Описание системы работы педагога

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка участника муниципального этапа

Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015»



Оргкомитет муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015» Пономарева Светлана Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ с. Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Заявка

Подтверждаю согласие на участие в Конкурсе.

Даю разрешение на публикацию представленных на Конкурс материалов.
Подпись 20.01.2015


Представление

на участника муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года - 2015»

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Оргкомитет муниципального этапа

Всероссийского конкурса

«Учитель года - 2015»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Выдвигает Пономареву Светлану Николаевну_________________

(фамилия, имя, отчество участника конкурса) _____________учителя начальных классов, МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»_______________

(занимаемая должность и место работы участника конкурса) на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015». Личный интернет-ресурс участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015»: Учительский.сайт/Пономарева-Светлана-Николаевна

(интернет-адрес ресурса)

Светлана Николаевна работает в МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст» более 15 лет, последние 6 лет учителем начальных классов. В своей работе основной задачей ставит: развитие у обучающихся стремления к самостоятельному поиску информации. Работая творчески, учитель применяет новые эффективные педагогические технологии.

Пономарева С.Н. участвует в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах муниципального и регионального значения, где занимает призовые места: диплом за 1 место в научно-практической конференции учителей начальных классов «Основа ФГОС - системно - деятельностный подход» ноябрь 2013г,

1 место в муниципальных педагогических чтениях - «Педагогика творчества: инновационные технологии, методы, идеи» 2014г. год Общероссийский конкурс «Педагогическое мастерство» - 3 место, 2014г.

Директор

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского

муниципального района Саратовской области» ________ Т.В. Магомедова

М. П.


Информационная карта участника

муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015»


1.Общие сведения

Фамилия

Пономарева

Имя

Светлана

Отчество

Николаевна

Дата рождения (день, месяц, год)

04.03.1974

2. Работа

Должность (по штатному расписанию)

Учитель начальных классов

Место работы (название учебного заведения по уставу)

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Рабочий телефон

(884575) 36-6-26

Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

17

3. Образование

Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет)

СГПИ им. К.А. Федина, 1997, филологический факультет

4. Общественная деятельность

Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды)

-

Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления)

Педагогическое общество, 1999г.

Профсоюзная организация, 2000

5. Контакты

Мобильный телефон (по желанию)

89172085960

Рабочая электронная почта

[email protected]

Личная электронная почта

[email protected]

Адрес личного сайта в Интернете Учительский.сайт/Пономарева-Светлана-Николаевна

Адрес школьного сайта в Интернете

grachi.okis.ru


Ваше заветное желание?

Достичь высот на профессиональном поприще.

Ваши кумиры в профессии?

Моя первая учительница

Подпись конкурсанта _____________ _Пономарева С.Н.

подпись расшифровка подписи

Описание системы работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Пономаревой Светланы Николаевны


Активизация мыслительной деятельности на уроках в начальной школе

Многие тысячи, а может быть, даже сотни тысяч страниц посвящены проблеме «Учитель и ученик», «Ребенок и взрослый»... Всё уже давно сказано и написано, но эта проблема неисчерпаема. Как тут поступить? Как вести урок? Как привить любовь к знаниям и добиться уважения учащихся? Особенно это трудно в сельской школе. Задача учителя начальных классов - создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, для формирования активной, жизненной позиции. В распоряжении учителя множество методов и приемов преподавания. Из этого богатства приемов необходимо выбрать такие, которые позволяют наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задачи урока.

Четыре года сотрудничества и сотворчества с учениками я работаю над:

- развитием интереса учащихся к учебной деятельности;

- развитием творческой личности;

-обучением учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;

- воспитанием у детей честности, самостоятельности, любознательности и дисциплинированности. Все учащиеся разные: у них разные возможности, интересы, способности. Осуществляя личностно- ориентированный подход в обучении, я пытаюсь применять различные формы, приемы для проведе­ния занятий, использую новые педагогические технологии. Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение. С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. За последние годы в образовании нашей школьной системы произошли кардинальные изменения. В современном обществе школа несёт инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики. В наш сумасшедший век информационных технологий государству нужен инновационный человек, человек адаптивный к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки, активный инициатор и реализатор этих изменений. В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. ФГОС-это ориентация на будущее. Все изменения, подготовка человека, адаптивного к постоянным изменениям закладываются с начальных классов. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования образовательной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих. И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Следовательно, мной выбрана проблемная тема «Активизация мыслительной деятельности на уроках в начальной школе», над ней я работаю уже 2 года. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических заданий. Поэтому цель моей работы заключается в следующем: Создание условий для повышения мотивации обучающихся; Создание проблемных ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность; Формирование умений находить выход из любой жизненной ситуации; Исходя из цели, были определены следующие задачи: Формировать мотивацию, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Обучать деятельности, креативности, конструктивности;
Научить учащихся ставить цель, организовывать свою учебную деятельность, оценивать результат своих действий и осознавать границы своего знания и незнания

