- Преподавателю
- Начальные классы
- Учебная программа для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебная программа для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пшеничникова Н.А. |
Дата | 03.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа
учебного курса
для начальной школы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(1-4 кл.)
Унъюган
2012
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«____»_____________2012г. «___»______________2012г.
Программа
учебного курса
для начальной школы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(1-4 кл.)
Разработчик программы:
Пшеничникова Н.А.
Унъюган
2012
Рекомендовано Методическим советом Муниципального общеобразовательного учреждения
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, Протокол №1 от 5 сентября 2012 года.
Автор:
Пшеничникова Нина Александровна, заместитель директора по УВР в начальных классах МОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» , учитель начальных классов высшей категории.
Пшеничникова Н.А. Программа учебного курса для начальной школы
«Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 классы. - 2012 г. - 24 с.
Учебная программа для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлена на формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни и профилактику развития вредных привычек.
Цель курса - формирование у учащихся устойчивой мотивационно-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.
Отличительной особенностью программы является наличие теоретической и практической части программы. Программа предполагает использование активных методов обучения с элементами диагностики и коррекции ЗУН, наличие приемов дифференциации и индивидуализации обучения, насыщена разнообразными формами работы (беседа, коммуникативные занятия, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, театрализованные инсценировки).
Рекомендуется учителям начальных классов.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………...5 стр.
1. Учебный план 1 класс………………… ………………... 8стр.
2. Учебный план 2класс………………… ……………….. 9 стр.
3. Учебный план 3 класс………………… ………………... 10стр.
4. Учебный план 4 класс………………… ………………... 11 стр.
5. Учебно-тематический план 1 класс …………………… 12 стр.
6. Учебно-тематический план 2 класс …………………… 14 стр.
7. Учебно-тематический план 3 класс …………………… 16 стр.
8. Учебно-тематический план 4 класс …………………… 18 стр.
9. Содержание программы……………………………… . 20 стр.
10. Используемая литература ...…………………………… 24 стр.
11. Литература для учителя по методике преподавания… 24 стр.
12. Литература для учащихся………………………………..24 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей. Необходимо усилить систематическое и планомерное обучение ребенка, умение безопасно жить, отдыхать, играть, трудиться, учиться. Важную роль в этом процессе сыграет нетрадиционный для начальной школы курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Основным принципом, лежащим в основе курса, является отказ от трансляции тех или иных знаний о собственной безопасности методом запугивания: «Не делай этого, а то заболеешь и умрешь». Такой подход является низкоэффективным по своему действию. Информация быстро вытесняется и забывается, либо становится источником неврологических реакций. Но как нацелить ребенка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки, ноги? Как научить его следовать определенному режиму дня, заботиться о сне и питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей? Эти задачи можно решить, демонстрируя ребенку возможные различные ситуации из жизни, задавая самые различные вопросы. Ребенок должен задуматься и сам ответить на них. Долг каждого педагога заключается в том, чтобы дать не только качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.Цель курса:
- формирование устойчивой мотивационно-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.
Задачи курса:
- Осознание ценности жизни каждого человека как уникального, неповторимого явления, воспитание воли и стремление сохранить ее в опасных ситуациях.
- Формирование понимания зависимости своей жизни и здоровья от
-
Развитие разносторонних качеств личности, способной адаптироваться
изменяющимся условиям окружающей среды. Программа рассчитана на 32 часа в каждом учебном году в течение четырех лет обучения в начальной школе, по 1 часу в неделю. Общее количество часов, отводимых на реализацию программы, составляет 128 часов. В программе указано примерное количество часов на изучение каждой темы. Учителю предоставляется возможность самостоятельно устанавливать количество учебного времени на изучение той или иной темы. Последовательность изучения разделов программы учитель также может определять по своему усмотрению, исходя из основного учебника Усачева А.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» (1-4) М: Дрофа 2012 год. В тех случаях, когда темы по ОБЖ близки по содержанию с темами курса «Ознакомление с окружающим миром», занятия целесообразно объединять. По усмотрению школы курс «Основы безопасности жизнедеятельности» может преподаваться отдельным часом, за счет вариативной части Базисного учебного плана или входить в содержание образовательного компонента «Окружающий мир».
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
-
Я и мое здоровье.
