Организация туристских походов и быта

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

Образец приказа на проведение многодневного похода

СЮТур города Мыски

Приказ № _____ от "____" __________ 2003 г.

О проведении туристского похода по городу Мыски под руководством Ертышовой С.В.

Согласно плану работы, сети оздоровительных мероприятий на летние каникулы 2003 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести туристский поход по городу Мыски 1 категории сложности с 25 июня по 10 июля 2003 года.

2. Утвердить состав туристской группы согласно заявочной документации. Список прилагается.

3. Назначить руководителем похода педагога дополнительного образования Ертышову С.В. по 13 разряду согласно ЕТС.

4. Принять на временную работу в период похода Петрова П.П. в должности заместителя руководителя похода по 10 разряду согласно ЕТС [1] .

5. Возложить на руководителя похода Ертышову С.В. ответственность за жизнь и здоровье детей.

6. Руководителю похода Ертышовой С.В. провести с участниками инструктаж по технике безопасности в туристском походе.

7. Предоставить бесплатные путевки [2] следующим участникам группы: ____________________________________________________________.

8. Бухгалтерии оплатить расходы на проведение похода из бюджета согласно смете при предъявлении разрешения МКК о выпуске группы на маршрут.

9. Руководителю похода Ертышовой С.В сдать финансовый отчет в трехдневный срок после возвращения.

Список группы:

Фамилия, имя

Школа, класс

Домашний адрес

1.

Директор: подпись

С приказом ознакомлен: подпись

С "Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Мысковского комитета образования" ознакомлен: подпись

Комментарии к приказу о проведении похода

Согласно приказу Минобразования РФ № 113 от 29.03.93 г. при проведении туристских походов, экспедиций, экскурсий, организуемых органами управления образованием и образовательными учреждениями, как правило, направляются или привлекаются работники школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, а также дошкольных и других образовательных учреждений в период, не совпадающий с их отпуском.

За педагогическими и другими работниками образовательных учреждений при направлении или привлечении их в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы по проведению походов, экспедиций и экскурсий сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.

Педагогическим работникам, направляемым в качестве руководителей и заместителей руководителей туристских походов, экспедиций и экскурсий, в период, не совпадающий с их отпуском, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, выплачивается заработная плата из расчета должностного оклада, установленного в пределах диапазона разрядов, предусмотренных Единой тарифной сеткой для руководителей структурных подразделений. Конкретный разряд оплаты труда устанавливается в зависимости от количества участников туристского похода, экспедиции и экскурсии, их сложности и длительности и продолжительности.

Кроме того, указанным работникам:

  • возмещаются расходы по проезду в оба конца и суточные в порядке, установленном при оплате служебных командировок;

  • может производиться доплата к должностному окладу за систематическую переработку сверх нормативной продолжительности рабочего времени в размере 15% в пределах имеющихся средств.

В случае размещения участников на турбазах, в кемпингах, гостиницах руководителям, заместителям руководителей производится возмещение расходов по найму жилого помещения в порядке, установленном при оплате служебных командировок, на основании оплаченных счетов, выданных соответствующими учреждениями, организациями; помощникам руководителей из числа участников этих мероприятий оплачивается проезд.

В случае необходимости на работу для проведения туристских походов, экспедиций, экскурсий могут приниматься работники образовательных учреждений в период их отпуска, студенты, специалисты предприятий, учреждений и организаций оплата труда указанных работников должна осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных по занимаемой должности. Кроме того, им возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, питанию (или суточные).

Инструкция по охране труда при проведении туристского похода, экскурсии

1. Общие положения:

1.1. К туристским походам, экскурсиям допускаются учащиеся, имеющие медицинский допуск и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

1.2. При проведении туристского похода, экскурсии соблюдать требования " Инструкции по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Мысковского комитета образования", утвержденной приказом МКО № _____________.

1.3. При проведении туристских походов, экскурсий необходимо учитывать возможное воздействие на участников следующих опасных факторов:

  • потертости ног при неправильном подборе обуви;

  • травмы и раны при неправильном использовании острых и режущих предметов, огня и кипятка;

  • заражение желудочно-кишечными заболеваниями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов;

  • отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;

  • самовольное оставление участниками места расположения группы.

1.4. При проведении туристских походов, экскурсий в группе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов.

1.5. При несчастном случае, признаках заболевания участник обязан немедленно сообщить об этом руководителю.

1.6. Все походы, экскурсии проводить по приказу директора. Согласовать возможность прохождения дальних и многодневных туристских походов с маршрутно-квалифицированной комиссией.

1.7. Продолжительность и протяженность походов должны соответствовать возрастным возможностям участников и подготовке группы.

2. Требования безопасности перед проведением туристского похода, экскурсии:

2.1. Участник должен пройти соответствующую подготовку, инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.

2.2. Участник должен выходить на маршрут в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

2.3. При закупке продуктов питания, медикаментов проверять срок их хранения.

3. Требования безопасности во время проведения туристского похода, экскурсии:

3.1. При проведении туристских походов, экскурсий руководитель обеспечивает безопасность в транспорте, при прохождении маршрута, во время бивачных работ.

3.2. При движении по маршруту назначать замыкающего группы, проверять наличие участников группы.

3.3. Руководитель группы обязан контролировать работу учащихся с колющими и режущими предметами.

3.4. Строго соблюдать правила организации купания в походе.

3.5. При совершении дальних походов, экскурсий руководитель группы обязан сообщить телеграммой в СЮТур с начала и окончания маршрута о состоянии группы, изменении маршрута, сроков, состава и т.п.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

4.1. В случае резкого ухудшения погодных условий, физического состояния участников и т.п. принять меры к обеспечению безопасности и здоровья детей вплоть до прекращения маршрута, обеспечения выезда группы в населенный пункт.

