Урок по литературному чтению для 2 класса Какова работа, такова награда (В. Ф. Одоевский Мороз Иванович)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: Урок развития умений

Тема

«Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)

Цель Анализ художественного произведения.

Задачи

Образовательные:

- формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, развивать умения аргументировать свою точку зрения;

- самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения.

- совершенствовать навыки устной речи.
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

- развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения;

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения.

УУД

Личностные УУД:

- проявлять интерес к литературному чтению;

-уметь высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь слушать и понимать других;

Познавательные УУД:

- уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

-уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь проводить анализ художественного произведения.

Личностные: проявлять интерес к чтению, к изучению русского языка, воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

1. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Литературное чтение. Учебник 2 класс

2. . Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. Тетрадь по литературному чтению 2 класс.

- электронные физкультминутки

- интернет ресурсы

Тема раздела: «Там на неведомых дорожках» Тема: «Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)

Цель: Анализ художественного произведения.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, развивать умения аргументировать свою точку зрения;

- самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения.

- совершенствовать навыки устной речи.
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

- развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения;

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения.

Этапы урока

Деятельность

учителя и учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД Орг. момент

Речевая разминка для отработки дикции, скорости чтения: работа со скороговоркой - задание 1. на с.6 .


Актуализация знаний Проверка домашнего задания. 1. Обсуждение ответов детей на вопросы автора сказки. 2. Пересказы запомнившихся эпизодов сказки. Желательно во время прослушивания пересказов обращать внимание ребят на художественные элементы текста. Так, если они выберут для пересказа 2-ю часть, важно, чтобы при пересказе не потерялось описание Мороза Ивановича, в 3-й части - описание его дома и т.д. Рисунки детей, выполненные дома, помогут ребятам при пересказе. Можно предложить такую схему работы: 1. Уточнение выбора части текста для пересказа. 2. Обоснование выбора. 3. Обращение к выразительным деталям этого фрагмента (возможно выборочное чтение с комментариями). 4. Пересказ.

5. Обсуждение пересказа. Было ли интересно слушать? Что представили? Не потерялось ли что при пересказе? И пр.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты (Познавательные УУД)


Развитие умений Работа с текстом. 1. Наблюдения над характерами героев. - Обратите внимание на то, какие имена даёт автор своим героиням. Как вы думаете, по их именам можно определить отношение автора к своим героиням? (Одоевский даёт своим героиням не обычные имена, а имена-характеристики, похожие на прозвища, сразу настраивая читателей на определённый лад. Перед нами просто дети с разными характерами - Рукодельница и Ленивица.) - Раз сказка держится на противопоставлении, найдём эти противопоставления в сказке. 1) Первое противопоставление - утро Рукодельницы и утро Ленивицы. - Найдите их описание, прочитайте. - Какой вывод вы для себя сделали? Совпадает ли ваше мнение с эпиграфом урока? 2) Второе противопоставление - путь девочек к Морозу Ивановичу и три дня, проведённые с ним. - Итак, как попала к Морозу Ивановичу Рукодельница? Ленивица? - Расскажите (прочитайте) о трёх днях, проведённых у Мороза Ивановича Рукодельницей. - Выберите слова, передающие действия Рукодельницы. - А как провела свои дни Ленивица? Расскажите. - Выберите слова, передающие действия Ленивицы. - Прочитайте, о чём думала Ленивица, выполняя различные просьбы. - К какому выводу вы пришли? 3) Третье противопоставление - взгляд девочек на Мороза Ивановича. - Каким вы увидели Мороза Ивановича в сказке? (Мороз Иванович представляется нам добрым и мудрым старцем.) - Давайте полюбуемся домом Мороза Ивановича. Расскажите о нём так, чтобы мы залюбовались этим домом. (Его ледяной дом был очень красив, особенно когда убранные снежными звёздочками стены блестят и сияют, освещённые солнцем.) - Посмотрим на Мороза Ивановича глазами Рукодельницы и Ленивицы. Представьте, что нянюшка попросила девочек рассказать о старике. Каким мы увидим Мороза Ивановича в рассказе Рукодельницы, каким - в рассказе Ленивицы?

Рукодельница

Ленивица - добрый, приветливый старичок - открытое лицо - серебристая шуба, отороченная белым мехом … - злой, сердитый старик

- шапка надвинута на лоб

- длинная серая шуба …
Обсуждение, запись на доске по ответам детей. Вывод. Одного и того же человека можно видеть по-разному, в зависимости от того, кто смотрит.

2. Подготовка к выразительному чтению. - Давайте попробуем услышать голоса Рукодельницы и Ленивицы. Каким, по-вашему, может быть голос Рукодельницы? а голос Ленивицы?

Рукодельница

Ленивица - мелодичный

- тихий

- слова произносит отчётливо - неприятный, грубый - резкий, крикливый

- говорит невнятно, может шепелявить
Обсуждение, запись на доске по ответам детей. - Подготовьте выразительное чтение 1-й части сказки от лица одной из девочек. (Один читает, остальные стараются угадать, чей голос они слышат.) - По каким признакам вы угадали голос Рукодельницы и Ленивицы? 3. Подготовка к чтению по ролям. - Прочитайте про себя 4-ю часть сказки (с. 46-49), подготовьтесь к выразительному чтению: определите, кому принадлежат слова, каким тоном будете читать слова героев. Самостоятельное чтение. - Сколько героев участвует в 4-й части? - Кто они? (Автор, нянюшка, Ленивица, пирожок, яблочки, Мороз Иванович.) - Как будете читать за нянюшку? (Поучительно, наставляя девочку.) За Ленивицу? (Капризно, возмущённо, грубо.) И т.д. Чтение по ролям. 4. Обобщающая беседа. - Сравним Рукодельницу и Ленивицу, их отношение к другим людям, к работе, их человеческие качества. - Назовите качества, присущие Рукодельнице. (Трудолюбива, скромна, почтительна, добра и др.) - А Ленивице? (Высокомерна, неуважительна, зла, груба и др.) Заполнение таблицы в тетради на с. 7 (задание 6). 5. Повторное чтение и концептуальная беседа. - Прочитайте 5-ю часть сказки про себя. - Найдите и прочитайте на с. 50 все слова Мороза Ивановича. - В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова ... и награда».) - Рассмотрите внимательно портрет автора. Попробуйте описать, каким был этот человек в жизни. Каково было его отношение к людям, к своему труду, к самому себе? Учитель обобщает ответы детей, добавляет. - Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

- Какое умение формировали?

Анализ художественного произведения.

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст. (Коммуникативные УУД)

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте (личностные УУД)






Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки (познавательные УУД)


Ориентироваться на развороте учебника (познавательные УУД)



Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (регулятивные УУД)


Итог Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении: противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь - то есть вся их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. - Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость? - Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему? - За кого вы больше всего радовались? Переживали? - Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу? - Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица? - Что вам помогли открыть в себе самих герои этой сказки?

- Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.


Домашнее задание 1. Выполнить задание на с. 51 (придумать два вопроса к сказке). Вопросы записать в тетради на с. 7 (задание 8). 2. Прочитать любой вариант народной сказки о Морозке.


© 2010-2022