-
Как обеспечить безопасность ребенка.
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
-
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Первый раздел - «Я и мое здоровье».
Содержание этого раздела предусматривает выработку у ребенка позитивного самоотношения и самопринятия через осознание своего тела, своих ощущений, эмоциональное восприятие себя.
Основная цель раздела: - научить правильно относиться к своему здоровью, познакомить с системой закаливания, с первичной профилактикой заболеваний - ведь всем хорошо известно, что болезни легче предупредить, чем потом лечить. - воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека, научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Ребенок получит знания о себе, своем теле, начнет осознавать важность каждой системы организма для формирования здоровья. Раздел помогает познакомить с правилами здорового образа жизни:
-
Гигиена тела и жилища;
-
Режим труда и отдыха, двигательная активность;
-
Забота о душевном здоровье и хорошем настроении.
- научить понимать опасность, прогнозировать развитие ситуации, формировать навыки
- безопасность поведения дома;
- пожарная безопасность;
- безопасное участие в дорожном движении;
- безопасное поведение человека на воде;
- безопасное поведение человека в общественных местах;
- безопасное поведение человека в природных условиях.
Третий раздел - «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». Содержание раздела включает сведения о наиболее распространенных заболеваниях, основных факторах риска, их причинах, связи с образом жизни.
Цель раздела:
-научить некоторым правилам предупреждения инфекционных заболеваний, оказывать простейшую доврачебную помощь при небольших травмах. В разделе представлена информация по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике. Излагаются меры по профилактике травм в школьном возрасте, об оказании первой медицинской помощи при повреждениях в опасных и чрезвычайных ситуациях: при отравлениях, ожогах и обморожении, ушибах, ранениях, кровотечениях, растяжениях и переломах, поражениях электрическим током и молнией. Четвертый раздел - «Защита человека в чрезвычайных ситуациях».
Содержание раздела включает сведения об опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствия и влияние на безопасность жизнедеятельности.
Цель раздела: - научить понимать опасность ситуаций, возникающих в повседневной жизни, закономерности их проявления, способы защиты от них. Раздел включает в себя такие жизненно важные направления как: - Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - Действия обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
- Опасные ситуации социального характера, их прогнозирование и выход из них Специфика содержания курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы: в парке, лесу, широко используются такие формы как экскурсии, прогулки, практические занятия. Своеобразие содержания курса делает возможным применять такие нетрадиционные методы обучения: встречи и беседы с врачом, работниками дорожно-постовой службы, с людьми других профессий (профессионалов-спасателей, пожарных). Изменяется при этом и структура урока. Она становится дробной, т. е. состоит из нескольких взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Меняется и роль урока в классе. Урок из формы организации обучения «по готовому образцу» становится средством обобщения, систематизации знаний, полученных чувственным путем. По итогам изучения курса предполагается получить следующие результаты обучения: Выпускники начальной школы должны знать:
- названия важнейших органов человека;
- здоровье - непреходящая ценность человека;
- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- правила безопасного поведения;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
- правила поведения на природе;
- возможные ЧС природного и техногенного характера;
- основные хронические неинфекционные заболевания;
- инфекционные заболевания и принципы их профилактики;
- основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни.
- в приемах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечных ударах.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждено:
Заместитель директора школы по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«____»___________ 2012г. «____»_____________2012г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель курса: Формирование устойчивой мотивационно-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.
Категория слушателей: учащиеся 1-х классов
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: 1 час в неделю с сентября месяца в течение учебного года.
№
Название разделов программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теорет.
практич.
1.
Я и мое здоровье.
12
5
7
Разработка памятки. Конкурс рисунков. Тест ценностных ориентаций.
2.
Как обеспечить безопасность ребенка.
12
7
5
Участие в театрализованной инсценировке, конкурсе рисунков.
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
5
4
1
Индивидуальные задания творческого характера.
4.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
3
2
1
Тест ценностных ориентаций.
ИТОГО:
32 часа
18
14
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель курса:
- формирование устойчивой мотивационно-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.
Категория слушателей: учащиеся 2-х классов
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№
Название разделов программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теорет.
практич.
1.
Я и мое здоровье.