4.2. В случае опоздания группы из похода к назначенному сроку руководитель группы обязан предупредить родителей об опоздании.

4.3. При получении травмы, заболевания оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в медицинское учреждение и сообщить об этом администрации СЮТур.

5. Требования безопасности по окончании туристского похода, экскурсии:

5.1. Проверить по списку наличие участников группы.

5.2. Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ

(инструктаж участников похода)

Общие положения

Соблюдение правил безопасности - первое и главное требование к участнику похода.

Каждый участник ОБЯЗАН выполнять следующие правила безопасности:

1. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.

2. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

3. Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и рюкзаки.

4. Во время переезда по железной дороге:

  • при приближении поезда не стоять у края платформы;

  • на ходу поезда дверей не открывать, из вагона не высовываться, в тамбурах не стоять;

  • выходить из вагона только с разрешения руководителя;

  • садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

5. Строго соблюдать правила дорожного движения:

  • при движении вдоль дороги из строя не выходить;

  • идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту;

  • при переходе дороги быть предельно внимательным, шоссе переходить шеренгой.

6. При движении находиться в составе группы.

7. О всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.

8. При необходимости длительной остановки - замыкающий обязан остановить всю группу.

9. Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.

10. Потертости ног не допускать, о возникновении потертостей немедленно докладывать руководителю.

11. О малейших признаках заболеваний немедленно докладывать руководителю.

12. Строго соблюдать питьевой режим.

13. Купаться можно только с разрешения руководителя, в указанном им месте и в его присутствии.

14. Во время купания не нырять с мостков, лодок, обрывов, не купаться в сумерках и ночное время.

15. Свечи и спички в палатке без разрешения руководителя не зажигать.

16. Порубок живых деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Тяжелых бревен и камней по одному не переносить.

17. На деревья без разрешения руководителя не залезать.

18. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

19. В лесу горящих спичек не бросать, костров без присмотра не оставлять.

20. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Ведра с горячей водой и пищей ставить у самого костра или далеко от костра в специально отведенном месте.

21. У костра дежурные должны иметь рукавицы, головной убор и одежду, полностью закрывающую тело.

22. Если участник случайно остался один, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать, тепло одеться и, по возможности, развести костер.

23. В местах бывших военных действий боеприпасы и оружие не собирать.

24. При обнаружении оружия и боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать. О найденных боеприпасах необходимо сообщить в местные органы власти, милиции, военкоматы.

Правила безопасности при купании в туристском походе

1. Руководитель обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания.

2. Границы места купания нужно показать всем купающимся.

3. Каждое купание проводится с разрешения руководителя группы и только в его присутствии.

4. Для наблюдения и своевременного оказания помощи один из руководителей должен находиться на берегу.

5. Одновременно могут купаться не более 8 человек и не дольше 10 минут.

6. Во время купания не допускаются крики. Участники должны знать, что крик - это сигнал о помощи.

7. Запрещается нырять с лодок, обрывистого берега, купание в сумерки и ночное время, купание сразу после еды в течении 1,5 часов.

8. Запрещается купание вблизи дамб, шлюзов, плотин, водопоя животных.

Правила безопасности в водном туристском походе

1. Во время движения по маршруту и тренировок на воде все участники группы должны находиться в спасжилете и обуви. Спасжилет должен отвечать требованиям безопасности, застегнут и закреплен ремнем между ног.

2. Все суда должны быть снабжены двумя чальными веревками с карабинами, буксирной веревкой, средствами для вычерпывания воды, в носу и в корме - дополнительные емкости непотопляемости.

3. На каждом судне должны быть аптечка первой помощи и ремонтный набор (материал для заплаток, клей, бензин, наждачная бумага, изолента, ножницы, нитки с иголкой, лейкопластырь).

4. Весь груз должен быть упакован в непромокаемые мешки, снабженные поплавком на шнуре 5 - 10 м.

5. Садиться и выходить из байдарки надо, удерживая ее двумя руками за оба борта.

6. ЗАПРЕЩАЕТСЯ вставать в байдарке в полный рост, садиться на фальшборта.

7. Во время движения необходимо:

  • выдерживать интервал между судами, указанный руководителем;

  • о замеченной опасности сигнализировать следующим судам (сигнал должен быть оговорен заранее);

  • следить за сигналами впереди идущей байдарки;

  • препятствия проходить только по указанию руководителя.

8. Капитаны судов должны знать намеченную нитку маршрута, особенности его прохождения, порядок движения, сигналы взаимодействия.

9. Не рекомендуется плавание в темное время суток и в условиях резко ограниченной видимости.

10. При прорыве байдарки - зажать дыру (по возможности) и, вычерпывая воду, немедленно двигаться к берегу.

11. При перевороте судна:

  • вынырнуть из воды;

  • подплыть к судну и держать его за обвязку;

  • буксировать судно к берегу;

  • следить (по возможности), чтобы в это время не уплыли весла.

12. Вытаскивать суда на берег только разгруженными.

Правила безопасности в лыжном туристском походе

1. Во время движения по городу и в транспорте лыжи должны быть зачехлены, палки прикреплены штычками вниз.

2. При необходимости длительной остановки (поломка лыж, потертости ног, оказание помощи) замыкающий должен остановить всю группу.

3. Соблюдать интервал при движении.

4. При движении в лавиноопасном районе строго соблюдать "Правила безопасности в лавиноопасной зоне", иметь необходимое снаряжение.

5. Не начинать спуска с горы, прежде чем не закончил спуск предыдущий или не ушел в сторону упавший.

6. Если на спуске возникло непредвиденное или непреодолимое препятствие - использовать торможение, вплоть до падения.

7. Упавший на спуске обязан быстро уйти с лыжни.

