- Преподавателю
- Начальные классы
- «Непроизносимые согласные» методическая разработка по русскому языку
«Непроизносимые согласные» методическая разработка по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Леденева Е. . |
Дата | 16.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока, основанного на нетрадиционной организации учебного материала.
Тема: Непроизносимые согласные.
(1 класс)
Полярный 2014
Цели: 1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных. 2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными. 3. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.
Ход урока.
-
Ребята, прежде чем начать урок, я хотела бы прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.
Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.
Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам.
Вот такая ответственная задача стоит перед нами.
- Ребята вставьте пропущенные буквы.
(Слайд 2)
2.- А теперь выпишите слова в которых были пропущены буквы в столбик. Подчеркните согласные, которые не произносятся.
-Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове ? ( Когда рядом несколько согласных.)
-Как можно назвать согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)
-Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т,Д,Л)
- Посмотрите на соседей вставленной буквы. Какие звуки они обозначают - гласные или согласные?
-Кто сможет мне сказать какая будет тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, мы начинаем изучение темы « Непроизносимые согласные».
- А теперь прочитайте правило в учебнике. Правильный мы сделали вывод?
( Да)
Молодцы!!!
- Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных примет.
(Слайд 3)
- Можно сравнить с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне. Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?
( Ненастная - ненастье, дождливая - дождь)
- Спишите предложение, проговаривая каждое слово. Пишите красиво и аккуратно.
- Поздняя осень была любимой порой А.С.Пушкина, и он писал:
Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила…
- Мы уже знаем много стихов А.С.Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.
(Слайд 4)
- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получим тот текст, который был у А.С. Пушкина.
Запись в тетрадях ( с последующим выносом на доску).
С печальной - с грустной.
Добрый день - здравствуйте.
Пасмурный - ненастный.
( Слайд 5)
- Но чтобы лучше запомнить правило написания непроизносимых согласных, мы послушаем песенку « Радио - няня».
Слушание.
- Выпишите слова с непроизносимыми согласными, которые запомнили. Прелестный, солнце, празднично, местность, окрестность, сердце, пастбище, грустно, чувствует, здравствуйте.
- А теперь, я думаю, вы справитесь с самостоятельной работой ( упр. 202)
- Составьте предложение с одним из слов, подчеркните основу предложения.
- Молодцы! Вы хорошо работали, и чтобы немного отдохнуть, я загадаю вам загадку. ( Слайд 6)
- Слово на доске ( не путать с экскаватором). Назовите слова с непроизносимыми согласными. Лестница. Какой согласный не произносится? ( Т) Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно. Да, таких слов нет.
В нашем языке есть еще 2 слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные. ( Слайд 7)
- Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.
а) Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества( лезть) - то, с помощью чего лезут;
б) Как появилась буква в в слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь;
в) Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь ( свободный от работы день), отсюда и буква д.
- Но праздник есть не только у людей, есть праздники и у природы.
« В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля одевает самые дорогие наряды.»
- О какой это поре?
- Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том , что происходит сейчас в лесу, а вы расскажите ей о том, какова поздняя осень в городе, постарайтесь использовать слова с непроверяемыми согласными. ( Личное сочинение)
Несколько человек зачитывают.
Итоги урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Спасибо за урок!!!