10
5
5
Весёлые физминутки. Конкурс рисунков. Тест ценностных ориентаций.
2.
Как обеспечить безопасность ребенка.
12
7
5
Участие в театрализованной инсценировке. Конкурс рисунков.
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
5
4
1
Творческие задания.
Оздоровительные минутки.
4.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
5
3
2
Ролевая игра,
Индивидуальные задания творческого характера.
ИТОГО:
32 часа
19
13
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель курса:
- формирование устойчивой мотивационно-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.
Категория слушателей: учащиеся 3-х классов
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№
Название разделов программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теорет.
практич.
1.
Я и мое здоровье.
7
5
2
Весёлые физминутки. Конкурс плакатов. Тест ценностных ориентаций.
2.
Как обеспечить безопасность ребенка.
17
10
7
Конкурс рисунков. Выработка правил поведения.
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
3
2
1
Оздоровительные минутки. Тестирование.
4.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
5
3
2
Мини-сочинения,
индивидуальные задания
ИТОГО:
32 часа
20
12
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель курса:
- формирование устойчивой мотивационно-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.
Категория слушателей: учащиеся 4-х классов
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№
Название разделов программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теорет.
практич.
1.
Я и мое здоровье.
8
5
3
Весёлые физминутки. Конкурс плакатов. Тест ценностных ориентаций.
2.
Как обеспечить безопасность ребенка.
15
8
7
Составление памяток. Творческие задания.
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
5
4
1
Оздоровительные минутки. Тестирование.
Игра-соревнование.
4.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
4
3
1
реферат,
Индивидуальные задания творческого характера.
ИТОГО:
32 часа
20
12
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждено:
Заместитель директора школы по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«____»___________ 2012г. «____»_____________2012г.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель: научить владению публицистическим стилем как средством воздействия на слушателей и читателей
Категория слушателей: учащиеся 1-х классов
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№
Название разделов и тем программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теорет.
практич.
1.
Я и мое здоровье.
12
5
7
1.1
«Что такое здоровье?».
1
1
1.2 Режим дня - залог здоровья.
1
1
Разработка памятки «Режим дня»
1.3
Чистота - залог здоровья.
1
1
Конкурс рисунков «Я и мое здоровье»
1.4-1.5
Правильная осанка - залог здоровья.
2
1
1
Разработка памятки «Сиди правильно!»
1.6
1.7
Здоровые зубы - залог здоровья.
2
1
1
Разработка памятки «Чистка зубов»
1.8
1.9
Береги глаза!
2
1
1
Гимнастика для глаз.
1.10
1.11
Береги слух!
2
1
1
Самомассаж ушей.
1.12
Обобщение по теме.
1
1
Тесты.
2.
Как обеспечить безопасность ребенка.
12
7
5
2.1
Здоровье и транспорт
1
1
Разработка памятки «Транспорт и ты!»
2.2
Дорожные знаки, их содержание и назначение.
1
1
Рисунок «Дорожные знаки»
2.3
Правила перехода улиц.
1
1
2.4
Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
1
1
2.5
Безопасное поведение на воде.
1
1
2.6
Безопасное поведение дома.
1
1
Творческая работа.
2.7
Электричество и газ - как источники опасности.
1
1
2.8
Домашние животные и меры безопасности при обращении с ними.
1
1
2.9
Лекарственные растения: береза, малина, одуванчик.
1
1
Рисунок «Лекарственные растения»
2.10
Правила обращения с лекарствами.
1
1
2.11
Пассивное курение.
1
1
2.12
Обобщение по теме.
1
1
Ролевая игра.
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
5
4
1
3.1
Основные виды травм.
1
1
3.2
Первая медицинская помощь при травмах.
1
1
3.3
3.4
Как уберечься от порезов и ожогов.
2
1
1
Индивидуальные задания творческого характера..
3.5
Укусы насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
1
1
4.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
3
2
1
4.1
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
1
1
4.2
Авария, катастрофа, стихийные бедствия.
1
1
4.3
Что такое гражданская оборона?
1
1
ИТОГО:
32 часа
18
14
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель: научить владению публицистическим стилем как средством воздействия на слушателей и читателей
Категория слушателей: учащиеся 2-х классов
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№
Название разделов и тем программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теорет.
практич.
1.