8. Крутые или заросшие склоны преодолевать лесенкой или траверсированием склона. При спуске серпантином на каждом его витке может находиться по одному участнику.

9. При преодолении водной преграды по льду необходимо сделать разведку. Участники должны соблюдать интервал не менее 10 метров, рюкзак надеть на одно плечо, палки держать перпендикулярно пути движения, крепления ослабить.

10. В ветреную морозную погоду менять направляющего каждые 5-10 минут. При смене направляющего он проверяет лица участников, контролируя отморожения.

11. При замерзании делать маховые движения руками и ногами.

12. В случае отморожения растереть отмороженный участок шерстяным или меховым предметом (варежкой, шарфом, шапкой, носком). Растирать снегом категорически запрещается.

13. В ветреную морозную погоду привалов на открытых местах не устраивать.

14. При движении - теплую куртку снимать, на привалах - одевать.

15. На снег не садиться, использовать коврик или сидушку, снег не есть.

СПИСКИ ПОХОДНОГО СНАРЯЖЕНИЯ

Список личного снаряжения

1. Паспорт, свидетельство о рождении

2. Медицинская страховка

3. Рюкзак

4. Вкладыш полиэтиленовый в рюкзак

5. Коврик

6. Сидушка

7. Спальный мешок

8. Накидка полиэтиленовая от дождя (плащ)

9. Спички в непромокаемой упаковке

10. Блокнот, ручка, карандаш

11. Индивидуальный пакет

12. Умывальные принадлежности

13. Посуда в чехле

14. Рукавицы брезентовые

15. Ботинки туристские (сапоги резиновые)

16. Кроссовки или кеды

17. Стельки войлочные

18. Носки шерстяные

19. Носки х/б

20. Брюки плотные

21. Тренировочные брюки

22. Шорты

23. Трусы

24. Купальный костюм

25. Футболка

26. Рубашка

27. Платок носовой

28. Свитер

29. Куртка с капюшоном

30. Куртка теплая

31. Шапочка х/б (платок)

32. Городская одежда

Список группового снаряжения



1. Палатки

2. Стойки

3. Тенты на палатку

4. Колышки

5. Тент костровой

6. Ведра туристские

7. Таганок (трос)

8. Половник

9. Нож

10. Нож консервный

11. Скатерть

12. Топор

13. Пила

14. Спички

15. Оргстекло, сухое горючее

16. Медицинская аптечка

17. Ремонтный набор

18. Топонабор

19. Маршрутные документы

20. Фотоаппарат, фотопленка

Список ремонтного набора



1. Иголки разные

2. Нитки капроновые и х/б

3. Тесьма

4. Шило

5. Булавки

6. Пуговицы

7. Заплаты

8. Резинка бельевая

9. Пассатижи

10. Напильник или надфиль

11. Проволока мягкая

12. Ножницы

13. Наперсток

14. Пряжки для рюкзака

15. Клей БФ или "Момент"

16. Скотч, изолента

Аптечка для туристского похода

Наименование

Кол-во

на 15 чел. на 20 дней

Перевязочные материалы

Бинты стерильные широкие

2

Бинты стерильные средние

3

Бинты нестерильные широкие

2

Бинты нестерильные средние

3

Салфетки стерильные (или "Колетекс")

3

Жгут

1

Пластырь бактерицидный

15

Пластырь в рулоне

2

Бинт эластичный

2

Вата

1

Инструменты

Ножницы

1

Перчатки медицинские

1 пара

Термометр медицинский

1




Приложение №3

К методической рекомендации «Организация туристских походов"

Наименование

на 15 чел. на 20 дней

Показания

Дозировка

Антисептики наружного действия

Перекись водорода

40 мл

Промывание ран, смачивание тампонов. Способствует остановке наружных кровотечений.

Йод

1 уп.

При обработке краев ран и мелких повреждений кожи (царапин, мелких ссадин, мозолей и т.д.).

Не обрабатывать значительные поверхности поврежденной кожи!

Пантенол пенный спрей

1 уп.

Раны, ожоги, в том числе солнечные.

Взболтать баллончик и распылять препарат с расстояния около 10 см, поверх образующейся пены можно накладывать повязки.

Спирт этиловый

40 мл

Обработка кожи при ожогах, отморожениях, перед инъекциями. вдыхание паров при отеке легких, в том числе и при утоплении после реанимационных мероприятий.

Фурацилин, таблетки

20 табл.

Воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, раны, в том числе гнойные, ожоги. Можно использовать его для полоскания горла, для промывания ран и ожоговых поверхностей.

Таблетки заранее растолочь в порошок. Порошок развести в кипяченой или, в крайнем случае, в воде из родника, желательно подогретой до температуры тела (из расчета 1 табл. по 0,1 г или 5 табл. по 0,02 г на 0,5 л воды). Раствор должен иметь желтый "канареечный" цвет.

Калия

перманганат

1 уп.

- обеззараживания воды

2-3 кристаллика на литр до получения бледно-розовой окраски

- промывания желудка

4-5 кристалликов на литр (несколько более концентрированный раствор розового цвета).

- обработки мозолей, потертостей, опрелостей.

около 10 кристалликов на литр (раствор насыщенного малинового цвета).

"Левосин" или "Левомеколь" (мазь)

1

Гнойные раны.

Мазью пропитываются стерильные салфетки, которыми рыхло заполняют рану. Перевязки ежедневно 1 раз в день.

Пантоцид, таблетки

1 уп.

Дезинфицирующее средство для обеззараживания воды.

1 табл. на 0,5 л воды. Обеззараживание происходит в течение 15 минут. Вкус воды при этом не изменяется.

Средства, применяемые при поражениях глаз и ушей

Альбуцид (сульфацил-натрий), капли

2

Воспалительные заболевания или травмы глаз.

