Рабочая программа по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС

для УМК образовательной системы «ШКОЛА РОССИИ»


Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Улекчинская СОШ», авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой. Рабочая программа включает четыре раздела:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • учебный план, раскрывающий основные разделы и темы курса, контроль и количество часов
  • содержание тем учебного курса
  • учебно-тематический план. Основные темы делятся на подтемы.
  • контрольно-измерительные материалы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

2. Адресат Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России».

3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.).

4. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию учебного курса «Литературное чтение» К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  • автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;
  • имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:
  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;

  • выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
  • читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
  • читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
  • отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  • высказать свое отношение к прочитанному.
Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
5. Результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

6. Целевая установка Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. 4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

7. Принципы, лежащие в основе построения программы


  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).
8. Место учебного предмета в учебном плане После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения (по 2 часа в неделю, 17 учебных недель).

9. Основные содержательные линии курса Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения, формируя культуру общения. Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог (с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения).

10. Виды и формы организации учебного процесса Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков учащиеся используют приёмы само- и взаимопроверки.

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  • Виды занятий: самостоятельная работа, проверочная работа, урок:

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий. Урок развития речи. Урок внеклассного чтения.

11. Виды контроля В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль - при введении нового материала,
  • взаимоконтроль - в процессе его отработки,
  • рубежный контроль - при проверке техники чтения в течение курса.
  • итоговый контроль, включающий проверку техники чтения по окончанию курса.
Само- и взаимооценка осуществляются с помощью знаков !, +.

12. Объем и сроки изучения Программа учебного курса общим объемом 36 часов, по 2 ч. в неделю. Изучается в течение 18-и учебных недель.

13.Библиографический список Книгопечатная продукция Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. - М.: Просвещение, 2011. Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2014. Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. - М.: ВАКО, 2014. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение,2014. С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. - М.: ВАКО, 2013. Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2010. Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2010. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Книга для учителя. М, ВАКО, 2009. Печатные пособия Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний. Детские книги разных типов из круга детского чтения.

  • Портреты писателей и поэтов.

14. Электронные ресурсы www.vgf.ru [email protected], [email protected] n-shkola.ru [email protected]

Учебный план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретическое

контроль

1

Вводный урок

1

1

-

опрос

2

Жили-были буквы

6

5

1

с\к, в\к, р\к, тест, опрос

3

Сказки, загадки, небылицы

4

3

1

в\к, опрос, р\к

4

Апрель, апрель, звенит капель…

5

4

1

с\к, в\к, тест, р\к

5

И в шутку и всерьёз

6

5

1

с\к, тест, р/к

6

Я и мои друзья

6

5

1

с\к, в\к, опрос, тест, р\к

7

О братьях наших меньших

6

5

1

с\к, опрос, тест, и\к

Итого

34

28

6


Содержание тем учебного курса


Вводный урок

Жили-были буквы


В. Данько «Загадочные буквы».

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Повторение и обобщение.

Сказки, загадки, небылицы


Е. Чарушин «Теремок»

Русская народная сказка «Рукавичка»

Загадки, песенки

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

Александр Сергеевич Пушкин. Русская народная сказка «Петух и собака».

Повторение и обобщение

Апрель, апрель, звенит капель…

Апрель, апрель, звенит капель…

Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.

Повторение и обобщение

И в шутку и всерьёз

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!»

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук»

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон»

М. Пляцковский «Помощник»

Повторение и обобщение

Я и мои друзья


Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик»,

Я. Аким «Моя родня»

С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

Ю. Энтин «Про дружбу», Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

Повторение и обобщение

О братьях наших меньших


С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку»

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо»

Повторение и обобщение

Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

Дата

теоретические

практические


Урок 1
Вводный урок


1


1


-

опрос


11.01.


1


Жили-были буквы



6


5


1


Урок 1

В. Данько «Загадочные буквы».

1

1

-

взаимоконтроль

13.01.

Урок 2

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».

1

1

-

самоконтроль

18.01.

Урок 3

С. Чёрный «Живая азбука»,

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

1

1

-

тест

20.01.

Урок 4

С. Чёрный «Живая азбука»,

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

1

1

-

опрос

25.01.

Урок 5

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

1

-

взаимоконтроль

27.01.

Урок 6

Повторение и обобщение.

1

-

1

рубежный

01.02.


2


Сказки, загадки, небылицы



4


3


1


Урок 1

Е. Чарушин «Теремок»

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

1

-

взаимоконтроль

03.02.

Урок 2

Загадки, песенки

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

1

1

-

опрос

15.02.

Урок 3

Александр Сергеевич Пушкин.

Русская народная сказка «Петух и собака».

1

1

-

взаимоконтроль

17.02.


Урок 4

Повторение и обобщение


1


-


1

рубежный


22.02.


3



Апрель, апрель, звенит капель…


5


4


1


Урок 1

Апрель, апрель, звенит капель…

1

1

-

тест

24.02.

Урок 2

Т. Белозёров «Подснежники»,

С. Маршак «Апрель»

1

1

-

тест

29.02.

Урок 3

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой,

Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой

1

1

-

самоконтроль

02.03.

Урок 4

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.

1

1

-

взаимоконтроль

07.03.

Урок 5

Повторение и обобщение

1

-

1

рубежный

09.03.


4


И в шутку и всерьёз



6


5


1


Урок 1

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»,

Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!»

1

1

-

тест

14.03.

Урок 2

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

1

1

-

тест

16.03.

Урок 3

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»,

О. Григорьев «Стук»

1

1

-

самоконтроль

28.03.

