Технологическая карта урока обучения грамоте по теме Звук и буква ц, Ц. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 класс Б.

План - конспект урока обучения грамоте (чтение).

Тема урока «Твёрдый звук [ц], буквы Ц,ц. Дифференциация звуков [ц] и [ч], букв Ц - Ч».

Цель:
1. Закрепить умение детей читать слоги и слова с буквами Ц, Ж, Ш. 2. Упражнять учащихся в различении звуков и букв Ц - Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений.
3. Активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки самоконтроля.
4. Формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: презентация Microsoft Word.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Этапы урока

№ слайда

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент. Фонетическая зарядка.


Заборчик - зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.

Хоботок - подражаю я слону. Губы хоботом тяну. Буду долго так держать, свои губы укреплять. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Блинчик - домик открывается, язычок появляется. Язык блинчиком положи и спокойно поддержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать. 1,2,3,4,5 язычок можно убрать.

Иголочка - язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. 1,2,3,4,5 язык умеешь ты держать.

Часики - влево вправо, влево вправо, твой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, покачаться он готов.

Качели - на качелях я качаюсь, вверх-вниз; вверх -вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Почистим зубки - чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

Горка - а язык у нас сильно в зубы упирается, сильно напрягается, горкой выгибается.

Дети выполняют упражнения.

Повторение изученного материала. Работа букв русской азбуки.

Слайд № 1

Игра «Кто здесь лишний?»

  1. - Прочитайте ряд букв.

  2. - Определите, какую из них можно назвать «лишней», и объясните свой выбор

  3. Учитель убирает букву Ь.

  4. - Какую теперь букву можно назвать «лишней»? Почему?

  5. Учитель убирает букву Я.

  6. - Назовите «лишнюю» букву среди оставшихся.

  7. Учитель убирает букву И.

  8. - Какая буква теперь оказалась «лишней»?


  1. Учитель убирает букву Т.

  2. - Есть ли среди оставшихся «лишняя» буква? Почему?


  1. Учитель убирает букву Ч.

  2. Давайте перечитаем оставшиеся буквы и расскажем о них всё, что знаем.

  3. Какой буквы не хватает? Почему?

Дети читают: И Ц Я Ч Т Ь Ш.

- Буква Ь является «лишней», потому что она не обозначает звука.

- Буква Я, потому что она может обозначать 2 звука, а другие только 1.

- Буква И, потому что она гласная, а другие - согласные.

- Буква Т, потому что она может обозначать и твёрдый звук, и мягкий, а остальные буквы могут обозначать только один.

- Буква Ч, потому что она обозначает всегда мягкий звук, а остальные - Ц, Ш - обозначают всегда твёрдые согласные звуки.

- Ц, Ш. Эти буквы обозначают согласные звуки, глухие, всегда твёрдые.

- Не хватает буквы Ж, она тоже обозначает всегда твёрдый согласный звук. Только она звонкая согласная.

Отработка умения правильно читать слоги и слова с буквами Ц,Ш,Ж.

Слайд № 2.




Слайд № 3.


- Прочитайте слоги.

Обратить внимание детей на слоги, которые читаются одинаково, несмотря на разные гласные буквы в их составе.

Прочитать слова, помня об особенностях чтения некоторых слогов.

Дети читают слоги, находят среди них такие, которые читаются одинаково: ШО - ШЁ, ЖО - ЖЁ, ЦЫ - ЦИ. Объясняют, почему эти слоги читаются одинаково.

Дети читают слова.

Физминутка.


Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

Дети повторяют стихи вместе с учителем и выполняют движения.

Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

Слайд № 4.











Учитель проговаривает скороговорку, чётко выговаривая звуки:

У четырёх черепах по четыре черепашонка. - Какой звук повторяется в скороговорке? Купили кapaкaтице кружевное платьице. Ходит кapaкaтицa, хвaстaется платьицем. - Какой звук повторяется в этой скороговорке? - Какие звуки - Р, Ц, Ч - похожи между собой настолько, что можно их спутать?

Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч и Ц, а также буквы Ц и Ч.

Дети повторяют скороговорку, сначала медленно, потом быстрее.

- Повторяются звуки Р и Ч.

Дети повторяют вторую скороговорку, сначала медленно, потом быстрее.

- Повторяется звук Ц.

- Очень похожи между собой звуки Ц и Ч. Их можно спутать.

Определение сходства и различия звуков Ц-Ч, букв Ц-Ч.

Учитель предлагает ученикам проверить артикуляцию Ц-Ч, определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков.

«На что похожа буква?» Учитель предлагает сравнить буквы Ч и Ц.

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. Повторение стихотворения: Вот какая буква Ц С коготочком на конце. Коготок - царапка, как кошачья лапка.

Оба звука короткие, взрывные. При произнесении звука Ц кончик язычка упирается в зубки, а при произнесении звука Ч язычок широкий, не касается зубов. Согласные глухие непарные, ц - всегда твердый, ч - всегда мягкий.

Печатная буква Ч похожа на цифру 4(Четыре).

У буквы Ц есть элемент, похожий на коготок - Царапку у кошки.

Первичное закрепление. Работа в тетрадочках по печатанию.

Учитель читает загадку, если в отгадке есть звук Ц, то дети должны записать букву Ц, если в отгадке слышится звук Ч, то дети записывают букву Ч.

Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!


Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"

Длинный, зелёный,

вкусный, солёный.


Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.

Стучат, стучат -
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут как тут.

Нарядные сестренки
Пчёл весь день встречают,
Нектаром угощают.

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят...

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.

Проверка. Учитель повторно читает слова. Вместе с детьми вычленяет звук, проводит корректировку ошибок.

Дети отгадывают загадку, проговаривают отгадку, выделяют нужный звук и записывают его буквой.

цыпленок

чайник

огурец.

цифры

часы

цветы

черепахи

цапля

Дети называют букву, которую записали.

Физминутка. Зарядка для глаз.

Наша цапля стояла на одной ноге. А мы так сможем? Встали. Физминутка Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться. Зарядка для глаз. Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано:
Где окно, а где - крыльцо.
Обведу я снова круг -
Посмотрю на мир вокруг.

Дети повторяют движения.

Практическая работа

Слайд № 5

Слайд № 6

1. Учитель даёт задание: спиши слова, вставляя буквы Ц и Ч. Каждое слово обязательно прочитывается вслух.

Вол_и_а, _ареви_, _ервя_ок, у_ени_а, гор_и_а, _вето_ки, _ари_а, _епо_ка, отли_ни_а.

2. Закончите предложения.
После среды наступает ....
На концерте выступали……
Ручей мельче ....
Пчёлы разносят цветочную ....
Слова для справок:
пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

Дети проговаривают слова, выделяя опасные места.

После предварительного разбора дети составляют предложение и записывают его. Подчёркивают «опасные» места.

Взаимопроверка.

Итог урока


Чем мы сегодня занимались? Как различить звуки Ц и Ч? Как различить буквы Ц и Ч?



© 2010-2022