Я и мое здоровье.
10
5
5
1.1
«Что такое здоровье?».
1
1
1.2 Режим дня ученика 2-го класса..
1
1
Разработка памятки.
1.3
Учебный труд в режиме дня.
1
1
Памятка.
1.4
Физический труд в режиме дня.
1
1
1.5
Отдых в режиме дня.
1
1
Разработка памятки.
1.6
Сон. Гигиена сна.
1
1
1.7
Простудные и инфекционные заболевания.
1
1
Разработка памятки.
1.8
Питание в режиме дня.
1
1
1.9
Гигиена питания.
1
1
Разработка памятки.
1.10
Обобщение по теме.
1
1
Тесты.
2.
Как обеспечить безопасность ребенка.
12
7
5
2.1
Здоровье и транспорт
1
1
Разработка памятки.
2.2
2.3
Опасности на улице.
2
1
1
Плакат «Ты и улица»
2.4
2.5
2.6
Безопасное поведение на воде.
3
2
1
Разработка памятки. Творческая работа.
2.7
2.8
2.9
Безопасное поведение на природе.
3
2
1
Разработка памятки. Рисунок. Безопасное поведение на природе.
2.10
Опасные животные и насекомые.
1
1
Разработка памятки.
2.11
Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.
1
1
Творческая работа.
2.12
Обобщение по теме.
1
1
Ролевая игра.
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
5
4
1
3.1
Травмы бытовые и травмы на улице.
1
1
3.2
Виды травм, причины травм.
1
1
3.3
Приемы оказания первой помощи при травмах.
1
1
Индивидуальные задания.
3.4
Отравления.
1
1
3.5
Первая помощь при отравлении.
1
1
4.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
5
3
2
4.1
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
1
1
4.2
Авария, катастрофа, стихийные бедствия.
1
1
Реферат.
4.3
Что такое гражданская оборона?
1
1
4.4
Изучение средств индивидуальной защиты.
1
1
4.5
Обобщение по теме.
1
1
Тесты.
ИТОГО:
32 часа
19
13
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель: научить владению публицистическим стилем как средством воздействия на слушателей и читателей
Категория слушателей: учащиеся 3-х классов
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№
Название разделов и тем программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теорет.
практич.
1.
Я и мое здоровье.
7
5
2
1.1
Здоровье - главное богатство человека.
1
1
1.2 Самовоспитание и здоровье.
1
1
Разработка памятки.
1.3
Гигиена тела и жилища.
1
1
1.4
Правильное питание.
1
1
Памятка.
1.5
Режим труда и отдыха.
1
1
Разработка памятки.
1.6
Полезные и вредные привычки.
1
1
1.7
Обобщение.
1
1
Тесты.
2.
Как обеспечить безопасность ребенка.
17
10
7
2.1
Транспорт и ты.
1
1
Разработка памятки.
2.2
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
1
1
2.3
Дорожная разметка.
1
1
Плакат.
2.4
Переходим улицу, дорогу, перекресток.
1
1
Разработка памятки.
2.5
Сигналы светофора и регулировщика.
1
1
2.6
Виды транспортных средств.
1
1
Творческая работа.
2.7
Права и обязанности пассажиров.
1
1
Разработка памятки.
2.8
Огонь и человек.
1
1
2.9
Пожар в общественных местах.
1
1
Рисунок.
2.10
Возникновение пожара в общественном транспорте.
1
1
Разработка памятки..
2.11
Пожарная безопасность.
1
1
Творческая работа.
2.12-
2.16
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
5
3
2
Ролевая игра. Плакат. Сюжетно-ролевая игра Реферат.
2.17
Обобщение по теме.
1
1
Тесты.
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
3
2
1
3.1
Травмы бытовые и травмы на улице.
1
1
3.2
Отравления. Причина отравления.
1
1
3.3
Первая помощь при отравлениях.
1
1
Индивидуальные задания.
4.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
5
3
2
4.1
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
1
1
4.2
Авария, катастрофа, стихийные бедствия.
1
1
Реферат.
4.3
Основные мероприятия ГО по защите населения.
1
1
4.4
Изучение средств индивидуальной защиты.
1
1
4.5
Обобщение по теме.
1
1
Тесты.