Урок 4

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»,

К. Чуковский «Телефон»

1

1

-

тест

30.03.

Урок 5

М. Пляцковский «Помощник»

1

1

-

тест

04.04.

Урок 6

Повторение и обобщение

1

-

1

рубежный

06.04.


5


Я и мои друзья



6


5


1


Урок 1

Ю. Ермолаев «Лучший друг»,

Е. Благинина «Подарок»

1

1

-

опрос

11.04.

Урок 2

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»

1

1

-

взаимоконтроль

13.04.

Урок 3

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик»,

Я. Аким «Моя родня»

1

1

-

самоконтроль

18.04.

Урок 4

С. Маршак «Хороший день»

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

1

1

-

тест

20.04.

Урок 5

Ю. Энтин «Про дружбу»,

Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

1

1

-

опрос

25.04.

Урок 6

Повторение и обобщение

1

-

1

рубежный

27.04.


6


О братьях наших меньших

6

5



Урок 1

С. Михалков «Трезор»,

Р. Сеф «Кто любит собак…»

1

1

-

самоконтроль

02.05.

Урок 2

В. Осеева «Собака яростно лаяла»,

И. Токмакова «Купите собаку»

1

1

-

тест

04.05.

Урок 3

М. Пляцковский «Цап Царапыч»,

Г. Сапгир «Кошка»

1

1

-

опрос

11.05.

Урок 4

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»

1

1

-

тест

16.05.

Урок 5

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо»

1

1

-

самоконтроль

18.05.

Урок 6

Повторение и обобщение

1

-

1

итоговый

23.05

Итого


34

28

6


Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой и читательской деятельности



Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.



Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.



Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбрать из данного списка произведения для самостоятельного чтения учащимися. Представленные произведения дети могут читать в качестве дополнительной литературы дома вместе с родителями.
Малые жанры устного народного творчества Потешки Побасенки Частушки Небылицы Приговорки
Русские народные сказки Лихо одноглазое Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что Иван меньшой - разумом большой Сказка об Иване-богатыре Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке Царевна-лягушка Сивка-Бурка Русская классика для детей Крылов И. А. «Стрекоза и Муравей», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Лисица и Виноград», «Чиж и Голубь», «Слон и Моська», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» и др. Куприн А. И. «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Слон», Изумруд» и др. Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Песня- молния», «Что ни страница: то слон, то львица» и др. Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» и др. Толстой А. Н. «Приключения Буратино, или Золотой ключик» «Детство Никиты», «Князь Серебряный», «Прожорливый бани мак» и др. Толстой Л. Н. «Филипок», «Акула», «Прыжок» и др. Тургенев И. С. «Воробей», «Лес и степь» и др.



Русская литература для детей


Александрова 3. А. «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Мой мишка», «Смешные человечки» и др. Александрова Т. «Домовёнок Кузя» и др. Баруздин С. А. «Алёшка из нашего дома», «Как Снежок в Индию попал», «Равви и Шаши», «Светлана пионерка» и др. Бересов В. Д. «Читалочка», «Первый листопад» и др. Бианки В. В. «Кто чем поёт», «Лесная газета» и др. Василевич Алёна. «Бабушкины квартиранты», «Как я был доктором», «Друзья» и др. Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Военная тайна», «Судьба барабанщика» Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы», «Двадцать лет под кроватью» и др. Ершов П. П. «Конёк-горбунок» и др. Заходер Б. В. «Кит и кот» и др.

Чуковский К. И. «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон»,

«От двух до пяти» и др.

Шварц Е. Л. «Голый король», «Сказка о потерянном времени»,'

«Обыкновенное чудо», «Дракон» и др.


Зарубежная литература для детей


Андерсен Г. X. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Соловей», «Свинопас», «Принцесса на горошине» и др. Барри Д. М. «Питер Пен» и др.

Милн А. «Вини Пух и Все-Все-Все»

Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая

красавица» и др.

Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»

Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

Топелиус Ц. «Сказки»

Энде М. «Бесконечная история», «Волшебный напиток», «Мо-мо» и др.



Научно-популярная литература для детей


Баруздин С. А. «Сказка о трамвае» Беляев Е. «Как человек научился летать» Гагарин Ю. А. «Вижу Землю!» Глухов А., Лавринович И. «Юным друзьям книги» Гурьян О. «Мальчик из Холмогор» Дорохов А. А. «Про тебя самого» Дуров В. Г. «Мои артисты» Дуров В. Л. «Мои звери» Зубков Б.В. «Из чего сделаны машины» «Как построить небоскрёб» Кургузов О. «Почемучка» Лев Ф.Г. «Про завод и про то, как он живёт» Левин Б.Ю. «Астрономия в картинках» Лучесскои К. «От пирамиды до телебашни» Map Е. П. «Воздух, которым мы дышим» Маршак С. Я. «Как печатали вашу книгу» Осипов Н.Ф. «В воде и у воды» Плешаков А. А. «Атлас-определитель» Сахарнов С.С. «Про дельфина и осьминога» Тихонов А. В. «Про птиц. Моя первая книга о животных» Усачёв А.А. «Прогулки по Третьяковской галерее» Чаплина В. В. «Питомцы зоопарка» Юрмин Г. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»

Книги-справочники


Дмитриев Ю. «Кто живёт в лесу и что в лесу растёт» Житков Б. С. «Семь огней» Журналы «Юный натуралист», «Мурзилка», «Филя» и др. Сладков Н. И. «Азбука леса» Шибаев А «Язык родной, дружи со мной»

Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова

© 2010-2022