слайд № 2.
Слайд № 3.
- Прочитайте слоги.
Обратить внимание детей на слоги, которые читаются одинаково, несмотря на разные гласные буквы в их составе.
Прочитать слова, помня об особенностях чтения некоторых слогов.
Дети читают слоги, находят среди них такие, которые читаются одинаково: ШО - ШЁ, ЖО - ЖЁ, ЦЫ - ЦИ. Объясняют, почему эти слоги читаются одинаково.
Дети читают слова.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.
Дети повторяют стихи вместе с учителем и выполняют движения.
Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Слайд № 4.
Учитель проговаривает скороговорку, чётко выговаривая звуки:
У четырёх черепах по четыре черепашонка. - Какой звук повторяется в скороговорке? Купили кapaкaтице кружевное платьице. Ходит кapaкaтицa, хвaстaется платьицем. - Какой звук повторяется в этой скороговорке? - Какие звуки - Р, Ц, Ч - похожи между собой настолько, что можно их спутать?
Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч и Ц, а также буквы Ц и Ч.
Дети повторяют скороговорку, сначала медленно, потом быстрее.
- Повторяются звуки Р и Ч.
Дети повторяют вторую скороговорку, сначала медленно, потом быстрее.
- Повторяется звук Ц.
- Очень похожи между собой звуки Ц и Ч. Их можно спутать.
Определение сходства и различия звуков Ц-Ч, букв Ц-Ч.
Учитель предлагает ученикам проверить артикуляцию Ц-Ч, определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков.
«На что похожа буква?» Учитель предлагает сравнить буквы Ч и Ц.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. Повторение стихотворения: Вот какая буква Ц С коготочком на конце. Коготок - царапка, как кошачья лапка.
Оба звука короткие, взрывные. При произнесении звука Ц кончик язычка упирается в зубки, а при произнесении звука Ч язычок широкий, не касается зубов. Согласные глухие непарные, ц - всегда твердый, ч - всегда мягкий.
Печатная буква Ч похожа на цифру 4(Четыре).
У буквы Ц есть элемент, похожий на коготок - Царапку у кошки.
Первичное закрепление. Работа в тетрадочках по печатанию.
Учитель читает загадку, если в отгадке есть звук Ц, то дети должны записать букву Ц, если в отгадке слышится звук Ч, то дети записывают букву Ч.
Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
Длинный, зелёный,
вкусный, солёный.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
Стучат, стучат -
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут как тут.
Нарядные сестренки
Пчёл весь день встречают,
Нектаром угощают.
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят...
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
Проверка. Учитель повторно читает слова. Вместе с детьми вычленяет звук, проводит корректировку ошибок.
Дети отгадывают загадку, проговаривают отгадку, выделяют нужный звук и записывают его буквой.
цыпленок
чайник
огурец.
цифры
часы
цветы
черепахи
цапля
Дети называют букву, которую записали.
Физминутка. Зарядка для глаз.
Наша цапля стояла на одной ноге. А мы так сможем? Встали. Физминутка Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться. Зарядка для глаз. Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано:
Где окно, а где - крыльцо.
Обведу я снова круг -
Посмотрю на мир вокруг.
Дети повторяют движения.
Практическая работа
Слайд № 5
Слайд № 6
1. Учитель даёт задание: спиши слова, вставляя буквы Ц и Ч. Каждое слово обязательно прочитывается вслух.
Вол_и_а, _ареви_, _ервя_ок, у_ени_а, гор_и_а, _вето_ки, _ари_а, _епо_ка, отли_ни_а.
2. Закончите предложения.
После среды наступает ....
На концерте выступали……
Ручей мельче ....
Пчёлы разносят цветочную ....
Слова для справок:
пыльцу, четверг, скрипачи, речки.
Дети проговаривают слова, выделяя опасные места.
После предварительного разбора дети составляют предложение и записывают его. Подчёркивают «опасные» места.
Взаимопроверка.
Итог урока
Чем мы сегодня занимались? Как различить звуки Ц и Ч? Как различить буквы Ц и Ч?