ИТОГО:
32 часа
20
12
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель: научить владению публицистическим стилем как средством воздействия на слушателей и читателей
Категория слушателей: учащиеся 4-х классов
Срок обучения: 32 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№
Название разделов и тем программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
теорет.
практич.
1.
Я и мое здоровье.
8
5
3
1.1
Понятия «Здоровье. Здоровый образ жизни».
1
1
Творческая работа.
1.2 Факторы, влияющие на здоровье человека.
1
1
Разработка памятки.
1.3
Курение и его влияние на состояние здоровья.
1
1
1.4
Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
1
1
Творческая работа.
1.5
Как формируется пристрастие к наркотикам?
1
1
Плакаты, лозунги.
1.6
1.7
Профилактика вредных привычек.
2
2
1.8
Обобщение.
1
1
Тесты.
2.
Как обеспечить безопасность ребенка.
15
8
7
2.1
Транспорт и ты.
1
1
Разработка памятки.
2.2
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
1
1
2.3
Ты - велосипедист.
1
1
Плакат.
2.4
ГИБДД.
1
1
Разработка памятки.
2.5
Железнодорожный транспорт и его особенности.
1
1
2.6
Обязанности пассажиров железнодорожного транспорта.
1
1
Творческая работа.
2.7
2.8
Безопасное поведение на воде.
2
1
1
Разработка памятки.
2.9
Безопасное поведение на природе.
1
1
Рисунок.
2.10
2.11
Безопасное поведение на природе.
2
1
1
Разработка памятки. Творческая работа.
2.12
Меры пожарной безопасности при разведении костров.
1
1
Ролевая игра.
2.13
2.14
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
2
1
1
Плакат.
2.15
Обобщение по теме.
1
1
Тесты.
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
5
4
1
3.1
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.
1
1
3.2
Первая медицинская помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
1
1
3.3
Первая медицинская помощь при укусах животных.
1
1
3.4
Первая медицинская помощь при кровотечении из носа.
1
3.5
Порядок вызова скорой помощи.
1
Индивидуальные задания.
4.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
4
3
1
4.1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
1
1
4.2
Аварии на радиационных объектах.
1
1
Реферат.
4.3
План Го учебного заведения.
1
1
4.4
Обобщение по теме.
1
1
Тесты.
ИТОГО:
32 часа
20
12
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 класс (1-4) - 32 часа.
Я и мое здоровье. (12 часов). Первоначальное понятие «что такое здоровье». Анализ самоощущений больного и здорового человека. Возможности деятельности больного и здорового человека. Режим дня ученика 1-го класса, его характеристика. Режим дня и здоровье. Правила личной гигиены, их содержание, значение для охраны здоровья. Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Первоначальное понятие «что такое осанка». Правильная и неправильная осанка, значение правильной осанки. Правила сохранения и укрепления осанки. Здоровые зубы как составляющая общего здоровья человека. Правила ухода за зубами, правила чистки зубов. Глаза и их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения зрения. Уши и их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. Правила сохранения слуха.
Практические работы:
Анализ режима дня. Его корректировка в связи с некоторыми индивидуальными условиями жизни ребенка. Правильное мытье рук и пользование предметами личной гигиены. Правильная посадка при письме, чтении, рисовании, выполнении некоторых упражнений, укрепляющих осанку. Чистка зубов и массаж десен. «Гимнастика для глаз», определение расстояния от глаз до работы (книги, тетради, шитья и т.д.). Самомассаж ушей. Практикум «Чистка зубов». Выработка памяток «Как беречь органы слуха», «Как беречь органы зрения», «Как беречь зубы».
Экскурсия:
«От улыбки станет всем светлей» («В гости к стоматологу»)
Как обеспечить безопасность ребенка. (12 часов). Здоровье и транспорт. Дорожные знаки, их содержание и назначение, необходимость знания и соблюдения дорожных знаков. Правила перехода улиц с транспортным движением со светофором и без светофора. Необходимость соблюдать правила перехода улиц. Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Причина возникновения пожаров. Безопасное поведение на воде. Правила поведения при отдыхе у воды, умение плавать. Меры предосторожности при движении по льду водоема. Безопасное поведение дома. Как вести себя дома, если ты один? Электричество и газ как источники опасности. Домашние животные и меры безопасности при обращении с ними. Профилактика аддитивного поведения. Лекарственные растения: береза, малина, одуванчик. Правила обращения с лекарствами. Пассивное курение.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Анализ содержания дорожных знаков. Правила перехода улиц с транспортным движением.