По 2-3 капли 4-5 раз в день.

Софрадекс, глазные и ушные капли

1

Воспалительные заболевания, травмы глаз и ушей.

При заболеваниях глаз по 1-2 капли через 2-3 часа в течение 2-3 дней.

При заболеваниях уха по 2- 3 капли 3-4 раза в день.

Болеутоляющие и жаропонижающие средства

Анальгин (Анальгин-хинин), таблетки по 0,5 г

20 табл.

Умеренные боли различного происхождения.

1 табл.

ВРД - 2 табл., ВСД - 4 табл.

Баралгин, таблетки по 0,5 г

20 табл.

Желудочные, кишечные, почечные и т.д. колики, головная и зубная боль, травматические боли.

1 табл.

ВРД - 2 табл., ВСД - 4 табл.

Цитрамон, таблетки 0,5 г

20 табл.

Головная боль.

1/2-1 табл.

Аспирин, таблетки 0,5 г

20 табл.

Головная боль при горной болезни, лихорадка.

1-2 табл., ВСД - 2 г.

При укусах змей семейства гадюковых целесообразен прием аспирина до момента доставки пострадавшего в стационар.

Суточная доза при этом может составлять до 10 табл.

Сердечно-сосудистые средства

Валидол

10 табл.

Боль в груди, укачивание, истерика, тошнота.

1-2 табл. под язык до полного растворения.

Валокордин (корвалол), капли

1 уп.

Несильные боли в груди, сердцебиение, истерия, укачивание, бессонница.

15-40 капель с небольшим количеством жидкости или на сахаре до еды.

Аммиак (нашатырный спирт)

1 уп.

Для возбуждения дыхания и выведения больных из обморочного состояния.

Смочить ватку, поднести к носу больного.

Противоаллергические средства

Супрастин, таблетки

20 табл.

Аллергические заболевания кожи, носа, глаз и т.д.

1 табл. во время еды 2-3 раза в день. ВСД - 6 табл.

Фенкарол, таблетки 0,05 г

20 табл.

Аллергические заболевания кожи, носа, глаз и т.д.

0,025-0,05 г 3-4 раза в день после еды.

Спазмолитики

Препараты этой группы снимают и предотвращают спазм гладкой мускулатуры, т.е. кишечника, желудка, мочеточников, желчевыводящих путей, матки, кровеносных сосудов.

Но-шпа, таблетки

40 табл.

Спастические боли желудка, кишечника, приступы желчно- и мочекаменной болезни, болезненные месячные.

1-2 табл. 2-3 раза в день.



Успокаивающие и снотворные средства

Реланиум (седуксен, диазепам, валиум), таблетки и драже

10 табл.

Эмоциональное перенапряжение, тревога, страхи, расстройства сна, для снятия судорог.

1-3 табл. на прием, до 3 раз в день. ВРД - 4 табл., ВСД - 12 табл.



Лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания

Галазолин, капли для носа

1 уп.

Насморк (простудный и аллергический).

Закапать в нос по 2-3 капли в каждую ноздрю.

Каметон, аэрозоль

1 уп.

Воспаление носа, глотки, гортани.

Распылять во рту и в носу 3-4 раза в день по 1-2 секунды.

Либексин, таблетки.

20 табл.

Сухой кашель.

1-2 табл. 3-4 раза в день или на ночь.

Бромгексин, таблетки и

драже по 8 мг.

20 табл.

Влажный кашель, обладает отхаркивающим эффектом.

1 табл. 4 раза в день. Действие обычно наступает примерно через сутки после начала лечения.



Лекарства, применяемые при болезнях желудка и кишечника

Фестал (Дигестал),

драже

30 табл.

Для улучшения пищеварения при приеме обильной или жирной пищи.

1-3 драже во время или сразу после еды.

Беллалгин (или Белластезин), таблетки

10 табл.

Боль и спазмы в желудке (при гастритах).

1 табл. 2-3 раза в день после еды. ВРД - 2 табл., ВСД - 7 табл.

Фуразолидон, таблетки

30 табл.

Кишечные инфекции с поносом, инфекции мочевых путей.

После промывания желудка (в случае кишечных инфекций) по 2 табл. 4 раза в сутки в течение 2 дней, затем по 2 табл. 3 раза в сутки в течение недели. Запивать большим количеством жидкости. ВРД - 4 табл., ВСД - 16 табл.

Уголь активированный (Карболен),

таблетки, порошок, гранулы

50 табл.

Пищевые токсикоинфекции, отравления.

Таблетки общей массой 20-30 г (масса таблетки указана на упаковке) растолочь в порошок, смешать с водой (около стакана), выпить в виде взвеси. Меньшие дозы мало эффективны!

Сенаде (Сенадексин, Глаксена)

10 табл.

Запоры

1-2 табл. на ночь или перед завтраком.

Имодиум,

капсулы

20 табл.

Лечение поносов аллергической, лекарственной, эмоциональной, инфекционной природы, а также связанных со сменой питьевой воды и режима питания.

Первая доза - 2 капсулы, затем после каждого жидкого стула по 1 капсуле. ВСД - 6 капсул. При нормализации стула или его отсутствии более 12 часов препарат не применять!

Церукал (Реглан, Метоклопрамид)

20 табл.

Рвота, тошнота, икота различного происхождения, метеоризм. При морской болезни и укачивании неэффективен.

1-2 табл. 3-4 раза в день до еды. При сильной рвоте таблетку растолочь в порошок и растворить в небольшом количестве теплой воды. ВРД - 2 табл., ВСД - 6 табл.

Разные средства для наружного применения

Оксолиновая мазь

1 уп.

Герпес на губах.

Мазь нанести на поврежденную кожу 2-3 раза в день.

Випросал, Апизартрон, Никофлекс, мазь

1 уп.