Обучать деятельности - это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому на каждом уроке разрабатываю различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, провожу опыты, веду наблюдения как краткосрочные, так и долговременные. Работая по программе «Школа xxi века», осуществить все это возможно применяя технологию проблемно-диалогического обучения (подводящий к теме, побуждающий). Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Организация учебного процесса проходит по формуле: «Обучаю через открытие» и строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания.

Работая над своей темой, я пришла к выводу,

Умение учиться - это целый комплекс познавательных и психологических действий, позволяющий школьнику ставить цель, организовать свою учебную деятельность, оценить результат своих действий и осознать границы своего знания и незнания, т.е. осуществить рефлексию, с которой начинается переход от просто старательного ученика к человеку, умеющему учиться.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставлю учебные задачи, и сначала вместе, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций, которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику.

Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.

В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Именно для этого я стараюсь организовать мыслительную деятельность на уроках так, чтобы ученик оказался в проблемной ситуации, в этом мне помогают следующие методические приемы: ​ обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи; ​ знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, анализ предложенных позиций; ​ предложение учащимся задания, направленного на поиск интересных интеллектуальных задач; ​ обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач. Кроме этого использую различные типы вопросов, которыми я стимулирую логическое мышление: ​ вопросы, в которых сталкиваются противоречия; ​ вопросы, требующие установления сходства и различия; ​ вопросы на установление причинно-следственных связей; ​ вопросы, которые требуют от школьника исправление чьих-либо логических ошибок. Использование проблемно-диалогического обучения позволяет детям понять, что их знания вступают в противоречия с новыми фактами. Например, даю невыполнимое практическое задание или задание, несходное с предыдущим, и задаю вопросы:

- Можешь ли ты выполнить это задание?

- Почему?

- Что тебе неизвестно?

Разбирая практическое задание, отличающееся от предыдущего, ученик видит неприемлемость или недостаточность старых знаний. Помогаю ему вопросами:

- Что ты хотел сделать?

- Что сделал?

- Какие знания применил?

- Задание выполнено?

- Почему не выполнено?

- Что неизвестно?

- Какова будет цель твоего дальнейшего обучения?

Иногда формулирую проблемный вопрос (сразу дать на него ответ невозможно):

- Можешь ли сразу ответить на вопрос? - Что тебе нужно знать для того, чтобы ответить? Средствами создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются проблемные задача и задания. Например, на уроке предлагаю упражнение, в котором требуется определить знак действия и искомый компонент: 3 * * = 5 6 * * = 2 Первоначально такая запись вызывает у детей удивление. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего, после сравнения чисел до получения результата и после, учащиеся приходят к выводу, что знак зависит от того, какой результат получится в ответе, больше или меньше первого компонента. Затем вспоминают состав чисел 5 и 6. После вписывания знаков и компонентов, задание принимает вид: 3 + 2 = 5 6 - 4 = 2 Эти примеры стали « умственной пищей » для моих учеников в первом классе.

Но не только на математике, а и на других уроках я применяю нестандартные задания. Например, игра «Мостик» на уроке русского.
Тема «Анализ слов по составу»

На доске изображение реки, по берегам с одной стороны суффиксы, с другой - слова. Задача как можно больше составить слов, тем самым строя мостик через речку.

Лучше эту работу выполнять в парах. Она активизирует слабых учащихся, способствуя проявлению их возможностей. Для сильных это тренировка в образовании новых слов. Игра работает еще и на память учащихся, воспроизведение определения, правила на умение применять свои знания на практике.
Также я стараюсь разрабатывать уроки таким образом, чтобы ребятам было интересно постигать новые науки.

Искренне убеждена, что именно с интереса к обучению начинается процесс глубокого освоения предмета. Я считаю, что начало каждого урока должно быть нестандартным. Чтобы, придя на урок, ребёнок с первой минуты забыл о споре с одноклассником, о только что полученной ссадине на колене, с первой минуты удивился и с головой окунулся в атмосферу поиска, решения заданной учителем проблемы.:

Всем известно, что у нас
Самый лучший в школе класс!
Здесь девочки?
Здесь мальчики?
Приготовьте наши ручки,
Разомните пальчики.
На уроке интересном
Дети все решают вместе
Чтобы нам умнее стать,
Мы готовы посчитать. Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь и сейчас. Следующая технология, применяемая мною -технология игровых методов. Именно игра позволяет младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила. В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Игра "Загадка" с применением ИКТ Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа. Содержание игры: учитель загадывает загадку "Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?". Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его. На экране таблица:


5 ед.