ЭКСКУРСИИ: Наблюдение дорожных знаков, их содержания, размещения на улицах. Наблюдение выполнения правил в системе «дорожный знак - дорога - пешеход» и выработки у учащихся умения пользоваться советами дорожных знаков.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
(5 часов). Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь. Как уберечься от порезов и ожогов. Первая медицинская помощь при кровотечениях и ожогах. Укусы насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Как уберечься от порезов и ожогов. Первая медицинская помощь
Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (3 часа). Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Понятие опасности и чрезвычайной ситуации. Авария, катастрофа, стихийное бедствие. Что такое гражданская оборона, ее предназначение. Основные мероприятия ГО школы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Изучение правил поведения по единому сигналу «Внимание всем!»
2 класс (1-4) - 32 часа.
Я и мое здоровье. (10 часов). Режим дня и его составляющие. Назначение каждой части режима дня. Сходство и отличие режима дня в 1-м и во 2-м классах. Режим дня в рабочие, выходные дни и на каникулах. Учебный труд как основной труд ребенка. Его место в режиме дня. Физический труд в режиме дня. Виды физического труда, выполняемые ребенком в данном возрасте. Значение физического труда. Отдых в режиме дня. Виды и значения отдыха. Сон, как важнейший вид отдыха. Гигиена сна. Простудные и инфекционные заболевания. Предупреждение простудных заболеваний. Питание в режиме дня. Значение и режим питания. Состав пищи, ее разнообразие как важное условие сохранения здоровья. Гигиена питания и здоровье. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Анализ режима дня с целью установления его составляющих. Правила гигиены учебного и физического труда. Меры охраны от простудных заболеваний. Практическое занятие. Составление индивидуальной программы закаливания «Как обмануть злую простуду?». Экскурсия: «Движение - жизнь, здоровье и красота» (посещение спортивного комплекса)
Как обеспечить безопасность ребенка. (12 часов). Безопасное поведение на воде. Чем опасны водоемы зимой. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Уроки плавания. Подготовительные упражнения, помогающие освоиться в воде. Простейшие способы оказания помощи терпящему бедствие в воде. Безопасное поведение на природе. Правила безопасного поведения в лесу, поле, у водоема. Ориентирование в лесу. Опасные ситуации на природе: дождь, гроза, снегопад и др.. Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности. Опасные животные, насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми. Меры защиты от них.
Практические работы:
Безопасность на воде. Как правильно вести себя на воде.
Ядовитые растения, грибы, ягоды.
Экскурсии: Наблюдение дорожных знаков, их содержания, размещения на улицах. Наблюдение выполнения правил в системе «дорожный знак - дорога - пешеход» и выработки у учащихся умения пользоваться советами дорожных знаков.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. (5 часов). Травмы бытовые и травмы на улице. Виды травм (ушибы, ожоги, ранения и т.д.). Причины травм. Предупреждение травм. Некоторые элементарные приемы оказания первой помощи при травмах. Отравления. Причина отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Меры предупреждения травм. Приемы оказания первой помощи при травмах.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (5 часов). Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного характера. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите наводнений. Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». Изучение средств индивидуальной защиты. Основные средства индивидуальной защиты органов дыхания. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Изучение средств индивидуальной защиты.
3 класс (1-4) - 32 часа. Я и мое здоровье. (7 часов). Здоровье - главное богатство человека. Красота тела и внешнего вида здорового человека. Самовоспитание и здоровье. Правила здорового образа жизни. Гигиена тела и жилища. Правильное питание. Режим труда и отдыха. Занятия физической культурой и спортом. Полезные и вредные привычки. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Составления режима дня для ученика 3-го класса. Комплекс утренней гимнастики и последовательность закалки. Определение своего роста, веса. Составление меню рационального питания. Обучение самомассажу (массаж ладони, пальцев рук). Профилактика вирусных заболеваний с помощью пальцев (биокоррекция, массаж вирусных точек).