Для разогревания мышц и связок после растяжений, перенапряжения, отморожений.

Небольшое количество мази (размером с горошину) нанести на область кожи размером с ладонь и легко втереть с помощью прилагаемой к тюбику растирки. Сильно не втирать! Беречься от попадания в глаза, рот и нос. Наносить только на неповрежденную кожу! После растирания вымыть руки с мылом!

Индовазин, гель или

Троксевазин, мазь

1

Ушибы, синяки.

Нанести на болезненную область, слегка втереть. Повторять в течение дня несколько раз.

Примечание: ВДР - высшая разовая доза; ВСД - высшая суточная доза

Требования к упаковке аптечки: жесткость и герметичность упаковки, амортизация ударов, список с рекомендациями, изоляция и исключение стекла, надписи на лекарствах, яркая маркировка упаковки.

Туристские должности в походе

Вы собрались с группой совершить туристский поход или экскурсию. На один день, а может быть на все каникулы. Очень много дел предстоит сделать руководителю и участникам группы при подготовке к походу, в самом походе и после его окончания - при подведении итогов. Педагогически целесообразно эту работу делать всей группой, распределив обязанности (должности) между участниками.

Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на детей. При этом необходимо придерживаться следующих принципов:

  • каждый участник похода (экскурсии) должен иметь свой участок работы, свою должность;

  • работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;

  • одновременно использовать как туристские, так и краеведческие обязанности, направленные на развитие познавательных интересов личности;

  • используя как постоянные должности ( на все время туристского цикла), так и временные ( на небольшой отрезок времени), можно тем самым чередовать степень подчиненности участника. Так, постоянный командир группы или палатки может в какой-то день подчиняться как дежурный топограф главному топографу;

  • в итоге работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат. Как правило, это может быть раздел туристского отчета о походе или экскурсии, а может быть и фотогазета, стенд, реферат и т.д.

  • во время следующего туристского цикла проводить смену должности участников.

На этапе распределения обязанностей формируется организационная структура группы, последовательность работы и отдыха отделений. Группа разбивается на 3 - 4 отделения, которые возглавляются командирами. Каждое отделение по очереди в течение одного походного дня занимается определенным делом:

  • дежурит по кухне, готовит еду;

  • ведет группу по маршруту, составляет описание этого участка маршрута, корректирует карту;

  • ведет летопись (дневник, газету и т.п.) похода;

  • отдыхает.

Руководитель группы может использовать этап распределения туристских должностей для изучения личности ребенка и педагогического воздействия на участника. При этом можно участника авторитарно назначить на должность или демократично выбрать, а может быть, анархически пустить все на самотек - кто кем захочет быть. Полезно при этом использовать анкеты, социометрические методы изучения межличностных отношений и совместимости.

Не следует забывать и тех, кто по состоянию здоровья, по своим возможностям и т.п. не идет в поход. Этих детей можно привлечь к подготовке и оформлению итогов похода.

Таким образом, полностью используя систему распределения туристских обязанностей в походе, предоставляя возможность детям проявить свою самостоятельность и активность, можно сформировать у них качества активной, ответственной, познающей окружающий мир личности.

Участникам туристского похода могут быть предложены следующие должности:

1. Командир группы

9. Главный краевед

2. Командир отделения (палатки)

10. Краевед по теме

3. Завхоз по питанию

11. Казначей

4. Завхоз по снаряжение

12. Ответственный за примуса

5. Реммастер

13. Главный фотограф

6. Медик

14. Метеоролог

7. Главный топограф

15. Редактор газеты (дневника)

8. Дежурный топограф

1. Обязанности командира группы

До похода:

1. Распределить обязанности участникам группы.

2. Вместе с командирами отделений распределить участников по отделениям.

3. Организовать подготовку похода участниками группы.

4. Помогать руководителю в оформлении документации к походу.

5. Проводить техническую и физическую подготовку участников.

6. Составить график дежурств отделений в походе.

В походе:

1. Руководить режимом дня группы.

2. Организовать работу командиров отделений.

3. Следить за дисциплиной и соблюдением правил безопасности.

4. Проводить разбор дня и похода в целом.

После похода:

1. Организовать подготовку туристского отчета о походе для маршрутно-квалификационной комиссии.

2. Подготовить характеристики на командиров отделений.

3. Провести разбор похода.

2. Обязанности командира отделения

До похода:

1. Контролировать выполнение участниками своих обязанностей по подготовке похода.

2. Контролировать своевременную сдачу денег и медицинских справок.

3. Контролировать участие в тренировочных походах и занятиях.

4. Иметь график дежурств в походе.

5. Организовать изучение своего участка маршрута.

6. Проверить наличие личного снаряжения у участников.

7. Обеспечить необходимое групповое снаряжение для отделения.

В походе:

1. Помогать участникам своего отделения и обучать их.

2. Следить за выполнением правил безопасности и дисциплины, во время движения по маршруту следить за наличием членов своего отделения.

3. Организовать жизнь своего отделения во время перехода и бивачных работ.

4. Организовать работу отделения во время дежурств, описания маршрута и дневника.

5. Командовать группой на своем участке маршрута.

6. Организовать своевременную сдачу готового описания и дневника.

7. Принимать дежурство у предыдущего командира отделения.

После похода:

1. При необходимости организовать доработку технического описания и дневника.

2. Подготовить характеристики на участников отделения.

3. Обязанности завхоза по питанию

До похода:

1. Составить меню похода с циклом 3-5 дней.

2. Составить список продуктов согласно нормам.

3. Подсчитать вес и стоимость продуктов.

4. Выяснить возможность пополнения продуктов на маршруте.

5. Подготовить мешочки и другую тару для продуктов.

6. Контролировать закупку и упаковку продуктов.

7. Распределить продукты среди участников.