6 ед.

8 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

76, 98, 75, 38, 95, 35

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё
Ответ: лётчик.
Применяю при проведении занятий исследовательский, проектный метод. Дети самостоятельно осваивают новые виды деятельности, расширяют индивидуальные знания. Через исследовательскую работу учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, выделять главное, сопоставлять. Наряду с групповыми формами работ, я применяю индивидуальные с опорой на дифференциацию, сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма). Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковые игры, что направлено на развитие моторики, памяти, внимания, а также для глаз. Игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия и другие формы, методы, применяемые мною на уроках, способствуют развитию целостной личности учеников: ума, воли, чувств, логических рассуждений. Схемы - опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильным для него. Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю как в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов. Практикую само и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга, используя интегрированные работы для учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Приведу пример, результата моей работы в 1 классе текущего учебного года. Для этого я разработала систему заданий, позволяющую определить уровень мышления первоклассников на начало учебного года и на конец первого полугодия. Здания были связаны с определением уровня ряда мыслительных операций:

    • проведение обобщения;
    • поиск нескольких возможных способов решения;
    • классификация;
    • группировка;
    • распознавание задачи, не имеющей решения; проведение сравнения;
  • В гирлянде 10 лампочек. Сколько лампочек висит между третьей и седьмой? Отметь ü правильный ответ.
  • 5 лампочек □
  • 4 лампочки □
  • 3 лампочки □
  • Выбор третьего ответа оценивается 1 баллом
  • На уроке физкультуры друг за другом бегут 10 учеников. Саша бежит третьим, а Дима - девятым. Сколько ребят бегут между ними?
  • Оценка выполнения задания:
  • 0 баллов - задание выполнено неверно: ответ не связан с условием задачи или получен с помощью вычитания: 9 - 3 = 6.
  • 1 балл - есть попытка найти решение задачи, используя способ моделирования условия, но ответ не найден.
  • 2 балла - решение выполнено с использованием моделирования условия задачи: нарисованы 10 кругов, отмечены третий и девятый круги, а круги, расположенные между ними, закрашены или обведены замкнутой линией, но числового ответа нет.
  • 3 балла - задача решена верно: дан ответ «5 ребят». Решение задачи может быть получено с использованием способа моделирования.
Подобные задания на определение уровня мыслительной деятельности учащиеся выполняли в конце сентября и по завершении 2 четверти. Результат сравнения показан на диаграмме.

Рисунок 1 Уровень мыслительной деятельности первоклассников Описание системы работы педагога
На диаграмме видно, произошли существенные изменения в уровне развития познавательной активности:

  • низкий уровень развития познавательной деятельности с 30% (3 чел.) уменьшился до 20% (2 чел.),
  • средний уровень не претерпел изменений,
  • высокий уровень вырос с 0% (0 чел.) до 30% (3 чел.).
Ещё одна диаграмма, показывающая уровень развития мотивации у первоклассников.

Рисунок 2 Уровень развития мотивации Описание системы работы педагога

Результаты диагностики уровня развития мотивационной сферы познавательной деятельности, следующие:

  • количество детей с низким уровнем осталось без изменения,
  • количество детей со средним уровнем и с высоким уровнем стало намного выше.
Полученные нами данные позволяют сделать следующие выводы. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения. Если систематически применять выше перечисленные технологии в образовательном процессе, познавательная деятельность учащихся активизируется, качество знаний заметно изменится.

Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.


Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения. Мои ученики принимают участие в конкурсах рисунков, поделок. Уже в этом учебном году они приняли участие в v региональном конкурсе «Возраст делу не помеха», занимали призовые места в муниципальном новогоднем конкурсе детского творчества. Свои лучшие достижения дети помещают на странички своих «Портфолио». Со временем, в нём станут появляться новые стихи, грамоты, сказки, рисунки, сочинения, фотографии, а дети станут более любознательными. Все эти годы я не только учитель, но и классный руководитель.

























Слайд 20 Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки по школьному парку, посещаем школьную библиотеку, музей, где знакомимся с историей нашего села. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы ( «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «День матери», «Прощания с Азбукой»,«8 Марта», «Праздник Осени», « Творческий отчет», и многое др.). Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано. Все школы России работают по новым стандартам. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать применяя их. В настоящее время осваиваю проблемно-диалогический метод, обязательно продолжу работу по применения проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня мотивации школьников.

© 2010-2022