Как обеспечить безопасность ребенка. (17 часов). Безопасное поведение на улицах и дорогах. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Дорожная разметка. Переходим улицу, дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Огонь и человек. Пожар в общественных местах. Причина пожаров. Возникновение пожара в общественном транспорте. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры от воров и грабителей. Звонок в дверь. Звонок по телефону. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Дорога. Обочина, пешеходная дорожка - места для движения пешеходов.
Экскурсии:
«Мы - пассажиры». «Где можно играть?».
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. (3 часа). Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление. Причины отравлений. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. Практические работы: Первая помощь при отравлениях. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (5 часов). Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Основные мероприятия ГО по защите населения. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Простейшие средства защиты органов дыхания (ватно-марлевая повязка, противовоспалительная тканевая маска).
4 класс (1-4) - 32 часа. Я и мое здоровье. (8 часов). Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на здоровье. Безопасность человека. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Как формируется пристрастие к наркотикам. Профилактика вредных привычек. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Подсчет пульса в нормальном состоянии, после физических упражнений у тренированных и нетренированных учащихся. Оказание первой помощи при легких травмах, ожогах, обморожениях, небольших ранениях и ушибах. Обучение элементарным приемам управления собой. Конкурс рисунков по теме «Вредные привычки нам не сестрички!»
Экскурсии:
«Аптека в лесу и на кухне». Целебные свойства растений. Виды лекарственных препаратов. Советы доктора Пилюлькина.
Как обеспечить безопасность ребенка. (15 часов). Безопасное поведение на улицах и дорогах. Соблюдение правил движения велосипедистами. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности. Обязанности пассажиров при следовании железнодорожным транспортом. Безопасное поведение на воде. Способы и средства спасения утопающих. Основные плавательные средства. Безопасное поведение на природе. Ориентирование на местности. Определение расстояния по карте и на местности. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Меры пожарной безопасности при разведении костров. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Игры по правилам движения на специально размеченной площадке. Экскурсии: «Природа - залог здоровья». Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. (5 часов). Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь при порезах и ссадинах. Первая медицинская помощь при ушибах, ожогах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Первая медицинская помощь при кровотечении из носа. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Первая медицинская помощь при укусах животных. Порядок вызова скорой помощи.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (4 часа). ЧС техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах. Последствия. Мероприятия по защите. План ГО учебного заведения. Основные мероприятия ГО по защите учащихся. Эвакуация населения. Обязанности эвакуируемых. Правила поведения в пути следования. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Надевании и снимание противогаза (респиратора), и пребывание в нем. Действия учащихся по сигналам «Воздушная тревога!», «Отбой воздушной тревоги!»
Используемая литература:
-
Зайцев Г. К. «Уроки Мойдодыра» СПб : Акцидент 2007 год.
-
Зайцев Г. К. «Уроки Айболита» СПб : Акцидент 2007 год.
-
Мельничук В. М. «Дневничок - здоровячок». Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. Новосибирск, 2010 год.
-
Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 1-й класс начальной школы 1 - 4. М : Дрофа 2012 год.
-
Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 2-й класс начальной школы 1 - 4. М : Дрофа 2012 год.
-
Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 3-й класс начальной школы 1 - 4. М : Дрофа 2012год.
-
Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 4-й класс начальной школы 1 - 4. М : Дрофа 2012 год.
Литература для учащихся:
1. Основы безопасности жизнедеятельности \\ Справочник школьника\\ под ред.
В.П.Ситникова. - М., 1997. - 448с.
2. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 1-й класс начальной школы 1 - 4. М : Дрофа 2012год.
3.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 2-й класс
начальной школы 1 - 4. М : Дрофа 2012 год.
4.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 3-й класс
начальной школы 1 - 4. М : Дрофа 2012год.
5.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 4-й класс
начальной школы 1 - 4. М : Дрофа 2012 год.
6.Мельничук В. М. «Дневничок - здоровячок». Рабочая тетрадь по валеологии для
учащихся начальной школы. Новосибирск, 2012 год.
Литература для учителя:
-
Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья. Профиздат, 2000- 176с.
-
Ветрова В.В. Букварь здоровья, М : Дрофа 2010 - 80с.
-
Абаскалова Н.А. Здоровью надо учиться. - М: Медицина,Новокузнецк, 2010 - 143с.
26