8. Организовать питание в дороге.

9. При организации заброски продуктов упаковать их.

10. Составить график разгрузки участников.

В походе:

1. Заранее выдавать дежурным необходимые продукты.

2. Утром объявлять участникам, какие продукты приготовить для обеда.

3. Следить, чтобы не было перерасхода продуктов и не оставались лишние.

4. Следить за равномерной разгрузкой рюкзаков участников.

5. Контролировать пополнение продуктов на маршруте.

6. При необходимости перераспределять продукты у участников.

7. Собирать освободившиеся мешочки от круп.

8. Организовать питание на обратной дороге.

После похода:

1. Собрать все мешочки от продуктов, постирать их и сдать следующему завхозу.

2. Составить список оставшихся продуктов, сдать их на хранение.

3. Сдать в отчет меню, список продуктов, рекомендации по организации питания, приобретению, хранению продуктов.

4. Обязанности завхоза по снаряжению

До похода:

1. Составить список группового и личного снаряжения с учетом особенностей маршрута.

2. Определить наличие и сохранность имеющегося снаряжения.

3. Организовать приобретение недостающего снаряжения.

4. Организовать ремонт снаряжения.

5. Распределить снаряжение между участниками группы.

6. Проверить готовность специального снаряжения перед походом.

7. Проконтролировать перед выходом в поход наличие в отделениях группового снаряжения.

В походе:

1. Следить за сохранностью снаряжения и его состоянием.

2. При необходимости перераспределить снаряжение.

3. Организовать профилактический осмотр и ремонт снаряжения.

После похода:

1. Организовать просушку и ремонт снаряжения.

2. Собрать снаряжение или раздать его на хранение участникам группы.

3. Сдать в отчет списки личного и группового снаряжения с рекомендациями по его использованию.

5. Обязанности ремонтного мастера

До похода:

1. Составить список ремонтного набора для похода с учетом возможных поломок и порчи имеющегося снаряжения.

2. Укомплектовать ремнабор.

3. Упаковать ремнабор.

4. Научиться ремонтировать снаряжение.

5. Научить ремонтировать снаряжение других.

В походе:

1. По требованию участников выдавать и собирать необходимые инструменты для ремонта личного и группового снаряжения.

2. Следить за сохранностью ремнабора, не допускать потери инструмента.

3. Помогать ремонтировать групповое снаряжение.

После похода:

1. Сдать ремнабор.

2. Составить для отчета список ремнабора с рекомендациями по его использованию.

6. Обязанности медика

До похода:

1. Собрать медицинские справки о здоровье участников.

2. Составить список аптечки и согласовать его с медсестрой и руководителем.

3. Пройти курс оказания первой медицинской помощи в походе у школьной медсестры.

4. Укомплектовать аптечку.

5. Обеспечить упаковку и надежное хранение аптечки в походных условиях.

6. Изучить район похода с точки зрения санитарно-эпидемиологической безопасности.

7. Узнать о ядовитых и съедобных растениях и животных района путешествия.

8. Провести инструктаж с участниками группы о профилактике заболеваний в походе, ядовитых растениях и животных.

9. Во время тренировочных походов следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

В походе:

1. Следить за состоянием здоровья участников.

2. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм:

  • умыванием;

  • состоянием ног;

  • чистотой посуды.

3. Следить за сохранностью аптечки.

4. Проверять чистоту питьевой воды.

5. Докладывать руководителю о всех случаях заболеваний и под контролем руководителя оказывать медицинскую помощь.

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЕКАРСТВА НЕ ВЫДАВАТЬ!

После похода:

1. Составить для отчета список аптечки с рекомендациями по ее использованию.

2. Сдать руководителю остатки аптечки.

7. Обязанности главного топографа

До похода:

1. Познакомиться по отчетам и краеведческой литературе с районом похода.

2. Познакомиться с картами района.

3. Совместно с командиром разработать нитку маршрута и график похода.

4. Распределить участки маршрута между отделениями или участниками.

5. Организовать изучение участков маршрута.

6. Подобрать карты для похода ( 2-3 экз.).

7. Обеспечить упаковку и хранение карт в походе.

8. Собрать топонабор, проверить топонаборы в отделениях.

9. Провести консультации по составлению технического описания и хронометража.

10. Защитить маршрут похода в маршрутной комиссии.

В походе:

1. Выдавать ведущим по маршруту необходимые карты.

2. Контролировать ведение хронометража на маршруте.

3. Контролировать своевременность составления технического описания.

4. Помогать писать техописание, редактировать его.

5. Собирать и хранить хронометраж и техописание.

6. Вместе с ведущими дополнять и корректировать карту.

7. Показывать фотографам объекты съемок.

После похода:

1. Составить в отчет о походе:

  • общее описание района;

  • откорректированное техническое описание;

  • график похода;

  • дополненные карты с нанесенным маршрутом.

2. Сдать руководителю оставшиеся карты и описания участков.



8. Обязанности дежурного топографа

(ведет группу по маршруту в течение дня)

До похода:

1. Изучить и составить описание заданного участка маршрута.

2. Познакомиться с картами своего участка маршрута.

3. Подготовить топонабор (непромокаемый планшет для карт, таблица хронометража, блокнот, ручка, карандаш, компас).

4. Научиться вести хронометраж и составлять техническое описание.

В походе:

1. Знакомить группу с предстоящим участком пути.

2. Получить у главного топографа карты, обеспечить их хранение.

3. Вести группу по маршруту.

4. На маршруте вести хронометраж, дополнять карту.

5. Показывать фотографам объекты съемок.

6. Своевременно составить техническое описание своего участка.

7. Сдать на хранение главному топографу хронометраж, техническое описание, карты.

8. В случае необходимости доработать техописание.

