Рабочая программа «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для учащихся 4 Г класса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА



РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета

МБОУ «СОШ № 35» Протокол № 17 от «30» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО Заседание НМС

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол №_4

от «29» августа2014 г. Зам. директора по НМР Т.В. Уварова _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 151

от «__05_» сентября 2014г.

Директор

МБОУ «СОШ № 35»

____________М. В. Лебедева

РЕКОМЕНДОВАНО Заседание ШМО учителей начальных классов

МБОУ «СОШ № 35» Протокол № 1 от «27» августа 2014 г.

Руководитель ШМО

Н.А. Чернова____________

Рабочая программа

учебного предмета

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

(базовый уровень)

для учащихся 4 Г класса


на 2014-2015 учебный год



Образовательная область: «Культурология»







Разработала:

Киселёва А.И,

учитель начальных классов

Братск, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа специального курса «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4Г класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторских уроков А.Я Данилюк, Москва «Просвещение» 2012 год, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом и Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ № 35» на 2011-2015 учебный год. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. По сравнению с авторской программой данная рабочая программа не претерпела изменений и соответствует структуре изучаемых тем и количеству часов. Психолого-педагогические особенности обучающихся 4Г класса обусловлены:

  1. совершенствованием смысловой памяти и формированием словесно - логического мышления у школьников девятилетнего возраста;
2. особенностями восприятия, которые отличаются слабой дифференцированностью; 3. преобладанием социальных мотивов учения;
  1. готовностью произвольно регулировать своё поведение.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 4 Г класса, в классе есть ученики, успешно осваивающие программу - 16 человек, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам, а также ученики, нуждающиеся в постоянном контроле и дополнительных занятиях - 9 человек. Для наиболее эффективной реализации программы необходимо: - в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами); освоение приемов продуктивной работы с учебником, текстами. - в формах учебного сотрудничества создать условия для письменного обмена мнениями, как момента индивидуального поиска вопроса и ответа, проектных форм групповой работы (проектная задача). - в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.

Цели программы -дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей; - формировать общественно - значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей; - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.


Задачи программы:
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России; -формирование качеств гражданина и патриота России; - воспитание духовно - нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)


Общая характеристика учебного предмета Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня: -Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред. - Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. - Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей: Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность науки - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный курс «Основы светской этики» относится к предметам образовательной области «Культурологии» и реализуется через обязательную часть учебного плана ООП НОО МБОУ «СОШ № 35» на 2011-2015 учебный год. Рабочая программа «Основы светской этики» для учащихся 4Г класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю) в соответствии учебным планом ООП НОО МБОУ «СОШ № 35» на 2011-2015 учебный год. Сроки реализации программы - 1 года (4 класс - 1 год обучения).




























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ блока

Содержание

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

1

2

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1

16

15

1

3

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2

12

11

1

4

Духовные традиции многонационального народа России.

5

4

1


Итого

34

31

3


Основными видами деятельности младших школьников, связанные с освоением данного курса являются:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность;
  • Совместно-распределенная проектная деятельность ;
  • Игровая деятельность;
  • Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества).

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности - сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии); - научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения; - научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; - овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; - полностью овладеть высшими видами игры (игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему; - научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; - приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства; Задачи, решаемые педагогом, реализующим программу: 1. Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, практики, конкурсы, соревнования, презентации и пр.) 2.Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности. 3.Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого: - организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; - побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; - организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; - осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам. 4.Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого: - Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. - Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. - Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (конкурсов и т. д.)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(Модуль: «Основы светской этики») Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым. Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?» Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма. Род и семья - исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни. Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть». Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества - богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Наши знаменитые земляки - труженики, патриоты, воины, коллективисты. Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.



























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Личностные УУД
Самоопределение: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - осознание своей этнической принадлежности; Смыслообразование: - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетические потребности, ценности и чувства; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Регулятивные УУД Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Планирование: - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Осуществление учебных действий: - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громко речевой и умственной формах; - использовать речь для регуляции своего действия. Прогнозирование: - предвосхищать результат; - предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Контроль и самоконтроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с цельюобнаружения отклонений и отличий от эталона; - различать способ и результат действия; - использовать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Коррекция: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Оценка: - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Саморегуляция: - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач; - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные УУД Общеучебные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - использовать общие приёмы решения задач; - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями; - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - осуществлять рефлексию способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить, формулировать и решать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - осуществлять смысловое чтение; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными; - обработка информации (определение основной и второстепенной информации); - запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); - применение и представление информации; - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). Логические: - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - подведение под правило; - анализ; синтез; сравнение; сериация; - классификация по заданным критериям; установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; обобщение.

Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество: - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Планирование учебного сотрудничества: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника. Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности*; - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. В соответствии с особенностями организации общения (взаимодействия), представлены следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества; взаимодействие; управление коммуникацией.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Обращение с устройствами ИКТ

  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш - карты);
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
Коммуникация и социальное взаимодействие Обучающийся научится:
  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
Поиск и организация хранения информации Обучающийся научится:
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете совместно с родителями, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится:
  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять основные текстовые и вне текстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст:
  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится:
  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Узнают:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
Научатся:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.».











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными. В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как: 1. метод наблюдений, обучение строится на основе тесной связи с жизнью, границы использования метода наблюдения в учебном процессе значительно расширяются. Без наблюдения многообразных явлений природы, труда людей, общественной жизни, наблюдений, направляемых и организуемых учителем, нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью; 2. технология частично-поискового, или эвристического, метода этот метод предполагает включение учащихся в поисковую деятельность на различных ее этапах: нахождения проблемы, формирования гипотезы, нахождения способов доказательств, формулирования выводов. Другим способом частичного включения школьников в поисковую деятельность может быть расчленение общей задачи на ряд подзадач и решение школьниками отдельных из них; 3. проблемное изложение является своеобразной подготовкой учащихся к проблемному обучению, т. е. такому обучению, когда перед учащимися ставятся познавательные задачи, и они самостоятельно или при помощи учителя ищут пути их решения. Проблемное изложение учебного материала строится так, что учитель сам ставит проблему, сам ее решает, показывая учащимся пример ее решения.

Образовательные пространства реализации программы Первым образовательным пространством обучения является урок. Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. Уроки «открытия» нового знания; 2. Уроки рефлексии; 3. Уроки общеметодологической направленности; 4. Уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Вторым образовательным пространством, где осваивается учебное предметное содержание являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических занятий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся - они начинают осознаваться самим школьником. И, наконец, практики - «полигон» для опробования найденных учащимися способов действия, необходимое условие их проверки и использования. По своему месту в учении практики можно разделить на: а) «готовящие», закладывающие некоторый опыт практического действия для уроков; б) «порождающие», развитие которых приводит к осознанию противоречия, постановке учебной задачи и выходу класса к системе уроков, дающих новые знания; в) «результирующие», опирающиеся на найденный на уроках способ действия. По своей преобладающей направленности практики можно разделить на: а) практики, направленные на объект; б) практики взаимодействия (направленность на других людей), в) практики проживания (направленность на себя). Возможные виды практик: - речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление мини - рассказов и пр.); - изобразительные практики (живопись); - практика путешествий, описания маршрута движения (маршруты, передвижения по улицам города, району, области) и землеописания (походы: картосхемы, изолинии); - театрализованные представления по историческим сюжетам; - письменные дискуссии, написание писем, общение через Интернет; - первые практики публикаций (стенгазета, общеклассные сборники); - календарные практики (точка отсчета времени, будни, праздники, соотнесение года и века, тысячелетия); -подготовка докладов. Третье образовательное пространство - домашняя самостоятельная работа как место проб и тренировок. Такая работа, как правило, рассчитана на 3-4 недели.Нельзя лишать учащегося желания делать домашние уроки, но надо сделать так, чтобы они не были напрямую связаны с текущим материалом. Необходимо сделать так, чтобы ребенок мог эти задания выполнять тогда, когда у него есть желание и силы. Он сам учится (с помощью родителей) определять объем и время на эти «уроки», которые он ОБЯЗАТЕЛЬНО предъявит классу, учителю в специально отведенное время (уроки-презентации). Основная цель домашней самостоятельной работы сохранить желание к домашним урокам, заложив основные способы и приемы самостоятельной работы детей в домашних условиях. В ходе такой работы могут быть решены следующие педагогические задачи:

  • совершенствуются приемы планирования учащимися своих действий;
  • формируется потребность к осуществлению самостоятельных контрольных действий;
  • дана возможность ученику право на ошибку, на отсроченный результат, возможность не предъявлять «продукт», если считаешь, что результат не соответствует образцу;
  • созданы условия для формирования самооценки ученика относительно действия, а не личности, взаимооценку, оценку другого (сверстника) по заданным критериям.
Четвертое образовательное пространство - консультация, которая проводится в форме индивидуальных или групповых занятий для ответов на содержательные вопросы учащихся, которые возникают у младших школьников в ходе выполнения их домашней самостоятельной работы.

Рефлексивная деятельность Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал». Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия. Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. С этой целью применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) и т.д. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Дя этого используются приемы: «Лестница успеха», «Оценочные линеечки» «Дорога к «5», «4», «3», «2», «Сажаем Дерево целей», «Лента правил» и др. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.









ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


В соответствие с п. 3 статьи 15 Закона РФ школа самостоятельно в выборе системы оценок. Безотметочное обучение по данному предмету представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, а присутствует качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. - Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку . - Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Целью введения безотметочного обучения является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. Никакому оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • личностные качества школьников;
  • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Учебно-методический комплекс: - «Основы светской этики», А.Я.Данилюк, пособие для учащихся М. Просвещение 2010 2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • аудиоцентр/магнитофон;
  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран;
  • персональный компьютер для учителя;
3.Экранно-звуковые пособия:
  • видеофильмы по тематике программы;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

4. Материалы и инструменты:

  • иллюстративный справочный материал;
5. Помещение для занятий:
  • кабинет начальных классов;
  • школьный музей;
  • школьная библиотека;
6. Оборудование класса:
  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;






















ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература, использованная при подготовке программы - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г.(Стандарты второго поколения). - Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2010. - п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения). - Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Литература, рекомендованная для обучающихся «Основы светской этики», А.Я.Данилюк, пособие для учащихся М. Просвещение 2010г.

Интернет-ресурсы

  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/08/28/rabochaya-programma-po-orkse-shkola-rossii-4-klass
  2. kolesnikova-zvr.narod.ru/index/0-14















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарные сроки

№ уроков

Раздел/

Тема

Кол-во часов

Результаты обучения

Контроль

Предметные

Результаты освоения междисциплинарных программ (УУД, компетентности)

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1 час)

06/09

1

Россия - наша Родина.

1

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Познавательные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть I (16 часов)

13.09

2

Что такое светская этика?

1

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; Познавательные: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного.

Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

20.09

3

Мораль и культура.

1

Знать, что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

27.09

4

Особенности морали.

1

Знать ,в чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»

04.10

11.10

5-6

Добро и зло.

2

Знать, что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Познавательные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

18.10

25.10

7-8

Добродетели и пороки.

2

Узнают, как менялись представления о добре и зле в ходе истории;

что такое добродетель;

что такое порок;

что такое добродетель человека.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Познавательные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

II четверть

08.11

15.11

9-10

Свобода и моральный выбор человека.

2

Узнают, что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

22.11

11

Свобода и ответственность.

1

Узнают, что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»

29.11

12

Моральный долг.

1

Узнают, что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

06.12

13

Справедливость.

1

Узнают, определение справедливости. Моральные правила справедливого

человека.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

13.12

14

Альтруизм и эгоизм.

1

Узнают определение понятий альтруизм, эгоизм, здоровый эгоизм.

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»

20.12

15

Что значит быть моральным?

1

Узнают определение понятия дружба. Добродетельные отношения.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Познавательные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным - это значит …»

27.12

16

Дружба.

1

Узнают определение понятия дружба. Добродетельные отношения.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

III четверть

17.01

17

Творческие работы учащихся.

1

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Коммуникативные:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II (12 часов)

24.01

18

Что значит быть моральным

1

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

31.01

19

Род и семья - исток нравственных отношений

1

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельная работа учащихся по составлению герба своей семьи.

07.02

20

Нравственный поступок

1

Знать определение понятий поступок, нравственный поступок. Мотив. Цель

поступка. Средства достижения цели. Действие.

Результат.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения поступок и нравственный поступок»

14.02

21

Золотое правило нравственности

1

Узнают о «Золотом правиле» нравственности

Работа в группах «Оценить поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

21.02

22

Стыд, вина и извинения

1

Знают определение понятий стыд. «Ложный стыд», вина, раскаяние

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения стыд и вина»

28.02

23

Честь и достоинство

1

Узнают определение понятий честь, достоинство.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения честь и достоинство»

07.03

24

Совесть

1

Знать определение понятия совесть

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

14.03

25

Нравственные идеалы

1

Богатыри, правила честного поединка.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Познавательные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

21.03

26

Нравственные идеалы

1

Рыцари, джентльмены, леди.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

IV четверть

04.04

27

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

Знать определение понятий

нравственности.

Культуры. Культура России. Патриот.

Защитник Отечества. Коллективист.

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения рыцари, джентльмен, леди»

11.04

28

Этикет

1

Этике, об одежде, о значении речи в этикете, правила этикета.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Самостоятельная работа «Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик»

Духовные традиции многонационального народа России.(5ч)

18.04

29

Семейные праздники

1

Праздники, возникновение праздников.

Регулятивные: Оценивать жизненные ситуации

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

25.04

30

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

1

Узнают о ценности. Жизнь человека. Уникальность,

неповторимость жизни.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

03.05

31

Подведение итогов.

Любовь и уважение к Отечеству

1

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

10.05

17.05

24.05

32-34 Итоговая презентация творческих проектов

учащихся

3 Участвуют в диспутах

учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Итого

34ч















19

© 2010-2022