После похода:

1. Сдать главному топографу готовый текст описания, откорректированные карты.

9. Обязанности главного краеведа

До похода:

1. Познакомиться по литературе с краеведческими возможностями района похода.

2. Совместно с командиром распределить среди участников обязанности по изучению краеведческих тем.

3. Обеспечить изучение краеведческих тем, контролировать накопление материала.

4. Провести консультации для участников.

В походе:

1. Помогать краеведам собирать дополнительный краеведческий материал.

2. Организовать знакомство группы с имеющейся информацией по различным темам.

3. Организовать знакомство всей группы с краеведческими особенностями похода.

После похода:

1. Составить для отчета список использованной литературы.

2. Отредактировать и дополнить краеведческий материал.

3. Сдать в отчет готовый краеведческий материал.

10. Обязанности краеведа по теме

(ботаник, зоолог, историк и т.п.)

До похода:

1. Познакомиться с литературой по своей краеведческой теме.

2. Сделать выписки по своей теме.

В походе:

1. Собирать дополнительный краеведческий материал по своей теме в музеях, при опросах населения и т.п.

2. Знакомить группу с имеющейся информацией по своей теме.

После похода:

1. Сдать главному краеведу для отчета список использованной литературы и собранный материал на редактирование.

2. При необходимости доработать свой краеведческий материал.





11. Обязанности казначея

До похода:

1. Вести записи сданных на поход денег.

2. Вести записи выданных на закупки денег, вести ведомость закупленных продуктов и снаряжения.

В походе:

1. Вести записи затраченных во время похода денег.

2. Знать количество оставшихся денег.

После похода:

1. Составить для отчета смету расходов в походе по разделам: транспортные, питание, снаряжение, хозяйственные, почтовые и др.

2. Вести учет оставшимся деньгам.





12. Обязанности ответственного за примуса

До похода:

1. Составить и согласовать список примусного хозяйства.

2. Собрать примусное хозяйство.

3. Проверить надежность работы примусов, герметичность канистр.

4. Провести с участниками группы инструктаж по работе с примусами.

5. Обеспечить упаковку и транспортировку примусного хозяйства.

6. Уметь ремонтировать примуса, паяльные лампы и т.п.

В походе:

1. Обеспечить и контролировать работу с примусами дежурных бригад во время:

  • заправки примусов бензином;

  • разжигания примусов;

  • изменения режима работы (отклонения режима);

  • окончания работы с примусами.

2. Контролировать расход бензина.

3. Регулярно проводить профилактический осмотр примусов

4. Исправлять неполадки, поломки примусов.

5. Следить за сохранностью примусного хозяйства, за бережным расходованием бензина, сухого горючего, спичек.

После похода:

1. Оставшийся бензин слить из примусов и канистр, обжечь их.

2. Сдать на хранение примусное хозяйство.

3. Сдать для отчета список примусного хозяйства и рекомендации по его использованию.

13. Обязанности главного фотографа

До похода:

1. Определить количество фотоаппаратов, вид и количество пленки.

2. Организовать проверку работы фотоаппаратов.

3. Распределить фотоаппараты между фотографами.

4. Совместно с командиром и топографами определить необходимые для съемки виды, участки маршрутов, панорамы для технического описания.

5. Купить и упаковать фотоматериалы.

6. Подготовить дневник съемки.

В походе:

1. Фотографировать все необходимые виды, панорамы для техописания.

2. Фотографировать бытовые сцены, участников похода.

3. Организовать работу фотографов.

4. Всегда иметь под рукой чистую пленку, быть готовым всегда зарядить фотоаппарат.

5. Отснятые пленки отметить и тщательно упаковать в непромокаемую тару.

НЕ ДОПУСКАТЬ ПОРЧИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ!

После похода:

1. Отснятые пленки проявить в мастерской.

2. Совместно с командиром, топографами выбрать фотографии для техописания.

3. Организовать печатание фотографий для отчета и для участников.

4. Бережно хранить негативы, слайды.





14. Обязанности метеоролога

До похода:

1. Познакомиться с климатическими условиями района похода.

2. Подготовить метеоприборы (термометр, барометр, анемометр).

3. Надежно упаковать приборы.

4. Подготовить таблицу метеонаблюдений.

5. Познакомиться с признаками изменения погоды в районе путешествия.

6. Получить долгосрочный прогноз в Гидрометеоцентре на время похода.

В походе:

1. Трижды в день вести наблюдения за погодой и заносить их в таблицу.

2. На основе наблюдений и местных признаков изменения погоды составлять прогноз на следующий день.

3. Проводить опрос местного населения о признаках изменения погоды в данной местности.

4. Отобрать наиболее характерные признаки изменения погоды в данной местности.

5. Бережно обращаться с метеоприборами.

После похода:

1. Сдать в отчет таблицу метеонаблюдений и список характерных признаков изменения погоды в данной местности.

2. Сдать метеоприборы.

15. Обязанности редактора дневника

До похода:

1.Составить список необходимых принадлежностей.

2. Купить тетрадь для дневника, ручки и т.п.

3. Узнать у командира график ведения дневника.

В походе:

1. Своевременно выдавать участникам дневник для записей.

2. Контролировать своевременность записей в дневник.

3. Обеспечить сохранность дневника.

После похода:

1. Хранить дневник, при возможности сделать его компьютерную версию.

2. Сдать для отчета о походе график ведения дневника и написать рекомендации.

Рекомендации по составлению туристского отчета о походе

Письменный отчет о туристском походе включает:

1. Титульный лист (приложение 1).

2. Содержание.

3. Справочные сведения о походе.

Группа сообщает название учреждения, округ, район похода, вид туризма, категорийность, нитку маршрута, протяженность, продолжительность активной части, сроки похода, номер маршрутной книжки, состав группы (с указанием года рождения, туристского опыта и обязанностей участников и руководителей). Для водных походов дополнительно указывается распределение участников по экипажам. Состав группы может быть на отдельном листе.

4. Характеристика района похода.

Дается краткое описание района похода: географическое положение, сведения о туристских возможностях района, пути подъезда и выезда с маршрута, сведения о возможности и об организации заброски продуктов на маршруте, аварийные и запасные варианты маршрута, сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны поисково-спасательной службы, туристских организаций.

5. График движения (приложения 2 и 3).

В таблице указывается порядковый номер дня пути, дата, пройденный участок маршрута (от - до), километраж, чистое ходовое время, перепад высот за день (кроме водных походов), естественные препятствия и их категории трудности (кроме водных походов), способ передвижения, реальная погода. В конце таблицы указывается общая протяженность, продолжительность и суммарный перепад высоты активной части маршрута. График движения заполняется от Мысков до Мысков. Километраж и ходовое время линейных радиальных выходов указываются в одну сторону. Перепад высот считается суммированием высоты подъемов и спусков. Таблица метеонаблюдений может быть выполнена на отдельном листе.

6. Техническое описание маршрута

В хронологическом порядке дается описание прохождения маршрута группой: ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест ночлега, купания (если они проводятся), наличие источников питьевой воды, описание сложных участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры безопасности.

Основные требования к техническому описанию: 1) описание действий самой группы на маршруте, 2) соответствие карте и иллюстрациям, 3) возможность использования его другими группами при подготовке и проведении похода.

Для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий.

7. Картографический материал

Картографический материал должен состоять из: 1) обзорной схемы района похода; 2) маршрутной карты.

Обзорная схема:

На обзорной мелкомасштабной схеме района похода указываются начальный и конечный пункт похода, маршрут, места ночлегов, стыковка отдельных листов карты.

Маршрутная карта:

Группа вычерчивает схему пути или наносит свой маршрут на имеющийся картографический материал с корректировкой по нитке прохождения маршрута.

Возможно выполнение схем и карт на отдельные дни пути, при этом на мелкомасштабной обзорной схеме показывается взаимное расположение схем на участках маршрута.

На всех картах применяются условные топографические знаки, действующие в настоящее время. Условными знаками, установленными группой, показываются маршрут, места ночлегов, дневок, даты, экскурсионные объекты и другие объекты, имеющие интерес для туристов. Таблица введенных условных знаков прилагается. На каждом листе схемы, карты показывается линия С-Ю, масштаб, рамка, указывается автор корректировки или вычерчивания.

8. Сведения о материальном оснащении группы

Приводятся: списки личного и группового снаряжения, ремнабора, медицинской аптечки, рекомендации по использованию снаряжения и продуктов на данном маршруте и в данных природных условиях.

9. Заключение и рекомендации

Даются рекомендации по выбору района и нитки маршрута, по посещению интересных мест, указываются изменения маршрута и его причины. Приводится информация о познавательном и воспитательном значении похода для участников, список использованной литературы, отчетов и т.п.

10. Краеведческое задание

Тема краеведческого задания может быть связана с изучением района похода или предусматривать проведение исследований в других научных областях.

Рекомендуется при выборе темы краеведческого исследования учесть возможное его значение для безопасного прохождения маршрута, расширения педагогических и познавательных возможностей района путешествия.

Представленные результаты краеведческой работы должны включать:

а) краткое теоретическое вступление по теме работы с указанием педагогической и познавательной целей;

б) описание методики работы на маршруте;

в) описание результатов самостоятельной работы;

г) выводы и практические рекомендации для организаторов походов с указанием выявленных особенностей в краеведческой характеристике района;

д) описание познавательного значения выполненной работы;

е) описание использования данного материала на маршруте;

ж) список литературы;

з) иллюстративный материал ( рисунки, фото, карты и т.п.).



Оформление отчета

Отчет о походе делается в жестком переплете формата А4 в одном или нескольких томах.

Отчет должен быть оформлен аккуратно, красочно, с использованием иллюстративного материала (рисунки, фотографии, открытки и т.п.). Фотографии должны быть сделаны в данном походе. Иллюстративный материал должен пояснять и подтверждать прохождение маршрута на сложных участках. В их число должна входить общая фотография всей группы на маршруте. Фотографии должны иметь подписи, на них нужно обозначить характерные ориентиры и путь группы.

Страницы отчета должны быть пронумерованы, отчет снабжен оглавлением, должны быть указаны авторы разделов.

Отчет о походе выходного дня по Мыскам может содержать:

а) справочные сведения;

б) сведения о районе похода;

в) техническое описание пути;

г) картографический материал;

д) краеведческий материал;

е) итоги, выводы, рекомендации.



Приложение 1: Титульный лист отчета

организация

Отчет о __________туристском походе

__ категории сложности по маршруту____________

совершенном с ____ по ____ 2003 г.

маршрутная книжка № 04/ _ - ___

Руководитель группы:

адрес: Мыски,

контактный тел.

Маршрутно-квалификационная комиссия ________________ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Категория сложности _______________

Мыски 2003

Приложение 2. График движения

№ дня

Дата

Участок маршрута

Км

Ход. время

Перепад высот

Естественные препятствия

Способ передвижения

Приложение 3. Таблица метеонаблюдений

Дата

Время

Тем-ра

Ветер

Облачность

Приме-

воздуха

направ-ление

сила

вид

кол-во

Осадки

чание

Организация туристских походов и быта

[1] Заместителем руководителя похода может быть не только педагог СЮТур, но и любой человек старше 18 лет, которому администрация доверяет эту работу. В этом случае он принимается на временную работу на срок похода.

[2] При расчете сметы на оздоровительное мероприятие предусматривается выделение 15% бесплатных путевок на группу.



© 2010-2022